Научная статья на тему 'Применение аналоговой гидравлической модели для исследования взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда'

Применение аналоговой гидравлической модели для исследования взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОЛЛЕДЖИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СТУПЕНЧАТОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гермаидзе Георгий Ефимович, Коблов Владимир Михайлович, Юркова Ольга Алексеевна

Рассматриваются проблемы применения аналоговой гидравлической модели для исследования взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда. Предложена модель, имитирующая распределение потоков студентов по ступеням образования в соответствии с их мотивацией и способностями, повышающая наглядность связей внутри системы и эффективность анализа недостатков. Обоснована возможность применения модели для оптимизации государственной образовательной стратегии использования традиционных ресурсозатратных российских подсистем среднего и начального профессионального образования, направленной на включение колледжей в систему вузовского образования, организацию поэтапного сквозного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гермаидзе Георгий Ефимович, Коблов Владимир Михайлович, Юркова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение аналоговой гидравлической модели для исследования взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда»

ГЕРМАИДЗЕ Георгий Ефимович

Кандидат экономических наук, доцент, инженер учебно-методического управления

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-06 e-mail: gge@usue.ru

КОБЛОВ Владимир Михайлович

Кандидат технических наук, доцент кафедры машин и аппаратов пищевых производств

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-06 e-mail: gge@usue.ru

ЮРКОВА Ольга Алексеевна

Декан факультета сокращенной подготовки

Уральский технический институт связи и информатики Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики

620119, РФ, г. Екатеринбург, ул. Репина, 15 Контактный телефон: (343) 359-92-14 e-mail: fsp@uisi.ru

Применение аналоговой гидравлической модели для исследования взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда1

Ключевые слова: профессиональное образование; колледжи; моделирование системы образования; имитационная модель; ступенчатое непрерывное образование.

Аннотация. Рассматриваются проблемы применения аналоговой гидравлической модели для исследования взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда. Предложена модель, имитирующая распределение потоков студентов по ступеням образования в соответствии с их мотивацией и способностями, повышающая наглядность связей внутри системы и эффективность анализа недостатков. Обоснована возможность применения модели для оптимизации государственной образовательной стратегии использования традиционных ресурсозатратных российских подсистем среднего и начального профессионального образования, направленной на включение колледжей в систему вузовского образования, организацию поэтапного сквозного профессионального образования.

Закон РФ «Об образовании» (в ред. 2007 г.), принятый под воздействием вхождения России в европейское образовательное пространство, и мировой финансовый кризис побуждают задуматься над вопросами: что и почему необходимо изменить в устоявшейся за многие десятилетия традиционной российской системе профессионального образования, чтобы, с одной стороны соответствовать реалиям времени,

1 С участием студентки УрГЭУ Е. Е. Цепковой.

© Гермаидзе Г. Е., Коблов В. М., Юркова О. А., 2009

а с другой - не растерять ее положительные качества? Прежде всего сказанное относится к новому для России квалификационному уровню «бакалавриат» и его взаимосвязи с колледжами среднего профессионального образования (СПО). (Справедливости ради отметим, что введенная около 10 лет тому назад академическая степень бакалавра в российской системе профессионального образования практически не прижилась [1, 3]). Для этого сделаем некоторые допущения.

Совокупность методов и средств, используемых для выработки, принятия и обоснования решений в процессе проектирования, создания и управления системами в условиях решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем, которые характерны для образования, обычно рассматривается в процессе системного анализа, основная особенность которого - моделирование. Поэтому чтобы лучше понять сущность и механизм включения СПО в процесс подготовки бакалавров, используем моделирование как элемент системного подхода. (Объем статьи не позволяет полностью раскрыть проблему; это будет сделано авторами в следующих публикациях.)

Применяемые в экономических и педагогических вузах модели образовательных систем обычно строятся в виде блок-схем, отражающих логику информационной взаимосвязи элементов и последовательность изучения проблемы, но не акцентирующих внимание исследователя на роли и физическом механизме действия мало заметных, но достаточно весомых факторов, характеризующих «узкие места» процесса профессионального образования. В результате действие этих факторов сохраняется при каждой очередной модернизации системы образовании, делающей этот процесс сложным, затратным и социально ущербным, т. е. не приводящим к полному удовлетворению (консенсусу) заинтересованных сторон.

Как нам представляется, проблему лучше рассматривать на базе процессной аналоговой модели, позволяющей более полно отразить физическую сущность явлений. Такой моделью может служить регулируемая и саморегулирующаяся гидравлическая система, так как жидкость при движении ведет себя аналогично социальным потокам. (Образование - открытая социальная система, но для анализа ее можно условно считать замкнутой.) Перефразируя известную пословицу, можно сказать, что «человек ищет, где лучше, рыба - где глубже, а вода - где легче» (вода способна изменять направление и динамику движения). Однако полной аналогии быть не может, и, учитывая условность отождествления физических субстанций с физическими лицами (студентами), введем некоторые допущения.

1. Условимся, что аналоговая модель перемещения обучаемых ассоциируется с процессами перекачивания или перетекания самотеком достаточно вязкой жидкости в гидравлической системе.

2. Жидкость олицетворяет внешнюю среду, определяющую характер перемещений взвешенных в этой среде «частичек» - обучающихся.

3. Все «частички» имеют разные размеры и вес, условно соответствующие не столько способности к учению (нацеленности на хорошую успеваемость), сколько заинтересованности и желанию овладеть именно сложной учебной информацией, без чего сформировать требуемую компетентность выпускника невозможно.

4. В целом совокупность более или менее одинаковых «частиц» составляет фракцию, а их неоднородную механическую смесь с жидкостью-носителем будем называть техническим термином «пульпа». Пульпа в модели разделяется на три фракции:

а) «легкая» - аналог слабо подготовленных, слабо мотивированных учащихся с неярко выраженными способностями к учебе;

б) «средняя» - контингент учащихся, в большинстве своем характеризующийся достаточными способностями к обучению (освоению учебной информации средней степени сложности), но с неустойчивой мотивацией на получение профессионального образования высокого уровня;

в) «тяжелая» - контингент, наиболее четко мотивированный на интеллектуальное развитие и обладающий для этого соответствующими настроем и способностями.

5. Рынок труда может быть представлен в виде емкостей (квалификационных ниш), каждая из которых предназначена для приема выпускников определенного квалификационного уровня и имеет социально, экономически обоснованную вместимость (объем).

6. Каждая фракция перемещается при помощи соответствующих коммуникационных каналов, фильтров, насосов, датчиков, регулирующих устройств, накопительных емкостей, устройств обратной связи, ограничителей, стабилизаторов и т. п.

7. Физические элементы каждой фракции наделены внутренней энергетикой (для человека - способностями, мотивацией), позволяющей при необходимости (желании) противодействовать потокам и управляемым возмущениям среды, чтобы перемещаться в нужном направлении (по аналогии с пловцом, способным и желающим бороться с течением).

Рассмотрим механизм функционирования модели (рис. 1).

Под влиянием демографических процессов в школе уровень (деление и соотношения условны) наполнения «емкости» (V, = V, + V,. + V,. ) снижается с сохра-

4 ' '1 1тал 1Ср.спос 1Сл.спосу 1

нением пропорций (V = 7-12% - доля талантливых и высокомотивированных на хорошее образование учащихся участвуют в олимпиадах, конкурсах, учатся в специализированных школах и т. д.; V 1С ос = 50-60% - учащиеся со средними способностями или неустойчивой мотивацией, индифферентно относящиеся к перспективам формирования высокого интеллекта; остальные V1Слспос = 30-40% - учащиеся, не имеющие глубокого интереса к знаниям, изначально настроенные на начальное профессиональное образование (НПО) или трудовую деятельность). Поэтому усиливается работа «насосов» (Нт, Нср, Нл), функции которых выполняют усилия вузов, колледжей, влияние семей и окружения, экономические и прочие факторы, вынуждающие выпускника школы определяться с жизненной стратегией.

Естественно, при этом происходит «перемешивание слоев» и увеличение притока в вузы и колледжи учащихся («пульпы») со сниженным уровнем способностей, хотя и более осведомленных о характере будущей специальности. Этот процесс протекает менее заметно для немногочисленных элитных вузов, так как в них больше приток талантливых студентов, меньше опасающихся прохождения фильтров (конкурсов, ЕГЭ, целевого отбора и т. п.). Кроме того, процесс чрезмерного расширения сети вузов и колледжей (V2 и V3) практически отключил фильтры, что негативно повлияло на качественные характеристики студенчества.

Рассмотрим процессы на выходе из образовательных подсистем. Прежде всего, обратимся к анализу рынка труда. Объем «резервуаров» (точнее, V + ^) давно перестал соответствовать оптимальному, обоснованному для индустриального общества социально-экономическому соотношению между ними (на одного специалиста с высшим образованием должно приходиться 3-4 выпускника колледжа), тем более, что постиндустриальное общество, при котором эти соотношения должны были бы объективно измениться, еще не построено и форсировать переход к нему преждевременно, так как это теоретически объясняет нежелательные перекосы в системе «образование -рынок труда», оправдывая практически бесконтрольное увеличение сети вузов. Кроме того, в любом обществе движущим мотивом подавляющего большинства людей всегда остается обеспечение материально и морально выгодного трудоустройства и карьеры. Поэтому нарушение оптимальных пропорций на рынке труда неизбежно привело к снижению значимости данного соотношения, так как число выпускников вузов необратимо и значительно превысило число мест, требующих от специалистов действительно высокого уровня квалификации.

В результате переполнения «квалификационных ниш» возникло практически нерегулируемое движение потоков квалифицированной рабочей силы. Отдельные секто-

Основательная «фракция»

1П. . |

V6 - высококвалифицированные рабочие V, = V, (7,5 млн/год); У + У^У,; У7 < У + Уа + У, V*

___VIII Безработные

I - школа, II - ВУЗ, III - ССУЗ (колледж), IV - ПТУ V - VIII -рынок труда, армия и безработные. Н - насосы - факторы, стимулирующие движение в нужном направлении (мотивация, реклама, давление родителей и т. д.); Ф - «фильтры» и «шлюзы» - препятствия на пути движения учащихся (конкурсы, экзамены, олимпиады, собеседования, ЕГЭ и т. д.) и подготовительные курсы соответственно; V - объем, вместимость -численность 1-контингента

Рис. 1. Имитационная модель взаимодействия разных уровней системы образования и рынка труда

ры рынка труда оказались переполненными как по объему, так и по структуре специальностей (см. рис. 1), что усилило их «слив» в «емкость „безработица*'». Поскольку выпускники с высшим образованием (более «тяжелая» фракция) имеют больше шансов заполнить не только свою квалификационную нишу, но и соседнюю, то выпускники колледжей вытесняются и поэтому стремятся получить «поплавок» - диплом вуза. Усиливается возврат («перекачивание») в вузы и колледжи под воздействием мотивации Нвозвр выпускников колледжей, в том числе не обладающих ни достаточными способностями для усвоения более сложного материала, ни стремлением к интеллектуальному совершенствованию. Насосом Нвозвр, обеспечивающим переток в ущерб материальному благополучию семьи, отвлечению рабочей силы от производительного труда и снижению «планки» требований к качеству профессионального образования, в основном служит стимул повышения шансов на трудоустройство. Тем самым вузы превращаются в потребителя квалифицированной рабочей силы, отвлекая большую часть выпускников колледжа от производительного труда (рынка труда) и понижая планку требований к качеству образования (фактически отключая фильтр доступа).

Модель показывает, что для повышения влияния системы профессионального образования на процессы эффективного и результативного использования выпускников необходимо восстановить регулируемость соотношения между потоками на входе и выходе в систему: уменьшить приток «возврата», освободить соответствующие емкости V - V7 на рынке труда и т. д. Но сделать это только за счет рыночных мер, не меняя традиционной системы, невозможно! Поэтому предпринимаемые правительством усилия по снижению численности вузов, попытки «элитизации» высшего образования, возрождения системы распределения выпускников, введение новых ГОС, кредитование студентов, управление качеством образования и другие усилия, необходимые сами по себе, не смогли до сих пор решить проблему качественного повышения совокупного работника. Проблемы заложены вне системы образования. Следовательно, наиболее приемлемый путь - институционально сократить число потоков и сделать их более управляемыми, в частности соединить колледж (емкость V3) с вузом (емкость V2) и ПТУ Это можно сделать встраиванием колледжа в высшее образование на основе повышения его образовательного статуса и сквозного учебного плана [2, 4].

Такой предлагаемый авторами путь можно представить графически (рис. 2).

Выпускники девятых классов школы, обладающие средними способностями и неустойчивой мотивацией, поступают (через «фильтр Ф1») для двухлетнего обучения в трехлетнем (или четырехлетнем) колледже (училище), дающем базовую профессиональную подготовку по избранной специальности, аналогичную профподготовке в ПТУ. Через два года выпускник может поступить на третий курс, ориентированный на более сложную программу подготовки к бакалавриату.

Действующая схема включения колледжа в процесс подготовки бакалавров в вузе обычно реализуется по так называемым сокращенным образовательным программам. Сокращенная подготовка - это, прежде всего, обеспечение получения выпускниками колледжа второго, более высокого, образовательного уровня в более короткие сроки на основе преемственности образовательных программ. Идея понятна: зачем изучать в вузе многое из того, что выпускник колледжа освоил и закрепил тем более что многие уже имеют достаточный стаж работы в своей сфере деятельности. Но практическое воплощение идеи сталкивается со значительными методологическими, организационными, психологическими, правовыми и иными проблемами, препятствующими повышению качества подготовки до требуемых обществом кондиций.

Основное преимущество альтернативной модели - упорядочение потоков. Автономность колледжа сохраняется, а учебный план последнего курса колледжа становится обязательным этапом для обучения на первом курсе бакалавриата, т. е. получения аттестата полной средней школы, дающего право на поступление в бакалавриат.

Рис. 2. Альтернативная имитационная ступенчатая гидравлическая модель взаимодействия разных уровней системы образования и рынка труда

Образовательная программа бакалавриата должна, по нашему мнению, претерпеть существенные изменения. Ее базис должны составить узко специальные дисциплины, разделенные не по предметному, а модульному принципу и включающие в себя основы фундаментальных теоретических знаний в объемах, необходимых и достаточных для конкретного модуля [2, 4]1.

Выводы

1. Применяемые в экономике и педагогике имитационные модели образовательных систем не в полной мере раскрывают физическую природу негативных явлений в образовании, что приводит к устойчивости многих проблем при непрерывном реформировании и модернизации образования. Поэтому правомерно использовать в качестве аналоговой модели жидкую субстанцию, ведущую себя в гидравлической саморегулирующейся системе аналогично потокам и поведению людей в массовом образовании. Предложена модель, отражающая взаимодействие разных уровней и ступеней системы профессионального образования с окружающей средой.

2. Анализ модели показывает, что механизмы институционального регулирования и усилия образовательных учреждений не могут обеспечить желаемое повышение качества образования, так как проблема обусловлена не столько недостатками системы образования, сколько проблемами регулирования потоков в системе «рынок труда -образование» (неэффективная обратная связь).

1 Подробнее вопрос будет обсужден в следующих публикациях.

3. Обратную связь можно сделать более эффективной, если упорядочить потоки на рынке труда приведением соотношения между выпуском специалистов с разным уровнем образования к оптимальной величине, т. е. ввести механизм устранения «переполнения резервуаров». Но при существовании большого числа автономных образовательных подсистем это невозможно.

4. Повышение эффективности системы образования становится возможным, если ввести разделение потоков не по принципу отнесения их к уровню образования, а в соответствии с дифференциацией по способностям, мотивации контингента и реальным потребностям работодателей.

5. Предложена альтернативная модель, которая демонстрирует возможность последовательной селекции контингента за счет встраивания в систему высшего образования колледжей СПО, а в колледжи - НПО. Тем самым достигаются: спрямление потока выпускников, ступенчатость прохождения его через «фильтры», усиление результативности действия «фильтров» и ликвидация дестабилизирующей роли неравноправия статусов выпускников на рынке труда. В результате можно не только повысить соответствие системы образования Европейским стандартам, но и, что более важно, повысить управляемость качеством образования и оптимизировать затраты.

6. Наличие системы колледжей, встроенных в вуз в ранге высшего образования до-университетского уровня, но с различными сроками обучения и различной целевой направленностью, позволяет сгладить неизбежные противоречия между доступностью образования и его качеством.

7. Предлагаемые изменения в системе образования потребуют пересмотра и уточнения недостаточно эффективного подхода к модернизации традиционного образования.

Источники

1. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. 2-е изд. М. : Эдиториал УРСС, 2001.

2. Гермаидзе Г. Е. Могут ли колледжи стать ступенью высшей школы? // Среднее профессиональное образование. 2002. № 7.

3. Колесов В. П. Ступенчатость высшего образования и Болонский процесс // Экономика образования. 2004. № 2.

4. Гермаидзе Г. Е., Голицын С. И., Голицына С. В. О возможности использования колледжей среднего профессионального образования в качестве базы для реализации образовательных программ бакалавриата // Миссия образования в формирующейся новой экономике: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Тагил, 22-23 января 2009 г.). В 3 ч. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. Ч. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.