Научная статья на тему 'Особенности создания и использования электронных учебных пособий с помощью программы Microsoft Publisher'

Особенности создания и использования электронных учебных пособий с помощью программы Microsoft Publisher Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1334
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ (ЭУП) / ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭУП / ГИПЕРССЫЛКА / MICROSOFT OFFICE PUBLISHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарипова М. Ж., Тайиров А. Х., Мирсабурова У. М.

В статье рассмотрены особенности использования электронных учебных пособий нового поколения в учебном процессе. Также основное внимание авторы акцентируют на создания электронных учебных пособий с помощью системами основанных на использовании инструментальных средств общего назначения - пакета Microsoft Office.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарипова М. Ж., Тайиров А. Х., Мирсабурова У. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности создания и использования электронных учебных пособий с помощью программы Microsoft Publisher»

экологии и БЖД разработано мультимедийное учебное пособие «Многообразие животного мира. Беспозвоночные», в котором представлены разделы с теоретическим материалом, практическими заданиями, видеоматериалом, тестовым контролем.

В разделе «Теория» представлены следующие темы: «Общая характеристика царства животные», «Подцарство одноклеточные», «Тип кишечнополостные», «Тип плоские черви», «Тип круглые черви», «Тип кольчатые черви», «Тип членистоногие», «Тип моллюски». Кроме текстового материала каждая тема снабжена структурно-логическими схемами.

Практические задания, контрольные вопросы и вопросы для обсуждения по всем темам представлены в разделе «Практика». В разделе «Видео» представлено 17 видео роликов продолжительностью 2-5 минут по различным тематикам. В разделе «Тесты» по каждой теме студенты могут пройти тестирование на оценку.

При работе с мультимедийным учебным пособием студент самостоятельно выбирает последовательность работы с представленным учебным материалом. Так, например, при рассмотрении любого раздела теоретического материала можно по конкретной теме просмотреть видеоматериал, структурно-логические схемы, а также выполнить практические задания и тесты. С другой стороны, с каждым из представленных разделов мультимедийного учебного пособия можно работать отдельно и в любой последовательности.

Для разработки мультимедийного учебного пособия «Многообразие животного мира. Беспозвоночные» были выбраны следующие программные продукты: Adobe

Dreamweaver, Pinnacle Studio(для обработки видео), FreeMind (для создания структурнологических схем), Notepad. Программный продукт реализован на основе языка разметки гипертекста HTML, каскадных таблиц стилей CSS и сценариев на языке JavaScript.

Мультимедийное учебное пособие «Многообразие животного мира. Беспозвоночные» ориентировано на студентов-эколо-гов и студентов естественнонаучных специальностей, абитуриентов. Пособие в равной степени может быть использовано при работе студентов на семинарских, практических занятиях, интерактивных лекциях и дома для организации самостоятельной работы студентов. Представленный материал позволяет существенно расширить методические возможности преподавателя.

Литература

1. Цифровые образовательные ресурсы в школе: вопросы педагогического проектирования: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов. М.: Университетская книга, 2008.

2. Данович Л.М., Шапошникова Т.Л. Этапы проектирования педагогических программных продуктов // Фундаментальные исследования. 2008. № 5 С. 65-66. URL: www.rae.ru

УДК 778.14

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ

MICROSOFT PUBLISHER

М.Ж. Зарипова, А.Х. Тайиров, У.М. Мирсабурова

В статье рассмотрены особенности использования электронных учебных пособий нового поколения в учебном процессе. Также основное внимание авторы акцентируют на создания электронных учебных пособий с помощью системами основанных на использовании инструментальных средств общего назначения - пакета Microsoft Office.

Ключевые слова: электронное учебное пособие (ЭУП), основные требования к ЭУП, гиперссылка, Microsoft Office Publisher.

В настоящее время ни у кого не вызы- учебный процесс, дополняя его разнообраз-

вает сомнения тот факт, что электронные ными возможностями компьютерных тех-

учебные пособия позволяют обогатить нологий, и делают его, таким образом, бо-

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012

лее интересным и привлекательным для обучающихся.

Исключительно высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов курсов, комплексность и интерактивность делают программы незаменимыми помощниками, как для ученика, так и для учителя. Также, используя электронные учебные пособия, учитель освобождается от многих рутинных операций, получает возможность тестировать и диагностировать учащихся, отслеживать динамику обучения и развития практических навыков.

Применений электронных учебных изданий в учебном процессе в настоящее очень актуально, однако существует ряд проблем.

Проанализировав созданные разработчиками электронные учебные издания по различным дисциплинам, рекомендованные для школьников, для студентов, мы пришли к выводу, что некоторые из них нецелесообразно систематически их использовать в учебном процессе. Это объясняется рядом причин: очень большим объемом некоторых учебников; несоответствием содержания учебника рабочей программе конкретного вуза (или несоответствием распределения информации по отдельным разделам), отсутствием примеров решения задач; экономическими факторами: не любой вуз способен обеспечить всех студентов дорогостоящими учебниками.

Согласно концепции информатизации сферы образования Республики Узбекистан, обмениваясь опытом, изучив работы, анализируя статьи [2-4], касающиеся электронным учебным изданиям, изучая опыты ведущих ученых зарубежных стран и стран СНГ, в том числе и отечественные литературы, мы выделили основные требования к ЭУП:

1. Постановка цели и задач ЭУП.

2. Отбор и структуризация материала.

3. Определение структурных элементов учебника.

4. Разработка дизайна.

5. Реализация учебника, его апробация и коррекция.

Следует отметить, что каждый заинтересованный в создание ЭУП человек должен соблюдать вышеперечисленные требования.

Создания электронных изданий вызывают интерес у преподавателей различных дисциплин, в том числе и у преподавателей

информатики. Однако для многих из них создание собственных электронных учебных пособий (ЭУП) по преподаваемым дисциплинам вызывает значительные затруднения из-за не компетентности в области самостоятельного создания электронных учебных пособий средствами программирования.

Предлагаемое авторами электронное учебное пособие может заинтересовать любого преподавателя, занимающегося созданием электронных учебных изданий, а также людей, не компетентных в этой области.

Нами предложено создание ЭУП по дисциплине «Информационные технологии» системами основанный на использовании инструментальных средств общего назначения - пакета Microsoft Office (например, программа Microsoft Publisher). Положительные стороны этой системы заключаются в том, что она имеет высокую скорость разработки, в ней не требуется специальных знаний в области программирования и использования баз данных, имеется возможность вставки объектов других программных пакетов.

Publisher является прекрасным средством для разработки ЭУП, особенно если это ваш первый опыт в этом деле. В этой программе реализован понятный и удобный подход к разработке веб-страниц - «что видишь на экране, то и получишь в результате» - в сочетании с привычным интерфейсом Microsoft Office [5]. Таким образом, с помощью Publisher вы можете создать прекрасный ЭУП независимо от вашей подготовки. Обратите внимание, что Publisher не является ни HTML-редактором, ни программой управления вебузлами, как Microsoft Office FrontPage 2003. Publisher оптимально подходит для создания ЭУП, для которых не требуется сложное программирование и использование баз данных.

При создании ЭУП не забывайте, что сначала файл нужно сохранять как файлы Publisher. Не следует сохранять его как вебстраницу до тех пор, пока работа не будет полностью закончена. Связано это с тем, что если файл Publisher сохранен как вебстраница, то его уже нельзя будет редактировать с помощью Publisher.

В разрабатываемой нами ЭУП с помощью гиперссылок можно связать содержимое страниц между собой или с другими ЭУП в Интернете, а также добавить гипер-

ссылки к текстовым объектам или любым другим объектам на странице (например, к целому рисунку или к его части).

В предлагаемом нами электронном учебном пособии с помощью гиперссылок

мы с главной страницы (рис. 1) переходим на следующие страницы, в частности, например, на страницу «Темы лекций», где гиперссылки обращены на мультимедийные презентации.

Рис. 1. С главной страницы переход на страницу «Темы лекций»

Однако в зависимости от сохранения документа будут отличаться и режимы просмотра презентации.

При необходимости тестирования знаний можно перейти на страницу «Тесты». Нажав на гиперссылку «Тесты по информационным технологиям», можно перейти на следующую страницу, где выбирается тема, по которой необходимо произвести контроль знаний, после чего можно перейти на страницу, где непосредственно производится тестирование.

Когда работа над ЭУП будет полностью завершена, ее нужно сохранить как вебстраницу. Publisher переводит все страницы в формат HTML и помещает встроенные файлы в специальную папку. Язык HTML использует символы и коды, с помощью которых веб-браузеры отображают текстовую, графическую и другую информацию на вебстранице.

Предложенное авторами электронное учебное пособие будет интересно особенно школьникам, студентам, магистрантам и аспирантам, повысит их мотивацию в изучении учебного курса, предоставит возможность преподавателю адекватно оценить уровень знаний студентов вне зависимости от внеш-

них факторов. Кроме того, данное исследование также может выступать в качестве методической рекомендации для преподавателей вуза по составлению электронных учебников по преподаваемым курсам. Также созданное электронное учебное пособие можно использовать в качестве электронных образовательных ресурсов для более эффективной организации учебного процесса.

Литература

1. Деменева И.М. Создание web-узлов в программе Microsoft Publisher (методическое пособие). URL: http://festival.1september.ru

2. Вуль В.А. Электронный учебник и самостоятельная работа студентов // Учебные и справочные электронные издания: опыт и проблемы: мат-лы науч.-практ. конф. СПб., 2001.

3. Гончаров А.Ю. Access 2007: самоучитель с примерами. М.: КУДИЦ-Образ, 2008.

4. Зимина О.В., Кириллов А.И. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003.

5. Зарипова М.Ж, Хасанов А.А. Создание электронных учебных пособий с помощью программы Microsoft Publisher // Актуальные вопросы формирования информационно образовательной среды в учебных заведениях: мат-лы республиканской науч. конф. Ташкент, 2011. С. 57-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.