Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА / ДИЗАРТРИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ МОТОРИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чупахина П.И.

Термин арт-терапия возник в 1938 г. Его автором считается художник Андриан Хилл. Основоположники этого направления опирались на идею Фрейда о том, что человек проявляет своей внутреннее «Я» в процессе художественной деятельности, и мысли Юнга о персональных и универсальных силах. Данная область включает в себя множество направлений, среди которых: изотерапия, музыкотерапия, имаготерапия, кинезитерапия, игровая терапия, хореотерапия и т. д. Как известно, искусство в целом помогает человеку развиваться как личности, а также позволяет сформировать различные моторные навыки. В данной статье рассматривается возможность применения арт-терапии при работе с детьми, которые страдают дизартрическими нарушениями, для коррекции мелкой и артикуляционной моторики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чупахина П.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ART THERAPY FOR THE FORMATION OF FINE AND ARTICULATORY MOTOR SKILLS IN CHILDREN SUFFERING FROM DYSARTHRIC DISORDERS

The term art therapy originated in 1938. Its author is the artist Andrian Hill. The founders of this direction were based on Freud's idea that a person manifests his inner self in the process of artistic activity, and Jung's thoughts about personal and universal forces. This field includes many areas, including: isotherapy, music therapy, imagotherapy, kinesitherapy, game therapy, choreotherapy, etc. As you know, art in general helps a person to develop as a person, and also allows you to form various motor skills. This article discusses the possibility of using art therapy when working with children who suffer from dysarthric disorders, for the correction of fine and articulatory motor skills

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ»

УДК 376.37

Чупахина П.И. студент магистратуры кафедра коррекционной педагогики Академии психологии и педагогики ЮФУ Россия, г. Ростов - на - Дону

ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация: Термин арт-терапия возник в 1938 г. Его автором считается художник Андриан Хилл. Основоположники этого направления опирались на идею Фрейда о том, что человек проявляет своей внутреннее «Я» в процессе художественной деятельности, и мысли Юнга о персональных и универсальных силах.

Данная область включает в себя множество направлений, среди которых: изотерапия, музыкотерапия, имаготерапия, кинезитерапия, игровая терапия, хореотерапия и т. д.

Как известно, искусство в целом помогает человеку развиваться как личности, а также позволяет сформировать различные моторные навыки.

В данной статье рассматривается возможность применения арт-терапии при работе с детьми, которые страдают дизартрическими нарушениями, для коррекции мелкой и артикуляционной моторики

Ключевые слова: Арт-терапия, мелкая моторика, артикуляционная моторика, дизартрические нарушения, формирование моторики.

Chupakhina P. I. master's degree student department of correctional pedagogy

Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University

Russia, Rostov-on-Don

THE USE OF ART THERAPY FOR THE FORMATION OF FINE AND ARTICULATORY MOTOR SKILLS IN CHILDREN SUFFERING FROM

DYSARTHRIC DISORDERS

Abstract: The term art therapy originated in 1938. Its author is the artist Andrian Hill. The founders of this direction were based on Freud's idea that a person manifests his inner self in the process of artistic activity, and Jung's thoughts about personal and universal forces.

This field includes many areas, including: isotherapy, music therapy, imagotherapy, kinesitherapy, game therapy, choreotherapy, etc.

As you know, art in general helps a person to develop as a person, and also allows you to form various motor skills.

This article discusses the possibility of using art therapy when working with children who suffer from dysarthric disorders, for the correction of fine and articulatory motor skills

Key words: Art therapy, fine motor skills, articulatory motor skills, dysarthric disorders, motor skills formation.

В современном мире арт-терапия считается одним из наиболее активно развивающихся направлений в педагогической и коррекционной работе. Она возникла при соприкосновении педагогики и искусства.

Фундаментом для арт-терапии служит процесс формирования гармоничной личности посредством художественной деятельности. Уклоняясь в культурное развитие, данная методика позволяет решать педагогические задачи, используя средства искусства. Вместе с тем арт-терапия позволяет объединить психологию, педагогику, медицину, культурологию и множество других научных областей в одно целое. Это позволяет ребенку развиваться и реализовываться как личности.

При дизартрических нарушениях у детей страдает мелкая и артикуляционная моторика. Из-за этого нарушается процесс формирования полноценной личности, ребенок может попросту замкнуться в себе, не имея возможности выполнять различные движения, требующие напряжения кистей рук, а вместе с этим затрудняющие развитие коммуникативных способностей.

Импульсы, исходящие от рук, влияют на формирование речевых зон. Отсюда следует, что совершенствование ручной моторики имеет огромное значение для активации моторных речевых зон головного мозга. То есть, при развитии ручной деятельности развивается и речевая функция.

В основе арт-терапии заложен гуманизм. Независимо от того, какими способностями обладает ребенок, перед педагогом стоит цель воспитать в нем творческий потенциал и помочь в развитии, преодолении трудностей. То есть, арт-терапия позволяет заботиться об эмоциональном и психологическом здоровье личности или коллектива при помощи художественной деятельности.

Арт-терапия в своей многогранности позволяет осуществлять работу как индивидуально, так и сразу с группой детей. Существует множество видов деятельности, которые могут быть использованы во время занятия.

У каждого из вариантов работы имеются свои преимущества. При индивидуальном процессе педагог может построить более тесную связь с ребенком. За счет этого можно более точно определить скрытые ресурсы ребенка и его внутренний потенциал.

Во время групповых занятий происходит больший упор на развитие коммуникационных способностей. Дети контактируют друг с другом. При этом от педагога требуется создание атмосферы, позволяющей выразить дух соперничества в положительном ключе.

Благодаря арт-терапии создается доброжелательная атмосфера вокруг ребенка, чтобы он мог почувствовать себя личностью. В процессе творческой деятельности ребенок постепенно учится сам справляться с возникающими трудностями. Коррекционная функция арт-терапии помогает ребенку наладить контакт с социумом, исправляя отклонения в развитии и формируя правильное направление.

Чтобы проверить все положительные качества арт-терапии, был проведен эксперимент по использованию арт-терапии при коррекции мелкой и артикуляционной моторики. Для того чтобы изучить состояние мелкой и артикуляционной моторики у детей из экспериментальной группы на начальном этапе и по окончанию эксперимента были проведены исследования с использованием методики Архиповой Е. Ф.

Составленный план работы с применением арт-терапии включал в себя 9 занятий, на каждом из которых было использовано по два упражнения с применением арт-терапии. Например, одно из упражнений:

Упражнение «Создание маски».

Цели: развитие мелкой моторной сферы и воображения ребенка.

Время проведения: 20 минут.

Ход работы:

В процессе выполнения упражнения ребенок учиться работать с ножницами и бумагой, пробует на себя новые роли.

Для выполнения этого упражнения требуются плотный лист картона, цветная бумага, карандаши или фломастеры, резинка для того, чтобы закрепить маску, ножницы и заранее заготовленные трафареты для будущих масок с изображениями животных.

Упражнение проходит в игровой форме.

Ребенку предлагается назвать животных, которые изображены на карточках, рассказать, что он о них знает, чем они отличаются. Затем ребенок может выбрать одно из четырех животных, маску которого он хочет себе сделать.

При помощи ножниц ребенок должен вырезать из трафарета детали. Готовые детали он будет прикладывать к листам бумаги с тем цветом, который он сам подберет для этого, обводить карандашом трафарет на бумагу, а затем вырезать готовую деталь.

Если требуется, то логопед помогает ребенку выполнить действие. Ребенок сам приклеивает детали к общей маске.

Итоги проделанной работы представлены на рисунках 1 и 2.

Сравнительная диаграмма результатов диагностики артикуляционной моторики

Валерия О. Евгений Е. Владимир О. Лилия Ф. Марина С.

Роман В. Дмитрий Г. Анастасия К. Мирослав А. Алиса К.

0123456789 10 11 12 Общий балл по результатам повторной диагностики артикуляционной моторики Общий балл по результатам первичной диагностики артикуляционной моторики

Рисунок 1 - Сравнительная диаграмма результатов диагностики артикуляционной моторики.

Сравнительная диаграмма результатов диагностики мелкой моторики

Валерия О Евгений Е Владимир О Лилия Ф Марина С Роман В Дмитрий Г Анастасия К Мирослав А Алиса К

0123456789 10 11 12 Общий балл по результатам повторной диагностики мелкой моторики

Общий балл по результатам первичной диагностики мелкой моторики

Рисунок 2 - Сравнительная диаграмма результатов диагностики мелкой моторики.

Таким образом, арт-терапия несет в себе целый ряд преимуществ при коррекционной работе с детьми:

• в процессе выполнения заданий, например, рисования или лепки, снимается напряжение и происходит развитие ручной деятельности;

• развивается творческая натура личности и индивидуальные способности;

• формируются навыки взаимодействия с окружающим миром;

• преодолеваются психологические барьеры, не позволяющие ребенку раскрыться.

Все это приводит не только к развитию мелкой и артикуляционной моторики ребенка, но и позволяет ему сформироваться как личности.

Использованные источники:

1. Лысых Н. В., Баркова Е. А. Арт-терапия в работе социального педагога. -Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10.

2. Мартынова О. Н. Арт-терапия как метод коррекции в развивающем обучении. - Молодой ученый. - 2016. - № 29 (133).

3. Никитин В. Н. Арт-терапия: учебное пособие. - М.: Когито-Центр,

4. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики.

5. Репина З. А. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста.

6. Федосова О. Ю. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста. - Самара, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.