Сведения об авторе: Потапова Марина Владимировна,
доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author: Potapova Marina Vladimirovna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Vice-Rector for Academic Work, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 378:36
ББК 74.48:65.9(2Рос)27
Л.Л. Романова
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕйНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
В статье рассматриваются активные методы обучения, применяемые в процессе подготовки бакалавров социальной работы к профилактике семейного неблагополучия. Подробно описывается, каким образом каждый конкретный метод обучения формирует знания, умения и навыки будущего специалиста. А также приводятся примеры использования активных методов обучения в учебном процессе по направлению подготовки «Социальная работа».
Ключевые слова: профессиональная подготовка, методы обучения, бакалавры социальной работы, профилактика семейного неблагополучия, лекции-провокации, кейс-метод, проектирование.
L.L. Romanova
THE USE OF ACTIVE LEARNING METHODS IN THE COURSE OF BACHELOR OF SOCIAL WORK TO PREVENT FAMILY TROUBLE
The active learning methods used in the preparation of bachelors of social work to the prevention of family trouble are discussed. It is described in detail how each particular training method generates knowledge and skills of the future specialist. Examples of the use of active teaching methods in the educational process in the "Social Work" program are drawn.
Key words: training, training methods, Bachelor of Social Work, prevention of family problems, lectures-provoking, case-method design.
В современном мире семейное неблагополучие становится одной их острейших проблем российского общества. В последнее время интерес к данной проблеме значительно растет. Это связано с тем, что одни семьи успешно преодолевают трудности, а другие не могут справить-
ся с проблемами, как последствии появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе своих детей. Именно в этот момент необходима профессиональная профилактическая работа, когда есть шансы на восстановление и сохранение семьи. Семья нуждается в квалифицированной помощи и поддержке,
которую могут оказать высокопрофессиональные специалисты, способные актуализировать ее внутренние ресурсы. Исходя из вышесказанного, объектом внимания становится профессиональная подготовка специалистов, занимающихся профилактикой семейного неблагополучия, что обусловлено потребностью общества в профессионалах, способных применять компетенции для осуществления профилактики семейного неблагополучия и необходимостью поиска средств и методов, используемых в системе вузовской подготовки и отвечающих этой потребности. Именно социальные работники относятся к специалистам, профессионально занимающимся профилактикой семейного неблагополучия.
В настоящее время необходимо осуществлять подготовку будущих бакалавров социальной работы, способных работать с разными категориями семей, учитывать их потребности и интересы, развивать стремление к улучшению жизненной ситуации и решать их жизненные проблемы. Однако, как показывает практика, зачастую после окончания вуза у бакалавров социальной работы возникают затруднения - имея необходимые теоретические знания, в реальности выпускник оказывается слабо подготовленным к решению профессиональных задач в области профилактики семейного неблагополучия.
Таким образом, поставленные в настоящее время задачи перед высшим образованием можно решать путем творческого подхода к организации учебного процесса. Этому способствуют сочетание традиционных и новых, современных методов обучения, так как методы обучения в большей степени оказывают большое влияние на конечные результаты подготовки бакалавров социальной работы.
Методы обучения выступают в комплексе, а разнообразие методов не ведет к предпочтительному применению какого-либо одного, ввиду того, что каждый метод работает совместно с другими. Это, в свою очередь, говорит о том, что только совместное их применение в процессе профессиональной подготовки
бакалавров социальной работы к профилактике семейного неблагополучия способствует эффективности педагогического процесса.
Активное обучение ведет к переходу от регламентирующих, программированных методов организации дидактического процесса к поисковым, развивающим, исследовательским, формирующим познавательные мотивы и интересы [2, с. 166].
В дидактике описаны различные основания классификации методов обучения. Отличительным признаком является активизация студентов или характер учебно-познавательной деятельности. Довольно распространенной является классификация методов активного обучения высшей школы, разработанная А.М. Смолкиным, где различают имитационные методы активного обучения (учебно-познавательная деятельность построена на воспроизведении профессиональных действий). В свою очередь, остальные относятся к неимитационным (способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях). В процессе подготовки бакалавров социальной работы к профилактике семейного неблагополучия, на наш взгляд, целесообразно использовать следующие активные методы обучения: лекции проблемного типа, схему-конспект, лекции вдвоем, учебные деловые игры, тренинги, лекции-провокации, семинары-дискуссии, лекции с разбором конкретных ситуаций, кейс-метод, ролевые игры, мозговой штурм, исследовательский метод, метод научных публикаций, метод проектов.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы нами было установлено, что теоретическая подготовка бакалавров социальной работы к профилактике семейного неблагополучия обеспечивается использованием лекций проблемного типа, которые способствуют развитию таких навыков, как самостоятельное формулирование проблемы, выдвижение гипотезы и способов ее проверки, анализ собранных данных и выбор метода обработки, обоснование возможности практического примене-
ш
о ^
ей
го ^
го ^
го ю
^ 1Л
Ё S
о ^
О ^ ^ О Ч С
о О ф
ф £
о о 0-Ь
и
1 Ф
ф о
° is
СП ~
а!
2 о.
а* .0 ==
¡- О
го Ф
С о
го ш о
X
го
о о.
ния полученных результатов, определение меры личного, творческого и прикладного участия в решении проблемы. Разрабатывая лекции проблемного характера, нами учитывались следующие факторы: создание необходимой мотивации, способствующей поддержанию интереса к исследуемой проблеме, возникновение проблемы на каждом этапе, важность информации и ее значение для обучающегося. Так, основными звеньями лекции проблемного типа на занятиях по «Теории социальной работы», по теме «Социальная работа с семьей» стали: создание проблемной ситуации, анализ проблемы, выдвижение гипотезы. В ходе лекции рассматривались следующие вопросы: Дайте определение понятию «семья»? Какие факторы семейного благополучия выделяют? Перечислите факторы семейного неблагополучия? Успешность усвоения теоретического материала обеспечивалась совместной деятельностью преподавателя и студентов. Такая технология способствовала стимулированию мыслительной деятельности обучающихся, поиску способов решения обозначенной проблемы.
Активизирует восприятие информации лекция с опорой на схему-конспект. Суть этого метода в том, что содержание лекции оформляется в виде схем-конспектов и выдаются студентам. Так, в рамках лекции по дисциплине «Технология социальной работы» на тему «Жизненный цикл семьи и стратегия помощи» студентам выдавалась заранее подготовленная преподавателем таблица, содержание которой раскрывалось в процессе чтения лекции. Таким образом, обучающиеся легко ориентировались в материале и демонстрировали интерес к лекции.
Лекция вдвоем проводится двумя преподавателями, преподающими одну дисциплину. Преподаватели разыгрывают дискуссию на определенную тему, это происходит на глазах у студентов, что активизирует их и дает пример ведения научной полемики. Так, по дисциплине «Теория социальной работы» тема «Методы социальной работы с семьей» два преподавателя защищали индивидуальный и групповой методы работы с семьей.
Учебные деловые игры позволяют задействовать мотивы поведения человека, которые остаются нейтральными при проведении обычной лекции. Деловая игра позволяет студенту овладеть искусством общения, побудить работать самостоятельно, с применением творчества в решении профессиональных задач. Так, на дисциплине «Правовое обеспечение социальной работы» по теме «Нормативно-правовые аспекты социальной работы с семьей» была проведена игра «Кто хочет стать отличником?», где для получения высоких баллов участники игры, прошедшие отборочный тур, отвечали на вопросы ведущего, имеющие 4 варианта ответа. Такие как: Какие Федеральные законы положили начало созданию нормативно-правовых основ, способствующих развитию социальной работы? В каком году вышел сборник нормативных актов «Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей»? Какой из перечисленных документов относится к международному уровню правовой системы? и другие.
Тренинг способствует преодолению ограничений, накладываемых на профессиональную деятельность бакалавра социальной работы традиционными методами обучения. В тренинге преподаватель создает возможность соотнесения полученной учебной информации и деятельности, проживания определенных моделей поведения. В процессе проведения тренингового занятия участники осваивают определенный набор умений, изменяют в нужную сторону отношение к какому-либо процессу.
Лекции-провокации - это еще один из видов нетрадиционного проведения лекционного занятия, который, в свою очередь, способствует активности студентов. Это вызвано тем, что слушатели должны не просто пассивно воспринимать информацию, а анализировать ее и оценивать. Как показал анализ педагогических исследований, эта лекция отличается тем, что в ее содержание закладывается определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. А студентам ста-
новится интересно, смогут ли они найти ошибку у преподавателя. Так, на обобщающей лекции по теме «Технологии социальной работы с семьей» (по дисциплине «Технологии социальной работы») был заранее составлен список ошибок: если на предыдущей лекции «нуклеарной» семьей называлась семья, состоящая из одной супружеской пары с детьми или без, то в ходе обобщающей лекции, говоря «нуклеарная» семья, имелась в виду семья, состоящая из нескольких семейных ядер; также в начале лекции говорилось о том, что основной задачей в работе с неблагополучной семьей является сохранение для ребенка кровной семьи, а далее указывалось, что при наблюдении признаков неблагополучия ребенку будет лучше не в родной семье, а в интернатном учреждении, где для него создаются благоприятные условия и т.д. Студентам предлагалось по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки, которые предъявлялись и анализировались в конце занятия, когда преподаватель демонстрировал свой заранее составленный список допущенных ошибок.
Семинар-дискуссия основан на диалогическом общении участников, в процессе которого решаются как теоретические, так и практические проблемы конкретной дидактической единицы. Здесь на обсуждение выносятся наиболее актуальные вопросы изучаемой темы. Например, при изучении темы «Типология семей» по дисциплине «Теория социальной работы» студентам было предложено разделиться на две подгруппы, для обсуждения плюсов и минусов гражданского брака. Студентами обсуждались следующие вопросы: Что такое гражданский брак? Правовые аспекты гражданского брака. Психологические проблемы гражданского брака. Минусы и плюсы гражданского брака.
Теоретическая подготовка бакалавров социальной работы к профилактике семейного неблагополучия по отношению к детям также обеспечивается применением такой формы обучения, как лекции с разбором конкретных ситуаций, которые излагаются устно или в короткой видеозаписи. Критерием подбора
конкретных ситуаций является то, что они должны содержать достаточную информацию для совместной оценки изучаемого учебного материала и его обсуждения [1, с. 120]. Так, читая лекцию по теме «Обеспечение льготами, компенсациями, пособиями и иными социальными выплатами» по дисциплине «Организация системы социальной защиты населения» студентам представлялась конкретная ситуация одной семьи. Вместе с преподавателем в течение занятия определялись нормативно-правовые акты, регулирующие выплаты льгот, компенсаций и пособий. Рассматривались наиболее удачные варианты для решения проблемы.
Кейс-метод способствует развитию у бакалавров социальной работы навыков работы с разнообразными источниками информации, применению теоретических знаний в практической деятельности путем решения профессионально-ориентированных заданий в учебном процессе,формированиюмотивационно-ценностного отношения профилактике семейного неблагополучия по отношению к детям [3, с. 82]. Так, на дисциплине «Технологии социальной работы» по теме «Социальные услуги семье и детям» студентам предлагалось заполнить форму социального паспорта семьи, основываясь на описании конкретного случая, по определенной форме.
Еще одним методом активного обучения, используемым нами для формирования готовности бакалавров социальной работы к профилактике семейного неблагополучия, является ролевая игра. Данный вид занятий является имитацией действительности в формах взаимодействия людей, проигрывающих какие-то заданные им роли. Студентам предлагаются определенные роли, где они сами определяют манеру и стиль поведения, действия и сами же принимают решения в зависимости от ситуации. Так, на занятиях по дисциплине «Этические основы социальной работы» по теме «Этические дилеммы социальной работы с семьей» студентам предлагалось примерить на себя роли социальных работников Благовещенского комплексного центра социального обслуживания населения «До-
ш
о ^
ей
го ^
го ¡£ го ю
Ё :р о ^
О ^ ^ О Ч С
о О ф
Ф и
о о 0-Ь
СО,^
13
1 ф
ф о
° Ё СП ~
а!
2 о. .0 ==
¡- О
го Ф
■1° С о
го ш о
X
го
о о.
брота». Обучающимся были предложены проблемные ситуации, связанные с этическими дилеммами в профилактике семейного неблагополучия по отношению к детям. Например: «Вы специалист по социальной работе в БКЦСОН «Доброта», являющийся противником абортов, Вам необходимо проконсультировать беременную 14-летнюю девочку и обсудить с ней незапланированную беременность, дальнейшее принятие решений».
При подготовке бакалавров социальной работы к профилактике семейного неблагополучия по отношению к детям эффективным методом формирования мотивационного компонента является мозговой штурм. Он предназначен для решения определенных задач, для генерирования идей и последующего выбора наиболее подходящего.
Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения подобно процессу научного исследования, только в доступной для студентов, упрощенной форме. Данный метод организует творческий поиск и применение знаний, с помощью него обеспечивается овладение методами научного познания.
Научные публикации студентов обучают самостоятельной работе с материалом, систематизированию полученных в ходе исследований данных. В результате работы над научной статьей происходит углубление и обобщение знаний, полученных студентами в учебном процессе. Студенты АмГУ имеют возможность публиковать свои статьи в приложении к журналу «Вестник Амурского государственного университета», который выходит четыре раза в год.
Метод проектов является одним из методов, использующихся для организации самостоятельной работы студентов. Основной целью метода проектов является развитие творческих и познавательных навыков, а также критического мышления обучающихся. С помощью данного метода формируются умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве. Отличительной чертой данного метода является то, что достижение дидактической
цели осуществляется через детальную подробную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, сформулированным и оформленным определенным образом. Метод проектов через взаимодействие и сотрудничество студентов в ходе обучения создает условия для развития у них необходимых в профессиональной деятельности бакалавра социальной работы качеств. Каждый студент становится социально-активной личностью, способной взаимодействовать в коллективе и брать на себя ответственность как личную, так и за учебную группу. Именно такие качества необходимы бакалаврам социальной работы для будущей профессиональной деятельности по профилактике семейного неблагополучия. А социальные роли, принимаемые и выполняемые студентами в процессе работы над проектами, приучают и готовят их к выполнению и решению реальных сложных проблемных профессиональных задач в области профилактики семейного неблагополучия.
Студент при создании проекта самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует проблему, планирует ее возможные варианты решения, делает выводы, анализирует свою деятельность и деятельность других участников проектирования.
С помощью названных активных методов обучения у студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» развивается мышление, они вовлекаются в решение профессионально значимых проблем, приближенных к реальным ситуациям трудовой деятельности. Студенты, обучающиеся с применением активных методов обучения, расширяют и углубляют профессиональные знания, у них формируются практические навыки и умения. Кроме того, с помощью активных методов обучения развиваются умения рефлексировать, таким образом, бакалавр социальной работы учится прогнозировать и анализировать результаты своей деятельности. Таким образом, использование активных методов обуче-
ния в процессе подготовки бакалавров социальной работы к профилактике семейного неблагополучия способствует постижению особенностей будущей про-
фессии, формированию когнитивного, операционально-деятельностного и мо-тивационного компонентов профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Лейфа, А.В. Профессиональная подготовка в вузе специалистов по социальной работе на основе интегративного подхода [Текст]: монография / А.В. Лейфа, Н.М. Полевая. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2013. - 192 с.
2. Малинина, И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса [Текст] / И. А. Малинина // Молодой ученый. - 2011. - №11. -С. 166-168.
3.Стрельников,А.В.Педагогическиеусловияформированияинформационно-коммуникационной культуры студентов [Текст] / А.В. Стрельников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 79-85.
Referencеs
1. Leifa A.V., Polevaya N.M. Vocational training of professionals at higher school of social work on the basis on an integrative approach. Blagoveshchensk: AmurSU, 2013. P. 192. [in Russian].
2. Malinina I.A. The use of active teaching methods as a means to improve the efficiency of the educational process. Molodoy ucheniy, 2011, P. 166-168 [in Russian].
3. Strelnikov A.V. Pedagogical conditions of formation of information-communicative culture of students. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. Chelyabinsk, 2015. P. 79-85 [in Russian].
Сведения об авторах: Романова любовь леонидовна,
аспирант,
кафедра социальной работы, Амурский государственный университет, г. Благовещенск, Российская Федерация. &mail^: [email protected]
Information about the authors: Romanova Lubov Leonidovna,
Post graduate student, Department of Social Work, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia. E-mail: [email protected]
m
о ^
ca
ro ç
ro
(0 Ю