Научная статья на тему 'Применение библиотерапии в экзистенциальном консультировании'

Применение библиотерапии в экзистенциальном консультировании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
671
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕРАПИЯ / ЛИТЕРАТУРА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ЧТЕНИЕ / BIBLIOTHERAPY / LITERATURE / EXISTENTIAL COUNSELING / READING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Торкунова О. И.

В работе поднят вопрос эффективности применения библиотерапии в экзистенциональном консультировании, раскрыта методика и предложены пути повышения данной процедуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question raised the efficacy of bibliotherapy in existential counseling, discloses a technique and ways of enhancing this procedure.

Текст научной работы на тему «Применение библиотерапии в экзистенциальном консультировании»

3. Abdalina L.V., Zhigulin A.A., Ryabysheva E.N. An overview of acmeological potential of an individual // Перспективы науки. 2011. № 5 (20). С. 239-242.

4. Ryabysheva E.N. Psychological aspects of reflection development of primary schoolchildren // Перспективы науки. 2011. № 5 (20). С. 204-206.

5. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Просвещение, 2007.

Торкунова О.И.

ПРИМЕНЕНИЕ БИБЛИОТЕРАПИИ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Военный авиационный инженерный университет

Ключевые слова: библиотерапия, литература, экзистенциальное консультирование, чтение.

Аннотация: в работе поднят вопрос эффективности применения библиотерапии в экзистенциональном консультировании, раскрыта методика и предложены пути повышения данной процедуры.

Keywords: bibliotherapy, literature, existential counseling, reading.

Abstract: the question raised the efficacy of bibliotherapy in existential counseling, discloses a technique and ways of enhancing this procedure.

Библиотерапия (от лат. Biblio - книга и гр. therapia - лечение, уход за больным) - метод психотерапии, использующий художественную литературу как одну из форм лечения словом в целях нормализации или оптимизации его психических, а через них физиологических и биологических процессов организма.

Лечебное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют болезненные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.

Преимущества библиотерапии составляют: разнообразие и богатство средств воздействия; сила впечатления; длительность; повторяемость; интимность и др. Большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические и

физиологические процессы, подавляет патологические, способствует исчезновению травмирующих переживаний. Происходит постоянное психическое развитие личности. Библиотерапия обладает особым лечебным и профилактическим действием: она стимулирует целостность личности, тенденции к сложным компенсаторным реакциям, более творческому преодолению трудностей, спонтанности.

Библиотерапия, являясь частью психотерапии, имеет свои особые средства воздействия, опирается на мощный ценностно-духовный потенциал мировой художественной литературы. Она может осуществляться как в традиционной форме организации библиотерапевтом условий для возникновения катарсиса во время и после восприятия читателями художественных произведений, так и в форме организации условий для литературного творчества -творческого самовыражения личности (объективирования своих проблем, переживаний, мировидения через литературно-художественный текст, строящийся по особым законам, принципам - повтора, ритма и метафоры), что ведет к гармонизации внутреннего мира человека.

Аппелируя к самым глубинным пластам личности, ее ценностному ядру, внутреннему «Я» человека, библиотерапия совпадает по своим преобразующим задачам с педагогикой, и, значит, может опираться на открытые педагогической психологией закономерности психического развития человека, формирования различных психологических структур, качеств, установок. Правомерен и обратный перенос: осмысление педагогики и психологии чтения в русле библиотерапии. Сам процесс читательского развития может быть рассмотрен как процесс последовательного расширения библиотерапевтических возможностей - возможностей и путей влияния книги на личность.

Цель экзистенциального консультирования - это прояснение, обдумывание и понимание жизни, это содействие человеку в развитии его талантов в их собственной личной манере. Экзистенциальное консультирование помогает человеку сориентироваться в жизни и выбрать именно свой неповторимый стиль её проживания, быть настоящим. Экзистенциальное консультирование ничего не навязывает, его цель - пребывание человека в настоящести (аутентичности), при которой человек обретает мужество выражать свой собственный взгляд на себя и на мир, распознавая при этом свои возможности и ограничения, и в соответствии с этими возможностями и ограничениями - творить

свою собственную судьбу.

Экзистенциальное консультирование основывается на экзистенциальной философии. К экзистенциальным философам относятся Хадеггер, Кьеркегор, Камю, Сартр. В процессе групповой работы, или индивидуальной, человек раскрывается для себя, имеет возможность увидеть, как он живёт в настоящем, без иллюзий видит свою жизнь и что в ней происходит. В процессе экзистенциальной группы человек обретает самого себя, учится жить по-своему, увеличивает количество степеней свободы внутри себя.

Экзистенциальный анализ - это одна из школ современной психотерапии, основанная на западноевропейской философской традиции феноменологии и экзистенциальной философии. Современный экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле является продолжением и углублением логотерапии выдающегося австрийского психолога Виктора Франкла, центральным элементом которой является вопрос о смысле человеческой жизни, духовное измерение бытия человека в мире («логос» в данном контексте означает смысл)[5].

Любая психотерапия старается помочь человеку в решении его жизненных проблем. Для экзистенциально-аналитического терапевта важны следующие базовые установки:

1) Экзистенциальный анализ подходит к задаче оказания терапевтической помощи с позиций уважения, бережного отношения к конкретной человеческой личности. Пациент или клиент - никогда не просто «человек с проблемой» или «больной с симптомом», но всегда - Человек, неповторимая, несравнимая ни с кем индивидуальность, обладающая собственной свободой. Поэтому и отношения между экзистенциально-аналитическим терапевтом и его клиентом - это глубоко человеческие отношения, не сводимые к формальному применению методик в процессе совместной работе над проблемой.

2) Экзистенциальный анализ не работает с проблемой, выделяя и изолируя проблему из жизни, но стремится понять изнутри самой логики отдельной человеческой жизни: как появилась проблема, почему она не могла не появиться, и как теперь с нею можно обойтись [1].

В практике диалогов между клиентом и психотерапевтом работа с проблемой часто выводит на более широкий вопрос ценностях и смыслах жизни, о внутренних и внешних ограничениях и потенциальных возможностях жить и чувствовать более полно и

свободно. Разговор может касаться таких тем как право вносить в жизнь собственное, жить, сохраняя близость к себе, больше быть самим собой, жить своим собственным стилем, в соответствии со своей изначальной сущностью, совестью, свободно принимать решения и охотно отвечать за них, о человеческой потребности воплощать в реальность свои представления о правильном. Тогда эта конечная, и по определению, трудная жизнь ощущается как исполненная и такой жизни хочется сказать «Да!».

В систему экзистенциальных ценностей входят такие ценности, как личность (человеческое Я), жизнь, любовь, труд, игра, свобода, творчество, достоинство, уединение, отдых, участие, служение, вера, здоровье, наслаждение, страдание, мужество, смерть и др. Их разработке и характеристике уделено много внимания в творчестве П. Куртца, В.С. Барулина, В.Д. Губина, В.А. Кувакина, А.Г. Круглова и др. Эти ценности общечеловеческие, нерелигиозные по своему содержанию. Теоретики, философы и практики экзистенциализма подчеркивают, что именно в конкретных переживаниях формируются общие ценности нашей жизни. Так, например, П. Куртц утверждает, что ценности суть то, что предпочтительно, т.е. глубоко уважается. Они возникают там, где происходит сознательный процесс выбора, где люди живут и действуют[2].

Для групповой работы по прояснению экзистенциальных ценностей в рамках библиотерапии возможно использовать рассказ Людмилы Улицкой «Народ избранный». Произведения Л. Улицкой продолжают магистральную тему русской литературы XIX века -тему «маленького человека», его судьбы и смысла жизни. В её рассказах-притчах всегда есть какой-то выход на философский уровень, осмысление жизни, прорыв к вечному. Её персонажи, как правило, - «маленькие люди», старики, больные и бедные, отверженные обществом, маргиналы - руководствуются принципом: не спрашивай «за что», спрашивай «для чего». По мнению Улицкой, всё происходящее, даже самое несправедливое, самое мучительное, если его правильно воспринять, непременно направлено на открытие в человеке нового видения.

Рассказ «Народ избранный» - об инвалидах, убогих людях, о попрошайках у православного храма. Сама Л.Улицкая отмечала, что «каждый раз, когда ты что-то маленькое даже пишешь, это полностью лишено смысла, если там нет твоего личного открытия... Читатель может его чувствовать или не чувствовать, но без этого пишущему человеку неинтересно... Рассказ «Народ

избранный» - с открытием»[4].

Кого же Улицкая называет «настоящие нищие»? Это больные, убогие, но они не ропщут - они блаженные. Бог создал их «для сравнения, для примера или для утешения», они Божьи люди. Вот как говорит одна из героинь рассказа: «Люди-то злы, им очень утешительно видеть, что другому еще хуже. Вот ты посмотри, есть артистки известные, красавицы, в ларьках продают, все в цветах-розах, а ты на нее посмотришь, и так уж тошно делается, - нету, нету справедливости. А когда, с одной стороны, артистка такая, ей всего отпущено, а с другой - сестра Евдокия на раскладушечке-то... Вот и думай! Господь поставил, там и стой! Ах, думаю я, хорошо! Вот оно мое место: калека, стою у храма, проходят люди мимо, каждый посмотрит и про себя скажет: слава тебе Господи, что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то! А другой и совестью зашевелится, смекнет, что Богу неблагодарен за все благодеяния его. Ты на попрошаек не смотри, Зина, у них одна забота - денег набрать. А настоящий нищий. Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то»[4].

Мало кто согласится с мнением о счастье «народа избранного». Имеется в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности: «избранным» дана безусловная вера, не отягощённая интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего; они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли; они не предаются греху гордыни; они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг; они могут довольствоваться малым - тем, что имеют; им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства [6]. Неслучайно, значение термина «блаженный» -тот, кто несказанно счастлив - как юродивый, так и как титул глав патриархов, архиепископов, а также именование святых, «угодивших Богу втайне».

Читателю трудно принять такое представление о счастье, такой тип поведения и вообще факт существования таких людей. И хотя тема маленького человека (нищего, убогого, деклассированного) не нова в русской литературе (в том или ином виде таких героев можно встретить в творчестве Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Достоевского, Чехова, Горького, Булгакова, Платонова и других), всё же нельзя отрицать нежелание общества мириться с ними в реальной жизни. Мы совершенно согласны с точкой зрения Т.Ю. Угроватовой о «народе избранном»: «Их будто не существует

вокруг нас. Государственное мироустройство на них как будто «не рассчитано»[6]. В цивилизованном обществе инвалиды имеют возможность работать, достойно жить среди людей участвовать в соревнованиях себе подобных. Для них создают коляски по последнему слову техники, специальные автомобили, дающие возможность передвигаться без посторонней помощи. В нашем обществе мы видим совершенно другую картину. Например, даже новые дома не оборудованы специальными пандусами, чтобы инвалиды могли съезжать по ним. Мы не любим говорить о нищих и убогих, стараемся не замечать, стыдливо проходить мимо, испытывая чувство брезгливости и недоумения, иногда чувство вины.

Такое же отношение к нищим и убогим со стороны людей мы встречаем и в рассказе «Народ избранный». Нова для нас только позиция автора. Улицкая ставит их выше обывателей, называет «избранными» (значит - лучшими). Почему? Потому что они мудрее. Они познали истинное счастье. Одна из героинь рассказа рассуждает о смирении, о счастье, о вере. Счастье не в богатстве, не в красоте, но в смирении, в благодарности за жизнь, какой бы она ни была, в осознании своего места в жизни, которое есть у каждого: «Господь поставил, там и стой!» [4].

Часто, для того чтобы жить, требуется немалое мужество. Не каждый смиренно принимает свою судьбу. Высшая мудрость, по мнению автора, и состоит в том, чтобы научиться верить, уметь смиряться с неизбежным, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды и потери.

В ходе обсуждения рассказа мы обсуждаем экзистенциональные значения понятий «блаженный», «искупление», «милосердие», «счастье», «справедливость» и т.д. Вместе с клиентом задумываемся над вопросами: Чем отличаются попрошайки от настоящих нищих? Почему автор называет этих людей «избранными»? Нужно ли писать и читать о нищих и калеках? Что такое счастье, по мнению автора? В каких словах рассказа сосредоточена мудрость жизни?

В своей работе мы опираемся на взгляды А. Маслоу о важности работы по обогащению экзистенциальных ценностей, утверждающего, что лучшим способом подвигнуть человека к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать «лучшей особью», является удовлетворение базовых потребностей человека и его метапотребностей (потребность в правде, красоте, совершенстве, справедливости, порядке и т.д.) [3]. Помочь их осознать и сделать

внутренними ценностями - практическая задача психотерапевта, психолога.

Список литературы

1. Кривцова С.В. Предисловие к книге А. Лэнгле «Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности»: Сборник статей. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2008. - 159 с.

2. Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. Пер. с англ. И.В. Кувакина // Библиотека журнала «Здравый смысл».- М.: РГО, 2002. - 222 с.

3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. -М.: Евразия, 1999. - 432 с.

4. Улицкая Л. Народ избранный // Бедные, злые, любимые. Повести. Рассказы. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, С.95-108.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. -187 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.