УДК 371.38
Психолого - педагогические науки
Гилязетдинова Айгуль Фанилевна, студентка, Филиал ФГБОУ «Башкирский государственный университет»
г. Стерлитамак, Россия e-mail: aigul13101997@yandex.ru
ПРИМЕНЕНИЕ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Аннотация: В данной статье описывается роль и влияние декоративно прикладного искусства на развитие ребенка с ограниченными возможностями. Анализируются отношения детей и родителей в процессе обучения, а так же развитие их творческих способностей.
Ключевые слова: воспитание, ребенок, творческая деятельность, ДПИ,
ОВЗ.
Annotation: This article describes the role and influence of arts and crafts on the development of a child with disabilities. The relations of children and parents in the learning process, as well as the development of their creative abilities are analyzed.
Key words: education, child, creative activities, arts and crafts, HIA.
В условиях современного российского образования особую значимость приобретает проблема создания оптимальных методов и условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья [3], главная задача, которого заключается в подготовке ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к вхождению во взрослую жизнь.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс такие методы и приемы, которые помогут детям с ОВЗ не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности.
Если говорить в целом о творческой деятельности, то в ней выделяется интеллектуальная, мотивационная и личностная составляющие. Занимаясь творчеством, дети приобретают дополнительные знания о предмете своего творчества, которые превращаются для них в инструменты деятельности. Ребенку изначально присуще эмоционально-образное восприятие действительности, а в дальнейшем он переходит к рациональной деятельности и на этой основе происходит развитие его творческих способностей [2].
Учитывая особенности психофизического развития детей ограниченных возможностей, медицинские рекомендации, физические ограничения, а также цели социальной адаптации ребенка-инвалида, вводятся новые методы обучения декоративно прикладного искусства.
Декоративно прикладное искусство (ДПИ) связан с эмоциональной и эстетической стороной жизни детей, в ней находят свое отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. Уроки ДПИ играют огромную роль в эмоционально - эстетическом развитии детей. Декоративно-прикладное искусства - это система занятий и мероприятий прежде всего, развивающие творческие способности, которые в свою очередь, являются необходимым условием для развития социально значимой, гармоничной, позитивной и успешной личности. Так как этот вид искусства близок к детскому творчеству, его красочность и нарядность привлекает взгляд и радует глаз.
Для многих детей с ограниченными возможностями здоровья особенно у тех, у кого нарушена речь, слух, мелкая моторика, декоративно-прикладное творчество является основным видом деятельности. Через него происходит познание мира и выработка навыков работы с различными материалами. Развивается фантазия, формирование активной жизненной позиции у детей через расширение сфер их деятельности: изготовление замечательных
произведений декоративно-прикладного творчества для украшения своего интерьера, подарков гостям и родным, организацию выставок [1].
На занятиях декоративно-прикладного искусства очень важно вовлекать детей с ограниченными возможностями в коллективную работу. Успех совместной деятельности зависит от разделения обязанностей и приучает к самоконтролю.
Система реабилитации на занятиях декоративно-прикладным искусством предусматривает работу не только с детьми, но и с их родителями. Наблюдения за деятельностью ребенка во время занятий, совместные обсуждения с педагогом впечатлений помогают родителям видеть не только возможности ребенка, но и перспективу его развития.
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо, как и для любого человека. Ребенок становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументированно умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но самое главное - это, то, что у ребенка развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления.
Библиографический список:
1. Бойков Д. И., Бойнова С. АВ., Граш Н. Е. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. М.: Новый учебник, 2013.
2. Крупина О. В., Ибатуллин М. Н. Основы творческо-конструкторской деятельности: Учеб. пособие для студ. технолого-экономических фак. педагогических вузов. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2008. - 200 с.
3. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. - М.: Педагогика - Пресс, 2006. - 284 с.