Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с нарушением слуха / математическое образование / интерактивные методы обучения / обучение математике / children with hearing impairment / mathematical education / interactive teaching methods / teaching mathematics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Алена Михайловна, Жиркова Мария Романовна

В данной статье рассматривается проблема восприятия информации в школе детей с нарушениями слуха, их психолого-педагогические особенности. Особое внимание уделяется необходимости использования интерактивных технологий в обучении математике. Авторами выделены некоторые педагогические приемы, способствующие созданию условий взаимодействия между учащимися и учителем. В статье представлены методические рекомендации к урокам с применением интерактивных методов. Представлены такие методы как «Ерупповая дискуссия», «Мозговой штурм», «Работа в малых группах», которые применены на уроках математики в Республиканской специальной коррекционной школе-интернат для неслышащих детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Алена Михайловна, Жиркова Мария Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the problem of information perception in school of children with hearing impairments, their psychological and pedagogical features. Special attention is paid to the need to use interactive technologies in teaching mathematics. The authors have identified some pedagogical techniques that contribute to the creation of conditions for interaction between students and teachers. The article presents methodological recommendations for lessons using interactive methods. Such methods as "Group discussion", "Brainstorming", "Working in small groups" are presented, which are used in mathematics lessons at the Republican Special Correctional Boarding School for deaf children.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА»

Разработанный курс повышения квалификации является значимым ресурсом в подготовке специалистов бережливого управления. Программа обучения направлена на формирование нового стиля мышления, что требует от ее участников целеустремленности и высокого уровня вовлеченности.

Литература:

1. Бережливые технологии как фактор развития и оптимизации системы высшего образования / В.В. Павлова, Я.В. Галахова, E.H. Маркасова, Е.Э. Потапов // Драйверы развития общего и профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Павлово, 16 декабря 2021 года. Том 2. -Павлово: Павловский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", 2021. - С. 83-87. -EDNRHSUVZ

2. Дубленкова, С.О. Особенности внедрения бережливых технологий на примере образовательных организаций высшего образования Российской Федерации / С.О. Дубленкова, А.Д. Сорокин // Сила систем. - 2020. - № 4(17). - С. 29-35. - EDN UXWUNG

3. Лунев, А.П. Технологии бережливого производства и принципы их применения в сфере образования / А.П. Лунев, A.M. Меркулова // Актуальные вопросы современной экономической науки: материалы VIII Международной научной конференции, Астрахань, 19 апреля 2018 года. - Астрахань: "Издатель: Сорокин Роман Васильевич", 2018. - С. 110-114. -EDN YYDPOH

4. Лысенко, М.В. Концептуальная модель технологий бережливого управления в сфере образования / М.В. Лысенко // Образование. Карьера. Общество. - 2022. - № 1(72). - С. 5-8. - EDN OIVOBJ

5. Мохнаткина, Г.В. Бережливые технологии в учреждении высшего образовании / Г.В. Мохнаткина // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXVIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 мая 2019 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. - С. 40-42. - EDN WOTWKM

6. Плохотникова, Ж.В. О практике внедрения бережливых технологий в условиях дополнительного образования / Ж.В. Плохотникова, Ю.Г. Устинова // Традиции и перспективы науки XXI века: Материалы XI Всероссийской научно-практической (педагогической) конференции, Тамбов, 18 февраля 2022 года / Отв. редактор A.A. Андреева. - Тамбов: Издательский дом "Державинский", 2022. - С. 76-80. - EDN ZCILAJ

7. Технологии бережливого производства в системе образования // Инновационное развитие профессионального образования. -2021. -№ 3(31). - С. 170-183. - EDN IUXJCC

8. Шульц, A.A. Применение бережливых технологий в образовании / A.A. Шульц // Современные проблемы внедрения элементов бережливого производства: Международная очно-заочная научно-практическая конференция, Ульяновск, 22-30 декабря 2020 года. - Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2021. -С. 217-222. - EDN XYXYLR

Педагогика

УДК 376.356

кандидат физико-математических наук, доцент Попова Алена Михайловна

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Жиркова Мария Романовна

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема восприятия информации в школе детей с нарушениями слуха, их психолого-педагогические особенности. Особое внимание уделяется необходимости использования интерактивных технологий в обучении математике. Авторами выделены некоторые педагогические приемы, способствующие созданию условий взаимодействия между учащимися и учителем. В статье представлены методические рекомендации к урокам с применением интерактивных методов. Представлены такие методы как «Групповая дискуссия», «Мозговой штурм», «Работа в малых группах», которые применены на уроках математики в Республиканской специальной коррекционной школе-интернат для неслышащих детей.

Ключевые слова: дети с нарушением слуха, математическое образование, интерактивные методы обучения, обучение математике.

Annotation. This article discusses the problem of information perception in school of children with hearing impairments, their psychological and pedagogical features. Special attention is paid to the need to use interactive technologies in teaching mathematics. The authors have identified some pedagogical techniques that contribute to the creation of conditions for interaction between students and teachers. The article presents methodological recommendations for lessons using interactive methods. Such methods as "Group discussion", "Brainstorming", "Working in small groups" are presented, which are used in mathematics lessons at the Republican Special Correctional Boarding School for deaf children.

Key words: children with hearing impairment, mathematical education, interactive teaching methods, teaching mathematics.

Введение. Одной из главных задач в образовании детей в школе является умение самостоятельно оценивать происходящее и самостоятельно принимать решения. Особенно актуальной становится задача формирования у учащихся не только предметных знаний, но и на воспитание личностных качеств, на развитие их творческих способностей, способствующих самовыражению и ответственного положения в обществе. В Федеральном государственном образовательном стандарте описано основное требование в обучении математике детей с нарушениями слуха это -«овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту задач, связанных с реализацией социально-бытовых, общих и особых образовательных потребностей таких как ориентирование и использование меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах обыденной практической деятельности, разумное использование «карманными» деньгами и т.д.)» [1].

Важно понимать, что в математике счет является важным навыком, а также основным является дедуктивное рассуждение и суждение. В изучении математики детей с нарушениями слуха особо остро стоит вопрос во введении новых математических терминов, правил и понятий. В своих исследованиях про глухих детей Занков Л.В. пишет: «Слово следует

давать глухонемому не как голый знак или инструмент, а раскрывать в слове богатое содержание шаг за шагом, неустанно расширяя и углубляя его» [4]. Для обучения математике детей с нарушениями слуха, учителю важно применять те методы и технологии, которые будут соответствовать их особенностям восприятия информации, применять средства, которые позволят в большей степени закрепить материал и использовать эти знания на практике.

Изложение основного материала статьи. Большая роль в развитии методики обучения по математике детей с нарушением слуха принадлежат Суховой В.Б., Витухиной И.А., Никольской И.А. Витухина И.А. рассматривает принципы наглядности при обучении математике, раскрывает и показывает конкретными примерами эффективные методы и приемы формирования математических знаний детей с нарушениями слуха. СуховаВ.Б. утверждает, что традиционные методы, подходы требуют тщательной разработки, и в своих работах описывает пути повышения эффективности обучения математике лиц с нарушениями слуха, изучает особенности преподавания данного предмета глухим и слабослышащим учащимся.

Современное образование требует использование современных методов, обучая таких детей, учитель математики должен иметь определенные представления о математическом мышлении и его особенностях. Знание особенностей формирования мышления послужат в выборе подходящих технологий, методов, приемов. Обучая математике, учителю важно развивать речь, уметь обучить детей рассуждать и находить решения в той или иной задаче, а для этого важно создавать ситуации для диалогов и дискуссий. Одним из таких - интерактивное обучение, название произошло от термина «активное обучение», Per Реванс предложил внести термин «интерактивное обучение» Г51. И.В. Плаксина, В.Н. Кругликов, М.В. Олейникова, Т.Ю Аветова в своих работах рассматривали эффективность интерактивного обучения.

Существуют множество приемов способствующим создания условий для взаимодействия между учащимися и учителем на уроках математики, однако не все из них эффективны. Рассмотрим некоторые из них, разберем по этапам:

1 этап: главная задача - мотивация, для учащихся с нарушениями слуха в необходимо применить методы и приемы, которые позволят начать уроки красиво, привлечь внимание. Это могут быть марафоны, приемы «Комплимент», «Подари улыбку», «Бродилки» и т. д. Все эти приемы способствуют взаимодействию учащихся, разряжают обстановку, возникает позитивный контакт между учителем и учащимся, между самими учащимися;

2 этап: актуализация знаний - этап поиска учебной задачи, где эффективно обучение через открытие, где педагог лишь направляет учащихся к знаниям, дает возможность неслышащим учащимся проектировать предстоящую деятельность. Это различные приемы, например, прием «Знаю-хочу знать -узнаю», «корзина знаний»;

3 этап: изучение нового материала, можно использовать творческие задания, обучающиеся ролевые игры, работа в парах, группах, например, «мозговой штурм»;

4 этап: закрепление - например, голосование, опросы, мастер-классы, дебаты и т.д. На этом этапе обязательно проговаривание нового знания, применяемые приемы должны побудить учащихся к диалогу, дискуссии;

5 этап: заключительный - подведение итогов: работы в парах, рефлексия, и т.д. Для неслышащих учащихся важно правильно завершить урок, сформировать умение оценивать свою деятельность, а также дать установку на следующий.

Известно, что математика - не из легких предметов, обучение неслышащих детей должно быть интересным, увлекательным и деятельностным. Современный урок должен быть творческим, способствующий самореализации, на таких уроках действия учителя должны составлять только 10 % всей деятельности, действия учащихся - 90%. Учитель должен направлять, помогать получению знаний.

Школьные занятия математики у детей с нарушением слуха всегда проходят увлекательно и интересно, если применить современные технологии обучения, ведь согласно требованиям САНПИН классы комплектуют до 6 учащихся, что позволяют учителю хорошо организовать занятие. Рассмотрим некоторые уроки с применением интерактивного обучения.

Урок «Групповая дискуссия». Целью данного приема является создание условий для дискуссий, совместной работы над материалом и усвоение его на уроке. Данный прием наиболее подходит для неслышащих обучающихся, так как они общаются на языке жестов и жестовый язык для них является самым доступным, зачастую сложные понятия и зачастую учителя не владеют полноценно жестовым языком. И здесь важно учителю контролировать, корректировать объясняющего ученика, требовать, чтобы он жестовый язык сопровождал речью.

Например, тему «Деление дробей» вводят неслышащим учащимся, как для целых и десятичных дробей как действие, обратное умножению. Как и раньше, необходимо называть: делимое, делитель, частное. После повторения смысла умножения, дети рассматривают деление, исходя из правила, написанного в учебнике дробей.

Правила: класс делится на 2 группы (по 3 человека), ученики между собой распределяют разноцветные карточки с заданиями (красная, зеленая, желтая) и начинается работа. По завершению выполнения задания, ученики объясняют друг другу ход решения, если кто-то не смог сделать, остальные дополняют, помогают с решениями. Учитель контролирует весь процесс, ведет сводный листок учета.

1 .Выполните умножение: 5 2 10 7 *7 ~ 49 2.Выполшпе деление: 6 2 3 35 7 5 1. Выполните умножение: 4 2 8 9*5 ~ 45 2. Выполните деление: 8 2 4 45 ' 5 _ 9 1. Выполните умножение: 2 5 10 4 *9 ~ 36 2.Выполните деление: 10 5 2 36 9 4

2. Найдите по формуле площади прямоугольника 8=а*Ь, 3 если 8=15, 2. Найците по формуле площади прямоугольника 8=а';Ь, 4 если 8=16, в=^ 2. Найдите по формуле площади прямоугольника 8=а*Ъ, если 8=18, в=^

3. Если некоторое число 9 умножить на —. то получим^. Какое это число? 3. Если задуманное 5 число умножить на —, то получим 7. Какое число задумали? 3. Если задуманное 4 число умножить на —. то получим - Какое число задумали?

Здесь необходимо отметить, что этот способ деления необходим только для случаев, числитель и знаменатель делимого кратны числителю и знаменателю делителя. Затем, опираясь, на сделанные выводы, нужно рассмотреть общий случай деления и подробнее разобрать правило деления дробей [6].

Метод «мозгового штурма». При использовании данного приема каждый ученик активно принимает участие на уроке. «Мозговой штурм» на уроке математики для неслышащих обучающихся является эффективным методом формирования творческих умений в классах с малым количеством, стимулирования познавательной активности. Кроме того, дети учатся выражать свою точку зрения, слушать оппонентов и формируют рефлексивные умения. Глухие дети легко входят в дискуссию, умеют высказывать аргументы, учитель же создает условия для этого.

Правила: штурм проводится в классе численностью 5-6 человек. В начале урока учитель объясняет правило: без критики! Выбирают ученика, который будет фиксировать все идеи, возможных версий, в виде схем, рисунков, знаков.

Занятие проводится в три этапа:

Цель первого этапа - собрать как можно больше идей, для решения проблем, задачи. Учитель может завершить первый этап, если идеи иссякли. И можно сделать перерыв, для обсуждения хода урока. Все учащиеся участвуют в процессе одновременно, по очереди.

Второй этап - обсуждение идей, а также нахождение в каждой идее что - то полезное, обсудить эту идею, усовершенствовать. И снова перерыв.

Третий этап - этап завершения, где отбираются 2-3 лучших вариантов, эти идеи учитель берет для тщательного обсуждения, у доски объясняет выбранный спикер. На все три этапа отделяется определенное время [2].

Например, при изучении темы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» можно использовать метод мозгового штурма. Выясняют, что сначала надо привести к общему знаменателями, а затем сложить. Решают пример в группе, записывают в тетрадях, затем записывают на доске, для дискуссии, образуется диалог, обсуждается разная запись:

1 1 _ 5+3 _ _8_

!"7 - 77 - 77 "77 !"7-7Т-7Т

После обсуждения и выводов, учитель подводит класс к основным этапам сложения дробей с разными знаменателями. На этом же уроке рассматривается вычитание дробей, аналогично [6].

Учитель выдвигает задает Ребята группе обсуждают, приходят к

задание: единому мнению, защищают свой

2 3 1. Сравните дроби^ и - аргумент, опираясь на правита в учебнике

2 3 Противоположная группа активно

2. Сложите дроби - и -

критикует другую

3. Найдите разность: ^ ? ^

Метод «Работа в малых группах». Данный метод является одним из основных методов интерактивного обучения, так как в таких группах учащиеся работают активнее, сотрудничая с остальными. При работе в малых группах каждый может высказать свое мнение, задать друг другу вопросы, которые появляются при обсуждении. Психологически каждый чувствует себя более комфортно и может раскрыть свои возможности, что особенно важно для детей с нарушением слуха.

Например, групповую работу можно использовать по созданию комиксов в 6 классе на тему «Проценты». Их можно использовать на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний. В ходе обучения той или иной темы, учащиеся создают комиксы, тем самым у них развивается творческое воображение и появляется интерес к предмету. При составлении комиксов, совместно с учителем, ученики входит в проблему задачи, появляется желание подобрать нужные слова, обсуждая проблему, развивает речь.

На базе Республиканской специальной коррекционной школе-интернат для неслышащих обучающихся был проведен эксперимент. Учащиеся 6 класса на уроке математики создавали комиксы на тему «Проценты» в приложении Сапуа. На этапе первичного закрепления данной темы было задано разработать комикс по данной теме. При составления комиксов ребята работали по следующим этапам:

1 этап. Учащиеся изучают изучить известные задачи.

2 этап.

1: План составления

2: продумывает сюжет

3: выбирает картинки

3 этап.

4: Диалог

5: работа на ириложени

6: Завершает комикс

В ходе работы у учащихся заметно повысилась активность, интерес к теме, ребята взаимодействовали между собой, задавали вопросы, активно создавали комиксы. По итогам проделанной работы один их учащихся принял участие в конференции «Шаг в будущее» со своей разработкой по теме «Проценты в нашей жизни», занял 3 место.

Выводы. Использование интерактивных методов обучения позволяет учителю математики проводить уроки интересно, увлекательно, а ученикам дает возможность проявить свои потенциал, раскрыться, обучает видеть перспективу. Учителю важно сочетать различные технологии интерактивного обучения, что позволит достичь наибольшего эффекта от их использования. Рассмотренные выше методы могут быть применимы при обучении математики детей с нарушениями слуха. Интерактивные технологии помогают ребенку не только учиться, но и применять знания и навыки в жизни, адаптировать и взаимодействовать друг с другом.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями) Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приложение № 1. Требования к АООП НОО для глухих обучающихся.

2. Гин, A.A. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя: методическое пособие / A.A. Гин. - 18-е изд. - Москва: Вита-Пресс, 2022. - 112 с.

3. Добрынина, Т.Н. Интерактивные технологии обучения в условиях педагогических инноваций / Т.Н. Добрынина, Н.В. Гуляевская // Педагогические науки [сайт], Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - Точка доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/interaktivnye-tehnologii-obucheniya-v-usloviyah-pedagogicheskih-innovatsiy/viewer (дата обращения: 14.03.2023)

4. Занков, Л.В. Очерки психологии глухонемого ребенка: монография / Л.В. Занков, ИМ. Соловьев. - Министерство образования и науки Российской Федерации, Москва: Учпедгиз, 1940. - 112 с.

5. Садыков, Т.М. История развития интерактивных технологий // Проблемы современного образования / Т.М. Садыков // Проблемы современного образования. - 2016. - №4. - С. 158-161

6. Сухова, В.Б. Обучение математике в V-VIII классах школы для глухих и слабослышащих детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Б. Сухова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат философских наук Потеряева Ольга Борисовна

Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Бльцина (г. Бкатеринбург)

КОММУНИКАТИВНЫЕ И ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ

РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные подходы к преподаванию социально-гуманитарных наук. Введение курса «Основы российской государственности» в вузах происходит как ответ на запрос усиления социально-гуманитарной подготовки студентов, ревитализации ценностной составляющей образования. Появление данного учебного курса в программе высших учебных заведений страны расширяет требования как к методам и методикам обучения и преподавания, так и к методам создания особой рефлексивной коммуникативной среды, в которой реализуются ценностно-мировоззренческие установки субъектов образовательного процесса. Проблемно-ориентированный диалог является основой рефлексивной образовательной среды, базовым инструментом ее создания, развития и функционирования. Интериоризация знаний и трансформация их в ценности требует рефлексивных умений. В информационно-поисковых, исследовательских диалогах партнерского кооперативного типа, складывается риторика доверия и согласия. Наличие в таких диалогах проблемных компонентов, когнитивных и рефлексивных трудностей, способствует развитию рефлексивных умений, на базе которых происходит интериоризация ценностей и формирование гражданской мировоззренческой позиции.

Ключевые слова: нравственно-ценностная составляющая личности, коммуникативные компетенции, рефлексия, рефлексивная среда, диалог, компликология.

Annotation. The article discusses current approaches to teaching social sciences and humanities. The course «Fundamentals of Russian Statehood» is taught in universities as a response to the request to strengthen the social and humanitarian training of students and revitalize the value component of education. The appearance of this training course in the curriculum of higher educational institutions of the country expands the requirements both for methods and techniques of learning and teaching, and for methods of creating a special reflexive communicative environment in which the value and ideological attitudes of the subjects of the educational process are realized. Problem-oriented dialogue is the basis of a reflective educational environment, the basic tool for its creation, development, and functioning. The internalization of knowledge and its transformation into values requires reflexive skills. In information retrieval and research dialogues of a cooperative partnership type, a rhetoric of trust and agreement develops. The presence in such dialogues of problematic components, cognitive and reflexive difficulties, contributes to the development of reflexive skills, on the basis of which the internalization of values and the formation of a civil ideological position occurs.

Key words: moral and value component of personality, communicative competencies, reflection, reflective environment, dialogue, complicology.

Введение. Предмет «Основы российской государственности» занимает особое место в учебном процессе высших учебных заведений России. Бго изучение является неотъемлемой частью формирования патриотического сознания и любви к Родине у студентов, формирования гражданской субъектности и воспитания базовых ценностей, на основе которых происходит формирование гражданского мировоззрения и культуры гражданственности. Курс нацелен на передачу ключевых знаний о строительстве государства, его истории и принципах функционирования.

Внимание академического сообщества к историко-политическому фундаменту образовательной подготовки подчеркивается в тексте УМК данной дисциплины, в разработке которого приняли участие крупные университеты России. Ведение курса ОРГ в вузах происходит как ответ на запрос усиления социально-гуманитарной подготовки студентов, ревитализации ценностной составляющей образования - тенденции характерной не только для российского вузовского образования, но и для университетского образования в мировом масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.