МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ I КУРСА ОСНОВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП ОФП СО СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
(БАСКЕТБОЛ)
С.А. БАРАНЦЕВ, В.П. ЧИЧЕРИН, Е.В. БОРИСОВ, Е.В. МАМЫШЕВ, ГУУ, г. Москва
Аннотация
Исследуется динамика спортивно-технической подготовленности студентов I курсов основного отделения учебных групп ОФП со спортивной направленностью (баскетбол). У юношей отмечена тенденция (р > 0,05) улучшения показателей времени ведения мяча и бросков мяча в корзину от конца 1-го к концу 2-го семестра. Результаты прыжков вверх с места практически не изменились (р > 0,05). У девушек зарегистрирована тенденция снижения результатов прыжков вверх с места и достоверное улучшение (р < 0,05) результативности бросков мяча в корзину. Время ведения мяча практически не изменилось. Юноши превосходят девушек в показателях прыжков вверх с места и времени ведении мяча как в конце 1-го (р < 0,01), так и 2-го семестров (р < 0,01). При этом результативность
бросков мяча в корзину достоверных различий не имеет.
Ключевые слова: спортивно-техническая подготовленность, общая физическая подготовка, тестирование.
DYNAMICS INDICATORS OF SPORTS AND TECHNICAL READINESS Ist YEAR STUDENTS AT THE GENERAL PHYSICAL TRAINING GROUPS WITH A SPORTS ORIENTATION (BASKETBALL)
S.А. BARANTSEV, V.P. CHICHERIN, E.V. BORISOV, Е.V. MAMYSHEV, SUM, Moscow
Abstract
The dynamics indicators of sports and technical readiness 1st year students at the general physical training groups with a sports orientation (basketball) have been investigated. The male students showed a tendency (p > 0.05) to improve the dribble time and effectiveness of free throws within the period from the end of 1st till the end of 2nd semester. The results of vertical jumps have not changed (p > 0.05). The female students showed a tendency to reduce the results of vertical jumps and a significant improvement (p < 0.05) of free throws effectiveness. The dribble time has not changed. The male students exceed the female ones in vertical jumps and dribble time both at the end of the 1st (p < 0.01) and the end of 2nd semester (p < 0.01). At the same time the effectiveness of free throws does not have significant differences.
Keywords: sports and technical readiness, general physical training, testing.
Известно, что обучение и совершенствование техники спортивных движений значительно повышает интерес студентов основного отделения к систематически занятиям физическими упражнениями. Поэтому не случайно Примерной программой дисциплины «Физическая культура» [1] предлагается в качестве индикаторов эффективности учебно-тренировочного процесса наряду с оценкой общей физической подготовленности (ОФП) оценивать и спортивно-техническую подготовленность (СТП) сту-
дентов. При этом в Примерной программе приводятся тесты и нормативы оценки ОФП, но отсутствуют тесты и нормативы оценки СТП.
Анализ литературных источников свидетельствует о наличии тестов для оценки технической подготовленности спортсменов-баскетболистов. Так, например, для баскетболистов специализированных детско-юношеских спортивных школ применяются тесты для оценки скорости ведения мяча с обводкой препятствий, броски мяча
в корзину с линии штрафного броска и др. Для оценки специальной физической подготовленности используются различные тесты, в том числе и прыжок вверх с места по Абалакову [11].
Для оценки СТП студентов медицинских и фармацевтических вузов используются броски с точек -дистанционные (40 бросков), штрафные (30 бросков); комбинированный тест (скоростное ведение) и др. [12].
Соответствие этих тестов требованиям теории спортивного тестирования не вызывает сомнений. Однако пропускная способность батареи тестов, предлагаемых, в частности, для студентов медицинских и фармацевтических вузов недостаточна для учебных групп студентов основного отделения.
Преподавателями кафедры физической культуры Государственного университета управления СТП студентов-неспортсменов основного отделения изучается с 2007 г. [11]. Исследуется СТП студентов учебных групп с различной спортивной направленностью: ОФП-волейбол [3, 8], ОФП-настольный теннис [4, 7], ОФП-футбол [5], ОФП-атлетизм [6] и др. На основании результатов исследования Н.А. Беляевой с соавт. [10], были разработаны нормативы оценки СТП юношей I—II курсов основного отделения групп ОФП со спортивной направленностью (баскетбол). Использовали следующие тесты: время ведения мяча «змейкой», броски мяча в корзину с линии штрафного броска, прыжок вверх с места. Установлено наличие достоверных различий в показателях спортивно-технической и специально-двигательной подготовленности юношей и девушек, что необходимо учитывать при разработке нормативов оценки СТП студентов основного отделения групп ОФП-баскетбол. Была проведена оценка эффективности учебно-тренировочных занятий по показателям спортивно-технической подготовленности студентов основного отделения учебных групп ОФП-баскетбол.
Актуальным остается вопрос разработки нормативов оценки показателей СТП девушек основного отделения групп ОФП-баскетбол. Не исследована посеместровая динамика показателей СТП юношей и девушек I—III курсов основного отделения групп ОФП-баскетбол.
Задачи исследования
1. Выявить особенности динамики показатели СТП юношей и девушек I курсов основного отделения учебных групп ОФП-баскетбол в течение учебного года.
2. Исследовать гендерные особенности СТП юношей и девушек.
3. Оценить СТП юношей и девушек I курса основного отделения учебных групп ОФП-баскетбол.
Методы исследования
Для оценки СТП студентов основного отделения групп ОФП-баскетбол использовали следующие тесты [10, 13]:
1. Штрафной бросок с линии штрафного броска. Фиксируется количество попаданий мяча в кольцо из 5 попыток.
2. Ведение мяча от лицевой линии до середины площадки и обратно с обводкой 4-х стоек, расположенных на равном расстоянии друг от друга. Оценивается время выполнения задания.
3. Прыжок вверх с места толчком двух ног и с махом руками [2].
Фиксируется лучший результат из 3 попыток при выполнении каждого теста.
Организация исследования
Тестирование СТП юношей и девушек I курсов основного отделения групп ОФП-баскетбол проводили в конце 1 и 2 семестра. В конце 1 семестра в исследованиях принимали участие 48 юношей и 21 девушка, в конце 2-го - 69 юношей и 43 девушки. Содержание занятий для студентов основного отделения учебных групп ОФП-баскетбол представлено в учебно-методическом пособии [9].
Результаты исследования
В таблице 1 представлены показатели СТП юношей и девушек I курсов основного отделения групп ОФП-баскетбол по окончании 1 и 2 семестров (общая выборка).
Юноши превосходили девушек в показателях прыжков вверх с места и времени ведении мяча как в конце 1-го (р < 0,01), так и 2-го семестров (р < 0,01). При этом результативность бросков мяча в корзину достоверных различий не имела.
У юношей не зарегистрировано достоверных различий в результатах прыжков вверх с места и времени ведения мяча в конце 1 и 2 семестров. Достоверно улучшилась результативность бросков мяча в корзину (р < 0,01).
У девушек не зарегистрировано достоверных различий в показателях ведения мяча. Результативность бросков мяча в корзину было достоверно выше в конце 2 семестра, по сравнению с первым. Результаты прыжков вверх с места имеют тенденцию к снижению.
Для уточнения выше представленных результатов были исследованы особенности динамики СТП как у юношей, так и у девушек основного отделения групп ОФП-баскетбол по методике для попарно-связных вариантов (табл. 2).
У юношей отмечена тенденция (р > 0,05) улучшения показателей времени ведения мяча и бросков мяча в корзину от конца 1 к концу 2 семестра. Результаты прыжков практически не изменились.
У девушек (табл. 2) получены примерно такие же результаты, как и представленные в табл. 1, - тенденция снижения результатов прыжков вверх с места и достоверное улучшение (р < 0,05) показателей бросков мяча в корзину. Время ведения мяча практически не изменилось.
Следовательно, динамика результатов СТП в течение учебного года, представленных в табл. 1 и 2, как у юношей, так и у девушек практически идентична.
Провели оценку результатов тестирования СТП студентов I курса групп ОФП-баскетбол (табл. 3) по разработанным нами нормативам. У юношей в конце 1-го и 2-го семестров результаты прыжков вверх с места оценивались на 3 балла, время ведения мяча - на 2 балла, а результативность бросков мяча в корзину - на 4 балла. У девушек результаты прыжков вверх с места и время ведения мяча оценивались на 3 балла. Результативность бросков мяча в корзину улучшилась с 3 баллов в конце 1 семестра до 4 баллов в конце 2 семестра.
Таблица 1
Показатели спортивно-технической подготовленности студентов I курса основного отделения групп ОФП-баскетбол (общая выборка)
Семестр Испытуемые Статистика Прыжок (см) Ведение (с) Бросок (кол-во раз)
1 Юноши (п - 48) м 43,0 8,8 2,7
а 10,4 1,1 0,9
Девушки (п - 21) М 31,7 9,7 2,4
а 7,45 1,33 1,21
2 Юноши (п - 69) М 43,7 8,6 3,3
а 8,8 1,1 0,8
Девушки (п - 43) М 28,0 9,8 3,4
а 8,44 1,62 1,13
Достоверность различий по 1- критерию Стьюдента 1-2 г 4,49 2,93 1,14
р 0,01 0,01 -
3-4 г 9,33 4,28 0,55
р 0,01 0,01 -
1-3 г 0,39 0,97 3,79
р - - 0,01
2-4 г 1,71 0,25 3,25
р - - 0,01
Таблица 2
Показатели спортивно-технической подготовленности студентов I курса основного отделения групп ОФП-баскетбол (попарно-связные варианты)
Семестр Испытуемые Статистика Прыжок (см) Ведение (с) Бросок (кол-во раз)
1 Юноши п - 22 М 44,95 8,78 3,05
а 9,01 1,04 0,72
Девушки п - 14 М 30,93 9,86 2,14
а 6,64 1,15 1,10
2 Юноши п - 22 М 45,09 8,50 3,36
а 8,03 1,00 0,79
Девушки п - 14 М 27,21 9,87 3,43
а 8,10 1,48 1,09
Достоверность различий по г-критерию Стьюдента 1-3 г 0,07 1,45 1,49
р - - -
2-4 г 1,74 0,02 2,62
р - - 0,05
Таблица 3
Оценка показателей спортивно-технической подготовленности студентов I курса основного отделения групп ОФП-баскетбол (общая выборка)
Семестр Статистика Юноши Девушки
П (см) В (с) Б(кол-во) П (см) В (с) Б (кол-во)
М 43,0 8,8 2,7 31,7 9,7 2,4
1 Оценка 3 2 4 3 3 3
п 48 48 48 21 21 21
М 43,7 8,6 3,3 28,0 9,8 3,4
2 Оценка 3 2 4 3 3 4
п 69 69 69 43 43 43
Примечание: П - прыжок вверх с места, В - ведение мяча, Б - бросок мяча.
Эти результаты свидетельствуют о необходимости уделять больше внимания на занятиях по совершенствованию техники ведения мяча с первокурсниками основного отделения.
Результаты исследования указывают на необходимость продолжения исследований СТП студентов 1-111 курсов основного отделения учебных групп ОФП-баскетбол с целью выявления особенностей динамики изучаемых показателей и разработки нормативов оценки СТП девушек. При подобной организации тестирования СТП (в конце каждого семестра) оценивается в основном эффективность работы преподавателя со студентами в весеннем семестре. Поэтому правильнее тестирование СТП студентов проводить в начале и конце каждого семестра.
Выводы
Юноши превосходят девушек в показателях прыжков вверх с места и времени ведении мяча как в конце первого (р < 0,01), так и второго семестров (р < 0,01). При этом результативность бросков мяча в корзину достоверных различий не имеет.
У юношей отмечена тенденция (р > 0,05) улучшения показателей времени ведения мяча и бросков мяча в корзину от конца 1 к концу 2 семестра. Результаты прыжков вверх с места практически не изменились (р > 0,05).
У девушек зарегистрирована тенденция снижения результатов прыжков вверх с места и достоверное улучшение (р < 0,05) результативности бросков мяча в корзину. Время ведения мяча практически не изменилось.
Литература
1. Щербаков, В.Г. Примерная Программа дисциплины «Физическая культура» // В.Г. Щербаков, В.Ю. Волков, Д.Н. Давиденко. — М., 2010. — 12 с.
2. Абалаков, В.М. Новая аппаратура для изучения спортивной техники. — М.: Физкультура и спорт. — 1960. — 40 с.
3. Баранцев, С.А. Спортивно-техническая подготовленность студенток первого курса основного отделения групп ОФП со спортивной направленностью (волейбол) / С.А. Баранцев, Н.С. Катилин, Е.Г. Найдёнова, Н.Н. Са-рычева // Труды 13 межд. науч. конф. «Цивилизация знаний: проблемы и перспективы социальных коммуникаций». — М.: РосНОУ, 2012. — Ч. 1. — С. 94—96.
4. Баранцев, С.А. Динамика спортивно-технической подготовленности студентов 1—2 курсов основного отделения групп ОФП со спортивной направленностью (настольный теннис) / С.А. Баранцев, В.В. Носонов, Э.Л. Новикова // «Приоритеты и перспективы физич. культ. и масс. спорта в условиях индустриально-инновационного развития»: материалы Межд. научно-практ. конф. — Астана, Казахстан, 2013. — С. 145—147.
5. Баранцев, С.А. Динамика спортивно-технической подготовленности студентов 1 и 2 курса основного отделения групп ОФП со спортивной направленностью (футбол) / С.А. Баранцев, М.А. Скородумов // Материалы Всерос. с междунар. участием электр. студ. науч. конф. — Иркутск: ФГБОУ НИ ИрГТУ. — Том 1. — 2013. — С. 324—327.
6. Баранцев, С.А. Нормативы оценки спортивно-технической подготовленности студентов основного отделения групп ОФП-атлетизм / С.А. Баранцев, Н.С. Бычкова // XXV Межд. научно-практ. конф. «Человек, здо-овье, физич. культ. и спорт в изменяющемся мире»: материалы конф. — Коломна: ГСГУ, 2015. — С. 242— 247.
7. Баранцев, С.А. Нормативы спортивно-технической подготовленности студентов 1—3 курсов основного отделения групп ОФП со спортивной направленностью (настольный теннис) / С.А. Баранцев, С.Б. Качалов, В.В. Но-сонов // Совершенст. системы проф. обр. и повыш. ква-лиф. спец. по физ. культ. и спорту в рамках реализ. «Фе-дер.-целевой прогр. развития образ. на 2016—2020 годы»: матер. Всерос. науч.-практ. конф. 19—20 окт., Ижевск, 2016 г. — С. 185—190.
8. Баранцев, С.А. Спортивно-техническая подготовленность студентов I—III курсов основного отделения групп ОФП-волейбол / С.А. Баранцев, Е.Г. Найдёнов // XXVII Межд. научно-практ. конф. по проблемам физ. воспит. учащихся «Человек, здоровье, физ. культ. и спорт в изменяющемся мире». — Коломна: МГОСГИ, 2017. — С. 309—314.
9. Баранцев, С.А. Планирование содержания учебных занятий дисциплины «Физическая культура» / С.А. Ба-ранцев // Учебно-методическое пособие. — М.: Издательский дом ФГБОУВПО «ГУУ», 2015. — 112 с.
10. Беляева, Н.А. Методические аспекты проведения занятий по баскетболу / Н.А. Беляева // Методические указания. — М.: ГУУ, 2013. — 48 с.
11. Емельянова, Ю.Н. Многолетняя подготовка в баскетболе / Ю.Н. Емельянова, О.А. Хмырова // Учебное пособие. — Тирасполь, 2009. — 83 с.
12. Мандриков, В.Б. Баскетбол на занятиях по физической культуре в медицинских и фармацевтических вузах / В.Б. Мандриков, Р.А. Туркин, М.П. Мицулина, И.А. Ушакова, С.А. Голубин // Учебное пособие. — Волгоград: изд-во ВолГМУ, 2012. — 237 с.
13. Кураков, Э.М. Тестирование общей и специальной физической подготовленности (для самостоятельных занятий студентов всех специальностей) / Э.М. Кураков, В.В. Клюева, А.З. Пилиповский, В.П. Румянцев // Методические указания. — М.: ГУУ, 2007. — 49 с.
References
1. Shcherbakov, V.G., Volkov, V.Y. and Davidenko, D.N. (2010), The sample program on "Physical culture" topic, Moscow, 12 p.
2. Abalakov, V.M. (1960), New equipment for the study of sports techniques, Moscow: Physical culture and sport, 40 p.
3. Barantsev, S.A., Katilyn, N.S., Naydenova, E.G. and Sarycheva, N.N. (2012), The indicators of sports and technical readiness 1st year girl-students at the general physical training groups with a sports orientation (volleyball), In: Materials of the 13th International Scientific Conference "Civilization of knowledge: social communications problems and prospects", Moscow: Rosnou, part 1, pp. 94-96.
4. Barantsev, S.A., Nosonov, V.V. and Novikova, E.L. (2013), Dynamics indicators of sports and technical readiness 1-2st years students at the general physical training groups with a sports orientation (table tennis), In: "The physical culture and mass sports priorities and potential in the context of industrial and innovative development": The materials of the International scientific-practical conference, Astana, Kazakhstan, pp. 145-147.
5. Barantsev, S.A. and Skorodumov, M.A. (2013), Dynamics indicators of sports and technical readiness 1-2st years students at the general physical training groups with a sports orientation (football), In: Materials of All-Russian student's electronic scientific conference with international participation. Irkutsk: ISTU DEPARTMENT, vol. 1, pp. 324-327.
6. Barantsev, S.A. and Bychkova, N.S. (2017), The evaluation standards for sports and technical readiness definition of students at the general physical training groups with a sports orientation (athleticism). In: XXV International scientific-practical conference "Man, health, physical culture and sport at a changing world", Kolomna: MGOSGI, pp. 242-247.
7. Barantsev, S.A., Kachalov, S.B. and Nasonov, V.V. (2016), The evaluation standards for sports and technical readiness definition of 1st-3rd years students at the general physical training groups with a sports orientation (table tennis), In: Improvement of the professional education system and professional development of physical culture and sport specialists in the framework of the "Federal target program of education development for 2016-2020": Materials of all-Russian scientific-practical conference, 19-20 October, Izhevsk, pp. 185-190.
8. Barantsev, S.A. and Naydenova, E.G. (2017), Sports and technical readiness 1st-3st years students at the general physical training groups with a sports orientation (volleyball), In: XXVII International scientific and practical conference on problems of students' physical education "Man, health, physical culture and sport at a changing world", Kolomna: MGOSGI, pp. 309-314.
9. Barantsev, S.A. (2015), Planning of training materials on "Physical culture" subject. Study guide, Moscow: Publishing house FGBOUVPO "GUU", 112 p.
10. Belyaeva, N.A. (2013), Methodical aspects of basketball training: The methodological guideline, Moscow: GUU, 48 p.
11. Emelianova, U.N. and Khmyrova, O.A. (2009), Long-Term training in basketball: Learning guide, Tiraspol, 83 p.
12. Mandrikov, V.B., Turkin, R.A., Mitsulina, M.P., Usha-kova, I.A. and Golubin, S.A. (2012), Basketball in physical culture classes in medical and pharmaceutical universities: Learning guide, Volgograd: Publishing house VolGMU, 237 p.
13. Kurakov, E.M., Klyueva, V.V., Pilipovsky, A.Z. and Rumyantsev, V.P. (2007), The testing of general and special physical readiness (self-tuition for all students): The methodological guidelines, Moscow : GUU, 49 p.