Научная статья на тему 'Исследование мотиваций поступающих в вузы на обучение в сокращенные сроки'

Исследование мотиваций поступающих в вузы на обучение в сокращенные сроки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гермаидзе Георгий Ефимович, Дубровский Валерий Жоресович, Заборова Елена Николаевна

В исследовании делается попытка выявить внутренние мотивы, определяющие желание специалистов со средним профессиональным образованием получить высшее образование в сокращенные сроки. Подтверждено, что ведущим мотивом для поступающих являются карьерные ожидания и возможности трудоустройства, что становится существенным негативным фактором обеспечения качества знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гермаидзе Георгий Ефимович, Дубровский Валерий Жоресович, Заборова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование мотиваций поступающих в вузы на обучение в сокращенные сроки»

Георгий Ефимович Гермаидзе

Кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана факультета сокращенной подготовки Уральского государственного экономического университета

Валерий Жоресович Дубровский

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики

предприятия, декан факультета сокращенной подготовки Уральского государственного экономического университета

Елена Николаевна Заборова

Доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии и социальной психологии Уральского государственного экономического

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ ПОСТУПАЮЩИХ В ВУЗЫ НА ОБУЧЕНИЕ В СОКРАЩЕННЫЕ СРОКИ

Исследование проводилось в 2003 г. в рамках гранта Министерства образования РФ ГО2-1.4.-359 по теме «Методологические проблемы исследования динамики образовательных потребностей городского населения в условиях реформирования российской экономики».

Проблемы ценностных ориентиров студентов не новая тема в отечественной социологической науке. Почти все авторы, освещающие проблемы развития общества, подчеркивают, что социально-экономические, политические и социокультурные преобразования, происходящие в нашей стране в последнее десятилетие, неизбежно должны привести молодежь к переосмыслению традиционных ценностных ориентаций в образовательно-профессиональ-ной сфере. А это, в свою очередь, должно сказаться на характере ее отношения к содержанию учебного процесса и стимулировать повышение тяги к знаниям. Конечно, выбирая образовательную программу, человек осознает, что ему придется отчитаться за все дисциплины учебного плана, какими бы сложными они ни оказались. Но все ли студенты стремятся действительно освоить сложный для понимания учебный материал? Не получится ли так, что декларируемые многими учеными и политиками принципы опережающего образования, основанные на фундаментализации подготовки, окажутся нереализованными именно по причине недостаточной заинтересованности студентов в получении такого рода учебной информации?! Ни для кого не секрет, что студент, слабо мотивированный на приобретение сложных фундаментальных знаний, требующих для усвоения больших усилий, способностей, усидчивости, целеустремленности и достаточного ресурса времени, будет направлять свои усилия не на то, чтобы «знать», а на то, чтобы «сдать».

Поставленные вопросы демонстрируют особую ценность комплексного исследования фактора мотивации.

Почему молодые люди стремятся к диплому высшей школы, нередко вопреки способностям и интересу к новым знаниям, меняя при этом не только полученную в среднем специальном учебном заведении (ссузе) специальность, но и профиль, жертвуя для этого значительными средствами, личным временем, семейными делами? Может быть, в этом явлении проявляется влияние требований времени, фактора научного прогресса? А может быть, этот процесс является следствием экономических проблем в государстве, в первую очередь трудоустройства и карьерных перспектив?

Процессы в квалификационном разделении труда свидетельствуют, что с научно-техническим, экономическим и социальным развитием общества объективно возрастает потребность в подготовке и специалистов широкого профиля - творцов: аналитиков, исследователей, конструкторов, менеджеров и т.п., (функция вузов), и специалистов узкого производственного профиля -исполнителей (функция и вузов, и ссузов)1. Для преимущественной подготовки последних в стране сложилась, функционирует и развивается разветвленная и многоэлементная система колледжей и техникумов. По статистическим данным в 2000-2001 гг. в России действовали 2 589 государственных ссузов, в 2002-2003 гг. их количество составляло уже 2 626. За этот же период выпуск специалистов возрос с 568 тыс. до 646 тыс. чел. (рост 13,7%). Возрос и выпуск специалистов на 10 000 населения - с 40 до 45 чел. (рост 12,5%). Аналогичный процесс имеет место в высшей школе. За период 2000/2001-2002/2003 учебных годов выпуск специалистов с высшим образованием возрос с 635

1 Под понятиями «творец» и «исполнитель» мы понимаем не качества личности, а характер и направленность выполняемых служебных функций.

тыс. до 840 тыс. чел. (рост 13,2%), а на 10 000 населения с 44 до 59 чел. (рост 13,4%) [9. С. 117-118]. Однако «вброс» на рынок труда большого числа выпускников вузов и ссузов родственных специальностей, при неспособности рынка труда ассимилировать квалифицированную рабочую силу, естественно приводит

к усугублению известной еще со времен СССР негативной тенденции: искажению профессионально-квалификационной структуры специалистов и вследствие этого к конкуренции за рабочие места. Эта тенденция проявляется в усилении вытеснения выпускников ссузов с рядовых исполнительских должностей (специалистов, руководителей низового и среднего звеньев управления в сфере производства и услуг, чиновников в государственном секторе экономики и т.п.). Естественно, что при этом фундаментальные знания выпускников вузов могут оказаться невостребованными [1; 2]. Поэтому можно предположить, что основной мотив повышения тяги к высшему образованию связан прежде всего с повышением шансов на трудоустройство и приобретение других жизненных благ в конкурентной борьбе с выпускниками вузов за право занимать должности со сложностью труда, соответствующей подготовке в ссузе.

В этом процессе особая мотивирующая роль принадлежит сокращению срока обучения при сохранении единого для всех форм образования статуса диплома высшей школы. Поэтому студентов, обучающихся по сокращенным образовательным программам, даже при наличии ограничений Минобразования РФ в 2002 г. насчитывалось более 25% общей численности принятых в государственные вузы (табл. 1).

Таблица 1

Прием выпускников ссузов в вузы

Показатель 1992 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001

1. Численность выпускников ссузов, принятых в вузы на все формы обучения, тыс. чел. 82 112 129 153 182 230 286 322

2. Доля выпускников ссузов, принятых в вузы, % общей численности 15,7 17,9 19,1 20,5 21,9 24,3 25,1 25,5

3. Из общей численности выпускников ссузов, принятых в вузы на все формы обучения, принято на обучение по вечерней и заочной формам, % общей численности 67,1 75,9 75,2 75,8 78,6 80,0 81,8 82,3

Рассчитано по: [10].

Наш опыт набора студентов на факультет сокращенной подготовки (ФСП) УрГЭУ свидетельствует, что иногда до 75% выпускников отдельных групп колледжей «транзитом» переходит в вуз для обучения по программам сокращенной формы профессионального образования на престижных специальностях (бухгалтеры, финансисты, менеджеры). В целом по России сегодня по сокращенной форме в вузах обучаются более 50% выпускников ссузов, причем нередко со сменой специальности или даже направления подготовки. С такой реальностью не считаться нельзя.

Проверка истинной мотивации абитуриентов на получение высшего образования по сокращенной форме и стала целью нашего исследования.

При формулировании вопросов мы руководствовались результатами исследований социологов и психологов, которые считают, что все разнообразие мотивов поступления в вуз можно свести к двум основным категориям:

1) социальные притязания;

2) профессиональные притязания,

или к четырем группам:

а) недостаточно реализованный творческий потенциал личности -неудовлетворенность глубиной и качеством знаний, приобретенных в ссузе (желание развить общечеловеческий интеллект, повысить общепрофессиональный и узкопрофессиональный уровень знаний, а также любовь к самому образовательному процессу, доставляющему студенту удовольствие и удовлетворение);

б) недостаточное соответствие полученной в ссузе специальной подготовки выполняемым функциям (требованиям) по месту работы, что заставляет специалистов доучиваться в вузе;

в) личные выгоды - повышение шансов на трудоустройство, устойчивость служебного положения, карьерные перспективы, необходимость сменить специальность;

г) более высокая престижность высшего образования как фактор социальной мобильности и самоутверждения (многие получают высшее образование, а чем я (мой ребенок) хуже?).

Исследование проведено методом сплошного анкетирования, а проверка истинного смысла ответов - устным опросом. Поэтому анкетный опрос во время собеседования, дополненный беседой с каждым абитуриентом по мотивам поступления, позволяет считать результаты исследования достаточно объективными.

Абитуриентам было предложено ответить на 4 вопроса анкеты, каждый из которых предусматривал 3-4 варианта ответа, соответствующих вышеперечисленным группам мотивов1. Всего получено 820 анкет, почти 90% общего количества зачисленных на факультет. При этом некоторые респонденты отмечали по два варианта ответа, поэтому количество ответов на все вопросы может и превышать общее число ответивших респондентов (100%).

Первый вопрос поставлен с целью выявить формальную причину поступления на ФСП. Предложены три возможных варианта ответа (табл. 2). Из ответов с выбором варианта А напрашивается очевидный вывод: большинство (59,1%) выпускников не удовлетворены полученными в ссузах знаниями и желают их повысить. Казалось бы, естественное стремление в духе времени! Однако, хотя и меньшая (36,77%), но все же значительная доля выбравших вариант Б указывает, что дело не столько в личной неудовлетворенности знаниями, сколько в необходимости иметь диплом высшей школы для повышения шансов на трудоустройство, сохранения занимаемой должности или карьерных перспектив.

1 Обработку материалов производил аспирант кафедры социологии и социальной психологии У. Дингилиши.

Мотивы поступления на факультет сокращенной подготовки

Вопрос 1 0 н а и ари В ответов

Назовите основную причину поступления на ФСП Всего А. Желание повысить квалификационный уровень Б. Необходимость В. Прочие

Количество ответов: абсолютное 873 516 321 36

% 100,00 59,11 36,77 4,12

Третий вариант ответа выбрали 4,12%, но вписанные ими в анкету мотивы либо подтверждают ответы по второму варианту, либо просто указывают на желание сменить специальность.

Такая структура ответов подтверждает бытующее мнение о недостаточности среднего профессионального образования для выполнения служебных функций соответствующего уровня сложности, тем самым признаются квалификационные преимущества высшего образования1. Однако настораживает уже то, что в это число входят выпускники ссузов, еще не имеющие достаточного практического опыта по специальности (более 65%) и поэтому не способные правильно оценить уровень подготовки в ссузах.

Анализ характера ответов на второй вопрос, в том числе и тех, кто, по их словам, пришел в вуз, чтобы получить более высокие знания (табл. 2, вариант А), выявил иной скрытый мотив (табл. 3).

Таблица 3

Мотивы предпочтения повышения квалификации за счет высшего образования

Вопрос 2 Всего Варианты ответов

Если Вы хотите повысить уровень своих знаний по специальности, то почему бы не воспользоваться более дешевыми и быстрыми услугами системы дополнительного образования? А. Люблю учиться Б. Требование времени. Престижность диплома В. ВО дает знания, которые можно использовать и при работе не по специальности

Количество ответов: абсолютное % 873 100,00 53 6,02 231 26,25 596 67,73

Хотя 26,25% респондентов и сослались на то, что получение высшего образования - это требование времени, вопрос престижа (среди них менее 1% студентов, имеющих или желающих создать свое предприятие), большая часть (67,73%) указала, что «высшее образование дает знания, которые можно использовать и при работе не по специальности»2. Следовательно, поступая в вуз, абитуриент надеется получить диплом как документ «на все случаи жизни».

Характер ответов позволяет предположить, что главная цель этой группы респондентов - получение формального свидетельства о высшем

1 Проведенные нами исследования не подтверждают этот тезис [1].

2 Интересно, что мотив «Люблю учиться» указали лишь 6,02%, преимущественно обладатели «красных» дипломов.

образовании, что и было подтверждено результатами ответов на вопрос 3 (табл. 4).

Таблица 4

Связь установок на получение диплома вуза с перспективами выпускника ссуза на рынке труда

Вопрос 3 Варианты ответов

А. Согласен

с бытующим Б. Знаю В. О необходимости

Если Вы озабочены Всего мнением, примеры иметь диплом Г. Меня эти

проблемами работы, что диплом отказов высшей школы проблемы

то почему? не дает достаточных гарантий по данному мотиву заявлено моим руководителем не волнуют

Количество ответов:

абсолютное 900 594 207 80 19

% 100,0 66,0 23,0 8,9 2,1

Предполагалось, что отвечать на этот вопрос будут респонденты, уже имеющие работу. Однако ответили и те, кто только что окончил ссуз и приступает к поиску.

Ответы на вопрос подтвердили преимущественно институциональный целевой механизм действия диплома. Даваемые же знания не являются действительной причиной тяги выпускников ссузов в вузы. Лишь около 11,0% респондентов не увязывают наличие высшего образования («диплома»)

с возможностями трудоустройства или реализацией карьерных ожиданий. Поэтому можно ожидать, что именно данный контингент в процессе учебы действительно заинтересован в повышении знаний (этот показатель близок к числу абитуриентов с «красными» дипломами).

Учитывая, что обучение на ФСП платное и может оказаться не каждому «по карману», а также тот известный факт, что традиционная технология подготовки в сокращенные сроки неизбежно вызывает трудности с освоением выпускниками техникумов и колледжей предметов гуманитарного, математического и естественно-научного циклов, был задан вопрос: «Что будет особенно беспокоить Вас при обучении на ФСП?»

Ответы респондентов, обеспокоенных предстоящими трудностями (664 ответа), расположились в следующем порядке. На первом месте стоит повышение стоимости обучения - 61,64%. Далее следуют: изучение

общенаучных и фундаментальных дисциплин - 28,8%; изучение

общепрофессиональных, специальных и профилирующих дисциплин - 9,58%. Остальные 19,0% респондентов (156 абитуриентов) особого беспокойства не высказали.

Из числа обеспокоенных возможным ростом оплаты обучения 19,3% считают, что серьезные препятствия возникнут, если плата за обучение возрастет более чем на 20%, а для 37,3% респондентов «неподъемным» окажется рост оплаты за обучение более чем на 30%. Из этого факта могут быть сделаны соответствующие выводы о приемлемости и справедливости

величины оплаты за обучение на ФСП, что является самостоятельной проблемой.

Возможно, обеспокоенность собственно учебным процессом высказывают те, кто оценивает свои способности не очень высоко (поэтому после школы они поступали не в вузы, а в ссузы). Но в то же время невысокая оценка своих способностей не рассматривается ими как препятствие для получения диплома ВПО (отметим, что не менее 25% из них на предыдущей ступени образования учились преимущественно на «удовлетворительно»). Вместе с тем 61,6% опрошенных респондентов вообще не учитывают этот фактор в своих оценках. Для них мотивация на высшую школу оказалась сильнее реальных возможностей!

Таким образом, проведенное исследование не только подтверждает влияние на мотивацию некоторых негативных процессов, протекающих в обществе, но и отражает процесс «девальвации» престижа среднего профессионального образования в глазах учащихся, особенно старших классов средней школы [3].

Вернемся к влиянию мотивации на качество знаний в условиях обучения по сокращенной форме.

Не подвергая сомнению объективную необходимость подготовки для России данной категории специалистов, постараемся кратко сформулировать наше отношение к возможности получения ими полноценного высшего образования. При этом будем исходить из реальности: ссузы способны подготовить специалиста для работы на многих должностях и рабочих местах, отнесенных к должностям для выпускников вузов, но для которых характерен исполнительский тип рабочего процесса [1; 2].

Исследованиями психологов установлено, что качество знаний определяется четырьмя взаимосвязанными факторами:

1) мотивацией;

2) временем контакта непосредственно с учебным материалом;

3) природными способностями (память, тип мышления, любознательность и т.д.) и сформированными к моменту поступления в вуз качествами характера личности (трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, ответственность и т.д.);

4) суммарными усилиями учебного заведения по обеспечению усвоения учебной информации за установленный нормативный срок учебного цикла (наличие хорошей и доступной учебной информационной базы, высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава и т.д.).

Сокращенная форма образования явно проигрывает обычной дневной форме по первым двум условиям. Время непосредственного контакта студента заочной формы обучения с учебным материалом и преподавателями даже для способного студента недостаточно для полноценного усвоения (не путать с запоминанием!) учебного материала по ряду известных причин. Технология учебного процесса в вузе и его содержание, организационные барьеры, традиции не позволяют эффективно обеспечить непрерывность учебного процесса с нарастанием сложности и глубины учебной информации для повышения усвояемости учебного материала. Таким образом, если студенты, поступая на обучение по сокращенным программам, верят, что в

вузе приобретут знания «на все случаи жизни», то они искренне заблуждаются. Для этого следует принципиально менять технологию учебного процесса, приближая ее к сквозной.

Результаты исследования позволяют сделать некоторые предположения, хотя они и нуждаются в дополнительных обоснованиях.

1. Ведущим мотивом для поступающих в вуз на базе среднего профессионального образования является престижность высшего образования. И это обстоятельство обусловлено не столько ожиданием новых современных, более глубоких фундаментальных и гуманитарных знаний (не подвергается сомнению, что вуз такие знания дает), не столько ожиданием повышенного образовательного статуса, более соответствующего способностям и возможностям абитуриента и поэтому удовлетворяющего его запросы, сколько обеспокоенностью проблемами трудоустройства и карьерными интересами. Лица, имеющие лишь среднее профессиональное образование, становятся категорией, не вполне социально защищенной в части реализации своих профессиональных навыков и знаний. Можно считать, что около 90% опрошенных студентов об этом заявили прямо.

2. Целевая установка опрошенных, их ориентация на получение более значимого для удовлетворения жизненных первоочередных интересов диплома ВПО является существенным фактором, противодействующим повышению качества подготовки специалистов на базе среднего профессионального образования. Следовательно, в вузе необходимо компенсировать его негативное влияние. И тут возникает множество вопросов, связанных с организацией учебного процесса, содержанием учебных планов и программ подготовки специалистов в сокращенные сроки, которые, возможно, должны решаться в условиях более тесного сотрудничества учреждений высшего и среднего профессионального образования.

3. Повышение престижа среднего профессионального образования становится одной из самых актуальных проблем реформы российского образования. По-видимому, эта проблема может быть решена в процессе реализации решений Болонского процесса и вхождения России в мировое образовательное пространство [2; 7; 8].

Литература

1. Вертиль В.В., Гермаидзе Г.Е., Зуев В.М., Заборова Е.Н. Требования к подготовке выпускников как фактор конкурентоспособности системы среднего профессионального образования // Конверсия. 2002. № 4. С. 17-20.

2. Гермаидзе Г.Е. Могут ли колледжи стать ступенью высшей школы? // Среднее профессиональное образование. 2002. № 7. С. 42-46.

3. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 1997.

4. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // СОЦИС. 2002. № 3. С. 21-29.

5. Володин С.Ф., Колмакова Н.Н. Социально-психологическая адаптация выпускников средних профессиональных учебных заведений Тулы к рынку труда: проблемы и перспективы. Тула: Инфра, 2001.

6. Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза // СОЦИС. 1999. № 8. С. 87-94.

7. Гребнев Л.С. На пути к третьему тысячелетию // Поиск. 2002. № 4. (25 янв.).

8. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый университет, 2001.

9. Россия в цифрах. 2003 г.: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2003.

10. Анисимов П.Ф., Коломенская А.Л. Среднее профессиональное образование в РФ в 2001 г.: Стат. сб. М.: Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.