плохой профессор. Он тем лучший преподаватель, чем больше как во всей своей деятельности, так и в своей речи он направляет свои силы на исследование самого предмета, а не на способы удобопонятного изложения его учащимся. Конечно, некоторый минимум выразительных средств необходим для преподавателя научного курса» [4].
Проблема современного вузовского образования заключается в том, как превратить большинство студентов из «объектов» психолого-педагогического воздействия в подлинных «субъектов», способных к самостоятельному поддержанию у себя учебной мотивации и интереса к выбранной профессии [5]. Для решения данной проблемы высшей школе нужны преподаватели с высоким уровнем успешности в профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 5- НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами. - М.: Педагогическое общество России, 1999 -430 с.
2. Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер 2007. - 253 с.
3. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 480 с.
4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995. - 448 с.
5. Филонова Н.А. Методологические подходы к изучению акмеологической компетенции преподавателя // Наука и современность. 2010. № 7-1. С. 259-264.
Рябышева Е.Н.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФЛЕКСИИ КАК ФАКТОРА РОСТА САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: акмеология, рефлексия, самосознание, личность, психология.
Аннотация: автор в данной работе рассматривает акмеологические аспекты рефлексии в качестве одного из ключевых факторов роста самосознания личности.
Keywords: reflection, self-awareness, personality, psychology.
Abstract: author in this paper considers the aspects Akmeologichesky reflection as one of the key factors in the growth of self-awareness
Я, по мнению Р. Декарта, обнаруживает себя как то, что «принадлежит мыслящей субстанции, как интуитивное начало рационального познания, и этим утверждает свою самостоятельность» [5]. Г. Гегель описывает Я как «стоящее над конкретными людьми отчужденная сила - мировой разум, это высший регулятивно-прогнозирующий духовно-смысловой центр личности» [1]. Рассмотрим понятия личности и индивида. В переводе с латинского индивид (individuum) означает неделимый. Индивид - это «единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям». Родившийся ребенок - индивид, но еще не индивидуальность, прежде он должен стать личностью, сформировать социальные качества.
Личность, как писал Г. Гегель, - это «совокупность трех основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра - Я». Я - феномен психики, определяющее характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентации, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-этических принципов и так далее. Таким образом, личность — индивид в аспекте его социальных качеств [1].
Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я. Образ и служит объектом внутренней самооценки и представляет собой то, каким, индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть, каким мог бы быть, если бы хотел. При этом человек оценивает себя и непосредственно, и опосредованно - через оценку других. Рефлексия человека проявляется в том, как он оценивает себя и других. Процесс соотнесения образа Я с реальными жизненными обстоятельствами, результирующийся в мотивациях и направленностях личности, служит базой для самовоспитания, то есть для постоянного
процесса совершенствования, развития собственной личности.
Рефлексия, самосознание - это главные результирующие свойства личности, духовные стержени. Человек спрашивает себя: кто я? Зачем явился я в этот мир? В чем смысл моей жизни, мое предназначение? Человек вырабатывает определенное самосознание, самооопределяется в жизни, реализует свою сущность. Рефлексия - это как бы мост, связывающий личность и весь окружающий ее мир, формирует самосознание. По словам Н.А. Бердяева: «...личность человеческая более таинственна, чем мир», ее тайна «никому не известна до конца» [3]. Эта тайна пребывает в глубинах духовного мира личности, в ее душе, психике, сознании. Итак, Я - духовный центр человеческой личности. Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств. Для человеческой личности свойственно отражение объективной действительности, осмысление мира и своего собственного бытия, то есть ей присуще сознание. Сознание возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком. Самосознание определяется его высшая форма отражения действительности, присущую лишь. Понятия сознания, самосознания, рефлексии находятся в тесной взаимосвязи.
Сознание характеризуется активным отношением к внешнему миру, к самому себе, к деятельности, направленной на достижение заранее поставленных целей. Концепция сознания наиболее подробно изложена в работах Г. Гегеля. Эта категория впервые была представлена в его «Феноменологии духа». Суть концепции состоит в том, что сознание индивида воспринимает прошлое в зеркале индивидуального развития, то есть пропускает через себя. Затем сознание постигает свою общественную природу и достигает уровня осмысления прошлого и осознания себя как участника событий прошлого. И, наконец, все этапы прошлого просматриваются в ретроспективе, что является высшей ступенью сознания в процессе от естественного состояния до научного знания. Среди множества определений сознания нам близка формулировка М.К. Мамардашвили, который понимает сознание как одну из форм проявления нашей души, высшую, свойственную только людям и связанную с речью функцию мозга, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном выражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Таким образом, человек не только есть сам в себе, но есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе своего индивидуального развития, человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность, самоосознает. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает и, следовательно, самосознание связано с самооценкой. Самосознание - это «осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе». В формировании самосознания существенную роль играет рефлексия, проявляющаяся в ощущением человеком своего собственного тела, движений, действий, мыслей. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру.
Г. Гегель выделяет три ступени в образовании самосознания: 1) вожделение, связанное с направленностью на другие вещи; 2) отношение господства и рабства, направленное на другое, неравное ему сознание; 3) всеобщее самосознание, узнающее себя в других самосознаниях и признающее себя равным им, как и они признают себя равными ему самому [1]. Именно третий вид образования самосознания является важным для нас, когда всеобщее самосознание рассматривается как взгляд на себя не как на какую-то особенную, отличную от других, а как на существующую по себе, всеобщую самость. Такой самостью оно признает само себя и другие самосознания в себе, и такими оно признается ими. Самосознание для себя реально лишь тогда, когда оно сознает в другом свое отражение (я знаю, что другие знают меня в качестве самих себя) и, принадлежа как чистая духовная всеобщность семье, отечеству и так далее, знает себя как существенную самость. Это самосознание - основа всяких добродетелей, любви, чести, дружбы, храбрости, всякой самоотверженности и славы. Самосознание, самоосознание реализуется посредством рефлексии. Термин рефлексия происходит от латинского гейехю - обращение назад. По определению философского словаря рефлексия - это «отражение, а также исследование познавательного акта». В различных
философских системах он имел различное содержание. Дж. Локк считал рефлексию источником особого знания, тогда как ощущение имело своим предметом внешние вещи. Для Г. Лейбница рефлексия не что иное, как внимание к тому, что происходит в нас. По мнению, Д. Юма, идеи - это рефлексия над впечатлениями, получаемыми извне. Для Г. Гегеля рефлексия - это взаимное отображение одного в другом. Таким образом, рефлексия — это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Рефлексия погружает нас в глубину нашего Я. Здесь важны постоянное обдумывание содеянного. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его природе, его социальной наполненности и осуществляется через механизмы коммуникации [2].
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными - от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и тому подобное.
«Познав себя, можно познать мир»,— считали китайские философы. Действительно, причина многих мучающих нас вопросов находится внутри нас. Однако до тех пор, пока мы не осознаем взаимосвязь между своими реакциями, поведением и внешними событиями, мы полагаем, что проблемы не существует. Разобраться в происходящем помогает способность человека к осмыслению и анализу — рефлексия (Introspection, Human self-reflection).
Впервые мы сталкиваемся с рефлексией в подростковом возрасте, на пике интереса к собственному внутреннему миру. Позже ее глубина и интенсивность зависят от многих факторов, в первую очередь от степени образованности, личностных характеристик, духовного багажа и наличия желания поддерживать этот интерес.
Практической стороной рефлексии еще в 1874 году заинтересовался один из основателей когнитивного направления в психологии Вильгельм Вундт, чья творческая плодовитость до сих пор является предметом зависти коллег. В работе «Принципы физиологической психологии» он описал возможность изучения
сознания с помощью интроспекции, или самонаблюдения. Современные психологи называют это другим термином — «рефлексия». В наше время, в начале 2000-х, американский социальный психолог Джон Холмс попытался экспериментальным путем установить влияние социума на рефлексию. Он выделил три типа нашего «я», которые, по его мнению, и составляют личность человека. Первое «я» — реальное, то, какими мы являемся на самом деле. Второе — тот образ, какими мы себя видим или хотели бы видеть. Наконец, третье «я» — это то, как нас воспринимают другие люди. Приверженцам теории Холмса такое растроение личности показалось недостаточным и они предложили добавить еще одно «я»: наше представление о том, как именно мы выглядим в чужих глазах. Рефлексия напоминает комнату с зеркалами, где один образ человека отражается несколько раз. Чаще всего отражение, увы, оказывается искаженным [4].
Анализируя собственные поступки, мы судим о них в зависимости от существующих правил, норм, стереотипов. Это похоже на своеобразную цензуру: «Я вспылил и наговорил глупостей, что теперь обо мне подумают люди?» Само по себе осмысление происходящего — занятие полезное. Но реальность такова, что лишь единицы способны к объективному самоанализу. Чаще всего мы «перегибаем палку», обдумывая свое поведение или чувства, становимся излишне придирчивы и самокритичны. Здесь уже ни о какой пользе речи быть не может, наоборот, зацикленность и самоедство грозят как минимум неадекватной самооценкой, а иногда и серьезными неврозами. К сожалению, трудно вовремя понять, когда рефлексия еще конструктивна, а когда пора уже остановиться. Поскольку самоанализ — процесс интимный, то и критерии «перегибов» у всех свои.
Рефлексия начинается как раз с осмысления своих поступков и чувств.
Умение посмотреть на себя со стороны и переосмыслить свое восприятие действительности лежит в основе рефлексивных процессов. Без способности к самоанализу личностный рост невозможен в принципе.
Список литературы
1. Гегель Г.В. Наука логики.- Наука логики. - Спб., - 2007.
2. Семенов И.Н. Степанов С.Ю. «Психология рефлексии: проблемы и исследования». http://www.psyhiatry.ru
3. Abdalina L.V., Zhigulin A.A., Ryabysheva E.N. An overview of acmeological potential of an individual // Перспективы науки. 2011. № 5 (20). С. 239-242.
4. Ryabysheva E.N. Psychological aspects of reflection development of primary schoolchildren // Перспективы науки. 2011. № 5 (20). С. 204-206.
5. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Просвещение, 2007.
Торкунова О.И.
ПРИМЕНЕНИЕ БИБЛИОТЕРАПИИ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Военный авиационный инженерный университет
Ключевые слова: библиотерапия, литература, экзистенциальное консультирование, чтение.
Аннотация: в работе поднят вопрос эффективности применения библиотерапии в экзистенциональном консультировании, раскрыта методика и предложены пути повышения данной процедуры.
Keywords: bibliotherapy, literature, existential counseling, reading.
Abstract: the question raised the efficacy of bibliotherapy in existential counseling, discloses a technique and ways of enhancing this procedure.
Библиотерапия (от лат. Biblio - книга и гр. therapia - лечение, уход за больным) - метод психотерапии, использующий художественную литературу как одну из форм лечения словом в целях нормализации или оптимизации его психических, а через них физиологических и биологических процессов организма.
Лечебное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют болезненные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.
Преимущества библиотерапии составляют: разнообразие и богатство средств воздействия; сила впечатления; длительность; повторяемость; интимность и др. Большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические и