Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ПРИМЕНЕНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повышение квалификации / бережливое отношение / оптимизационные проекты / профессиональные компетенции / professional development / lean attitude / optimization projects / professional competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петровский Александр Михайлович, Баланова Софья Александровна, Мельцаев Дмитрий Михайлович

В настоящее время широкое распространение получили технологии бережливого производства, которые предполагают повышение производительности труда благодаря сокращению определенных затрат. Бережливые технологии применяются не только на производстве, но и в системе высшего образования.В качестве основной задачи бережливых технологий в деятельности педагогов выступает оптимизация процесса обучения посредством выявления и устранения проблемных аспектов.В рамках исследования был разработан вариант краткосрочной программы повышения квалификации для преподавателей высшей школы «Внедрение бережливых технологий в деятельность педагога высшей школы». Слушатели получат практические навыки использования элементов бережливых технологий, познакомятся с результативными проектами, реализованными в системе высшего образования Нижегородской области. Программа обучения направлена на формирование нового стиля мышления, что требует от ее участников целеустремленности и высокого уровня вовлеченности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петровский Александр Михайлович, Баланова Софья Александровна, Мельцаев Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, lean manufacturing technologies are widely used, which involve increasing labor productivity by reducing certain costs. Lean technologies are used not only in production, but also in the higher education system. The main task of lean technologies in the activities of teachers is to optimize the learning process by identifying and eliminating problematic aspects. As part of the study, a variant of a short term professional development program for higher school teachers was developed "Introduction of lean technologies into the activities of a higher school teacher". Students will gain practical skills in using elements of lean technologies, get acquainted with effective projects implemented in the higher education system of the Nizhny Novgorod region. The training program is aimed at forming a new style of thinking, which requires commitment and a high level of involvement from its participants.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 378.14

директор, старший преподаватель Петровский Александр Михайлович

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород); Дзержинский политехнический институт (г. Дзержинск); магистрант Баланова Софья Александровна Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород); Дзержинский политехнический институт (г. Дзержинск); кандидат филологических наук, доцент кафедры начального образования Мельцаев Дмитрий Михайлович Государственный университет просвещения (г. Москва)

ПРИМЕНЕНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В настоящее время широкое распространение получили технологии бережливого производства, которые предполагают повышение производительности труда благодаря сокращению определенных затрат. Бережливые технологии применяются не только на производстве, но и в системе высшего образования.В качестве основной задачи бережливых технологий в деятельности педагогов выступает оптимизация процесса обучения посредством выявления и устранения проблемных аспектов.В рамках исследования был разработан вариант краткосрочной программы повышения квалификации для преподавателей высшей школы - «Внедрение бережливых технологий в деятельность педагога высшей школы». Слушатели получат практические навыки использования элементов бережливых технологий, познакомятся с результативными проектами, реализованными в системе высшего образования Нижегородской области. Программа обучения направлена на формирование нового стиля мышления, что требует от ее участников целеустремленности и высокого уровня вовлеченности.

Ключевые слова: повышение квалификации, бережливое отношение, оптимизационные проекты, профессиональные компетенции.

Annotation. Currently, lean manufacturing technologies are widely used, which involve increasing labor productivity by reducing certain costs. Lean technologies are used not only in production, but also in the higher education system. The main task of lean technologies in the activities of teachers is to optimize the learning process by identifying and eliminating problematic aspects. As part of the study, a variant of a short - term professional development program for higher school teachers was developed -"Introduction of lean technologies into the activities of a higher school teacher". Students will gain practical skills in using elements of lean technologies, get acquainted with effective projects implemented in the higher education system of the Nizhny Novgorod region. The training program is aimed at forming a new style of thinking, which requires commitment and a high level of involvement from its participants.

Key words: professional development, lean attitude, optimization projects, professional competencies.

Введение. Современная система высшего образования оказывает значительное влияние на формирование трудовых ресурсов страны, отвечающих действующим требованиям мирового сообщества [51. От качества полученного образования зависит экономическое развитие страны. В этом выражается актуальность оптимизации и совершенствования высшей школы. В настоящее время широкое распространение получили технологии бережливого производства, которые предполагают повышение производительности труда благодаря сокращению определенных затрат. Бережливые технологии внедряются не только на производстве, но и в системе высшего образования [41.

Применение бережливых технологий в образовательной сфере способствует не только оптимизации процесса обучения, но и повышению конкурентоспособности образовательной организации. Реализация бережливых технологий предполагает учет актуальных потребностей всех участников образовательного процесса, сокращение временных и финансовых ресурсов. Сбереженные ресурсы целесообразно использовать на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, обновление материально-технической базы. Бережливые технологии востребованы и в воспитательной деятельности вуза, когда педагоги приобщают студентов к культуре бережливого отношения. Будущие специалисты учатся ценить собственное время и силы, правильно выстраивать стратегию поведения, следовать к цели с наименьшими затратами [61.

В качестве основной задачи бережливых технологий в деятельности педагогов выступает оптимизация процесса обучения посредством выявления и устранения проблемных аспектов. Постоянное совершенствование продолжающихся процессов способствует облегчению учебно-просветительской деятельности. При использовании бережливых технологий работники образовательных организаций, как правило, меняют свое отношение к реализации профессиональной деятельности [31. В образовании бережливые технологии увеличивают степень удовлетворенности субъектов педагогической деятельности предоставляемыми услугами.

Среди задач бережливых технологий в высшей школе стоит выделить:

- организация удобного рабочего места;

- разработка инструментов для увеличения степени мотивации обучающихся;

- прохождение педагогами курсов повышения квалификации по развитию навыков использования бережливых технологий;

- совершенствование материально-технического оснащения;

- стимулирование педагогических кадров, использующих в своей практике элементы бережливых технологий;

- реализация практико-ориентированного подхода, направленного на решение проблем современного образования с использованием бережливых технологий.

Среди наиболее распространенных элементов бережливых технологий выделяют стандартизацию, организацию рабочего места, визуализацию.

Изложение основного материала статьи. В трудах современных исследователей рассматриваются вопросы внедрения бережливых технологий в систему высшего образования. С.О. Дубленкова, А.Д. Сорокин отмечают, что феномен бережливости для России является относительно новым. Авторы указывают, что большинство вузов в России приходят к осознанию необходимости использования в своей практике бережливых технологий. Бережливые технологии имеют значение не только для повышения качества образовательного процесса, но и для развития экономики страны. Это связано с тем, что вузы выступают в качестве основных поставщиков кадровых ресурсов для различных сфер жизнедеятельности.

С.О. Дубленкова и А.Д. Сорокин утверждают, что для повышения качества образования важно постоянно модернизировать имеющиеся подходы к работе, чтобы как можно быстрее адаптироваться к динамично меняющимся условиям \2].

Использование бережливых технологий в деятельности педагога высшей школы способствует преодолению таких потерь, как незавершенная работа, возможные ошибки при заполнении документации, монотонная работа с бумагами, ненужные перемещения по организации. Благодаря использованию бережливых технологий повышается вовлеченность преподавателей в профессиональную деятельность, освобождается время для непосредственной занятости со студентами. Всё это в результате приводит к росту качества образования о конкурентоспособности высшей школы. На сегодняшний день стоит вопрос формирования корпоративнойЬеап-культуры, которая бы обеспечивала бесперебойный характер и способствовала устранению всех видов потерь [71.

A.A. Шульц делится опытом реализации бережливых технологий в деятельности Кемеровского государственного университета. Вузом были предприняты следующие меры:

- повышение показателей работы приемной комиссии;

- повешение качества редакционной деятельности в университете;

- совершенствование процессов назначения повышенной государственной академической стипендии.

Благодаря реализации проекта «Бережливый Вуз» в Сибирском государственном медицинском университете были усовершенствованы процессы приемной кампании. Для абитуриентов и их представителей предлагаются карты маршрутизации, вебинары в социальных сетях по вопросам поступления, имеющихся специальностей, условий обучения.

По мнению A.A. Шульц использование элементов бережливых технологий в деятельности преподавателей позволяет исключить ненужные действия, подсветить недочеты и устранить их в соответствии с потребностями образовательной организации Г81.

B.В. Павлова, Я.В. Галахова, E.H. Маркасова, Е.Э. Потапов подтверждают мнение о том, что распространение бережливых технологий можно осуществить за счет следующих задач:

- обеспечить комфортные условия для реализации профессиональной деятельности педагогов;

- подготовить методики для вовлечения студентов в процесс обучения;

- реализовать курсы повышения квалификации для педагогических работников.

С позиции авторов, эффективные способы бережливого управления образовательным процессом в совокупности с накопленным интеллектуальным опытом работников высшей школы позволит выйти системе образования на новый этап своего развития [1].

Новые условия ставят новые задачи перед системой высшего образования. Всё чаще выдвигаются требования о необходимости системной подготовки современных педагогов в области использования бережливых технологий. Целесообразно для действующих сотрудников педагогических организаций организовывать соответствующие курсы повышения квалификации.

В рамках исследования был разработан вариант краткосрочной программы повышения квалификации для преподавателей высшей школы, рассчитанный на 72 часа - «Внедрение бережливых технологий в деятельность педагога высшей школы». Содержание курса направлено на развитие способности выявлять потери в своей деятельности. Слушатели получат практические навыки использования элементов бережливых технологий, познакомятся с результативными проектами, реализованными в системе высшего образования Нижегородской области.

Краткосрочная программа по формированию знаний в области применения бережливых технологий содержит в себе следующие основные идеи. Во-первых, должны быть реализованы принципы человеко-центрированного обучения. Здоровые отношения обладают высоким значением для профессиональной деятельности педагога и эффективности образовательного процесса. Поэтому при подготовке программы были учтены особенности социально-эмоционального обучения как фундамента образовательных процессов. Во-вторых, содержание курса повышения квалификации направлено не только на освоение новых знаний, но и на развитие способности самостоятельно принимать решения и инициировать новые подходы к профессиональным процессам. Участникам предоставляется свободное пространство для творчества, продуктивного взаимодействия.

Курс повышения квалификации «Внедрение бережливых технологий в деятельность педагога высшей школы» содержит в себе 3 модуля, 10 видео-лекций, 4 презентации, рекомендации для самостоятельного изучения пособий по формированию бережливой среды, дополнительные материалы, среди которых методические рекомендации.

Первый модуль предполагает изучение основных особенностей реализации инструментов бережливого производства, принципов использования бережливых технологий. Во втором модуле рассматриваются системы и способы бережливого управления в системе высшего образования, а также основы формирования бережливого поведения. Третий модуль включает в себя изучение методов и инструментов бережливых технологий, используемых при реализации оптимизационных проектов в образовательном процессе.

В процессе прохождения курса повышения квалификации педагогами используются возможности цифровых технологий. Они организуют взаимодействие посредством социальных сетей, а именно создают чат в Телеграмме, проходят там опросы, обмениваются профессиональным опытом и сохраняют необходимые материалы на своих устройствах.

Для проверки знаний участники курса повышения квалификации будут проходить тестирования, решать кейсовые задачи, а также предполагается написание эссе, в котором излагаются мысли по поводу совершенствования имеющихся инструментов бережливого управления.

В процессе изучения курса слушатели разрабатывают оптимизационный проект, что и является формой итоговой аттестации педагогов.

По результатам изучения курса повышения квалификации «Внедрение бережливых технологий в деятельность педагога высшей школы»слушатели должны усовершенствовать имеющиеся знания и способности, необходимые для качественного изменения компетенций:

- уметь использовать в своей профессиональной деятельности инструменты бережливого управления;

- уметь модернизировать образовательную среду и создавать условия для продуктивного взаимодействия;

- обладать знаниями о содержании инструментов бережливых технологий, применяемых в современных образовательных организациях;

- владеть основами культуры использования бережливых технологий.

Выводы. Использование бережливых технологий в системе высшего образования обладает высоким потенциалом при условии комплексного применения всех принципов бережливого управления. Применение элементов бережливых технологий в образовательной сфере способствует развитию профессиональных компетенций педагогов, повышению уровня креативности, выработке инновационных способов организации преподавательской деятельности.

Разработанный курс повышения квалификации является значимым ресурсом в подготовке специалистов бережливого управления. Программа обучения направлена на формирование нового стиля мышления, что требует от ее участников целеустремленности и высокого уровня вовлеченности.

Литература:

1. Бережливые технологии как фактор развития и оптимизации системы высшего образования / В.В. Павлова, Я.В. Галахова, E.H. Маркасова, Е.Э. Потапов // Драйверы развития общего и профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Павлово, 16 декабря 2021 года. Том 2. -Павлово: Павловский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. H.H. Лобачевского", 2021. - С. 83-87. -EDNRHSUVZ

2. Дубленкова, С.О. Особенности внедрения бережливых технологий на примере образовательных организаций высшего образования Российской Федерации / С.О. Дубленкова, А.Д. Сорокин // Сила систем. - 2020. - № 4(17). - С. 29-35. - EDN UXWUNG

3. Лунев, А.П. Технологии бережливого производства и принципы их применения в сфере образования / А.П. Лунев, A.M. Меркулова // Актуальные вопросы современной экономической науки: материалы VIII Международной научной конференции, Астрахань, 19 апреля 2018 года. - Астрахань: "Издатель: Сорокин Роман Васильевич", 2018. - С. 110-114. -EDN YYDPOH

4. Лысенко, М.В. Концептуальная модель технологий бережливого управления в сфере образования / М.В. Лысенко // Образование. Карьера. Общество. - 2022. - № 1(72). - С. 5-8. - EDN OIVOBJ

5. Мохнаткина, Г.В. Бережливые технологии в учреждении высшего образовании / Г.В. Мохнаткина // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXVIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 мая 2019 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. - С. 40-42. - EDN WOTWKM

6. Плохотникова, Ж.В. О практике внедрения бережливых технологий в условиях дополнительного образования / Ж.В. Плохотникова, Ю.Г. Устинова // Традиции и перспективы науки XXI века: Материалы XI Всероссийской научно-практической (педагогической) конференции, Тамбов, 18 февраля 2022 года / Отв. редактор A.A. Андреева. - Тамбов: Издательский дом "Державинский", 2022. - С. 76-80. - EDN ZCILAJ

7. Технологии бережливого производства в системе образования // Инновационное развитие профессионального образования. -2021. -№ 3(31). - С. 170-183. - EDN IUXJCC

8. Шульц, A.A. Применение бережливых технологий в образовании / A.A. Шульц // Современные проблемы внедрения элементов бережливого производства: Международная очно-заочная научно-практическая конференция, Ульяновск, 22-30 декабря 2020 года. - Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2021. -С. 217-222. - EDN XYXYLR

Педагогика

УДК 376.356

кандидат физико-математических наук, доцент Попова Алена Михайловна

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Жиркова Мария Романовна

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема восприятия информации в школе детей с нарушениями слуха, их психолого-педагогические особенности. Особое внимание уделяется необходимости использования интерактивных технологий в обучении математике. Авторами выделены некоторые педагогические приемы, способствующие созданию условий взаимодействия между учащимися и учителем. В статье представлены методические рекомендации к урокам с применением интерактивных методов. Представлены такие методы как «Групповая дискуссия», «Мозговой штурм», «Работа в малых группах», которые применены на уроках математики в Республиканской специальной коррекционной школе-интернат для неслышащих детей.

Ключевые слова: дети с нарушением слуха, математическое образование, интерактивные методы обучения, обучение математике.

Annotation. This article discusses the problem of information perception in school of children with hearing impairments, their psychological and pedagogical features. Special attention is paid to the need to use interactive technologies in teaching mathematics. The authors have identified some pedagogical techniques that contribute to the creation of conditions for interaction between students and teachers. The article presents methodological recommendations for lessons using interactive methods. Such methods as "Group discussion", "Brainstorming", "Working in small groups" are presented, which are used in mathematics lessons at the Republican Special Correctional Boarding School for deaf children.

Key words: children with hearing impairment, mathematical education, interactive teaching methods, teaching mathematics.

Введение. Одной из главных задач в образовании детей в школе является умение самостоятельно оценивать происходящее и самостоятельно принимать решения. Особенно актуальной становится задача формирования у учащихся не только предметных знаний, но и на воспитание личностных качеств, на развитие их творческих способностей, способствующих самовыражению и ответственного положения в обществе. В Федеральном государственном образовательном стандарте описано основное требование в обучении математике детей с нарушениями слуха это -«овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту задач, связанных с реализацией социально-бытовых, общих и особых образовательных потребностей таких как ориентирование и использование меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах обыденной практической деятельности, разумное использование «карманными» деньгами и т.д.)» [1].

Важно понимать, что в математике счет является важным навыком, а также основным является дедуктивное рассуждение и суждение. В изучении математики детей с нарушениями слуха особо остро стоит вопрос во введении новых математических терминов, правил и понятий. В своих исследованиях про глухих детей Занков Л.В. пишет: «Слово следует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.