МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 1-3 КУРСОВ ОСНОВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП ОФП-ВОЛЕЙБОЛ
С.А. БАРАНЦЕВ, В.П. ЧИЧЕРИН, Е.Г. НАЙДЁНОВА, Н.С. БЫЧКОВА, ГУУ, г. Москва
Аннотация
Исследуется динамика спортивно-технической подготовленности студентов 1-3 курсов основного отделения учебных групп ОФП со спортивной направленностью (волейбол). У студентов 1 и 3 курсов основного отделения групп ОФП-волейбол не отмечено достоверных изменений в показателях спортивно-технической подготовленности, зарегистрированных в конце осеннего и весеннего семестров. У студентов 2 курса основного отделения групп ОФП-волейбол от 3 к 4 семестру достоверно снижаются показатели спортивно-технической подготовленности, характеризующие технику выполнения верхней передачи и подачи, а также итоговый показатель, характеризующий
уровень владения основными приемами игры в волейбол.
Ключевые слова: спортивно-техническая подготовленность, общая физическая подготовка, тестирование.
DYNAMICS INDICATORS OF SPORTS AND TECHNICAL READINESS 1st-3rd YEARS STUDENTS AT THE GENERAL PHYSICAL TRAINING GROUPS WITH A SPORTS ORIENTATION (VOLLEYBALL)
S^. BARANTSEV, V.P. CHICHERIN, E.G. NAYDIONOVA, N.S. BYCHKOV, SUM, Moscow
Abstract
The dynamics indicators of sports and technical readiness lst-3rd year's students at the general physical training groups with a sports orientation (volleyball) have been investigated. 1st and 3rd years students at the general physical training groups with a sports orientation (volleyball) do not have significant changes in the indicators of sports and technical readiness at the end of the autumn and spring semesters. The 2 nd year students at the general physical training with a sports orientation (volleyball) from 3rd to 4th semester reliably decrease the indicators of sports and technical readiness characterizing technique of performing the overhead set and serve, as well as the final indicator characterizing the level of the basic volleyball playing techniques.
Keywords: sports and technical readiness, general physical training, testing.
Примерной Программой дисциплины «Физическая культура», рекомендованной Минобрнаукой [1], обу-ченность студентов технике спортивных движений определяется как спортивно-техническая подготовленность, изменения которой необходимо оценивать наряду с показателями общей физической подготовленности. Оценка спортивно-технической подготовленности (СТП) студентов основного отделения учебных групп дисциплины «Физическая культура» имеет важное значение для оценки эффективности учебно-тренировочных занятий и повышения интереса студентов к этим занятиям, а также расчета нормативов оценки СТП студентов. Вместе
с тем, как показывает анализ литературных источников, в специальной литературе практически отсутствуют сведения о тестах и нормативах оценки СТП студентов основного отделения.
В работах С.А. Баранцева с соавт. [2, 3, 6] исследуется СТП студентов 1-3 курсов основного отделения групп ОФП со спортивной направленностью (волейбол). Однако количество учебных групп студентов 2-го, и особенно 3 курса, участвовавших в исследованиях, было недостаточным для выявления особенностей динамики и расчета нормативов оценки спортивно-технической подготовленности студентов. Поэтому исследование
особенностей динамики показателей СТП студентов 1-3 курсов основного отделения групп ОФП-волейбол является актуальным.
Методы исследования Описание тестов для определения СТП студентов 1-3 курсов групп ОФП-волейбол представлено в табл. 1. Тесты усложняются от 1 к 3 курсу. Высота выполнения верхней и нижней передачи над собой: 1,5-2,0 м. На одном занятии испытуемый имеет три попытки для
выполнения теста. Подача засчитывается, если при ее выполнении мяч попал в площадку. За каждый тест студентам выставляется оценка («зачет» - «незачет»). Затем определяется уровень обученности учебной группы по первому (тест № 1), второму (тест № 2) и третьему движению (тест № 3). В ходе расчетов количество студентов в группе соответствовало количеству студентов, которые принимали участие в тестировании и систематически посещали занятия.
Таблица 1
Тесты и нормативы оценки спортивно-технической подготовленности студентов групп ОФП со спортивной направленностью (волейбол)
№ п/п Название теста Зачет
1 курс 2 курс 3 курс
1 Передача сверху двумя руками - над собой (кол-во раз) 15 20 20 (на площади 3x3 м2)
2 Передача снизу двумя руками - перед собой (кол-во раз) 15 20 20 (на площади 3x3 м2)
3 Подача (кол-во раз) по выбору: - снизу (или сбоку) - сверху 6 из 10 5 из 10 7 из 10 6 из 10 8 из 10 7 из 10
При расчете % количества студентов, выполнивших верхнюю или нижнюю подачу (на выбор), за 100% принимается количество студентов, выполнивших на «зачет» одну из подач - верхнюю или нижнюю. Итоговый показатель определяется как среднее арифметическое результатов трех тестов. По результатам исследований были разработаны нормативы оценки СТП студентов 1 курса групп ОФП со спортивной направленностью (волейбол) [3, 6].
Результаты тестирования обрабатывали методами математической статистики.
Организация исследования
Тестирование проводили в конце каждого семестра. В исследованиях приняли участие юноши и девушки -студенты основного отделения: 1428 чел. 1 курса, 1067 -2 курса и 498 - 3 курса. В учебных группах занимались от 15 ± 4 до 21 ± 5 студентов. В левом столбце табл. 2 представлено посеместровое количество обследованных учебных групп. Содержание учебных занятий студентов основного отделения групп ОФП-волейбол представлено в учебно-методическом пособии [4]. Студенты в этих группах занимаются в основном общей физической подготовкой и совершенствованием техники выполнения приемов игры в волейбол. Студенты записывались в учебные группы в начале каждого семестра по желанию.
Результаты исследования
В таблице 2 представлены результаты тестирования СТП студентов 1-3 курсов: средние значения (в процентах) количества студентов, выполнивших на «зачет» специальные тесты, и стандартные отклонения от средних значений. Ниже приведены значения достоверности различий между показателями теста двух семестров.
Установлено отсутствие достоверных различий показателей тестирования верхних, нижних передач и подач у студентов 1 курса в конце 1 и 2 семестров. Можно отметить тенденцию снижения процента выполнения верхней и нижней передачи. У студентов 2 курса достоверно снижаются показатели СТП: при выполнении верхней передачи (р < 0,05) и подачи (р < 0,05), а также итогового показателя (р < 0,05), характеризующего уровень владения основными приемами игры в волейбол. Отмечена тенденция снижения показателя СТП, характеризующего владение техникой выполнения нижней передачи.
У студентов 3 курса, как и у первокурсников, не зарегистрировано достоверных различий между показателями СТП 5 и 6 семестров. Отмечена тенденция улучшения техники выполнения подач.
Особенности такой динамики СТП студентов 1-3 курсов зависят, по нашему мнению, от учебного расписания практических занятий. Так, на 1 и 3 курсах в осеннем и весеннем семестрах студенты занимались физическими упражнениями на практических занятиях дисциплины «Физическая культура» 3 раза в 2 недели: на одной неделе - два раза, на следующей - 1 раз и т.д. А студенты 2 курса в осеннем семестре - 5 раз в 2 недели и в весеннем семестре - 3 раза в 2 недели. Значительное сокращение практических занятий у студентов 2 курса в весеннем семестре является, по нашему мнению, причиной снижения показателей СТП в 4 семестре. Выявленные особенности динамики показателей спортивно-технической подготовленности необходимо учитывать при разработке нормативов оценки СТП студентов ГУУ 1-3 курсов основного отделения групп ОФП-волей-бол.
Таблица 2
Динамика показателей спортивно-технической подготовленности студентов 1-3 курсов групп ОФП-волейбол
Испытуемые, достоверность различий Статистика Верхняя передача Нижняя передача Подачи Итого
1 семестр М 91,95 87,34 92,97 90,64
n = 38 групп а 8,21 10,75 7,69 7,28
2 семестр М 89,82 84,36 93,61 89,26
n = 33 группы а 7,73 12,85 7,48 7,17
Достоверные различия по t-критерию Стьюдента (t/p) t 1,12 1,06 0,35 0,80
Р - - - -
3 семестр М 91,90 87,05 94,57 91,17
n = 21 группа а 8,93 11,12 6,18 6,88
4 семестр М 84,86 81,19 87,72 84,59
n = 36 групп а 11,75 14,97 11,75 12,06
Достоверные различия по t-критерию Стьюдента (t/p) t 2,37 1,56 2,47 2,29
Р 0,05 - 0,05 0,05
5 семестр М 87,50 84,30 90,00 87,27
n = 10 групп а 10,37 11,57 12,94 10,39
6 семестр М 89,37 84,37 93,84 89,19
n = 19 групп а 10,74 13,93 6,69 8,19
Достоверные различия по t-критерию Стьюдента (t/p) t 0,45 0,01 1,06 0,55
Р - - - -
Примечание. Прочерк - отсутствие достоверных различий.
Выводы
У студентов 1 и 3 курсов основного отделения групп общей физической подготовки со спортивной направленностью (волейбол) не зарегистрировано достоверных изменений показателей спортивно-технической подготовленности, зарегистрированных в конце осеннего и весеннего семестров.
У студентов 2 курса основного отделения групп ОФП-волейбол от 3 к 4 семестру достоверно снижаются показатели СТП, характеризующие технику выполнения верхней передачи (р < 0,05) и подачи (р < 0,05), а также итоговый показатель (р < 0,05), характеризующий уровень владения основными приемами игры в волейбол.
Литература
1. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» / Сост. В.Г. Щербаков, В.Ю. Волков, Д.Н. Дави-денко. - М., 2010. - 12 с.
2. Баранцев, С.А. Спортивно-техническая подготовленность студенток первого курса основного отделения групп ОФП со спортивной направленностью (волейбол) / С.А. Баранцев, Н.С. Катилин, Е.Г. Найденова, Н.Н. Сарычева // Труды 13-й Международной научной конференции «Цивилизация знаний: проблемы и перспективы социальных коммуникаций». - М.: РосНОУ, 2012. - Ч. 1. - 632 с.
3. Баранцев, С.А. Оценка эффективности практических занятий дисциплины «Физическая культура» студенток 1 и 2 курсов основного отделения групп ОФП
со спортивной направленностью (волейбол) / С.А. Баранцев, Т.А. Ведищева, Е.Г. Найденова // Материалы Всероссийской с международным участием электронной студенческой научной конференции. - Иркутск: ФГБОУ НИ ИрГТУ. - Том 1. - 2013. - С. 327-333.
4. Баранцев, С.А. Планирование учебного материала и основы обучения игре в волейбол / С.А. Баранцев, Е.Г. Найденова, Н.Н. Сарычева // Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей. - М.: ГУУ, 2009. - 55 с.
5. Баранцев, С.А. Планирование содержания учебных занятий дисциплины «Физическая культура» // Учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом ФГБОУВПО «ГУУ», 2015. - 112 с.
Массовая физическая культура и оздоровление населения
6. Баранцев, С.А. Спортивно-техническая подготовленность студентов 1-3 курсов основного отделения групп ОФП-волейбол / С.А. Баранцев, Е.Г. Найденова // XXVII Международная научно-практическая конферен-
ция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». - Коломна: МГОСГИ, 2017. - С. 309314.
References
1. Shcherbakov, V.G., Volkov, V.Yu. and Davidenko, D.N. (comps.) (2010), The approximate program on "Physical culture" subject, Moscow, 12 p.
2. Barantsev, S.A., Katilin, N.S., Naydionova, E.G. and Sarycheva, N.N. (2012), The indicators of sports and technical readiness 1st year girl-students at the general physical training groups with a sports orientation (volleyball), In: Materials of the 13th International Scientific Conference "Civilization of knowledge: social communications problems and prospects", part 1, Moscow: Rosnow, 632 p.
3. Barantsev, S.A., Vedishcheva, T.A. and Naydionova, E.G. (2013), Efficiency estimation of "Physical culture" subject practical classes for 1st and 2nd year girl-students at the general physical training groups with a sports orientation (volleyball), In: Materials of All-Russian student's electronic scientific conference with international participation, Irkutsk: ISTU DEPARTMENT, vol. 1, pp. 327-333.
4. Barantsev, S.A., Naydionova, E.G. and Sarycheva, N.N. (2009), Planning of training materials and basics of volleyball playing trainings. Study guide for all specialties students, Moscow: GUU, 55 p.
5. Barantsev, S.A. (2015), Planning of training materials on "Physical culture" subject: Study guide, Moscow: Publishing house FGBOUVPO "GUU", 112 p.
6. Barantsev, S.A. and Naydionova, E.G. (2017), Sports and technical readiness of students of 1-3 courses of the main Department of groups OFP-volleyball The sports and technical readiness1st-3rd year's students at the general physical training groups with a sports orientation (volleyball), In: XXVII International scientific and practical conference on problems of students'physical education "Man, health, physical culture and sport at a changing world", Kolomna: MGOSGI, pp. 309-314.