Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АНТИМИКРОБНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СОДЕРЖАЩИХ САНГВИРИТРИН, ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВРУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ АНТИМИКРОБНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СОДЕРЖАЩИХ САНГВИРИТРИН, ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВРУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АНТИМИКРОБНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СОДЕРЖАЩИХ САНГВИРИТРИН, ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВРУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ»

ных данных, таких как время полувыведения. Вводится функция депонирования, которая позволяет выявить критический уровень ртути в органе, наиболее подверженном токсическому воздействию, и, таким образом, установить пороговый уровень для этого органа. Модель позволяет также ввести дополнительные условия для более точного определения содержания ртути в организме.

Литература

1. Токин И. Б., Смирнова П. /I. Ртуть: Метод, указания. — СПб., 1994.

2. Emvironmental Health Criteria 1. Methylmercury. — Geneva, 1990. - № 101. - P. 1-144.

3. Jorgensen S. E. 11 Development in Environmental Modelling. - 1984. - Vol. 16. - P. 1-438.

Поступила 19.06.95

© Л. В. СЕДОВ. Н. Л. СВИДЗИНСКЛЯ. 1996 УДК 616.9-022.369-085-039.71

А. В. Седов, Н. А. Свидзинская ПРИМЕНЕНИЕ АНТИМИКРОБНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СОДЕРЖАЩИХ САНГВИРИТРИН, ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВРУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ

Всероссийский центр медицины катастроф "Защита", Москва

В течение последних десятилетий во всем мире отмечается значительное увеличение частоты внутрибольничных инфекций (ВБИ), которые отрицательно влияют на здоровье людей и приносят обществу немалый экономический ущерб. Исследования, проведенные в нашей стране, показали, что количество ВБИ варьирует в широких пределах — от 2 — 3 до 15 — 20 % [2, 3], достигая в отдельных случаях 35% [7]. Частота возникновения ВБИ колеблется в зависимости от профиля стационара. Так, по данным Б. ОазЬпег и соавт. [8], 92% случаев ВБИ возникает у хирургических больных.

Поскольку одним из основных источников ВБИ является аутофлора кожи, предоперационная антисептическая обработка ее направлена на снижение микробной обсемененности [1]. Известно, что послеоперационные нагноения ран, флегмоны, абсцессы, фурункулы, карбункулы и ряд других заболеваний могут быть вызваны обитающими на коже стафилококками. При этом следует иметь в виду, что между стафило-

Таблица 1

Результаты микробиологических исследований антимикробных тканей с сангвиритрином

Вил ткани Концентрации сангвиритрина. % от массы ткани Зона задержки роста микроорганизмов, мм от края образца

стафилококк* кишечная поломка* дрожжеподобные грибы**

Льняная 2 4 7,5 3

Льняная 1,5 5 4 3

Льняная 0,1 1,5 5 3

Льняная арт. 06154 1 5 2 -

Льняная арт. 05273 1 5 2 -

Льняная арт. 05158 1,5 5 -

Льняная арт. 05224 1,5 5 - -

Суровая чистольня- 1,5 1,5

ная марля 1 -

Суровая чистольня- 1,5

ная марля 4 - -

Хлопчатобумажная

марля (арт. 6467) 1 1,5 1,5 -

Отбеленная хлопча-

тобумажная марля 1,5 4 - -

Примечание. Одна звездочка — мясопептонный агар, две — среда Сабуро.

кокками, вызывающими все эти заболевания, и стафилококками, обитающими на коже здоровых лиц, по-видимому, нет таких различий, которые исключали бы возможность превращения сапрофитных стафилококков при определенных условиях в патогенные. Росту числа случаев ВБИ способствует также широкое распространение ангибиотикоустойчивых штаммов, которые инфицируют не только кожу больных, но и нательное и постельное белье, одежду медицинского персонала.

При исследовании микрофлоры нательного и постельного белья, одеял и матрасов, а также рабочей одежды медицинского персонала было установлено, что особое значение имеет кокковая микрофлора и в первую очередь коагулазополо-жительные стафилококки [2]. На белье и предметах больничного обихода могут также сохраняться различные виды грамотрицательных ус-ловно-патогенных бактерий—возбудителей ВБИ [4].

С учетом вышеизложенного перспективным способом профилактики ВБИ является применение в условиях стационара антимикробных материалов [5, 6].

Для придания материалам антимикробных • свойств мы использовали сангвиритрин, который действует на грамположительные и грамог-рицательные бактерии, дрожжеподобные и ми-целиальные грибы, а также на вирусы. Сангвиритрин — алкалоид растительного происхождения, получаемый из травы маклеи сердцевидной (Macleaya cordata). В основе механизма антимикробного действия сангвиритрина лежит подавление бактериальной нуклеазы, нарушение процессов проницаемости клеточных стенок.

Для оценки влияния антимикробных материалов, содержащих сангвиритрин в разных концентрациях, были проведены микробиологические исследования, в которых использовались эталонные штаммы стафилококка St.aureus (штамм 209 Р), В.coli (штамм М = 17), Candida alb., а также 7 госпитальных штаммов P. aeruginosa и 3 штамма серрации, выделенных от больных.

Результаты исследований представлены в табл. 1, из которой видно, что зона задержки

роста микроорганизмов зависит как от концентрации сангвиритрина, так и от вида ткани. В связи с этим в последующих экспериментах использовали те образцы волокнистых материалов, в которых концентрация сангвиритрина была 1% и выше, а зона задержки роста микроорганизмов составляла 4 — 5 мм от края образца.

В Институте вирусологии им. Д. И. Ивановского АМН России изучали противовирусное действие марли с 1% сангвиритрина на 4 вида вирусов: лентивируса — возбудителя иммунодефицита человека СПИД (ВИЧ-1), аренавируса — возбудителя лимфоцитарного хориоменингита (ЛХМ), миксовируса — возбудителя гриппа APR 8/37 и энтеровируса — возбудителя полиомиелита.

Испытания противовирусного действия антимикробной ткани проводили в динамике воздействия не нее автоклавирования по противоэпидемическому режиму (ткань выдерживали в течение 90 мин под давлением пара 2 кгс/см2 при 132 ± 2°С. Исследования вели до 5 циклов автоклавирования.

Опыты ставили 3-кратно с каждым вирусом. Образцы ткани помещали в чашки Петри и накапывали или распыляли на них вируссодержа-щую жидкость из расчета i мл на 1 см2, после этого чашки Петри с образцами тканей выдерживали в герметически закрытых боксах при комнатной температуре 5, 30, 60 мин и 24 ч. В качестве контроля использовали образцы обычной хлопчатобумажной ткани того же размера. После окончания экспозиции впитавшуюся в ткани жидкость отжимали в пластиковых шприцах. Инфекционную активность фильтров исследовали на разных лабораторных животных.

Результаты исследований показали, что марлевая ткань, содержащая 1% сангвиритрина, проявляет выраженную противовирусную активность. Испытанные образцы тканей были виру-лицидны ко всем вирусам, взятым в опыты. Индекс вирулицидности (разность между титром вируса в фильтрате жидкости, которой обработана обычная ткань, и в фильтрате жидкости, которой обработана испытываемая на вирулицид-ность ткань) испытанных образцов ткани зависел от времени экспозиции и концентрации вируса. Ткань, содержащая сангвиритрин, уничтожала вирусы на ранних сроках экспозиции — с 10—15 мин контакта.

Испытание противовирусного действия марлевой ткани, содержащей сангвиритрин, в динамике действия на нее стирки или дезинфекции методом автоклавирования показало, что противовирусный эффект исчезал после 2-й стирки, тогда как автоклавирование ткани до 5 раз сохраняло ее противовирусную активность, хотя снижение вирулицидного индекса наблюдалось после 3 автоклавирований. Необходимо отметить, что при изучении фонового токсического действия фильтратов на лабораторные модели выявлено выраженное цитотоксическое действие тканей в опытах на клеточных культурах. Так, фильтрат ткани с 1% сангвиритрином давал цитотоксический эффект в отношении клеточных культур ЕОРКАТ в разведении 1 : 100. В

Таблица 2

Микробная обсемененность кожных покровов добровольцев при 12-суточном применении антимикробного белья, содержащего сангвиритрин

Время Число колоний микроорганизмов й 1 иоссвс-отпсчлткс (А/ ± т)

дснин. опыт контроль

сутки ПМФ ГМФ ПМФ ГМФ

Фон 69,9 + 38,3 87,3 ± 34,6 23,8 ±12,5 134,3 ± 19.1

1-е 27,6 ± 6,7 68,1 ± 23,2 19,4 ± 3,1 203,2 ± 191,7

3-й 51,3 ± 7,1 203,9 ± 43,8 29,6 ± 10.5 229,7 ± 151,5

7-е 39,3 ± 9,7 142,6 ± 35,4 27,3 ± 13,0 291,8 ± 26,3

12-е 15,8 ± 3,2* 41,6 ± 2,9 10,2 ± 6,3 145,9 ± 19,1

Примечание. Звездочка — различия достоверны (р < 0,05).

опытах на белых мышах и куриных эмбрионах фильтраты ткани не проявляли токсического действия. Таким образом, ткань, содержащая 1% сангвиритрина, может использоваться для пошива защитной спецодежды (халаты, косынки, шапочки и др.) для работы в лабораториях с вируссодержащими материалами и в лечебных учреждениях при контакте с больными вирусными заболеваниями.

С целью изучения возможности использования материалов, содержащих сангвиритрин, для снижения микробной обсемененности кожных покровов были проведены лабораторные исследования с участием добровольцев. На этом этапе испытывали рубашки, изготовленные из хлопчатобумажной ткани, содержащей 1,2% сангвиритрина. Эксперимент был проведен на 2 группах — в опытной, в которой добровольцы носили рубашки, содержащие сангвиритрин, и в контрольной, где использовали обычное хлопчатобумажное белье. Добровольцы носили экспериментальное белье в течение 12 сут в нормальных условиях жизнедеятельности, выполняя обычные профессиональные обязанности; баня и душ исключались.

В ходе исследований по методу Н. И. Клем-парской и О. Г. Алексеевой |4] определяли количество колоний поверхностной и глубокой микрофлоры (ПМФ и ГМФ) кожи, для чего с кожных покровов добровольцев брали посевы-отпечатки в области груди, живота и спины на 1, 3, 7 и 12-е сутки. Данный метод использовали также для сравнительной оценки микробной обсемененности антимикробного и обычного хлопчатобумажного белья.

Данные об изменении ПМФ и ГМФ кожных покровов добровольцев представлены в табл. 2, из которой видно, что в опытной группе на протяжении эксперимента наблюдалось снижение количеств колоний ПМФ кожи и к концу опыта оно становилось достоверно ниже фоновых данных. Изменения ГМФ кожи были несущественными. В контрольной группе значимых изменений изучаемых показателей не наблюдали.

В ходе эксперимента проведено также исследование бактерицидной функции кожи. При этом оказалось, что индекс бактерицидное™ в опытной группе не 7—12-е сутки был существенно ниже, чем в контроле.

Учитывая, что в условиях стационара матрасы и подушки периодически подвергаются паровоз-

душной или сухожаровой стерилизации, было проведено изучение влияния разных видов стерилизации на сохранение антимикробных свойств наперников и наматрасников, изготовленных из льняных тканей, содержащих 1% сан-гвиритрина. Результаты исследований свидетельствуют, что антибактериальная активность тканей сохраняется при паровоздушной стерилизации до 40 обработок, при сухожаровой — до 15 обработок, а при автоклавировании — до 7 обработок.

Сохранение антимикробных свойств тканей, обработанных сангвиритрином и используемых для изготовления наматрасников и наперников, явилось основанием для проведения исследований в клинических условиях, которые осуществлены в НИИ трансплантологии и искусственных органов Минздравмедпрома РФ. Ежемесячно на протяжении 4 мес с опытных и контрольных наматрасников и наперников брали по 3 посева-отпечатка. В результате проведенных исследований было установлено, что микробная обсемененность изделий, изготовленных из антимикробной ткани, в течение всего периода наблюдения оставалась низкой, а обсемененность контрольных изделий возрастала. Во время всего периода наблюдения микробная обсемененность матросов и подушек под антимикробными тканями также сохранялась на низком уровне (не более 10 колоний в 1 посеве-отпечатке), а под изделиями из обычной ткани обсемененность матросов и подушек была существенно выше (от 30 до 80 колоний в 1 посеве-отпечатке). Кроме того, было отмечено, что микробная обсемененность воздуха в палатах, в которых использовались антимикробные материалы, была ниже, чем в контрольных палатах.

В этом же институте проводили исследование хирургических масок, изготовленных из марли, пропитанной сангвиритрином. Исследование показало, что число колоний в посевах-от-печатках на антимикробных масках (как на внутренней, так и на внешней стороне) существенно ниже, чем на обычных хирургических масках.

Возможность применения антимикробных материалов, содержащих сангвиритрин, для предупреждения ВБИ изучали в клинических условиях на базе Факультетской хирургической клиники им. Н. Н. Бурденко Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Для испытания использовали 50 комплектов нательного и постельного белья, изготовленного из хлопчатобумажной ткани, содержащей 1% сангвиритри-

на. В результате проведенных исследований установлено, что антимикробное белье оказывает выраженное бактерицидное действие как на грамположительную, так и на грамотрицатель-ную флору; оно способствует снижению микробной обсемененности кожных покровов, а также нательного и постельного белья. Клинические испытания показали возможность использования белья, содержащего сангвиритрин, для профилактики послеоперационных гнойных осложнений у хирургических больных.

Выводы. 1. Отмечено снижение поверхностной микрофлоры кожных покровов у добровольцев, применявших антимикробное белье, содержащее сангвиритрин.

2. Ткань с сангвиритрином обладает выраженной противовирусной активностью и может быть использована для изготовления защитной спецодежды для работы в лабораториях с вируссодер-жащими материалами и в лечебных учреждениях при контакте с больными вирусными заболеваниями.

3. Антимикробная активность изучаемых тканей сохраняется при паровоздушной и сухожаровой стерилизации, а также при автоклавировании.

4. Бактериальная обсемененность хирургических масок, пропитанных сангвиритрином, при использовании во время операции, существенно ниже по сравнению с обычными хирургическими масками.

5. Нательное и постельное антимикробное белье, а также хирургические маски, содержащие сангвиритрин, рекомендуется использовать для профилактики внутрибольничных инфекций.

Литература

1. Афиногенов Г. Е., Единое Н. П. Антисептики в хирургии. -Л., 1987.

2. Влодавец В. В. // Гиг. и сан. — 1984. - № 10. - С. 17— 20.

3. Влодавец В. В. // Всесоюзное о-во эпидемиологов, микробиологов и паразитологов им. И. И. Мечникова. Съезд, 17-й: Тезисы докладов. — Алма-Ата, 1989. — С. 143.

4. Кощеев В. С, Клемпарская Н. И., Седов А. В. и др. Антимикробные материалы в медицине. — М., 1987.

5. Седов А. В., Михайлов О. Р., Цуцкеридзе И. И. и др: // Медицина катастроф. — 1992. — № 2. — С. 62—66.

6. Седов А. В., Рязанцева Т. Б., Михайлов О. Р. и др. // Гиг. и сан. - 1993. - № 9. - С. 45-47.

7. Трухина Г. М., Соколова Н. Ф., Иойриш А. Н., Смирнова М. П. // Там же. - 1985. - № 5. - С. 82-84.

8. Dashner G. F., Kabbestein G., Langmaack H. // Dtsch. med. Wochenschr. - 1980. - Bd 105. - S. 325-329.

Поступила 22.05.95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.