Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ МЯЧЕЙ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ / ЧЕМПИОНАТ АСБ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скачков Д.В., Набойченко Е.С., Кормышев В.М., Янг Х.С.

Цель исследования - оценка эффективности учебно-тренировочной модели, разработанной с использованием аппаратно-программного комплекса. Методика и организация исследования. Оценка эффективности определялась по следующим критериям: скорость перемещения, скоростное выполнение сложных технических элементов, бросок в прыжке (высота, амплитуда), выполнение групповых элементов в нападении, выполнение групповых действий в защите. С помощью анализа статистических данных чемпионата АСБ (Студенческая Лига ВТБ, Дивизион Урал-Поволжье, Свердловская область) сезонов 2019-2020, 2020-2021 гг. определялась динамика эффективности игрока в реальной игровой ситуации (asbasket.ru/stat/). Динамика эффективности определялась по следующим критериям: количество атак кольца за игру, а также набранных очков (двухочковых, трехочковых, штрафных бросков); количество подборов мяча (в защите, в нападении); количество передач (атакующих, результативных); количество потерь мяча (вынужденных, технических); количество перехватов мяча за игру. Результаты исследования и выводы. В выводах исследования отмечается, что внедрение в учебно-тренировочный процесс аппаратно-программного комплекса существенно улучшает уровень подготовленности спортсмена, позволяет в короткие сроки корректировать необходимые технические элементы. Развивается творческий потенциал спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Скачков Д.В., Набойченко Е.С., Кормышев В.М., Янг Х.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMMABLE BASKETBALL SHOOTING MACHINE: TRAINING BENEFITS

Objective of the study was to theoretically analyze and practically test benefits of a programmable basketball shooting machine for technical skills training in basketball groups. Methods and structure of the study. The study included a basketball-shooting-machine-assisted training experiment on a sample of the 17-23-year-old basketball players (n=28) of different skill levels. We split them up into Experimental and Control Groups (EG, CG) of 14 people each. The skill levels in the groups were as follows: unskilled non-competing athletes (n=2 in each group); athletes with basic skill sets but no experience in school/ Youth Sports School competitions (n=4 in each group); fairly skilled athletes trained at the Youth Sports School (n=4 in each group); and highly-skilled experienced Student Basketball Association competitors (n=4 in each group). Results and conclusion. The training experiment with the pre-versus post-experimental physical fitness/ technical fitness / special endurance tests and analyses showed the basketball-shooting-machine-assisted training model being highly beneficial as it facilitates individual progress in many aspects with a special emphasis on the individual weaknesses and technical skills improvement barriers, opportunities and creative resource mobilizing emphases - both in the pre-seasonal training and competitive periods.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ»

применение аппаратно-программного комплекса в тренировочном процессе баскетболистов

УДК/UDC 796.323.2

Информация для связи с автором: skoch12@mail.ru

Поступила в редакцию 01.12.2021 г.

Аспирант Д.В. Скачков1

Кандидат экономических наук Е.С. Набойченко1 Кандидат технических наук, доцент В.М. Кормышев1 PhD, профессор Х.С. Янг 2

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,

Екатеринбург 2Университет Санмун, г. Асан, Республика Корея

PROGRAMMABLE BASKETBALL SHOOTING MACHINE: TRAINING BENEFITS

Postgraduate D.V. Skachkov1 PhD E.S. Naboychenko1

PhD, Associate Professor V.M. Kormyshev1 PhD, Professor K.S. Yang2

1Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg 2Sunmun University, Asan, Republic of Korea

Аннотация

Цель исследования - оценка эффективности учебно-тренировочной модели, разработанной с использованием аппаратно-программного комплекса. Методика и организация исследования. Оценка эффективности определялась по следующим критериям: скорость перемещения, скоростное выполнение сложных технических элементов, бросок в прыжке (высота, амплитуда), выполнение групповых элементов в нападении, выполнение групповых действий в защите. С помощью анализа статистических данных чемпионата АСБ (Студенческая Лига ВТБ, Дивизион Урал-Поволжье, Свердловская область) сезонов 2019-2020, 2020-2021 гг. определялась динамика эффективности игрока в реальной игровой ситуации (asbasket.ru/stat/). Динамика эффективности определялась по следующим критериям: количество атак кольца за игру, а также набранных очков (двухочковых, трехочковых, штрафных бросков); количество подборов мяча (в защите, в нападении); количество передач (атакующих, результативных); количество потерь мяча (вынужденных, технических); количество перехватов мяча за игру.

Результаты исследования и выводы. В выводах исследования отмечается, что внедрение в учебно-тренировочный процесс аппаратно-программного комплекса существенно улучшает уровень подготовленности спортсмена, позволяет в короткие сроки корректировать необходимые технические элементы. Развивается творческий потенциал спортсмена.

Ключевые слова: аппаратно-программный комплекс, электронное устройство для подачи мячей, оценка эффективности в учебно-тренировочном процессе, чемпионат АСБ.

Abstract

Objective of the study was to theoretically analyze and practically test benefits of a programmable basketball shooting machine for technical skills training in basketball groups.

Methods and structure of the study. The study included a basketball-shooting-machine-assisted training experiment on a sample of the 17-23-year-old basketball players (n=28) of different skill levels. We split them up into Experimental and Control Groups (EG, CG) of 14 people each. The skill levels in the groups were as follows: unskilled non-competing athletes (n=2 in each group); athletes with basic skill sets but no experience in school/ Youth Sports School competitions (n=4 in each group); fairly skilled athletes trained at the Youth Sports School (n=4 in each group); and highly-skilled experienced Student Basketball Association competitors (n=4 in each group).

Results and conclusion. The training experiment with the pre-versus post-experimental physical fitness/ technical fitness / special endurance tests and analyses showed the basketball-shooting-machine-assisted training model being highly beneficial as it facilitates individual progress in many aspects with a special emphasis on the individual weaknesses and technical skills improvement barriers, opportunities and creative resource mobilizing emphases - both in the pre-seasonal training and competitive periods.

Keywords: hardware-software complex, basketball shooting machine, progress assessment in training process, Student Basketball Association Tournament.

Введение. В современном тренировочном процессе необходим совершенно новый подход для совершенствования и скорейшего получения новых технических качеств спортсмена.

Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование возможностей АПК для приобретения и совершенствования технических элементов в баскетболе.

Методика и организация исследования. В процессе научной работы был проведен педагогический эксперимент с участием 28 человек. Участники эксперимента обладали различным уровнем технического мастерства, возраст - от 17 до 23 лет. Были организованы контрольная и экспериментальная группы (КГ и ЭГ) по 14 человек в каждой. Уровень участников: по два спортсмена со слабыми на-

выками, не имеющих опыта игр на любом уровне; по четыре спортсмена с первоначальными навыками, имеющих опыт игр на уровне чемпионатов общеобразовательных школ, не занимавшихся в специализированных ДЮСШ; по четыре спортсмена с достаточными навыками, занимавшихся в специализированных ДЮСШ; по четыре спортсмена с развитыми навыками (игроки чемпионата АСБ). Уровень физической подготовленности определялся с помощью следующих контрольных нормативов: кросс 3 км, бег на 100, 60, 30 м, прыжок в длину с места, отжимания от пола. Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности спортсменов в каждой группе. Уровень технической подготовленности определялся путем применения следующих тестов: количество различных брос-

ков в единицу времени, выполнение элементов дриблинга, в том числе сложных элементов, индивидуальные перемещения в защите, понимание специфических пространственных перемещений.

Для определения уровня специальной выносливости использовались разработанные тесты, моделирующие различные игровые ситуации (последние секунды атаки, развитие быстрого прорыва, переход из защиты в нападение). Уровень технической подготовленности оценивался группой из пяти квалифицированных тренеров с большим опытом педагогической и тренерской деятельности по 10-балльной шкале. Анализ полученных данных не выявил существенных различий по показателям физической, технической, специальной выносливости. В КГ учебно-тренировочные занятия проводились по общепринятой методике без использования АПК. В ЭГ использовалась разработанная методика совершенствования физической, технической подготовленности, специальной выносливости на основе использования АПК.

Для определения интенсивности учебно-тренировочных занятий в обеих группах были применены специальные браслеты, позволяющие тренеру в реальном времени контролировать сердечный пульс, средний темп, активность спортсмена, количество перемещений за тренировку.

Содержание разработанной методики совершенствования предусматривает специальные задания. Например, определить оптимальное количество выстрелов и скорость подачи мяча для изучения нового элемента, доведение того или иного технического приема до осознания легкости и свободы выполнения. Такой подход к организации тренировочного процесса позволяет спортсмену совместно с тренером определить эффективные средства и методы, обеспечивающие повышение уровня мастерства.

Методика занятий по баскетболу предполагает использование аппаратно-программного комплекса (АПК). АПК - электронно-техническое средство, предназначенное для подачи мячей с различным интервалом выстрела мяча (от 2 секунд), действует по всей горизонтальной оси (от 0 до 180 градусов), дальность выстрела - от 2 до 16 м, над баскетбольным кольцом располагается корзина для ловли мяча, устройство вмещает до 10 мячей одновременно.

Алгоритм усвоения сложных технических элементов при использовании АПК представлен в таблице.

Результаты исследования и их обсуждение. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей физической, технической и специальной подготовленности спортсмена. Анализ материалов исследования показал, что результаты улучшились в обеих группах, однако в ЭГ динамика исследуемых показателей оказалась намного более выраженной.

Так, в КГ в беге на 100, 60 и 30 м при исходных данных 13,53+-1,08 показатели улучшились до 13,07+-1,35 с (р>0,05); в ЭГ соответственно при исходных данных 13,57+-1,23 к завершению педагогического эксперимента показатели выросли до 12,81+-1,29 с (р>0,05). В КГ при исходных данных прыжка в высоту с места 58,43+-2,60 см к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились до 59,89+2,75 см (р>0,05) в ЭГ соответственно при исходных данных 58,27+-3,04 см, к завершению педагогического эксперимента результаты выросли до 62,31+-2,39 см (р<0,05).

Данная динамика более существенных улучшений показателей физической подготовки спортсменов в ЭГ была выявлена и по другим тестам, что объясняется постановкой задачи осмысления своих возможностей и способностей в занятиях баскетболом с использованием АПК, стремления к преодолению слабых сторон в физической подготовленности, улучшению показателей двигательно-координационных качеств. Это нашло свое конкретное выражение в значительно большем количестве повторений двигательных заданий в разных условиях учебно-тренировочного процесса с использованием АПК, что позволило добиться более существенного прироста качественных сторон двигательной деятельности.

Показатели технической подготовленности также улучшились в обеих группах с явным преимуществом спортсменов в ЭГ. Так, в КГ при исходных данных рационального соотношения дриблинга с переходом в бросок в прыжке 4,5+-0,5 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 5,5+-0,5 балла (р>0,05); в ЭГ при исходных показателях 4,5+-0,5 балла к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились до 7,5+-0,5 балла (р<0,05). В КГ

Организация тренировочного процесса

Содержание деятельности

Тренера Спортсмена

Показ технического элемента с передачей психоэмоционального состояния во время работы с АПК; указания, формирующие правильное выполнение тех или иных технических приемов Путем наблюдения выявляет последовательность действий, создает собственную модель его выполнения с учетом росто-весовых и других индивидуальных данных

Постановка задачи поиска новых способов выполнения технического приема с учетом своих возможностей, усиливающих правильность его применения и сопоставление к реальной игровой ситуации Определяет исходное положение, технику выполнения технического задания. Совместно с тренером устанавливает способы развития двига-тельно-координационных качеств с использованием АПК

Дает установку тренирующемуся выполнить технический элемент с более высокой скоростью, амплитудой действий, высотой прыжка Осознание возможности улучшения технического приема при применении АПК и сопричастности тренера к формированию специальных индивидуальных технических качеств спортсмена

Ставит задачу спортсмену во время учебно-тренировочного процесса отработать технические элементы, ориентируясь не на соперников, а на собственную модель их применения в реальной игровой ситуации Направляет учебно-тренировочные усилия на формирование технического мастерства и соответствующих элементов (дриблинг, бросок в прыжке, пространственные перемещения). Поиск новых сочетаний элементов (дриблинга и броска, дриблинга и передачи, пространственных перемещений и броска и т.д.)

Обращает внимание спортсмена на необходимость концентрации внимания на главном элементе техники, деталях данного элемента, связующих подводящих движениях, координации, эмоциональности Осознание зависимости правильного выполнения технического элемента от мельчайших деталей его выполнения (постановка ног перед броском в прыжке, амплитуды первого шага после получения мяча, движение с пятки на носок при выполнении приемов обводки и т.д.)

Требует от спортсмена соответствия темпа выполнения технического элемента на необходимом пульсе, чередования быстрого и медленного темпа, широкой амплитуды выполнения Постоянное стремление к многократным повторениям технического элемента с использованием АПК с постоянным увеличением скорости его выполнения. Создает индивидуальный стиль выполнения того или иного элемента техники, осознание постоянного повышения степени достигнутого мастерства

при исходных данных выполнения сложных технических элементов на максимальной скорости с большим количеством повторений 2,75+-0,25 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 4,0+-0,25 балла (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 3,0+-0,25 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 6,75+-1,25 балла (р<0,05). В КГ исходные данные показателей индивидуального применения разнообразия методов атаки составили 3,5+-1,5 балла после завершения педагогического эксперимента результаты повысились и составили 5,0+-2,0 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 3,0+-1,5 балла, после завершения педагогического эксперимента улучшились до 6,75 +-2,0 балла (р<0,05).

Подобная динамика более существенного улучшения показателей технической подготовленности в ЭГ была выявлена и по другим исследованным показателям, что объясняется использованием СТС в учебно-тренировочном процессе как сильного вспомогательного инструмента как для тренера, так и для спортсмена, осознанием смысла того или иного технического элемента как искусства самосовершенствования путем постепенного преодоления своих слабых сторон и получения новых технических навыков. Это способствовало пониманию необходимости многократных повторений предложенных тренером физических упражнений в их разном сочетании, последовательности, вариативности способов выполнения и создало необходимую базу для повышения технического мастерства.

Выводы. Результаты педагогического эксперимента показали, что организация учебно-тренировочного процесса

с использованием АПК в короткие сроки существенно улучшает уровень подготовленности спортсмена, позволяет в короткие сроки улучшить «слабые места» спортсмена как во время предсезонной подготовки, так и в игровой период, активизирует его творческий потенциал. Также АПК обеспечивает необходимое взаимодействие тренера и спортсмена, что делает тренировку высокой степени концентрированной, развивает качества самоорганизации спортсмена, повышает уровень физической и технической подготовленности игроков.

Многие моменты использования АПК еще не исследованы, либо исследованы недостаточно. Необходимо комплексное внедрение АПК в учебно-тренировочные процессы на различных уровнях (от формирования основных двигательных и технических навыков до уровня высшего спортивного мастерства), а также внедрение АПК в учебный процесс с поточными группами в вузах и сузах, на уроках физической культуры в школах, широкое использование АПК в различных игровых видах спорта (футболе, гандболе, волейболе и т. д.).

References

1. Cooper W.W., Jose L. Ruiz, Inmaculada Sirvent. Selecting non-zero weights to evaluate effectiveness of basketball players with DEA / European journal of operational research 195 (2009) p. 563-574.

2. Hiroki Okabo, Mont Hubbard. Identification of basketball parameters for a simulation model / Procedia Engineering 2 (2010) p. 3281-3286.

3. Ronald L Huston, Cesar A. Grau. Basketball shooting strategies - the free throw, direct shot and layup / Sports Engineering (2003) 6, p. 49-64.

4. Thomas A. Severini. Analytic methods in sports- Boca Raton, FL, USA: CRC Press, 2015 - 248 p.

5. Wootten, Morgan. Coaching basketball successfully/ Morgan Wooten, Joe Wootten - 3rd ed. - Champaign IL USA: Human Kinetics, 2013/ 304 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

взаимосвязь между показателями перцептивно-моторного комплекса и эффективностью игровой деятельности у бадминтонистов

Е.В.Тарасова1

Доктор биологических наук, профессор Э.Р. Румянцева1

поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

УДК/UDC 796/799: 519.257

Ключевые слова: бадминтон, корреляционный анализ, перцептивно-моторный комплекс.

Введение. Известно, что для бадминтона характерно большое разнообразие двигательных актов, выполняющихся в вариативных ситуациях. Так, точность и быстрота действий игрока во многом будет определяться качеством перцептивно-моторного функционирования: скоростью передачи и обработкой сенсорной информации, способностью к произвольному управлению двигательными действиями, уровнем межмышечной и внутримышечной координации, качеством постурального контроля (Дж. П. Винник, 2010; H. Jin et al., 2011).

Цель исследования - выявить взаимосвязь между показателями перцептивно-моторного комплекса и эффективностью игровой деятельности бадминтонистов.

Методика и организация исследования. В изучении приняли участие 65 бадминтонистов различных возрастно-квалификационных групп. Для оценки взаимосвязи показателей перцептивно-моторного комплекса с эффективностью игровой деятельности использовался коэффициент ранговой корреляции (r) Спирмена.

Результаты исследования и их обсуждение. У бадминтонистов-разрядников группы второго детства достоверно сильные корреляционные связи выявлены между фоновыми значени-

RELATIONSHIP BETWEEN PERCEPTUAL-MOTOR COMPLEX INDICES AND GAME PERFORMANCE OF BADMINTON PLAYERS

E.V. Tarasova1

Dr. Biol., Professor E.R. Rumyantseva' 1Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan

Поступила в редакцию 11.01.2022 г.

ями биоэлектрической активности мышц рабочей руки и средней скоростью перемещения центра давления и эффективностью выполнения защитных действий, между девиацией центра давления назад и эффективностью подачи. У бадминтонистов более высокой спортивной квалификации подросткового и юношеского возрастов увеличиваются корреляционные связи между показателями качества постурального баланса, электромиограммой в покое, умением к произвольному мышечному расслаблению и эффективностью игровой деятельности.

Выводы. С повышением квалификации и возраста бадминтонистов наблюдается увеличение числа значимых корреляционных взаимосвязей между показателями перцептивно-моторного комплекса и эффективностью игровой деятельности, что, по-видимому, является результатом адаптационных перестроек, возникающих под влиянием многолетней тренировочной нагрузки.

Литература

1. Винник, Джозеф П. Адаптивное физическое развитие и спорт // К.: Олимп. лит. 2010. С. 399-411.

2. Event-related potential effects of superior action anticipation in professional badminton players / H. Jin, G. Xu, J.X. Zhang, H. Gao, Z. Ye, P. Wang, H. Lin, L. Mo, C.D. Lin // Neurosci Lett. 2011. Vol. 492. No 3. P. 139-144.

Информация для связи с автором: elena.tarasova29@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.