Н.М. Павлуцкая, канд. пед. наук, доц., e-mail: [email protected] Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г.Улан-Удэ
УДК 378.147.31
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения коренным образом меняют парадигму высшего профессионального образования, ставя во главу угла формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с применением активных и интерактивных методов обучения физике, которые через конкретные умения и навыки, а также формирующиеся способности студентов позволяют решать данную задачу. Автор приводит ряд примеров организации как аудиторных, так и внеаудиторных занятий в активной и интерактивной формах, которые можно успешно использовать при организации познавательной деятельности студентов.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, активные формы и методы обучения, интерактивные методы обучения, виды лекционных и практических занятий в активной форме, виды внеаудиторных занятий в интерактивной форме.
N.M. Pavlutskaya, Cand.Sc. Pedagogics, Assoc. Prof.
USING OF ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS OF TEACHING PHYSICS IN THE FORMATION OF GENERAL CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF BACHELORS
Federal state educational standards for higher education of the third generation fundamentally change the paradigm of higher professional education, giving priority to the formation of general cultural and professional competences of bachelors. This article discusses the issues connected with the use of active and interactive methods of teaching physics, which can solve this problem through some specific and practical skills, as well as through emerging abilities of students. The author gives a number of examples of how the organization of classroom and extracurricular classes in active and interactive forms can be used successfully in the organization of cognitive activity of students.
Key words: general cultural competence, professional competence, active forms and methods of teaching, interactive teaching methods, types of lectures and practical trainings in an active way, types of extracurricular classes in an interactive way.
«Мозг, хорошо устроенный, ценится выше, чем мозг, хорошо наполненный» М. Монтень
Преобразования, происходящие в системе отечественного высшего образования, обусловлены подписанием Россией Болонских соглашений, что привело к усилению тенденций глобализации, гуманизации и информатизации образования, а также к необходимости использования интеллектуально-творческого потенциала человека для созидательной деятельности во всех сферах жизни и устойчивого экономического развития.
Это, в свою очередь, повлекло за собой принятие Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения, которые коренным образом меняют парадигму высшего профессионального образования: на смену традиционным знаниям, умениям и навыкам на первый план выдвигаются компетенции. Следовательно, оценка результатов образовательного процесса становится практико-ориентирован-ной.
В традиционной форме обучения преподаватель выступает в большинстве случаев в роли ретранслятора знаний, преподносимых студенту как объекту педагогического воздействия в готовом виде, чаще всего в форме монолога. Студенты при этом выполняют роль пассивных наблюдателей, а общение носит субъект-объектный характер. Схематически это можно представить следующим образом (рис. 1), где стрелками показаны направления передачи информации:
Внедрение компетентностного подхода в отечественную систему образования требует кардинальных изменений всех ее компонентов, включая формирование содержания образования, методов обучения, а также контрольно-оценочных средств и технологий. В данной статье мы рассмотрим активные и интерактивные методы обучения и то, как они влияют на формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров.
Под активными формами и методами обучения понимаются субъект-субъектные отношения между студентами и преподавателем, происходящие в форме диалога. Активные формы и методы - это обучение через вовлечение обучающихся в познавательную деятельность. Схематически активные методы обучения можно представить так, как это показано на рисунке 2, т.е. преподаватель не только «передает знания» и организует познавательную деятельность студентов, но и сам получает определенную информацию от студентов:
Рис. 2. Схема передачи учебной информации при активном обучении
Таким образом, при активном обучении студент, во-первых, выступает субъектом собственной учебной деятельности, во-вторых, достаточно активно вступает в диалог с преподавателем, в-третьих, выполняя проблемные, поисковые, творческие задания, активно участвует в познавательном процессе. При таком подходе у студентов успешно формируются способности:
- адаптации в группе;
- выдвижения и формулировки гипотез и идей;
- ясного, убедительного, четкого и грамотного изложения своих мыслей;
- предвидения последствий принимаемых решений и шагов.
Более того, использование в практике преподавания активных форм и методов обучения позволяет выработать у обучающихся следующие умения:
- искать, обрабатывать, критически осмысливать и обмениваться информацией;
- идти на оправданный риск при принятии нестандартных решений;
- избегать повторения ошибок и просчетов;
- оптимально планировать свою деятельность и эффективно распоряжаться своим временем.
В классификации методов активного обучения для вуза, предложенной А.М. Смолки-ным, различаются имитационные и неимитационные методы активного обучения [7].
При этом под имитационными формами проведения понимаются занятия, на которых учебно-познавательная деятельность обучаемых построена на имитации будущей профессиональной деятельности, т. е. они обеспечивают активизацию познавательной деятельности студентов.
Имитационные методы, в свою очередь, также подразделяются на игровые и неигровые. Игровые методы включают в себя проведение деловых игр, игрового проектирования и т.п., а неигровые - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и некоторые другие [6].
Схематично данную классификацию можно представить в виде таблицы.
Таблица
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
имитационные неимитационные
игровые неигровые
деловая игра; производственные ситуации; игровое проектирование; инсценировка профессиональной деятельности коллективная мыслительная деятельность; использование ТРИЗ; анализ конкретных ситуаций; решение ситуационных задач проблемная лекция, лекция-пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая или исследовательская лабораторная работа; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой и другими источниками информации; семинары
Методы активного обучения могут использоваться как на этапе первичного овладения знаниями (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.п.), так и на этапе контроля или закрепления знаний, (коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.п.), а, кроме того, на этапе формирования профессиональных компетенций и развития творческих способностей (использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы).
Целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетания позволяет преподавателю решать конкретные дидактические задачи с учетом тех или иных особенностей студентов.
Рассмотрим некоторые примеры проведения лекционных и практических занятий в активной форме.
Проблемная лекция предполагает постановку в начале занятия определенной проблемы или нескольких проблем, которые должны быть решены в ходе данной лекции на основе полученных знаний. Необходимо отметить, что поставленные в лекции проблемы должны быть доступными по своей трудности для студентов, находиться в зоне их ближайшего развития, учитывать индивидуальные способности обучаемых и быть значимыми для усвоения нового материала [5].
Лекция-визуализация формирует у студентов способности преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, систематизировать и выделять наиболее значимые, существенные элементы содержания обучения [11].
Подобная форма способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой происходит на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, свертывание или развертывание информации. Поэтому необходимо использовать такие формы наглядности (графики, чертежи, схемы, таблицы, рисунки и т.п.), которые не только бы допол-
няли изложенную преподавателем информацию, но и сами представляли бы собой источник дополнительной информации. Причем более высокая степень проблемности наглядной информации влечет за собой более высокую степень мыслительной активности студента [5].
В «лекции вдвоем» учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом общении двух преподавателей не только между собой, но и с аудиторией. При такой достаточно редкой форме организации учебного процесса можно моделировать реальные профессиональные ситуации, обсуждение теоретических вопросов, рассматриваемых с разных точек зрения двумя специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником или противником того или иного мнения и т.п. [11].
При этом необходимо, чтобы при такой форме подачи нового материала происходил поиск совместного решения предложенной проблемной ситуации с учетом мнения студентов, которые не только активно вовлекаются в обсуждение проблемного вопроса, но и формируют собственное, критически осмысленное отношение к обсуждаемому материалу.
Еще одной редко встречающейся интерактивной формой проведения занятий является лекция с заранее запланированными ошибками (лекция-провокация), которая была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, формировать критическое отношение к предоставляемой информации [11].
Преподаватель в процессе подготовки к лекции закладывает в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Со списком этих ошибок студенты знакомятся только в конце лекции. Причем необходимо подбирать наиболее часто встречающиеся ошибки, которые допускают как студенты, так и преподаватели в ходе изложения материала, они должны быть тщательно скрыты и не лежать на поверхности. Однако это требует от преподавателя вдумчивой, кропотливой работы над содержанием лекции, а также высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства.
На обсуждение замеченных по ходу лекции ошибок отводится 10-15 мин, одновременно с анализом допущенных ошибок даются правильные ответы преподавателем или происходит обсуждение совместно со студентами. Количество запланированных ошибок может быть произвольным и должно зависеть, в первую очередь, от уровня подготовки студентов с учетом как специфики учебного материала, так и дидактических и воспитательных целей лекции.
Данный вид лекции лучше всего проводить в завершение темы или модуля учебной дисциплины, т.е. на том этапе, когда у студентов уже сформированы основные понятия и представления по данной теме.
Как показывает практика, лекции с запланированными ошибками вызывают у студентов высокую интеллектуальную и эмоциональную активность, поскольку у них появляется возможность использовать на практике полученные ранее знания, а в процессе заключительного анализа ошибок у студентов развивается теоретическое мышление.
В лекции с анализом конкретных ситуаций на обсуждение аудитории представляется определенная ситуация либо устно, либо в очень короткой видеозаписи. Ее изложение должно быть, с одной стороны, очень кратким, а с другой - содержать достаточную информацию для оценки предлагаемого явления [11].
Преподаватель с помощью наводящих вопросов направляет обсуждение предложенной ситуации в нужное русло и, опираясь на правильные высказывания и анализируя ошибки, высказанные аудиторией, подводит студентов к коллективному выводу или обобщению.
При проведении лекции-пресс-конференции студентам предлагается письменно задать вопросы преподавателю по данной теме. На формулировку вопросов отводится 2-3 мин после объявления темы, затем в течение 3-5 мин преподаватель сортирует вопросы по их смысловому содержанию и только после этого начинает читать лекцию [11]. Следует заметить, что изложение материала не представляет собой ответы на конкретные заданные вопросы, а строится в виде связного, логичного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
Вовлечение студентов в познавательную деятельность на лекции-пресс-конференции достигается за счет необходимости грамотно сформулировать вопрос, что активизирует мыслительные процессы, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента. Опыт участия в лекциях-пресс-конференциях позволяет вырабатывать у студентов умения не только задавать вопросы, но и четко и грамотно отвечать на них, находить выход из сложных ситуаций, возникающих в ходе общения, формировать навыки доказательства и опровержения той или иной точки зрения, толерантно относиться к чужому мнению [5].
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс, она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией [11]. Преимущество такой формы подачи материала состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей студентов.
Это далеко не полный перечень примеров проведения лекционных занятий в интерактивной форме, но даже он позволяет понять преимущества изучения теоретического материала по сравнению с традиционными формами обучения.
Кроме того, проведение практических и семинарских занятий также можно организовать в активной форме. К ним относятся:
Дискуссия - публичное обсуждение, свободный обмен мнениями, знаниями по поводу какого-либо спорного вопроса или проблемной ситуации. Одним из условий для проведения дискуссии является хорошая подготовка к ней всех участников, которым заранее необходимо указать проблемы и основные вопросы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений. Причем вопросы следует формулировать так, чтобы на них не было готового ответа, чтобы они были интересны обучаемым своей научностью, конкретностью поставленных проблем, тесной связью с практикой [9]. Организация дискуссии требует много времени, а также подготовки «провокаторов», которые эту дискуссию будут поддерживать.
Метод проектов - «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий». При этом проект можно рассматривать как комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно, но под руководством преподавателя, с целью практического или теоретического решения значимой проблемы [3].
Портфолио - технология работы с результатами учебно-познавательной деятельности студентов или «коллекция работ за определенный период времени, которая оценивается либо с точки зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе» [1, с. 14].
Игра - активная форма совместной деятельности обучающихся при воссоздании тех или иных практических ситуаций или системы взаимоотношений, которая позволяет оценить не только уровень подготовки обучающихся и степень владения материалом, но и «перевести его из пассивного состояния - знания - в активное - умение» [1, с. 9].
Тренинг - комплекс разнообразных упражнений и игр, объединенных между собой по теме в некоторую систему, который позволяет формировать активную социальную позицию учащихся, эффективное взаимодействие с окружающими, новые профессиональные знания, умения и навыки.
Кейс-технологии - разбор конкретных практических ситуаций, характеризующихся неопределенностью, непредсказуемостью, возникающих в профессиональной сфере.
РееИа-КиеИа - это технология, в которой теоретический материал излагается в 20 слайдах по 20 с каждый, она помогает быстро, ясно, доступно, образно раскрыть любую тему всего за 6 мин 40 с. Практика показывает, что на подготовку такой презентации требуется около 5 ч рабочего времени, кроме того, необходимо структурировать теоретический материал, логически правильно выстроить его, а также очень хорошо в нем ориентироваться. Такая технология
может быть использована, например, при самостоятельной работе студентов над какой-либо темой, что позволяет за непродолжительное время получить представление о качестве СРС.
Следует заметить, что согласно ФГОС ВО «удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа ... не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий» [9].
Таким образом, официально регламентируется время учебных занятий, проводимых в активных и интерактивных формах. На наш взгляд, для организации активной работы над лекционным материалом можно использовать социальные сети, такие как «ВКонтакте» или «Одноклассники», где можно создать закрытую группу, участниками которой станут студенты определенной группы или потока. Модераторами группы назначаются старосты или ответственные студенты из числа желающих. Группа закрывается для того, чтобы обеспечить более комфортное взаимодействие участников группы, а также исключить нежелательные комментарии со стороны посторонних пользователей.
В данной группе преподаватель может выкладывать видеолекции по определенным темам, о чем студентам сообщается заранее. А в конце лекции предлагаются вопросы, которые будут обсуждаться на лекционном аудиторном занятии по данной теме, т.е. обучающиеся будут вынуждены не просто посмотреть видеолекцию, но и подготовить ответы на вопросы, предложенные преподавателем. Так, например, можно представить тему «Теорема Остроград-ского-Гаусса для электростатического поля в вакууме». На аудиторном занятии можно рассмотреть применение данной теоремы к расчету электростатических полей в вакууме, т. е. разобрать частные случаи не только для определения напряженности электростатического поля, но и к вычислению разности потенциалов по напряженности полей равномерно заряженной бесконечной плоскости, равномерно заряженной сферической поверхности, объемно заряженного шара, а также равномерно заряженного бесконечного цилиндра определенного радиуса.
Таким способом можно экономить время на аудиторных занятиях, переводя работу над теоретическим материалом на внеаудиторное время, и заострять внимание на наиболее сложных и важных моментах теоретического материала. Кроме того, подобная форма подачи учебного материала позволяет осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к обучению бакалавров, т. е. обучающийся может просматривать лекционный материал столько раз, сколько ему нужно для нормального восприятия темы.
И, наконец, интерактивное обучение. Разберем более подробно, что оно собой представляет. К сожалению, проведенный нами опрос преподавателей на курсах повышения квалификации, показал, что подавляющее большинство (около 86%) под интерактивными методами обучения понимают либо использование интерактивной доски на аудиторных занятиях, либо изложение учебного материала с помощью презентаций.
Хотя под интерактивными (interection - взаимодействие, воздействие друг на друга) понимают методы обучения, которые основаны на взаимодействии обучающихся внутри определенной группы.
Интерактивное обучение - это «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» или «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог» [2, с. 17].
В случае интерактивного обучения взаимодействие, обмен информацией осуществляются не только между преподавателем и конкретным студентом, но и между самими обучающимися внутри группы. Таким образом, на занятиях имеют место полилог и полисубъектное общение. Схематически такая модель представлена на рисунке 3:
Причем при использовании таких методов обучения педагог чаще всего выступает в роли организатора учебно-познавательной деятельности, основанной на личном опыте студентов.
Рис. 3. Схема передачи учебной информации при интерактивном обучении
Кроме того, интерактивные методы обучения позволяют вовлечь всех студентов в учебно-познавательный процесс, а также осуществлять непрерывный контроль усвоения нового материала посредством обратной связи.
Каким образом можно все это осуществлять? По нашему мнению, на помощь вновь может прийти закрытая группа в социальных сетях, о которой уже упоминалось.
После изложения теоретического материала преподаватель дает потоку задание составить презентацию по изученной теме. Причем если поток большой, то можно организовать малые группы (3-4 человека), каждая из которых готовит одну презентацию. Если студентов немного, то такое задание дается каждому студенту. Сроки работы над презентацией ограничены и оговариваются преподавателем сразу, презентации выкладываются в социальной сети в той самой закрытой группе в виде фотоальбомов (так как режим презентаций в соцсетях не поддерживается) либо в виде прикрепленного документа. Модераторы организуют голосование выставленных материалов по определенным критериям, например, оцениваться может следующее:
- доступность изложенного материала;
- оптимальность его изложения;
- оригинальность (наличие логических схем, анимации, видеофрагментов);
- новизна (добавлено ли что-то новое);
- содержательность.
Каждый критерий обучающиеся оценивают по трехбалльной системе: 0-1-2, таким образом, набранные баллы в ходе голосования потока (или группы) будут учитываться при проверке работы преподавателем.
Предложенная форма интерактивного взаимодействия представляет собой один из возможных вариантов организации самостоятельной работы студентов, причем в нее включены все студенты, начиная с процесса составления презентации и заканчивая процессом оценивания работ других учащихся. То есть имеет место многократное повторение теоретического материала, а также его глубокая и детальная проработка. Ведь для того, чтобы изложить изученный материал в слайдах, его необходимо сначала осмыслить, выделить главное, каким-либо образом структурировать, а также представить в требуемом виде.
Таким образом, описанные выше активные и интерактивные методы и формы работы позволяют формировать следующие общекультурные и профессиональные компетенции, определенные ФГОС ВО:
- способность использовать основы теоретических знаний в различных сферах деятельности;
- способность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
- способность к самоорганизации и самообразованию;
- способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности;
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
- способность применять в профессиональной деятельности теоретические знания;
- готовность анализировать проблемы и направления развития в профессиональной деятельности;
- способность участвовать в разработке обобщенных вариантов решения проблем, связанных с производством, способность выбора на основе анализа вариантов оптимального прогнозируемых последствий решения и т.д. [9].
Оценку сформированности компетенций можно осуществлять также с помощью вышеописанных форм и методов организации аудиторных занятий, поскольку их можно применять на различных этапах работы с изучаемым материалом: от первичного предъявления, отработки, закрепления вплоть до проверки уровня его усвоения.
Авторы разделяют точку зрения Т.С. Паниной и Л.Н. Вавиловой [4], что активные и интерактивные методы позволяют:
- интенсифицировать процесс понимания, усвоения и применения знаний (эффективность достигается не только за счет получения нового знания, но и его использования «здесь и сейчас»);
- повысить мотивацию и рефлексию процесса обучения;
- формировать способность мыслить неординарно, обосновывать свою позицию, умение выслушивать иную точку зрения;
- не только обеспечить прирост знаний, но и формировать и совершенствовать как общекультурные, так и профессиональные компетенции студентов.
В заключение следует отметить, что в свете происходящих в отечественной системе образования изменений, использование активных и интерактивных форм и методов обучения позволяет не только наполнять студентов определенным багажом знаний, но и дает возможность переводить эти знания в умения, в способность и готовность применять их в практической деятельности, т.е. формировать и оценивать степень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций.
Библиография
1. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - № 2. - С. 1-18.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
3. Краснов Ю.Э. Современные дискуссии по проблеме «Метод проектов» // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. - Минск: Изд-во РИВШ БГУ, 2003. - С. 197-221.
4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие / под ред. Т.С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 176 с.
5. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996.
6. Психология и педагогика / под ред. К.А. Абульхамовой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сла-стенина. - М.: Совершенство, 1998.
7. Смолкин А.М. Методы активного обучения: [Метод. пособие для преподавателей и организаторов проф. и экон. обучения кадров]. - М.: Высш. шк., 1991. - 175 с.
8. Буров И.П. Опыт использования активных методов обучения информатике студентов экономических специальностей // Преподавание информационных технологий в России: открытая всерос. конф. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.it-education.ru/2009/reports/Burov.htm (дата обращения 20.07.2014).
9. Ведомственный приказ «Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. (для различных направлений подготовки)» [Электронный ресурс]. - URL: http://regulation.gov.ru/project/3650.html (дата обращения 10.12.2012).
10. Методы, способы и приемы активного обучения [Электронный ресурс]. - URL:
http://prepodi.ru/praktika-pedagoga/problem-obytenie/1170-metodu?showall=1_(дата обращения
20.07.2014).
11. Погребная Е.Н. Психолого-педагогические основы активных методов обучения [Электронный ресурс]. - URL: http://tnaia.narod.ru/sk/ (дата обращения 20.07.2014).
Bibliography
1. Gushchin Yu.V. Interactive teaching methods in higher school // Psychological Journal of International University of Nature, Society and Man «Dubna». - 2012. - N 2. - P. 1-18.
2. Zimnyaya I.A. Key competences as efficiently-targeted basis of competency-based approach in education. Author's version. - M.: Research Center of Problems of training quality, 2004. - 42 p.
3. Krasnov Yu.E. Contemporary discussion on the problem «The Project Method» // The Method of Projects. Series «Modern technologies in University education» E. 2./ The Belarusian state University. Center of problems of educational development. Republic Institute of the higher school of BSU. - Minsk: RIHS, BSU, 2003. - P. 197-221.
4. Panina T.S., Vavilova L.N. Modern ways of enhancing learning: a tutorial / edited by T.S. Panina. -4th ed. - M.: Publishing Center «Academy», 2008. - 176 p.
5. Pedagogy / Ed. P.I. Pidkasistii. - M., 1996.
6. Psychology and pedagogy / Ed. K.A. Abulkhanova, N.V. Vasina, L.G. Laptev, V.A. Slastenina - M.: «Sovershenstvo», 1998.
7. Smolkin A.M. Methods of active learning: [Method. manual for teachers and organizers of professional and econ. training]. - M : Vysh. shk, 1991. - 175 p.
8. Burov I.P. An experience in using active methods of teaching computer science of the students of economic specialties // Teaching of Information Technology in Russia: Russian open Conference [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.it-education.ru/2009/reports/Burov.htm (date of access 07.20.14).
9. Departmental order «Federal state educational standards of higher education. The level of higher education. Bachelor. (For different training areas)» [Electronic resource]. - Mode of access: http://regula-tion.gov.ru/project/3650.html (date of access 12.10.2012).
10. Methods and means of active learning. [Electronic resource]. - Mode of access: http://prepodi.ru/praktika-pedagoga/problem-obytenie/1170-metodu?showall=1 (date of access 07.20.14).
11. Pogrebnaya E.N. Psycho-pedagogical bases of active education methods [Electronic resource]. -Mode of access: http://tnaia.narod.ru/sk/ (date of access 07.20.14).