Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО БАСКЕТБОЛУ С ПОТОЧНЫМИ ГРУППАМИ В ВУЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО БАСКЕТБОЛУ С ПОТОЧНЫМИ ГРУППАМИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ МЯЧЕЙ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО БАСКЕТБОЛУ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Набойченко Е.С., Скачков Д.В., Новаковский С.В.

Цель исследования - совершенствование технической подготовки студентов, занимающихся по специализации «Баскетбол», с использованием аппаратно-программного комплекса. Методика и организация исследования. В процессе научной работы был проведен педагогический эксперимент с участием 50 человек (студенты поточных групп вуза). Были организованны контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы по 25 человек в каждой (15 мужчин, 10 женщин). В ЭГ использовалась разработанная методика совершенствования физической, технической подготовленности, специальной выносливости на основе использования АПК, который представлял собой электронно-техническое устройство, предназначенное для подачи мячей с различным интервалом выстрела мяча. Результаты исследования и выводы. Полученные результаты эксперимента показали динамику существенного улучшения показателей технической подготовленности в ЭГ, что объясняется использованием АПК в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Набойченко Е.С., Скачков Д.В., Новаковский С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTERIZED BASKETBALL SHOOTING MACHINE APPLICATION IN ACADEMIC GROUPS: BENEFITS ANALYSIS

Objective of the study was to test benefits of a computerized basketball shooting machine for technical progress of academic basketball groups. Methods and structure of the study. We sampled for the computerized basketball shooting machine training model testing experiment regular academic basketball trainees (n=50) and split them up into Control and Experimental Group of 25 people each (15 men, 10 women). The Experimental Group trainings were complemented by the physical fitness, technical excellence and special endurance building trainings assisted with the computerized basketball shooting machine programmable to shoot balls with optional time intervals. Results and conclusion. The computerized basketball shooting machine training model testing experiment showed benefits of the model as verified by a significant progress of the Experimental Group in the technical fitness tests.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО БАСКЕТБОЛУ С ПОТОЧНЫМИ ГРУППАМИ В ВУЗЕ»

ПРИМЕНЕНИЕ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО БАСКЕТБОЛУ С ПОТОЧНЫМИ ГРУППАМИ В ВУЗЕ

УДК/UDC 796.323.2

Поступила в редакцию 25.01.2022 г.

Информация для связи с автором: skoch12@mail.ru

Кандидат экономических наук Е.С. Набойченко1 Аспирант Д.В. Скачков1

Доктор педагогических наук С.В. Новаковский1

1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,Екатеринбург

COMPUTERIZED BASKETBALL SHOOTiNG MACHINE APPLiCATiON iN ACADEMIC GROUPS: BENEFiTS ANALYSiS

PhD E.S. Naboychenko1

Postgraduate student D.V. Skachkov1

Dr. Hab. S.V. Novakovsky1

1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

Аннотация

Цель исследования - совершенствование технической подготовки студентов, занимающихся по специализации «Баскетбол», с использованием аппаратно-программного комплекса.

Методика и организация исследования. В процессе научной работы был проведен педагогический эксперимент с участием 50 человек (студенты поточных групп вуза). Были организованны контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы по 25 человек в каждой (15 мужчин, 10 женщин). В ЭГ использовалась разработанная методика совершенствования физической, технической подготовленности, специальной выносливости на основе использования АПК, который представлял собой электронно-техническое устройство, предназначенное для подачи мячей с различным интервалом выстрела мяча.

Результаты исследования и выводы. Полученные результаты эксперимента показали динамику существенного улучшения показателей технической подготовленности в ЭГ, что объясняется использованием АПК в учебном процессе.

Ключевые слова: аппаратно-программный комплекс, электронное устройство для подачи мячей, оценка эффективности в образовательном процессе, практические занятия по баскетболу в вузе.

Abstract

Objective of the study was to test benefits of a computerized basketball shooting machine for technical progress of academic basketball groups. Methods and structure of the study. We sampled for the computerized basketball shooting machine training model testing experiment regular academic basketball trainees (n=50) and split them up into Control and Experimental Group of 25 people each (15 men, 10 women). The Experimental Group trainings were complemented by the physical fitness, technical excellence and special endurance building trainings assisted with the computerized basketball shooting machine programmable to shoot balls with optional time intervals. Results and conclusion. The computerized basketball shooting machine training model testing experiment showed benefits of the model as verified by a significant progress of the Experimental Group in the technical fitness tests.

Keywords: software-hardware complex, computerized basketball shooting machine, academic benefits analysis, university basketball classes.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. В современном образовательном процессе необходим совершенно новый подход к проведению практических занятий со студентами поточных групп, для совершенствования и скорейшего получения новых технических качеств занимающихся, развития общей физической подготовленности. Нужно четко понимать проблемы, с которыми сталкивается преподаватель при проведении практических занятий: высокая наполняемость спортивного зала (25-45 человек); разный уровень подготовленности занимающихся студентов поточных групп; разнополый состав занимающихся студентов.

Цель исследования - совершенствование технической подготовки студентов, занимающихся по специализации «Баскетбол», с использованием аппаратно-программного комплекса.

Методика и организация исследования. В процессе научной работы был проведен педагогический эксперимент

с участием 50 человек (студенты поточных групп вуза). Участники эксперимента обладали различным уровнем технического мастерства, возраст - от 17 до 23 лет. Были организованны контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы по 25 человек в каждой (15 мужчин, 10 женщин). Уровень участников: по 12 студентов со слабыми навыками (семь мужчин и пять женщин), имеющих минимальные навыки игры в баскетбол, по восемь студентов (пять мужчин и три женщины) с первоначальными навыками, имеющие опыт игр на уровне общеобразовательных школ, по пять студентов (трое мужчин и две женщины) с достаточными навыками, занимавшихся в специализированных ДЮСШ не менее трех лет.

Уровень технической подготовленности определялся с помощью следующих контрольных нормативов:

- обводка конусов, расположенных по змейке, с последующей атакой кольца с использованием двух шагов в единицу времени;

Алгоритм усвоения двигательных упражнений

№ п/п Содержание деятельности

Преподаватель Студенты

1 Показ технического элемента с передачей психоэмоционального состояния во время работы с АПК; указания, формирующие правильное выполнение тех или иных технических приемов Путем наблюдения выявляет последовательность действий, создает собственную модель его выполнения с учетом росто-весовых и других индивидуальных данных

2 Определяет количество повторений двигательного элемента в зависимости от сложности его выполнения Определяет исходное положение, технику выполнения технического задания.

3 В режиме онлайн производит сбор статистических данных. Отслеживает динамику результативности и правильности выполнения двигательных заданий Путем многократного повторения двигательного задания доводит выполнение технического элемента до автоматизма. Отслеживает индивидуальную статистику результативности, с учетом технических корректировок преподавателя

4 За счет органов управления АПК регулирует скорость и локацию выполнения двигательных заданий. (Интервал между выстрелами, угол выстрела, дальность выстрела) Готовность выполнения двигательных заданий с постоянным изменением скорости выполнения и локации выстрела. Концентрация внимания на стремительно изменяющиеся условия занятия

- обводка конусов с последующей атакой кольца с применением способа атаки «остановка прыжком на 2 ноги» в единицу времени;

- выполнение различных видов бросков в прыжке (ближний - 3,0 метра от кольца, средний - 4,5-5,0 метров, дальний - 6,75-7,0 м) в единицу времени с общим подсчетом выполненных атак кольца и количеством точных попаданий;

- выполнение элементов дриблинга в статичном положении в единицу времени, с последующим подсчетом выполненных технических элементов;

- выполнение передач в движении при перемещении по «восьмерке» (четыре площадки 112 м) с контролем времени.

Уровень физической подготовленности определялся с помощью следующих контрольных нормативов: бег на 100, 30 м, челночный бег, тест Купера (бег 12 мин), прыжок в длину с места, отжимания от пола.

Для определения уровня специальной выносливости использовались разработанные тесты, моделирующие различные игровые ситуации (атака кольца в ситуации 1 против 1, 2 против 1, 3 против 2), игра 3 х3 на одно кольцо. Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности студентов в каждой группе.

В КГ учебные занятия проводились по общепринятой методике без использования АПК. В ЭГ использовалась разработанная методика совершенствования физической, технической, подготовленности, специальной выносливости на основе использования АПК. Для определения интенсивности учебно-тренировочных занятий в обеих группах были применены специальные браслеты, позволяющие преподавателю в реальном времени контролировать сердечный пульс, средний темп, активность занимающегося студента, количество перемещений за учебное занятие.

АПК представлял собой электронно-техническое устройство, предназначенное для подачи мячей с различным интервалом выстрела мяча (от 2 до 30 с), действует по всей горизонтальной оси (от 0 до 180 градусов), дальность выстрела - от 2 до 16 м, над баскетбольным кольцом располагается корзина для ловли мяча, устройство вмещает до 10 мячей одновременно.

Содержание разработанной методики предусматривает специальные задания. Например, определить оптимальное количество выстрелов, скорость и угол подачи мяча, а также расположение АПК (под корзиной или за боковой линией) для изучения обучающего действия, доведение того или иного двигательного упражнения до непрерывного состояния, регулируя скорость выполнения упражнения за счет увеличения либо снижения интервалов между выстрелами мяча. Такой подход к организации учебного процесса позволяет

студентам совместно с преподавателем определить эффективные средства и методы, обеспечивающие повышение интенсивности учебного занятия.

Алгоритм усвоения двигательных упражнений при использовании АПК представлен в таблице.

Результаты исследования и их обсуждение. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей физической, технической и специальной подготовленности спортсмена. Анализ материалов исследования показал, что результаты улучшились в обеих группах, однако в ЭГ динамика исследуемых показателей оказалась намного более выраженной.

Так, в КГ в беге на 100, и 30 метров при исходных данных 13,45±1,08 показатели улучшились до 13,22±1,35 с (р>0,05); в ЭГ соответственно при исходных данных 13,50±1,23 к завершению педагогического эксперимента показатели выросли до 12,81±1,29 с (р>0,05). В КГ при исходных данных прыжка в длину с места 234,00±12,60 см к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились до 247,00±12,00 см (р>0,05); в ЭГ соответственно при исходных данных 233,00±13,00 см к завершению педагогического эксперимента результаты выросли до 258,00±12,00 см (р<0,05).

Показатели технической подготовленности также улучшились в обеих группах с явным преимуществом спортсменов в ЭГ.

Так, в КГ при исходных данных в упражнении «обводка» 11,8 с ± 1,5 с, 4,5±0,5 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 10,8 с, 5,5±,5 балла (р>0,05); в ЭГ при исходных показателях 11,6 с ± 1,6 с, 4,5±0,5 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 10,2 с, 7,5±0,5 балла (р<0,05). В КГ при исходных данных выполнения бросков в прыжке на максимальной скорости с количеством повторений за 1,5 мин показатели 30/7 (броски/попадания) ± 1 к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 30/10±2 (р>0,05); в ЭГ при исходных данных показатели 30/8 (броски/попадания) ± 1 к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 30/18 ± 2 (р<0,05).

В КГ исходные данные показателей индивидуального применения разнообразия методов атаки составили 3,5±1,5 балла после завершения педагогического эксперимента результаты повысились и составили 5,0±2,0 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 3,0±1,5 балла после завершения педагогического эксперимента улучшились до 6,75±2,0 балла (р<0,05). Подобная динамика существенного улучшения показателей технической подготовленности в ЭГ была выявлена и по другим изучаемым параметрам, что объясняется использованием АПК в учебном процессе.

№3 • 2022 Март | МагсГ:

http://www.teoriya.ru

Выводы. Результаты педагогического эксперимента показали, что организация учебного процесса с использованием АПК в течение учебного семестра позволяет существенно в короткие сроки сформировать и развить технические навыки студентов, занимающихся баскетболом.

References

1. Cooper W.W., L. Jose Ruiz, Inmaculada Sirvent. Selecting non-zero weights to evaluate effectiveness of basketball players with DEA / European journal of operational research. 195 (2009) p. 563-574.

2. Hiroki Okabo, Mont Hubbard. Identification of basketball parameters for a simulation model / Procedia Engineering 2 (2010). p. 32813286.

3. Ronald L Huston, Cesar A. Grau. Basketball shooting strategies -the free throw, direct shot and layup / Sports Engineering (2003) 6. p. 49-64.

4. Thomas A. Severini. Analytic methods in sports- Boca Raton, FL, USA: CRC Press, 2015. 248 p.

5. Wootten, Morgan. Coaching basketball successfully/ Morgan Wooten, Joe Wootten. 3rd ed. Champaign IL USA: Human Kinetics, 2013. 304 p.

из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»

Кандидат педагогических наук, доцент А.И.Орлов1 Кандидат педагогических наук, доцент В.К. Таланцева2

1Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова, Чебоксары

2Чувашский государственный аграрный университет, Чебоксары УДК/UDC 378:796:61

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты с ослабленным здоровьем, физиологический портрет, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.

Цель исследования - обосновать эффективность применения «Физиологического портрета» в физическом воспитании студентов вузов с ослабленным здоровьем на основе выявления функционального состояния их сердечно-сосудистой системы.

Методика и организация исследования. Эксперимент осуществлялся в течение 2020-2021 учебного года (сентябрь, май) на базах ЧГУ им. И. Н. Ульянова и Чувашского ГАУ, с привлечением 144 чел., осваивавших дисциплины по физической культуре (ФК) в специальной медицинской группе (СМГ). Группы занимались по утвержденным рабочим программам по ФК. Для экспериментальных групп дополнительно был разработан и внедрен в учебный процесс специальный комплекс исследования «Физиологический портрет» (ФП) [2] функционального состояния (ФС). Предполагалось, полученные показатели ФС и их сопоставление с норматив-

CARDiOVASCULAR SYSTEM FUNCTiONALiTY OF SPECiAL HEALTH GROUP STUDENTS WiTHiN iMPLEMENTATiON OF PHYSiOLOGiCAL iMAGE PROJECT

PhD, Associate Professor A.I. Orlov1 PhD, Associate Professor V.K. Talantseva2 1Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary 2Chuvash State Agrarian University, Cheboksary

Поступила в редакцию 04.02.2022 г.

ными выработают у студентов СМГ потребность в регулярных занятиях ФК [1, 3, 4].

Результаты исследования и их обсуждение. Анализу были подвергнуты показатели пульсового давления (ПД), частоты сердечных показателей (ЧСС) и индекс Старра (см. таблицу). Показатели ФС участников эксперимента находятся у нижних границ нормы, что характерно для СМГ. Статистическая достоверность обследуемых групп не подтверждается. В конце эксперимента в группах была зафиксирована положительная динамика всех показателей. В то же время, показатели CV позволяют заключить, что в экспериментальных группах тенденция к улучшению ФС наиболее ярко выражена.

Вывод. В функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы студентов экспериментальной группы в процессе реализации «Физиологического портрета» наблюдаются значительные улучшения, связанные с активизацией их физкультурной деятельности. Именно полученные результаты через сопоставление с нормативными показателями актуализируют потребность у студентов СМГ в регулярных занятиях ФК.

Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы участников эксперимента (М+m, CV)

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Измеряемые показатели Единицы измерения Юноши Девушки

КГ (n=28) ЭГ (n=25) КГ (n=47) ЭГ (n=44)

исход итог исход итог исход итог исход итог

Пульсовое давление S н н 5ÜO 46,82±1,88 21,28% 46,21±1,86 21,28% 47,84±2,30 24,07% 45,05±1,73 19,19% 37,74±1,29 23,40% 38,33±1,38 24,67% 42,27±1,61 25,26% 42,06±1,28 23,10%

Частота сердечных сокращений 5 s 83,71±1,45 9,15% 82,78±1,50 9,58% 82,84±1,60 9,67% 81,35±1,47 9,02% 86,66±1,76 13,92% 85,21±1,77 14,22% 85,18±1,77 13,75% 83,65±1,32 10,50%

Индекс Старра ш 104,78±1,02 12,57% 105,42±1,07 9,36% 101,81±1,22 13,11% 104,92±1,14 5,43% 100,58±0,73 11,45% 103,04±0,67 9,86% 103,04±0,64 9,48% 102,67±0,48 5,20%

Литература

Орлов А.И. Информационные критерии оценивания состояния вестибулярного аппарата студентов / А.И. Орлов, В.К. Таланцева // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 2. - С. 40-42. Таланцева В.К. Совершенствование процесса физического воспитания на основе применения «Физиологического портрета студента вуза» / В.К. Таланцева, Н.В. Алтынова, Н.Н. Пьянзина // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 4. - С. 45-47. Таланцева В.К. Оценка теоретических знаний в области физической культуры и спорта и физической подготовленности

у первокурсников вуза / В.К. Таланцева, Н.Н. Пьянзина, Т.Н. Петрова // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 9. - С. 95.

4. On the choice issue of functional tests in physical fitness of the undergraduates / V.K. Talantseva, A.I. Orlov, N.V. Altynova, A.A. Platunov // Collection: BIO WEB OF CONFERENCES. International Conference "Sport and Healthy Lifestyle Culture in the XXI Century" (SPORT LIFE XXI). - 2021. - С. 01006.

Информация для связи с автором: sport_chieim21@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.