Научная статья на тему 'Исследование урока с использованием подхода «Lesson study» как инструмент повышения профессиональной компетентности педагога специального образовательного учреждения'

Исследование урока с использованием подхода «Lesson study» как инструмент повышения профессиональной компетентности педагога специального образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с особыми образовательными потребностями / не слышащие школьники / коммуникация / осознанное чтение / стратегии критического мышления / исследование в действии / педагогический подход «Lesson study». / children with special educational needs / deaf schoolchildren / communication / conscious rea ding / critical thinking strategies / research in action / pedagogical approach "Lesson study."

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калжанова А. У., Дандубаева Г. К., Кушкинбаева Б. Т.

В статье предложен рефлексивный отчет по исследованию урока с использованием подхода «Lesson study» в учебном процессе специальной школы. Отражены этапы исследования, практические наблюдения и выводы. Доказана эффективность использования в учебном процессе данного педагогического инструмента как средства совершенствования знаний в области учительской практики педагога специального образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калжанова А. У., Дандубаева Г. К., Кушкинбаева Б. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lesson Study for a lesson research as a tool to increase the professional competence of a teacher of a special educational institution

The article presents a reflective report on using Lesson study approach to researching a teacher’s practice in the special school learning process. The stages of the study, practical observations and conclusions are considered. The effectiveness of using this pedagogical tool in the educational process as a means of improving knowledge in a teacher’s practice in a special educational institution has been proven.

Текст научной работы на тему «Исследование урока с использованием подхода «Lesson study» как инструмент повышения профессиональной компетентности педагога специального образовательного учреждения»

9

УДК 376.02 ГРНТИ 14.29.09

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ПОДХОДА «LESSON STUDY» КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Андатпа

Макалада арнайы мектептщ оку процесшде «Lesson study» тэсШн пайдалана отырып, сабакты зерттеу бойынша рефлексиялык есеп усынылган. Зерттеу кезендерк практикалык байкаулар мен корытындылар кершк тапты. Арнайы бШм беру мекемес1 педагогынын мутал1мдж практика сала-сындагы бiлiмiн жетiлдiру куралы ретiнде осы пе-дагогикалык куралды оку процесiнде пайдалану тшмдШп дэлелдендi.

Аннотация

В статье предложен рефлексивный отчет по исследованию урока с использованием подхода «Lesson study» в учебном процессе специальной школы. Отражены этапы исследования, практические наблюдения и выводы. Доказана эффективность использования в учебном процессе данного педагогического инструмента как средства со-

вершенствования знаний в области учительской практики педагога специального образовательного учреждения.

Annotation

The article presents a reflective report on using Lesson study approach to researching a teacher's practice in the special school learning process. The stages of the study, practical observations and conclusions are considered. The effectiveness of using this pedagogical tool in the educational process as a means of improving knowledge in a teacher's practice in a special educational institution has been proven.

Нарушение слуха - это стойкое понижение слуха, вызывающее затруднение в восприятии речи, негативно отражающееся на процессе естественного формирования коммуникативной деятельности. Невозможность полноценного речевого общения,

Калжанова А.У., Дандубаева Г.К., Кушкинбаева Б.Т.,

КГУ«Костанайский специальный комплекс «детский сад-школа-интернат» для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области, г. Костанай

^sissi свздер: ерекше

бшм беру кажеттiлiктерi бар балалар, естiмейтiн окушылар, коммуникация, саналы оку, сыни ойлау стратегиялары, с-цимыл-ды зерттеу, «Lesson study» педагогикалыц тэсш.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, неслышащие школьники, коммуникация, осознанное чтение, стратегии критического мышления, исследование в действии, педагогический подход «Lesson study».

Keywords: children with special educational needs, deaf schoolchildren, communication, conscious rea-

<

ding, critical thinking strategies, research in action, <c pedagogical approach "Lesson study.”

о

о

s

cq

s

CL,

о

Ш

E-

S

ас

<

CQ

О

РО

РЭ

О

S

С-ч

о

с:

о

Е-

S

«:

S

CL,

о

ш

Е-

являющегося основой коммуникативной деятельности, ведет к обеднению опыта общения, сужению и боязни социальных контактов, относительной изоляции от "слышащего" социума, а в целом вызывает социально-адаптивные нарушения у детей со слуховой депривацией [1].

Приоритетным направлением

специального образования сегодня является включение неслышащих детей в полноценную жизнедеятельность и успешное межличностное общение с окружающими. Это возможно посредством формирования речи, так как овладение коммуникативной деятельностью происходит путем усвоения норм речи.

Полноценное владение неслышащими школьниками речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь, осознанно читать и понимать письменную речь и говорить достаточно четко, понятно для окружающих. Эти процессы взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на слуховое восприятие в ходе всего учебно-воспитательного процесса[2].

В КГУ «Костанайский специальный комплекс «детский сад - школа - интернат» для детей с особыми образовательными потребностями» обучается 130 детей с различными нарушениями слуха и со сниженным зрительным восприятием. Неслышащие школьники охвачены ступенями дошкольного, начального и основного образования. Педагогический коллектив школы-интерната, реализуя основную миссию: обеспечение воспитания всесторонне развитой личности неслышащего школьника в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и орудия мышления, творчески подходит к

воспитательно-образовательной деятельности. Совершенствуя модель образовательного процесса, педагоги находятся в активном творческом поиске новых современных подходов к организации обучения неслышащих школьников, совершенствования знаний в области учительской практики, что в целом ведет к созданию комфортной образовательной среды.

Lesson Study - это педагогический подход, представляющий собой особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Используя LS, учителя могут на демократической основе проводить исследование и изучение урока, влиять на качество обучения^].

Процесс реализации подхода Lesson Study включает несколько этапов;

1. Подготовка, осуществляемая руководством школы.

2. Планирование урока.

3. Наблюдения учителя.

4.Обсуждение урока.

5.Написание отчета по Lesson Study.

Процесс LS был начат с формирования творческой группы, которую составили следующие педагоги:

Дандубаева Г.К. - учитель физики и математики, куратор группы;

Кушкинбаева Б.Т. - учитель казахского языка и литературы;

Калжанова А.У - учитель биологии.

В качестве наблюдателя и наставника в работу включена Рокутова Н.В., заместитель директора по учебной работе.

Среди членов команды были распределены роли: модератора, учителя, который ведет урок, наблюдателей за фокусом учащихся АВС, секретаря и оператора.

Таким образом, организовано иссле-

9

дование уроков математики, казахского языка и литературы, биологии.

Для исследования был выбран 7 «А» класс. В 7 «А» классе обучается 7 учеников, имеющих различные нарушения слуха, из них 86% учеников имеют тугоухость и 14% учеников - глухоту. В классе наблюдается низкая мотивация к обучению и невысокий уровень речевой активности. Ученики не стремятся использовать в общении устную речь, активно используя жестовую и дак-тильную формы речи.

Через составление анализа класса были выявлены сильные и слабые стороны общего характера данного классного коллектива, определены проблемные аспекты и намечены направления возможного изменения эффективности работы класса в учебном процессе.

Команда учителей, проанализировав результаты проведения анкетирования, бесед с учащимися, наблюдения учителя-предметника, сделала следующие выводы: низкая мотивация у неслышащих школьников 7 «А» класса к обучению вызвана низким уровнем понимания неслышащими школьниками устной и письменной речи, неумением работать с текстом, что предполагает низкий уровень понимания и осознанности чтения учебных текстов, неумения высказать свои мысли, что является следствием небольшого словарного запаса учеников.

Как повысить интерес к урокам и пробудить желание учащихся к полу-

чению знаний? Решением данных вопросов, при совместном обсуждении группой учителей, стало применение на уроках приемов и стратегий критического мышления.

Определена тема исследования: Как, исследуя приемы и стратегии критического мышления, развивать навык осознанного чтения у детей с особыми образовательными потребностями при работе с учебным текстом и текстовыми заданиями?

Цель: повышение уровня осознанного чтения у детей с особыми образовательными потребностями через формирование умения работать с учебным текстом и текстовыми заданиями, используя эффективные приемы и стратегии критического мышления.

Определены категории учеников АВС.

Дальнейшая работа команды учителей была построена по алгоритму:

1 этап: Совместное планирование урока-исследования.

2 этап: Проведение урока-исследования и наблюдение за уроком.

3 этап: Опрос учащихся.

4 этап: Обсуждение урока-исследования и первоначальное планирование следующего урока-исследования.

Практическая часть исследования уроков в деятельности отражена в таблице 1. Опираясь на литературные источники, педагоги подбирали приемы и стратегии, позволяющие достигнуть поставленной цели [4, 5].

Таблица 1. - Использование приемов и стратегий критического мышления на уроках в период организации исследования урока в деятельности

Учебный Lesson Study 1 Lesson Study 2 Lesson Study 3

предмет

/ Этапы

урока

и

Математика. Тема: Координатная плоскость Казахский язык и литература Тема: Терт тYлiктщ пайда-сы Биология Тема: Строения нервной системы позвоночных животных

Цель урока: 7.3.1.3 понимать, что упорядоченная пара чисел (х; у) задает точку в прямоугольной системе координат и каждой точке соответствует единственная упорядоченная Осы сабацта цол жет-шзыетш оцу мацсат-тары (оцу багдарла-масына сiлтеме) 07 Мэтiн бойынша сурацтар цурастыра бiлу: Мэтiн мазмунын Цель урока: 7.1.8.2 знать план строения нервной системы позвоночных животных. Коррекционно -развивающая цель: Развивать навык

пара чисел, называемые координатами точки; 7.3.1.4 строить точку в системе координат по ее координатам и находить координаты точки, заданной на координатной плоскости. тYсiнуге, нацты ацпараттарды аныцтауга багыт-талган сурацтар цурастыру А5Диалогке цаты-сушылар коммуни-кативтi жагдаяттын, талаптарына сай «сейлеушi - тын,да-ушы» позицияларын еркiн ауыстыру ТБ1.3Топтау сан еамдерш жазба, ауызша жумыстарда орынды цолдану. самоконтроля за произношением звуков и их сочетаний, за голосом нормальной силы и высоты, обогащать предметный словарь.

Начало урока Создание положительного настроя. Систематизация материала - обеспечивает активное участие каждого обучаемого в вызове того, что они уже знают (или думают, что знают)по данной теме посредством устной речи. «Б1з бiргемiз» тренинг Фонетикалыц жат-тыгу. Тренинг «Я в тебя верю». Фонетическая зарядка.

Середина урока «Инсерт»- восприятие прочитанного на осознанном уровне и маркировка повышает мотивацию при изучении новой темы. Словарная работа «Фишбоун» - для систематизации изученного материала. WordWall платформа аркылы Yй жумы-сын тексеру. "Иллюстрациялар бойынша болжам" стратегия аркылы сабактын, такыры-бын болжау. Мэтiн алды жумыс : сездж жумысы бей-несюжет, пiкiрталас (болжалды жауап: пайдасы). Мэтiнмен жумыс: «Берыген акпа-раттардын, шынай-ылыгын аныктау. «Жуптык тапсырма «ТYлiктi тап». Топтык жумыс «Паутина» - проверка домашнего задания. Деление на группы. «Концептуальная таблица», чтение текста, заполнение таблицы, презентация. Словарная работа. Работа по развитию слухового восприятия. «Дополни предложения», работа со словарем. Оценивание «Две звезды, одно пожелание».

«Iрi мал, уак мал» постер куру. Топтык жумыс <^ш кадамдык сухбат». Бекiту Kahoot платформа аркылы - викторина.

Конец урока Рефлексия «Незаконченное предложение»: "Было интересно..."; "Было трудно.."; "Я научился..". Рефлексия «Жетштжтер баспал-дагы». Рефлексия «Яблоневое дерево»: по цвету яблок передать свое настроение на уроке.

После каждого исследовательского урока команда учителей проводила совместное обсуждение, выявляя успешные моменты урока и то, что нужно улучшить. Наблюдатели оценивали эффективность использования методов и стратегий для учащихся АВС, проводя опросы по окончанию уроков. По результатам наблюдений заполнялся

о; S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ас < ш О

лист «Схема планирования, наблюде- <с ния и обсуждения исследуемого урока», отражающий этапы урока, используемые приемы работы, деятельность <2 учеников АВС - успехи и сложности, возникшие на уроке.

Использование тренингов на первом ^ этапе урока создавало атмосферу позитивного настроя. Использование фо-

нетической зарядки акцентировало внимание учеников на осуществлении самоконтроля за звуками и голосом. На каждом уроке ученики увлеченно говорили друг другу комплименты, выражая радость и хорошее настроение. Работая в группах, старались помогать друг другу, оценивая собственные достижения и успехи одноклассников.

Наблюдая за деятельностью учеников АВС, учителя пришли к следующим выводам:

Ученик А - К.М. - это ученик с хорошо сформированными учебными навыками, хорошо знающий учебный материал. Активный ученик, быстро включается в деятельность на уроке, имеет высокий темп работы. Увлеченно работает самостоятельно, так и в составе группы, с интересом выполняя каждое задание, помогает отстающим в группе. Читает учебный текст осознано, понимая содержание, работает с текстом самостоятельно. Проявляет хорошую речевую активность на уроках, формулирует ответы на вопросы с небольшой опорой на речевой словарь, осуществляет самоконтроль за произношением.

Ученик В - Ж.А. - это ученица, у которой достаточно сформированы учебные навыки. Она имеет средние предметные знания, читает учебный текст не всегда осознанно, необходима дополнительная словарная работа, заключающаяся в объяснении и уточнении слов, понятий. Уровень работы с текстом, выполнение заданий зависит от уровня понимания содержания. Формулирует ответы на вопросы и выражает свои мысли с трудом, с опо-^ рой на речевой материал. Если на первом уроке показывала неуверенность, сдержанность, то на последующих уроках наблюдалась активность девочки.

Ученик С - Ш.Э. - это ученик с низким уровнем сформированности учебных навыков и низким уровнем самостоятельной учебной деятельности. Он имеет низкие предметные знания, темп чтения замедленный, без соблюдения орфоэпических норм. Понимание текста достигается после дополнительного разъяснения учителем текста, демонстрацией иллюстраций. Выполняет задания только по алгоритму и под контролем учителя. Отвечает на вопросы одним словом, с опорой на речевой материал. Ученик стеснительный, неуверенный, на уроке не принимает участие. Но постепенно ученик раскрылся, на третьем уроке ученик заинтересованно работал в группе, чувствуя поддержку группы.

При составлении структуры урока команда учителей тщательно выбирала именно те приемы, которые бы содействовали достижению цели Lesson Study. Использование таких приемов, как «Чтение с остановками», «Паутина», «Концептуальная таблица», словарная работа, составление вопросов способствовали развитию у неслышащих школьников осознанного чтения, нацеливали учащихся на отслеживание собственных знаний, умение создавать высказывание на основе информационного текста.

Таким образом, внедрение элементов подхода Lesson Study в практику обучения и преподавания в нашей школе было успешно реализовано. Дети с большим удовольствием приходили на уроки. Цели, направленные на действия учителей и учащихся показали свои результаты на основе анализа и сбора данных исследуемого класса и содействовали решению проблемной темы: Как, исследуя приемы и стратегии критического мышления, развивать навык осознанного чтения

у детей с особыми образовательными потребностями при работе с учебным текстом и текстовыми заданиями?

В ходе работы были определены следующие трудности:

У неслышащих школьников: ограниченный словарный запас, ведет к непониманию содержания учебного текста и текстовых заданий, низкой осознанности чтения, замедленный темп речи ведет к несоблюдение временных рамок заданий.

У команды учителей: загружен-

ность, нерациональное использование времени, выбор эффективных методов преподавания.

Предложены возможные пути решения:

Для учащихся: на последующих уро-

ках продолжить работу над развитием осознанного чтения, над обогащением словаря учеников, разнообразить словарную работу, активно использовать иллюстрации, продолжать формировать умение создавать высказывания на основе информационного текста, осуществляя самоконтроль за речью.

Для учителей: соблюдение тайм-менеджмента, изучение методической литературы, совершенствование профессионального мастерства.

Организация исследования в действии на уроках с применением подхода «Lesson study» мобилизовало команду учителей, способствовало обмену педагогическим опытом, развитию профессиональных навыков педагогов специальной школы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аксенова Л.И. и другие Специальная педагогика. - М.: Академия. 2002.

2. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика. - Владос, 2014.

3. Lesson Study: руководство Пит Дадли https://lessonstudy.co.uk/wp-content/ uploads/2013/07/Lesson-Study-Handbook-Russian.pdf.

4. Анашкина И.В. Активные и интерактивные формы обучения: методические рекомендации / И.В. Анашкина. - Тамбов: изд. ООО Орион, 2011.

5. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие/ А.М. Смолкин. - М.: Высш. шк., 1991.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.