Научная статья на тему 'Метод работы с текстом «Кафе-мидраш» как средство формирования читательской грамотности и творческого мышления обучающихся'

Метод работы с текстом «Кафе-мидраш» как средство формирования читательской грамотности и творческого мышления обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
читательская грамотность / Кафе-Мидраш / творчество / разработка урока / reading literacy / Cafe-Midrash / creativity / lesson plan

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко В. В.

Автор рассматривает читательскую грамотность как метоумение, позволяющее школьнику грамотно воспринимать текст, оценивать его и использовать для достижения целей. Метод работы с текстом «Кафе-Мидраш» способствует формированию читательской грамотности и творческого мышления обучающихся. Это универсальный метод, объединяющий различные приемы работы с текстом. В него входят три компонента: атмосфера, личный опыт и текст. Участники работают в небольших группах, и организатор практически не вторгается в их обсуждение. А вопросы для обсуждения выдаются постепенно. В качестве примера рассказано об одном из таких уроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеенко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of working at the text "CafeMid rash" as a means of forming reading literacy and creative thinking of students

The author considers reading literacy as a technique that allows a student to competently perceive the text, evaluate it and use it to achieve goals. The method «Cafe-Midrash» for working with the text contributes to the formation of reading literacy and creative thinking of students. This is a universal method that combines different techniques of working with text. It includes three components: atmosphere, personal experience, and text. Students work in small groups, and the organizer practically does not invade their discussion. And questions for discussion are issued gradually. As an example, one of thоse lessons is shown.

Текст научной работы на тему «Метод работы с текстом «Кафе-мидраш» как средство формирования читательской грамотности и творческого мышления обучающихся»

УДК 373.1.02:372.8 ГРНТИ 14.25.09

7

МЕТОД РАБОТЫ С ТЕКСТОМ «КАФЕ-МИДРАШ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ

ГРАМОТНОСТИ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ацдатпа

Автор оку сауаттылыгын эдк ретшде карастыра-ды окушыга мэтiндi сауатты кабылдауга, оны бага-лауга жэне максатка жету Yшiн колдануга мYмкiндiк беретш дагды. «Кафе-Мидраш» мэтiнiмен жумыс iстеу эдга бiлiм алушылардыц оку сауаттылыгы мен шыгар-машылык ойлауын калыптастыруга ьщпал етедi. Бул мэтiнмен жумыс ктеудщ эртYрлi эдiстерiн бiрiктiретiн эмбебап эдк. Оныц Yш компонентi бар: атмосфера, жеке тэжiрибе жэне мэтiн. Цатысушылар шагын топ-тарда жумыс iстейдi жэне уйымдастырушы олардыц талкылауына к ЖYзiнде кiрмейдi. Талкылауга арналган сурактар бiртiндеп шыгарылады. Мысал ретiнде осын-дай сабактардыц бiрi туралы айтылады.

Аннотация

Автор рассматривает читательскую грамотность как метоумение, позволяющее школьнику грамотно воспринимать текст, оценивать его и использовать для достижения целей. Метод работы с текстом «Кафе-Ми-драш» способствует формированию читательской грамотности и творческого мышления обучающихся. Это универсальный метод, объединяющий различные приемы работы с текстом. В него входят три компонента: атмосфера, личный опыт и текст. Участники работают в небольших группах, и организатор практически не вторгается в их обсуждение. А вопросы для обсуждения выдаются постепенно. В качестве примера рассказано об одном из таких уроков.

Annotation

The author considers reading literacy as a technique that allows a student to competently perceive the text, evaluate it and use it to achieve goals. The method «Cafe-Midrash» for working with the text contributes to the formation of reading literacy and creative thinking of students. This is a universal method that combines different techniques of working with text. It includes three components: atmosphere, personal experience, and text. Students work

Моисеенко В.В.,

учитель русского языка

и литературы, общеобразозаттленан школа № 4, г. Житикара, Костанайская область

Негхзгх сездер: оцу сау-аттылыгы, Кафе-Мидраш, шыгармашылыц, сабацты эззрлеу.

Ключевые слова: читательская грамотность, Кафе-Мидраш, творчество, разработка урока.

Keywords: reading literacy, Cafe-Midrash, creativity, lesson plan.

к s

ас

<

DÛ О

on

m О к s

c_

о ^

о ас х ш Е-S CÇ

s

Du О tu Е-

in small groups, and the organizer practically does not invade their discussion. And questions for discussion are issued gradually. As an example, one of ^se lessons is shown.

к s

¡X

<

CQ О

on

Ш

о к s

о

о

¡X

X

ш н

S к S

О-

о ш н

Читательская грамотность является одной из составных частей планируемых результатов обучения в соответствии с обновленным содержанием образования и включает в себя ряд компонентов. Это своего рода метоумение, позволяющее школьнику грамотно воспринимать текст, оценивать его и использовать для достижения целей. Особую роль в успешном формировании читательской грамотности учащихся играют уроки русского языка и литературы.

В своей профессиональной деятельности и мне пришлось столкнуться с тем, что школьники не только мало читаю, но и плохо понимают и воспринимают текст, обладают бедным словарным запасом, не умеют правильно строить устное и письменное высказывание. Наблюдается дефицит таких умений, как формулировать вопросы, обосновывать и доказывать, устанавливать надежность информации. Традиционная передача знаний от учителя к учащимся путем трансляции собственного опыта сегодня неактуальна. Поэтому для решения данной проблемы мною было апробировано несколько образовательных технологий: развитие критического мышления через чтение и письмо, стратегии смыслового чтения, технология продуктивного чтения. Особое внимание я уделяла формированию умений, связанных как с пониманием прочитанного, так и с развитием способности применять полученную в процессе чтения информацию в разных ситуациях, в том числе в нестандартных. Каждая образова-

тельная технология содержит набор приемов, способствующих более продуктивной реализации на практике. Но для меня было важно, чтобы были задействованы все обучающиеся класса, и каждому было бы комфортно на уроке. В этом мне помог метод работы с текстом «Кафе-Мидраш», который способствует формированию читательской грамотности и творческого мышления обучающихся. Это универсальный метод, объединяющий различные приемы работы с текстом. Основные задачи данного метода:

• формировать осознанную потребность обучающихся в чтении;

• стимулировать развитие навыков понимания текста, размышления над прочитанным;

• развивать познавательный, образный и эмоциональный компоненты отношения обучающихся к прочитанному.

В него входят три компонента: атмосфера, личный опыт и текст. Участники работают в небольших группах, и организатор практически не вторгается в их обсуждение. А вопросы для обсуждения выдаются постепенно.

Атмосфера в Кафе-Мидраш является одним из базовых структурирующих элементов, необходимо уделить особое внимание ее созданию. Для создания «интерьера» кафе подойдут столики. В кафе должна звучать спокойная негромкая музыка. В роли официантов могут выступить как сами обучающиеся, так и учитель. Кафе предлагает своим посетителям пищу для души и для ума.

А

Мотивационный этап. Встреча гостей кафе

Модель урока с применением метода «Кафе-Мидраш»

7

Мотивационный этап Задача этапа сделать так, чтобы встреча участников с новой атмосферой прошла наиболее комфортно. Поэтому ведущие-официанты приглашают каждого участника лично, сопровождают и усаживают за столик (учителю важно продумать состав групп учащихся, сидящих за одним столиком). Столики в кафе заполняются постепенно. Все это время звучит голос ведущего-распорядителя, который приветствует посетителей и рассказывает о сегодняшнем меню.

«Закуски» Официанты подают «закуски» - это вопросы для обсуждения, прямо или косвенно связанные по тематике с основным текстом. «Закуски» призваны обеспечить участникам наиболее комфортный и спокойный вход в контекст, подготовить личную встречу с текстом. Участники по очереди переворачивают карточки, лежащие на столе, читают вопросы, афоризмы, пословицы или поговорки и обсуждают их. Как правило, это открытые вопросы, обсуждение которых потенциально интересно участникам. Важно выбрать такие вопросы, на которые участникам захочется ответить, захочется поспорить, отвечая, привести примеры из личного опыта. "Закуски", написанные на отдельных карточках или полосках бумаги, разложены (текстом вниз) на столиках к моменту появления посетителей нашего кафе.

«Основное блюдо» По желанию гостей кафе подается основное блюдо (это центральный текст или тексты, представляющие тему, которую необходимо проанализировать). Официанты объясняют правила: текст обязательно читается негромко вслух каждым учеником. К тексту прилагаются особые «приборы» - вопросы для обсуждения и анализа. Каждый участник рассказывает, какие возникли мысли и ассоциации. Цель - не доказать правильность своего мнения и не завести спор, а услышать друг друга и задать вопросы тексту. В случае, если у участников возникает проблема (например, кто-то один слишком активен и не дает другим возможности высказаться, или участники слишком долго обсуждают один из вопросов, теряя интерес), ведущий может сесть к ним за столик и помочь структурировать обсуждение. Все время взаимодействия с текстом ведущий внимательно наблюдает за тем, что происходит за каждым столиком.

к

ас <

со о

по

¡2 РЭ

о к

О

с: о ас х

ш Е-к

к о-о ш Е-

ж

«Десерт» Подаются стихи или иллюстрации, тематически перекликающиеся с основным текстом. Участники сами решают, как строить взаимодействие с «последним блюдом». Используя разнообразные цифровые сервисы: Lear-ningApps, QR-код, веб-квесты Learnis, Etreniki, платформу CORE, графический редактор Canva, программу VideoPad, MakeBeliefsComix можно разнообразить и сделать увлекательнее рутинный процесс работы с текстом, к тому же повысить уровень цифровой грамотности обучающихся. На данном этапе можно организовать галерею творческих работ: написание синквейна, письма, мудрого совета, создание рисунка или инфографики, листовки, презентации, буктрейлера, кроссенс, комиксы, провести литературные баттлы и т.д.

«Асиф» - общий круг Проводится рефлексия, свободный обмен впечатлениями. Цель и смысл обсуждения в нем - поделиться появившимися в результате работы в малых группах идеями, мыслями, вопросами и открытиями.

к S

I

<

CQ О m

tfl о к S со ^

0

1 X ш Е-S К S 0-о ш Е-

• вопросы для обсуждение, связанные по тематике с основным текстом «афоризмы

• общий круг -

> обмен впечатлениями;

> галерея творческих работ

работа с текстом; • вопросы

• картины; • стихотворения;

• встречи с интересными

людьми; >инсценирование

Существуют определенные критерии отбора текстов для чтения. Основной спецификой отбора текстового материала является постановка в текстах проблем, с которыми ученик может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д.

И

Текст"не слишком мал и не слишком велик''

Текст обладает

богатыми культурными

связями и способствует расширеню культурного поля обучающихся

Метод «Кафе-Мидраш» подразумевает минимальное включение учителя в обсуждение текста. Но на каждом уроке должен достигаться образовательный результат. И учителю важно понимать, достигнут он или нет. В этом помогает творческое задание, «асиф» - общий круг и домашнее задание. Например, после урока русского языка в 9 классе по теме «Занятия и увлечения современного подростка» (раздел «Подросток в современном мире») предлагаю обучающимся написать мини-эссе на тему «Мой промельк» (по рассказу Н.Дашевской «Промельк»). Во-первых, это дает мне возможность проверить уровень понимания текста.

Если ребенок описывает промельк как форму эскапизма - образовательный результат, где ученик верно интерпретирует центральную проблему текста, достигнут. Во-вторых, соответствие стилистике текста заставляет ученика подмечать средства выразительности и приемы в тексте (уровень анализа) и реализует их в тексте (уровень синтеза). В-третьих, ученик сопряжет свой личный опыт с опытом художественным. Если на обсуждении он мог постесняться, то в домашней работе он точно сопоставит себя и героя, глубже прочувствовав произведение искусства.

В качестве примера-иллюстрации расскажу об одном из таких уроков.

Метод «Кафе-Мидраш»:урок русского языка в 11 классе ОГН Тема: Социальное неравенство.

Выбор закусок

Подача основного блюла

Тебя смущал его чин?Я не осуждаю тебя. Мы все гнём перед ними спину.

Поэтому так

высок их авторитет. (цитата из фильма «Табу»!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М

А.П. Чехов «Баран и барышня»

Репродукции картин: «Людовик XVI Раздает Милостыню Бедным» Луи Херсент; «Нищие у входа» Авраам Виллемсенс. Иллюстрации к повести «Шинель», пьесе «Бесприданница»

Стихотворения А.Блока «Фабрика» У.Шекспира

Мудрый совет

Вывод -мудрый

ГГЖРТ

«Асиф»-общий круг

в; к

ас <

ю

о

00

г

Ю

о К

[-Н

о ^

о

X X ш Е-К с^

к

Си О Ш

К

X <

со о т

£ РЭ О С^ X

[-Н

о ^

о X X ш Е-н

X с^ X

Он

о щ

Урок русского языка 11 класс

Раздел Тема Социальное неравенство как глобальная проблема общества. Синтаксис. Стилистика. Социальное неравенство.

Цели обучения 11.2.1 понимать главную, детальную, скрытую информацию сплошных и несплошных текстов, критически оценивая авторскую позицию и скрытый смысл текста.

«Закуска» Предтекстовый этап Выбор закусок Размышление над афоризмами Хозяйка кафе (учитель): Я прошу каждого из вас выбрать один из предложенных афоризмов о жизни. Прочитайте их сидящим за вашим столиком. Подготовьте свой собственный комментарий-размышление: совпадает ли мнение автора афоризма с вашим, или выразите свое несогласие, обоснуйте свое мнение. Афоризмы: 1.Вопреки нашим мечтам о равенстве, результат современной цивилизации не тот, чтобы делать людей все более и более равными, но наоборот, — все более и более различными. (Гюстав Лебон) 2.Не может быть оправдано никакое неравенство, кроме того, которое создано природой в виде различия между отдельными людьми. (А. Бебель) 3.Богатые всегда легко рассуждают о бедности. Ведь сытый голодного не разумеет. 4. Богатые могут быть щедрыми (даже те, кто исповедует леденящие кровь политические взгляды), да, могут быть щедрыми, но внутри, и не так чтобы глубоко, они всегда боятся, что кто-то собирается украсть их подарки и съесть именинный торт.(Стивин Кинг) 5.Неравенство есть неизменный закон человеческой жизни. (Джордж Оруэлл) б.Чувство собственной значимости чиновника обратно пропорционально значимости страны. (О. Хаксли) 7.Чиновник богатому - друг, товарищ и блат. (Владимир Гавеля) 8.Тебя смущал его чин? Я не осуждаю тебя. Мы все гнём перед ними спину. Поэтому так высок их авторитет. (цитата из фильма «Табу»)

79

9.Мы легко согласимся, что разделенностъ на простолюдинов и аристократов — <...> игра воображения. (Ювалъ Ной Харари)

10.Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку — волк. (Бердяев Н. А.)

«Основное блюдо»

Текстовый этап Подача основного блюда Анализ текста

Тексты раздаются всем участникам, ведь получить своё блюдо должен каждый.

Итак, основное блюдо нашего кафе сегодня - рассказ А.П. Чехова «Баран и барышня». К основному блюду прилагаются приборы - это вопросы. С их помощью вы сможете выразить свое отношение к прочитанному. Вопросы к тексту (приборы):

1.Определите значение слов, используя Интернет-ресурсы.

Милостивый государь -...

Морфей -...

Дискант -...

Надворный советник -...

«амурчик» -...

2. О чем говорится в рассказе?

3. Кто такой чиновник? Какова его функция?

4. Мог ли этот чиновник помочь девушке?

5. Можно ли понять, чем занимается данный чиновник?

6. Если мы не можем понять область деятельности чиновника, то, может быть, узнаем, какой чиновник человек? Итак, какой он человек?

7. В сюжет входит новая героиня - девушка. С какой просьбой?

8. Как воспринимает барышню чиновник?

9. Барышня вошла в кабинет. Мы смотрим на ее глазами чиновника. Охарактеризуйте этот взгляд.

10. Зачем чиновнику надо было отметить, что барышня была одета «просто... даже очень просто»? Дважды через многоточие повторяется слово «просто»?

х

С* К

Он

о и Е-1

и

«Десерт»

Послетекстовый этап

Десерт

Рецепт на память

Хозяйка кафе:

Выберите «десерт» по вкусу. Подумайте, как он связан с основным блюдом.

Сегодня мы хотим предложить вам самим приготовить десерт для всех нас. По традиции гости нашего кафе оставляют на память какой-нибудь необычный рецепт. Составьте рецепт позитивного решения проблем героев. Представьте, что внутри вас звучит мудрый голос, который хотел бы помочь решить проблему социального неравенства. Как звучит этот совет? Пройдите по кьюар-ко-ду и запишите его [РасИеЬ доска).

«Асиф» - общий круг.

Рефлексия.

Проводится рефлексия, свободный обмен впечатлениями. Заключительное слово учителя:

К несчастью, пока люди в обществе делятся на бедных и богатых, пока процветает социальное неравенство, в нашем социуме найдется место черствости, безнравственности, равнодушию. Однако, хотелось бы верить, что люди станут добрее и терпимее друг к другу.

Что дает обучающимся работа в «Ка-фе-Мидраш»:

• выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

• планировать сотрудничество с учителем, сверстниками;

• рефлексировать, то есть осмыслили вать свою деятельность с позиций её § эффективности;

и • понимать - текст, информацию, < себя, другого человека;

си

§ •с достаточной полнотой и точно-

§ стью выражать свои мысли в соответ-

о ствии с задачами и условиями комму-

§ никации;

и • владеть языковыми средствами,

к использовать адекватные языковые

с* к

о-

о ш н

средства.

Участие в «Кафе-Мидраш» развивает также гибкие навыки (Soft skills) обучающихся:

• критическое мышление: решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации, интуиция, предвидение;

• коммуникация: навыки качественного устного и письменного общения, умение говорить публично и внимательно слушать;

• креативность: артистизм, любопытство, воображение, инновации, самовыражение кооперация:работа в команде, сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.