щд час навчання друго! шоземно! мови варто пвдби-рати п, в яких: студенти будуть розумгга повшстю вс деталц студенти будуть розумгга основний змют (тему та загальну шформацш); студенти будуть розумгга конкретну шформацш (факти, дати, окрему шформацш).
Отже, лише за умови вдалого поеднання спо-соб1в, що забезпечують ефективне опанування студентами навичок говоршня 1 слухання у процеа опанування друго! шоземно! мови та врахування уах вищезазначених особливостей можливе ефек-тивне опанування студентами навичок слухання та говоршня у процеа вивчення друго! шоземно! мови у вищш школг
Лтратура
1. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А.Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва: Высшая школа, 1982. 374с.
2. Жовтюк Н.П. Психолшгвютичш аспекти формування лексично! компетентносп у процеа навчання англшсько! мови тсля шмецько!. Науков1
записки Тернотльського нацiонального педагопч-ного ушверситету. Сер. Педагогiка. 2012. № 3. С. 101-106.
3. Кушшр I.A. Особливосп викладання англiйськоi мови як друго! шоземно!. URL: https://imso.zippo.net.ua/wp-
content/uploads/2017/12/9_kushn.pdf (дата звер-нення: 10.12.2020).
4. Попадюк С.С. Особливосгi викладання друго! шоземно! мови в умовах дистанцшного навчання. Науковий часопис Нацюнального педагопч-ного унiверсигегу iменi М. П. Драгоманова. Серiя 5 : Педагопчш науки : реалл га перспекгиви. 2020. Вип. 75 (г. 1). С. 163-167.
5. Попович Н.Г. Методика формування шшо-мовно! компетентносп в аудiюваннi. Новi шдходи до навчання iноземноi мови : матерiали школи-семiнару. Харшв, 2014. 108 с.
6. Тарнопольський О.Б., Кабанова М.Р. Методика викладання шоземних мов та !х аспекпв у вищiй школi. Дншро : Унiверситет iменi Альфреда Нобеля, 2019. 256 с.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ
Гребенникова Н.Л.,
Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет» г. Стерлитамак, доцент, кандидат педагогических наук
Гадельшина А.А.,
Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»
г. Стерлитамак, магистрант 1 курса Никитина В.Р.
Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»
г. Стерлитамак, доцент, магистрант 1 курса
FEATURES OF USING INTERACTIVE METHODS IN THE PROCESS OF TEACHING YOUNGER
SCHOOLS IN MATHEMATICS
Grebennikova N.,
Sterlitamak branch "Bashkir State University" Sterlitamak, associate professor, candidate of pedagogical sciences
Gadelshina A.,
Sterlitamak branch "Bashkir State University" Sterlitamak, 1st year master student Nikitina V.
Sterlitamak branch "Bashkir State University" Sterlitamak, 1st year master student
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена рассмотрению особенностей использования интерактивных методов на уроках математики в начальной школе. Приводится описание сущности интерактивных методов, а также преимущества их использования на уроках математики в начальной школе. Данная статья может быть полезна учителям начальных классов, а также студентам педагогических направлений.
ABSTRACT
Article is devoted to the consideration of the features of the use of interactive methods in mathematics lessons in primary school. A description of the essence of interactive methods is given, as well as the advantages of their use in mathematics lessons in primary school. This article can be useful for primary school teachers, as well as students of pedagogical directions.
Ключевые слова: младшие школьники, интерактивные методы, процесс обучения, математика, учитель, пассивные методы, активные методы, начальная школа.
Key words: primary school students, interactive methods, learning process, mathematics, teacher, passive methods, active methods, primary school.
До сих пор педагоги и ученые думают над тем, как улучшить образовательный процесс, как научить ребенка учиться, то есть как решать главный вопрос современной школы. Эти размышления касаются всех учителей и всех предметов. Сколько сейчас существует различных методов, методик и т.п., столько и проблем, связанных с их использованием. Золотая середина все еще не найдена, постоянно предлагается что-то новое, а старое уходит на дальний план, чтобы затем вернуться вновь. Усугубляет ситуацию и тот факт, что на каждое утверждение найдется множество мнений, что не позволяет прийти к какому-либо компромиссу.
Однако, несмотря на все вышесказанное, в нынешних разработках довольно много идей? которые могут быть крайне полезными для современного учителя, стремящегося усовершенствовать образовательный процесс. Последние годы особенно набирает популярность использование интерактивных методов обучения, наряду с активными и пассивными. Хотя последними сейчас стараются вообще не пользоваться в педагогической практике, поскольку они доказано приносят низкие результаты.
Подробно о данной классификации методов можно узнать, познакомившись с трудами И.И. Довгопола и Т.А. Ивкова.
Рассмотрим каждую группу методов.
1. Пассивные методы предполагают, что учитель является главным звеном на уроке. Учитель дает знания в готовом виде, а задача обучающихся - воспроизвести их слово в слово за учителем. При их использовании младшим школьникам практически ничего не нужно делать, только тренировать свою память и «зубрить» всю информацию, а затем воспроизводить ее на оценку. Конечно, даже познакомившись с описанием данных методов, сразу можно увидеть их явные недостатки. Мыслительная деятельность младших школьников сведена к минимуму, никакой поисковой деятельности, никакой активности на уроке.
Однако пассивные методы тоже имеют свои плюсы. Многие учителя часто используют их в зависимости от дидактических задач урока в некоторых учебных ситуациях, таких как: научить проводить прямую линию по линейке, строить отрезок заданной длины, формировать вычислительные умения и другие. К тому же данный метод дает возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках.
2. Активные методы, наоборот, предполагают активное участие ученика в уроке. Младшие школьники уже выступают субъектом, а не объектом деятельности, что позволяет им развиваться, получать новые знания с помощью поиска необходимой информации в разных источниках.
Такие методы заметно преобладают над пассивными, позволяют учителю дать младшим школьникам больше информации, ведь при поиске
они могут не ограничиваться заданными рамками [1, а253].
3. Интерактивные методы также предполагают субъект-субъектные отношения, как и в случае с активными методами. Но при этом учитель выступает еще и координатором образовательного процесса, что позволяет младшим школьникам еще больше погрузиться в информационное пространство урока.
При использовании данных методов чаще всего используется групповая и парная формы организации деятельности на уроке, что позволяет младшим школьникам практически самостоятельно осваивать новый материал. Учитель только направляет их в нужную сторону в начале, далее следит за тем, чтобы все шли в верном направлении, и, если что-то не так - корректирует деятельность той или иной группы или пары обучающихся.
«Интерактивное обучение - это особая организация образовательного процесса, направленная на максимальную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся путем комплексного использования дидактических и организационно-управленческих средств». Такое определение дал В.Н. Кругликов в 1998 году, и оно остается неизменным до наших дней. Интерактивные методы применяются как в ходе интерактивного обучения, так и в ходе иной формы организации обучения.
Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающимися. Главная особенность интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их ученики не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Интерактивные методы отличаются тем, что при их использовании каждый обучающийся может иметь свою точку зрения, высказывать ее и защищать, соглашаться или не соглашаться с мнением своих товарищей, выражать свое собственное отношение к явлениям и предметам жизни.
Не менее важно, что здесь происходит диалог между учителем и обучающимися, что говорит об их умении слушать и слышать друг друга, оказывать друг другу помощь, относиться внимательно. Учитель, используя данные методы, не закладывает в голову детям готовые знания, а организует их активную мыслительную и познавательную деятельность, давая при этом возможность произвести ее самоанализ.
Самое главное то, что интерактивные методы обучения решают главную задачу, сформулированную в ФГОС НОО - научить младшего школьника учиться.
Как правило, интерактивные методы представляют собой совокупность интерактивных упражнений, которые отличаются от обычных методов обу-
чения тем, что направлены скорее не на закрепление ранее изученного материала, а на усвоение нового.
Интерактивные методы связаны с двумя группами технологий:
1. Обучение, выстроенное на взаимодействии с компьютером, а также с его помощью.
2. Обучение без компьютера - специально организованное учебное общение между учениками.
Интерактивные методы 1 группы, безусловно, помогают включить в учебный процесс новые мультимедийные учебные пособия, сделать занятия более интересными, вовлечь учащихся в процесс инновационной учебной деятельности [3, с. 57].
Пример интерактивного метода с применением компьютера: работа на уроке на сайте «Учи.ру». На данном сайте в разделе математика содержится много интерактивных заданий по разделам учебника, в ходе которых ученики приходят к знаниям, выполняя игровые действия. Сайт не предполагает теории. Каждый ученик может высказаться, предложить пути решения, учитель может направлять. В конечном итоге, система проверяет правильность действий и, если неверно выполнено выдает красный цвет, предоставляется возможность подумать еще. К тому же на сайте есть игра «Рыцарь», при выполнении которой, класс делится на 2 команды и соревнуются между собой.
В современной педагогике ко 2 группе относятся такие интерактивные методы, как выполнение творческих заданий, работа в малых группах, работа в парах, обучающие игры, экскурсии, социальные проекты, соревнования, кейс-метод, обсуждение сложных дискуссионных вопросов и проблем и т.д.
По мнению М.В. Кларина, учителю не следует часто давать выполнение заданий на время, в форме соревнования, поскольку это только нарушит процесс работы, а найденная информация окажется не очень качественной, и младшие школьники ее не запомнят. В таком случае урок усвоения новых знаний не принесет большого успеха снова, поэтому необходимо все заранее спланировать и продумать [2, а15].
В начальном курсе математики так же целесообразно использовать интерактивные методы работы на уроке, поскольку в таком случае младшие школьники будут полностью увлечены происходящим на уроке. Это достигается за счет того, что обучающимся дана полная свобода слова и выбора. Они могут высказывать свое мнение и быть уверенными, что никто не осудит их за это.
Оценивание при использовании интерактивных методов позитивное и оптимистичное, поскольку неправильного мнения быть не может. Если младшие школьники будут попадать в затруднительные ситуации, то учитель обязательно «подтолкнет» их на правильный путь, а в процессе дискуссии каждый ученик примет верную для себя точку зрения.
Например, на уроке математики младшими школьниками решается какая-либо текстовая задача. Каждая группа должна была решить задачу
индивидуальным способом, который кажется наиболее целесообразным в применении к данной задаче. По окончании работы, учитель предлагает детям дискутировать на тему того, при помощи какого способа задача решается быстрее. Затем, уже в ходе диалога между группами и учителем, младшие школьники приходят к какому-либо мнению. Учитывая тот факт, что работают младшие школьники непосредственно друг с другом, а учитель внимательно следит за процессом и вступает в него в случае, если это необходимо, то стоит давать обучающимся такие задания, которые будут соответствовать познавательным способностям каждого обучающегося, и не будут невыполнимыми для кого-либо [4, а26].
Групповая работа при использовании интерактивных методов очень важна, так как способствует высокому уровню усвоения новых знаний. Однако учителю необходимо следить за тем, чтобы в группах не появлялся явный лидер, который стремится сделать все за всех, дает советы и правильные ответы.
Конечно, такие методы будут использованы на каждом уроке, поэтому подготовиться к одному из них нужно хорошо, чтоб взять от этого урока максимум.
В первую очередь необходимо учесть сильные и слабые стороны всех обучающихся. Группы должны формироваться на основе этого, если работа предполагает творческий характер. Так, каждый ребенок сможет вложить что-то свое на основе своих умений и навыков.
Во-вторых, стоит продумать сами упражнения, которые будут даны. Необходимо, чтобы они имели больше поисковый характер, нежели практический. Лучше, чтобы задание состояло из нескольких пунктов, так как дети научились бы распределять свои силы в группе самостоятельно для достижения наилучшего результата.
Еще одно, о чем стоит помнить - что изучаемая тема и задания, которые даны для выполнения, должны быть интересными для младших школьников, «задевать за живое», чтобы работа была плодотворной.
В процессе работы на уроке учителю следует на задаваемые вопросы, не давать прямого ответа, а лишь сообщать информацию о том, где ученики могут ее найти. В таком случае результат поисковой деятельности на интерактивных уроках усилится, а младшим школьникам будет интересно, а главное -они запомнят найденную информацию.
На уроках математики можно предложить творческое задание при закреплении какой-либо темы. Например, при закреплении темы «Длина» в 1 классе, обучающимся дается задание поделиться на группы по 3 -4 человека, и придумать какой-либо свой способ измерения данной величины. При возникновении затруднений, учитель указывает на то, что в учебнике есть информация, которая им поможет (способы измерения длины в древности). На основе поиска и анализа информации, младшие школьники проявят фантазию и придумают свои
собственные меры измерения, а затем продемонстрируют их всему классу.
Таким образом, при грамотном построении урока с использованием интерактивных методов можно достичь хороших результатов в процессе обучения младших школьников математике. Использование интерактивных методов обучения позволяет преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению сложных математических знаний, вызывает интерес к ней, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции. А в применении совместно с ИКТ еще и происходит обеспечение более ясной, эффек-
тивной, интересной и динамичной подачи материала за счет использования презентаций, специальных программ и других информационных ресурсов.
Литература
1. Довгопол И.И., Ивкова Т.А. Современные образовательные и педагогические технологии. -Симферополь: НАТА, 2006. - 335 с.
2. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. -2000. - № 7. - С. 12-18.
3. Полуэктова С.В. Использование интерактивной доски на уроках математики// Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №4. - С. 56-58
4. Суворова Н.И. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. - 2000. - № 1. - С. 25-27.
ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОШ НА ПРИМЕРЕ РСО-АЛАНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Такаева В.А.,
Филологический факультет, старший преподаватель
Тбоева З.Э.
Северо-Осетинский государственный педагогический институт
Владикавказ
PHILOLOGICAL EDUCATION OF SECONDARY SCHOOLS ON THE EXAMPLE OF RSO-ALANIA: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Takaeva V.,
Philological faculty, Senior Lecturer Tboeva Z.
North Ossetian State Pedagogical Institute
Vladikavkaz
АННОТАЦИЯ
В статье обозначена важность и перспективы английского языка в современном мире. Рассмотрено современное состояние филологического образования СОШ в РСО-Алания. Проведен анализ результатов ВПР и ЕГЭ в РСО-Алания по английскому языку, выявлены сложные для участников ЕГЭ задания с указанием типичных ошибок. По результатам исследования сформулированы концептуальные выводы и рекомендации.
ABSTRACT
The article highlights the importance and prospects of the English language in the modern world. The current state of philological education of secondary schools in the RSO-Alania is considered. The analysis of the results of WRC and EGE in North Ossetia-Alania in the English language found difficult for the students of the task, indicating typical errors. Based on the results of the study, conceptual conclusions and recommendations are formulated.
Ключевые слова: филология, филологическое образование, английский язык, средняя образовательная школа.
Keywords: Philology, philological education, English, secondary school, higher education institution.
На сегодняшний день, английский язык стал неотъемлемой частью нашей жизни. Во всех используемых гаджетах (телефонах, компьютерах, интернете и т.д.), практически во всех социально значимых объектах (поликлиниках, аэропортах, и т.д.) можно встретить надписи на английском языке. Мы используем английский язык, порой, даже не задумываясь. Важность английского языка в современном мире на данный момент достаточно велика. Совсем недавно он был для нас иностран-
ным языком, а сегодня он является международным. Во всех странах мира изучению английского языка предают огромное значение.
75 % мировой корреспонденции ведётся на английском языке, 60 % радиостанций вещают по-английски, более половины мировой периодики издается на английском, 80 % информации хранится на этом языке. На сегодняшний день в мире именно английский язык наиболее распространен, так как он является родным более чем для 400 млн., а число тех, кто владеет им в качестве иностранного в разы больше.