Научная статья на тему 'Амплификация познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях поликультурной среды'

Амплификация познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях поликультурной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМПЛИФИКАЦИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ОРНАМЕНТ / УЗОР / AMPLIFICATION / PRESCHOOL CHILDREN / COGNITIVE DEVELOPMENT / POLYCULTURAL ENVIRONMENT / NATIONAL ARTS AND CRAFTS / ORNAMENT / PATTERN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уланова Светлана Львовна, Винокурова Наталья Валентиновна

Данное исследование посвящено проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста. Авторами рассматривается содержательный аспект определения понятий «познавательное развитие», «амплификация». В работе актуализируется необходимость обогащения представленного содержания работы по использованию мордовского народного декоративно-прикладного искусства в непосредственно образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уланова Светлана Львовна, Винокурова Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMPLIFICATION OF COGNITIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF POLYCULTURAL ENVIRONMENT

This study is devoted to the problem of cognitive development of preschool children. The authors consider the content aspect of the definition of the concepts of "cognitive development", "amplification". In the work actualizarea the necessity of enriching the content presented work on the use of mordovian folk decorative-applied art in directly educational activities.

Текст научной работы на тему «Амплификация познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях поликультурной среды»

Педагогика

УДК 373.2(045)

кандидат педагогических наук, доцент Уланова Светлана Львовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Винокурова Наталья Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

АМПЛИФИКАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста. Авторами рассматривается содержательный аспект определения понятий «познавательное развитие», «амплификация». В работе актуализируется необходимость обогащения представленного содержания работы по использованию мордовского народного декоративно-прикладного искусства в непосредственно образовательной деятельности.

Ключевые слова: амплификация, дети дошкольного возраста, познавательное развитие, поликультурная среда, национальное декоративно-прикладное искусство, орнамент, узор.

An^tatton. This study is devoted to the problem of cognitive development of preschool children. The authors consider the content aspect of the definition of the concepts of "cognitive development", "amplification". In the work actualizarea the necessity of enriching the content presented work on the use of mordovian folk decorative-applied art in directly educational activities.

Keywords: amplification, preschool children, cognitive development, polycultural environment, national arts and crafts, ornament, pattern.

Введение. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития психических процессов, личностных качеств, практических умений, навыков. Значительное место в данном развитии отводится различным видам детской деятельности, которая дает возможности для сотрудничества ребенка и взрослого, предполагает активность детей в освоении различных знаний.

Осваивая опыт предыдущих поколений, формируется система познавательных интересов и действий ребенка, способствующая приобретению собственного личностного опыта в отношении к миру людей, животных, растений. Ребенок стремится к получению информации, ее осмысливанию, учится анализировать, обобщать. Тем самым происходит познавательное развитие дошкольников.

Изложение основного материала статьи. В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых показана особая роль познавательного развития детей (Ж. Пиаже, Я. А. Коменский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, H. H. Поддьяков и другие). В основу своих теоретических суждений исследователи определили познавательное развитие как естественное стремление детей к познанию, к целостному восприятию окружающего мира.

В работах А. С. Микериной раскрыто понятие «познавательное развитие» применительно к дошкольному возрасту. Автор определяет познавательное развитие дошкольника как целенаправленный процесс раскрытия в ребенке познавательных возможностей, обнаружение их в себе с целью познания окружающей действительности и активного участия в ней, как эволюционный процесс перехода от любопытства к любознательности до познавательного интереса и познавательной активности, осуществляемый под непосредственным участием «Значимого» взрослого [7]. Можно отметить, что особую значимость приобретает деятельность педагога, выступающего при этом в роли наставника, инициирующего процесс познания, или в роли тьютора, обеспечивающего сопровождение данного процесса.

Согласно ФГОС ДО развитие детей дошкольного возраста должно осуществляться на основе амплификации (обогащения): максимальное развертывания скрытых резервов специфических видов деятельности дошкольника. Такими видами деятельности в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность, игра, практическая деятельность.

Термин «амплификация» интерпретируется по-разному в зависимости от сферы применения. В психологических исследованиях амплификация детского развития рассматривается как «условие свободного развития, поиска и нахождения ребенком себя в материале, затем преодоления материала и преодоления себя в той или иной форме деятельности или общения. Ребенку должен быть предоставлен широкий выбор разнообразных деятельностей, в которых у него появляется шанс отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам» [4; с. 8].

Словарь терминов по дошкольному образованию раскрывает значение понятия как максимальное использование возможностей каждого возраста для полноценного психического развития ребенка, подразумевающее «обогащение» содержания детского развития наиболее значимыми для ребенка формами и способами деятельности. Для детей это оптимальное использование специфически детских видов деятельности (в том числе и продуктивной) [3].

Применительно к нашему исследованию, наиболее значимым считаем высказывания о смысле амплификации В. Т. Кудрявцева, согласно которому «амплификация означает содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самодеятельность, направленную на творческое переосмысление (переконструирование) этих образцов, главным результатом которой становится порождение нового образа себя и своих возможностей. Благодаря самореализации своего субъекта - ребенка» [6, с. 6].

Приобщение ребенка к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка - ведущие принципы дошкольного образования, определенные ФГОС ДО.

Ключевым моментом учета этнокультурной ситуации развития детей дошкольного возраста станет раскрытие объективного многообразия рассматриваемой национальной культуры, характера внутренних взаимосвязей. При этом амплификация познавательного развития сама по себе не является определяющим,

полученные в результате знакомства с культурным наследием региона сведения характеризуются не столько объемом, сколько степенью их осмысленности.

В связи с этим возникает необходимость организации поликультурной образовательной среды дошкольной образовательной организации. З. П. Красношлык определяет ее как целенаправленно организованный педагогический процесс, обеспечивающий развитие у детей национального самосознания и воспитания гражданина и патриота [5]. Насыщая образовательный процесс аутентичными изделиями национальной традиционной культуры своего народа, дети приобретают определенные знания по видам народного искусства, традициям и обрядам; реализуют их в процессе собственной художественной деятельности.

Использование предметов национального декоративно-прикладного искусства, его орнаментики в непосредственно образовательной деятельности дошкольной образовательной организации возможно, поскольку оно отличается простыми формами, яркостью цвета и составом композиционного построения узора, его образы понятны и доступны детям дошкольного возраста по восприятию и воспроизведению в собственной декоративной деятельности.

Процесс восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства сопровождается процессом воспроизведения основных элементов орнаментики в декоративном творчестве детьми дошкольного возраста на основе создания разнообразной посуды, декоративных пластин, фигурок по мотивам народных промыслов.

Мордовское народное искусство основано на глубоких художественных традициях, богато разнообразием видов (устное народное творчество, музыкальное, изобразительное и декоративно-прикладное искусство), каждый из которых полно представляет свои характерные особенности. Их изучение необходимо для сохранения и развития целостности культуры народа.

Несомненной выразительностью обладает вышивка. Ее своеобразие и высокое художественное исполнение отмечали многие исследователи (П.-С. Паллас, А. О. Гейкель, Н. И. Гаген-Горн, Т. А. Крюкова, В. Н. Белицер, В. Н. Мартьянов и другие). В научных работах представлены ценные замечания по технике вышивания, колориту и орнаментальному составу мотивов мордовской вышивки, подробно рассматриваются и выделяются отдельные элементы с указанием на зависимость их формы от техники вышивания.

Анализируемый далее материал по включению в непосредственно образовательную деятельность дошкольных организаций аутентичных произведений национального искусства подробно и содержательно представлен в авторских материалах, публикациях, где освещена система работы по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами мордовского декоративно-прикладного искусства. В рамках данного исследования иллюстрируется проблема амплификации познавательного развития дошкольников на материале данного вида искусства [1; 10].

Система работы по амплификации познавательного развития детей дошкольного возраста посредством мордовского народного декоративно-прикладного искусства включает:

1) создание предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации, где поликультурный, этнокультурный подходы являются основными в оформлении интерьера орнаментальными мотивами народного искусства (уголка групповой комнаты / «мордовской избы»); предметно-развивающая среда заполняется материалами национального содержания: народные игры, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование;

2) наполнение образовательного пространства этнокультурного и поликультурного содержания. Для обогащения образовательного пространства необходимо проводить различные выставки, создавать коллекции кукольных народных костюмов мордвы, персонажей различных народных литературных произведений;

3) организация совместной продуктивной деятельности педагога и детей по декоративному, художественно-речевому творчеству.

Содержание работы распределяется по этапам обучения, каждый из которых имеет свои задачи, содержание и методику соответственно возрастному уровню развития детей 3-6 лет.

Амплификация познавательного развития детей дошкольного возраста посредством использования в непосредственно образовательной деятельности предметов мордовского народного декоративно-прикладного искусства осуществляется по двум направлениям:

- развитие познавательного интереса через восприятие предметов декоративно-прикладного искусства мордвы в процессе рассматривания, слушания (знаниевый компонент);

- развитие познавательной активности через орнаментацию изделий в процессе практического освоения приемов получения элементов мордовского узора (деятельностный компонент).

Процесс работы осуществляется в несколько этапов, поскольку амплификация познавательного развития возможна только с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста в определенный возрастной период.

I этап обучения предусматривает игровые действия детей 3-го года с мордовской народной игрушкой, характеризующиеся проявлением интереса и эмоциональной реакции на предложенную игрушку.

Показатели познавательного развития на данном этапе обучения: побуждение к проявлению интереса к мордовской народной игрушке (деревянная игрушка - образ «коня», глиняная игрушка-свистулька - образ «птицы») в совместной деятельности педагога и детей. Проводится в специально организованной зоне национальной культуры. Педагог, привлекая детей к рассматриванию игрушки, сопровождает свою беседу потешками, отрывками из мордовских народных сказок, создавая тем самым эмоционально благоприятную обстановку для детей; воспитание устойчивого интереса к народной игрушке (дети самостоятельно рассматривают ее, пытаются применять в своих игровых действиях).

II этапа определяет работу педагога с детьми 4-го года по воспитанию устойчивого интереса к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства (мордовская народная игрушка, вышивка) посредством игровой и собственной декоративной деятельности, которая сопровождается процессом выкладывания узоров из простейших геометрических форм с использованием основных цветов мордовской вышивки.

Показатели познавательного развития на данном этапе обучения: развитие представлений (знаний) о характерных особенностях мордовского декоративно-прикладного искусства (выделение колорита мордовской одежды (красно-черно-белый), простейших элементов узора); экспериментирование на основе

самостоятельного составления узоров из геометрических форм по мотивам мордовской орнаментики.

В процессе выкладывания дети манипулируют с простейшими геометрическими фигурами определенного цвета, которые обозначают основные цвета мордовской вышивки, комбинирование их обогащает представление о колорите и подводит к осознанию украшения игрушек, предметов быта мордвы орнаментом. Амплификация познавательного развития детей 4-го года происходит в декоративной деятельности и характеризуется тем, что освоенные элементы узоров мордовской вышивки дети могут использовать на листе различного формата: на круге, квадрате, полосе, которые являются в данном случае образами тарелочки, салфетки, полотенца. При украшении данных изделий дети в сотворчестве с педагогом воспроизводят известные им способы выкладывания, находят наиболее приемлемые варианты изображения и путем наклеивания оформляют изделие.

Амплификация познавательного развития на основе эмоционального восприятия предметов быта мордвы у детей 5-ти лет осуществляется посредством украшения сложными комбинациями элементов мордовской орнаментики на основе подражания стилю декоративно-прикладного искусства мордвы и дальнейшей его интерпретации в собственном декоративном рисунке, что составило основу обучения на III этапе.

Показатели познавательного развития на данном этапе обучения: развитие устойчивого познавательного интереса к характерным особенностям декоративно-прикладного искусства мордвы, которое способствовало овладению практическими навыками получения элементов на основе предлагаемого алгоритма получения; развитие познавательной активности посредством экспериментирования по созданию сложных комбинаций узоров вышивки мордвы, как из готовых деталей, так и самостоятельно полученным, соблюдая ритм, симметрию, цветовую гамму.

Обогащение познавательного развития детей происходит посредством рассматривания различных вариантов размещения элементов на определенной геометрической форме (полосе, квадрате, круге): образцов - «педагогических рисунков», где выделяется сходство и различие (по цвету, элементам, расположению), художественное своеобразие каждого; выбора способов декорирования изделия.

IV этап рассматривает содержание деятельности с детьми 6-ти лет по декорированию женского национального костюма и головных уборов с использованием различных конфигураций элементов геометрических и растительных форм в процессе собственного декоративного творчества; а также самостоятельного применения приобретенного эстетического и познавательного опыта.

Показатели познавательного развития на данном этапе обучения: формирование устойчивого познавательного интереса и обогащение образных представлений о мордовском декоративно-прикладном искусстве; познавательной активности в процессе собственного проектирования и экспериментирования по орнаментации изделий.

Амплификация познавательного развития детей осуществлялась в процессе:

- углубления знаний о мордовском декоративно-прикладном искусстве (глиняная посуда с росписью, предметы быта мордвы, национальный костюм мокшанок и эрзянок, содержащий материал об орнаментальном и композиционном строе мордовской вышивки, разнообразии цветовой гаммы узоров; детские литературные произведения мордовских авторов с иллюстрациями к ним, а также книги и тематические альбомы о декоративно-прикладном искусстве мордвы);

- насыщения процесса проектирования и экспериментирования по орнаментации изделий декоративно-прикладного искусства мордвы посредством использования схем последовательности вырезания (изображения) сложного элемента орнаментики (активизация и восстановление в памяти приема получения элемента в аппликации или в рисовании); использования словесного описания приема вырезания (изображения) элемента (восстановление последовательности этапов получения элемента (либо одного из этапов в случае забывания).

Развитие познавательной активности, моторики рук, приобретение опыта практического освоения художественного своеобразия мордовского декоративно-прикладного искусства являются определенными показателями становления познавательной сферы дошкольника.

Выводы. Амплификация познавательного развития детей дошкольного возраста посредством мордовского декоративно-прикладного искусства осуществляется на основе эстетического восприятия аутентичных произведений мордовского народа (расширения и углубления знаний и представлений об особенностях мордовского узора, национального костюма и головных уборов); применения в собственной речи слов на мокша-эрзя языках словарного запаса (называние элементов орнамента, частей женского национального костюма и головных уборов на русском и мокша (эрзя) языках); установление ассоциативных образов с предметами и явлениями окружающей действительности на основе элементов мордовской орнаментики для более точного запоминания их названия и конфигурации; приобретение эстетического опыта через проектирование и экспериментирование собственного художественного образа.

Литература:

1. Валдоня, (Светлячок): Программа и методические рекомендации: для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия / С.Л. Уланова [и др.]; отв. ред. И.М. Фадеева. - Саранск: Красный октябрь, 2001. - 108 с.

2. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н.Е Веракса, О.Р. Галимов. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 77 с.

3. Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Н.А. Виноградова и [др.]. - М.: Айрис-пресс, 2005. - С. 15-16.

4. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. - 512 с.

5. Красношлык, З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / З. П. Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Молодой ученый, 2013 - С. 32-34.

6. Кудрявцев, В.Т. А.В. Запорожец: от идеи самоценности детства - к принципам самодетерминации и амплификации детского развития / В.Т. Кудрявцев // Наука о детстве и современное образование: материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца; ред. Л.А. Парамонова, В.И. Слободчиков, О.С. Ушакова, [и др.]. - М.: Центр «Школьная книга», 2005. - С. 5-8.

7. Микерина, А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе: автореф. канд. пед. наук / А.С. Микерина. - Челябинск, 2013. - 21 с.

8. Плаксина, Е.С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста / Е.С. Плаксина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 84-85.

9. Психология детства: учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. - С. 74-75.

10. Уланова, С.Л. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами мордовского декоративно-прикладного искусства: дис. канд. пед. наук / С.Л. Уланова. - Саранск, 1999. - 177 с.

Педагогика

УДК:37.017

доктор педагогических наук, профессор Шерайзина Роза Моисеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, профессор Александрова Марина Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); магистрант Новокшонова Кристина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

ПРОДУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема продуктивного взаимодействия педагогов детского сада с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются основные понятия по теме статьи. Проанализированы нормативно-правовые документы подтверждающие актуальность темы. Выделены формы и методы продуктивного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инклюзивное образование, взаимодействие, продуктивное взаимодействие, продуктивное взаимодействие детского сада и семьи, имеющей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Annоtation. The article deals with the problem of the productive interaction of kindergarten teachers with parents of children with disabilities. The basic concepts of the article are revealed. Analyzed regulatory documents confirming the relevance of the topic. The forms and methods of productive interaction of teachers of preschool educational organizations and parents of children with disabilities are highlighted.

Keywords: inclusive education, interaction, productive interaction, productive interaction of kindergarten and family with children with disabilities.

Введение. Взаимодействие взаимодополняющих друг друга и развивающихся социальных структур, мира детства и мира взрослых, является одним из приоритетных направлений развития современного общества. В рамках данных структур важна организация продуктивного взаимодействия участников образовательных отношений, в первую очередь, в системе дошкольного образования.

Дошкольный период очень важен в жизни ребенка, так как именно в нем формируются основные представления об окружающем мире. Дошкольник открывает для себя новый мир, внося в него что-то новое. Каждый ребенок проживает этот период, несмотря на свои индивидуальные особенности.

Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, профессиональных стандартов «Педагог» и «Специалист по работе с семьей» обозначило в системе дошкольного образования новые целевые ориентиры воспитания дошкольников, одним из которых является обеспечение равных начальных условий для их всестороннего развития и право каждого ребенка получать доступное и качественное образование.

В статье представлен и научно обоснован процесс организации продуктивного взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с нормативно-правовыми документами всем детям гарантировано получение качественного дошкольного образования независимо от национальности, пола, социального статуса и физического здоровья. При разработке ФГОС дошкольного образования были максимально учтены образовательные потребности различных категорий дошкольников.

В последнее время большое внимание в системе образования России уделяется вопросам инклюзивного образования. В контексте основных положений Закона об образовании РФ реализация идей инклюзивного образования позволяет каждому ребенку, независимо от его индивидуальных особенностей, адаптироваться в образовательной среде и удовлетворить свои потребности в получении качественного образования.

В современной системе дошкольного образования все дети, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут обучаться в обычном детском саду, особого внимания требуют проблемы взаимодействия ДОО с родителями в вопросах адаптации и социализации детей с нарушениями в развитии.

Категория дошкольников с ограниченными возможностями здоровья - это дети с разными нарушениями в развитии: нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и др.

Успешное обучение и развитие детей с ОВЗ зависит от педагогов дошкольного образования, которые создают для этого специальные условия в группе (применяют здоровьесберегающие технологии, создают благоприятный микроклимат в группе; организуют развивающую среду с учетом разных категорий детей; консультируют родителей, включают их в совместную деятельность и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.