УДК 378.6:61 ББК 74.58 Б-59
Бибалова Саида Аслановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики фаукльтетауправления ФГБОУВПО «Майкопский государственный технологический университет», т. 8(8772)525124
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ - БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ
(рецензирована)
В данной статье идет речь об особенностях и возможностях применения интерактивных методов обучения в процессе подготовки студентов - будущих врачей в высшей профессиональной школе.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, вузовская подготовка, психолого-педагогическая подготовка, методы обучения, традиционные методы обучения, активные методы обучения, интерактивные методы обучения.
Bibalova Saida Aslanovna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogics of the Faculty of Management of FSBEI HPE “Maikop state technological university ”, tel.: 8(8772)525124.
INTERACTIVE METHODS OF TRAINING IN THE CONTEXT OF HIGH SCHOOL TRAINING OF SPECIALISTS - FUTURE DOCTORS
(reviewed)
The article considers features and opportunities of application of interactive methods of training in the course of training of students - future doctors.
Keywords: federal state educational standard, high school education, psychological and pedagogical training, training methods, traditional methods of training, active methods of training, interactive methods of training.
Процессы модернизации в сферах современного российского образования и здравоохранения определили новые направления в политике современного медицинского образования. Переход на новые образовательные стандарты обусловливает совершенствование содержания и технологий высшего медицинского образования и значит качественно иной уровень подготовки специалистов в высшей медицинской школе в целом.
Важным требованием федерального государственного образовательного стандарта нового поколения является реализация компетентностного подхода через формирование у будущих специалистов общекультурных и профессиональных компетенций. К числу требований также относится уменьшение объема часов на аудиторные занятия и увеличение количества часов на самостоятельную работу студентов, а также увеличение доли аудиторных занятий, проводимых в активных и интерактивных формах. Поэтому в свете происходящих изменений в сфере образования перед преподавателем высшего
учебного заведения стоит новая задача, связанная с четким пониманием возможностей применения интерактивных методов и форм в учебном процессе.
Одной из центральных проблем педагогической теории и практики является поиск и выбор наиболее эффективных методов обучения. Отметим, что в практике преподавания дисциплин в современных вузах, в том числе и медицинских, более привычными инструментами педагогов выступают традиционные методы обучения, либо сочетание традиционных с другими методами обучения. И это несмотря на то, что в высшей профессиональной школе наблюдается достаточно устойчивая тенденция к внедрению различных инновационных технологий в учебный процесс. Вместе с тем, доля используемых преподавателями, так называемых, инновационных методов, а также эпизодичность их применения не позволяют говорить об изменении стереотипов в преподавании дисциплин, о качественно ином подходе к процессу обучения.
Выбор вузовских преподавателей в пользу традиционных методов в учебном процессе вполне объясним, поскольку обусловлен необременительной работой преподавателя по подготовке к занятиям и возможностями выдачи максимального объема учебного материала за отведенное аудиторное время. К тому же, запланированные занятия идут по четко разработанной схеме, с уже обозначенным результатом при полном контроле преподавателя. Характер взаимодействия преподавателя и обучающихся чаще отличается авторитарностью, где преподаватель выступает субъектом, а студент -объектом взаимодействия. Все это мало способствует развитию самостоятельности и собственной позиции студента. Следует отметить, что данная группа методов, хотя и признана неэффективной и несостоятельной, все же сохраняет некоторые свои достоинства при умелом их использовании. Они особенно эффективны, если преподаватель правильно мотивирует студентов на качественное и достаточно глубокое изучение материала, ставит перед ними четкие цели и задачи. Как правило, при традиционном подходе к обучению познавательная мотивация у большинства студентов возрастает только к старшим курсам, когда они начинают изучать дисциплины, в большей степени отражающие специфику их будущей профессиональной деятельности. Надо сказать, что получаемые знания (даже по спецпредметам) имеют для обучающихся скорее абстрактный характер, поскольку оторваны от практической (профессиональной) ситуации, где можно было бы их получить или применить.
На сегодняшний день интерактивные методы обучения, которые рассматриваются как инновационные, альтернативные традиционным методам, занимают особую нишу в педагогической теории и практике. Эффективность инновационных методов, средств и форм обучения во многом определяют и улучшают результативность учебного процесса. Это связано с тем, что применение интерактивных методов в процессе обучения предоставляет большие возможности на практике для эффективного развития познавательной сферы обучающихся, стимулирует активность и повышает степень их субъектности на занятиях, раскрывает их творческий потенциал, способствует формированию профессионального мышления.
Однако применение интерактивных методов обучения на занятиях в вузе сопровождается определенными сложностями. Эти сложности связаны с тем, что, с одной стороны, данная группа методов в большинстве своем предполагает творческую атмосферу во взаимодействии педагога со студентами. Творчество, как известно, -процесс не предсказуемый как по качеству полученного результата, так и по времени, затраченному на его получение. И, с другой стороны, лимитированность во времени
аудиторных занятий, которая сильно ограничивает творческий процесс. Важно и то, что в основе применения этих методов лежит их соответствие поставленным педагогическим целям, обусловленных требованиями современного общества к будущим специалистам, что должен брать во внимание педагог. К тому же, применяя интерактивные методы, преподаватель должен учитывать уровень подготовки студентов, их индивидуальные возможности.
В процедуре некоторых методов предусматривается проведение дискуссии, обсуждение идей, а также результатов, что требует существенных временных затрат. К тому же существует риск отойти от намеченных целей обучения, дать студентам увлечься игрой и таким образом свести все приложенные при использовании данного метода усилия к нулю.
Подготовка к занятиям в интерактивных формах зачастую требует от студента более глубокое и детальное изучение материала и осуществляется заранее, иногда за несколько дней (викторины, деловые игры), что существенно отличает ее от подготовки к традиционным занятиям. Преподавателю необходимо мотивировать и направлять самостоятельную работу студентов так, чтобы учащийся осознавал значимость осуществляемой им деятельности в достижении положительного результата на интерактивных занятиях в аудитории. Наиболее четкое понимание студентами этой значимости достигается при командной, групповой работе на занятиях в аудитории, поскольку они находятся в условиях, приближенных к естественным, профессиональным. С помощью интерактивных технологий, применяемых на занятиях, и целенаправленно организованной самостоятельной работы преподаватель формирует у студента учебную компетентность, которая позволяет студентам овладеть метазнаниями, то есть знаниями о получении знаний. Студент, у которого высокий уровень учебной компетентности, способен самостоятельно решать задачи самообразования, может использовать свой образовательный опыт на пользу своей личности, осуществляемой деятельности, на благо общества.
Поэтому применение интерактивных методов обучения требует от преподавателя особой тщательности в подготовке к занятиям, а также определенных навыков и умений, мастерства.
Умелое использование интерактивных технологий позволяет не только пробудить интерес к изучаемому материалу, повысить эффективность его усвоения, развивать самостоятельность мышления, но также развивать дивергентное мышление и креативность, позволяющие принимать и отстаивать эффективные, нестандартные решения в стандартных и сложных профессиональных ситуациях. Данная категория методов предоставляет прекрасную возможность для формирования у студентов коммуникативных умений, навыков работы в коллективе, сотрудничества, понимания студентами командного духа, способствует выработке толерантного и уважительного отношения к коллегам, а также формированию профессиональной компетентности в целом. Таким образом, затрагивается не только сфера знаний будущего специалиста, но также его личностные способности и качества, профессиональная деятельность. Причем знания и навыки здесь не являются некоей абстракцией, они четко встраиваются в профессиональную картину мира будущего специалиста.
Перечисленные выше достоинства интерактивных методов особенно актуальны в процессе обучения студентов медицинских специальностей, поскольку обладают достаточным потенциалом для формирования практических навыков с использованием
муляжей, фантомов, навыков решения проблемных ситуаций и принятия решений в процессе выполнения профессиональных действий в условиях среды медучреждения, развивать профессиональное клиническое мышление.
В ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет» психолого-педагогическая подготовка занимает особое место в профессиональной вузовской подготовке студентов, обучающихся по разным направлениям и на разных специальностях. Психолого-педагогическая подготовка будущих врачей представляет собой важный компонент высшего медицинского образования. В ФГБОУ ВПО «МГТУ» учебным планом специальности «Лечебное дело» предусмотрены такие дисциплины психолого-педагогического цикла, как «Психология и педагогика», «Конфликтология», «Социально-психологические основы врачебной деятельности». Отметим, что дисциплины психолого-педагоги-ческого цикла обладают большими возможностями применения активных и интерактивных методов в процессе обучения. Надо сказать, что в процессе обучения по специальности «Лечебное дело» преподавателями как психолого-педагоги-ческих, так и других дисциплин учебного плана достаточно широко применяются методы активного обучения, в числе которых имитационные неигровые методы - действия по инструкции, анализ конкретных ситуаций, а также имитационные игровые - тренинги, учебные ролевые игры, игровые приемы и процедуры. Реализуются эти методы в контексте лекций-дискуссий, лекций-диалогов, слайд-лекций, проблемных лекций, практических занятий. Однако при выборе соответствующих методов обучения необходимо иметь в виду, что возможности активных методов в педагогическом процессе несколько уже, чем возможности интерактивных. В условиях применения интерактивных методов обучения студенты взаимодействуют не только с преподавателем, но имеют возможность также взаимодействовать друг с другом, что еще больше активизирует их на занятиях.
Отметим, что и активные, и интерактивные методы обучения в большинстве своем характеризуются проблемностью, которая соответствует специфике мышления будущего врача. Этот факт указывает в пользу применения данной группы методов при обучении различным дисциплинам на протяжении всего периода обучения в медицинском вузе.
Интерактивные методы позволяют не только закрепить и окончательно усвоить материал, но в первую очередь направлены на изучение этого материала. Они дают возможность предъявлять и разъяснять студентам новый учебный материал в такой форме и на таком уровне, которые позволяют стать содержанию изучаемого частью профессиональной культуры студента.
В контексте психолого-педагогической подготовки будущих врачей наиболее часто применяются такие и интерактивные методы, как проблемное изложение, круглый стол, кейс-стади, мозговой штурм, блиц-опрос, викторины, ролевые игры.
В заключение приведем пример с применением интерактивного метода в процессе изучения дисциплины «Социально-психологические основы врачебной деятельности». Это метод ролевой игры. Игра называется «Поликлиника» и имеет своей целью закрепление знаний и навыков, полученных при изучении целого блока материала по теме «Общение в профессиональной деятельности врача». В данной игре студент сам выбирает себе роль, продумывает степень и содержание взаимодействия с другими участниками игры. Здесь важно то, что сама по себе игра не имеет строго определенного сценария и предполагает творческий подход к предложенной ситуации.
Отметим, что подобного рода игры лучше проводить в группах, участники которых
уже имели возможность активного взаимодействия с применением других активных или интерактивных методов (тренинги, игровые приемы и процедуры, викторины). Комплексная игра «Поликлиника» и подобные ей ролевые игры имеют своей целью развитие коммуникативных навыков и умений, приобретение определенного эмоционального опыта. Здесь речь больше идет об отработке профессиональных навыков общения и взаимодействия с участниками в системах «врач - пациент», «врач - врач», «врач - медицинская сестра», «пациент - пациент» и т.д. Поскольку специфика профессиональной деятельности врача заключается и в особенностях его общения, то данная игра наилучшим образом может продемонстрировать многочисленные нюансы профессиональных врачебных контактов. Преподаватель также может принять участие в игре, направляя в процессе действия ее участников. По итогам игры проводится обсуждение, с детальным разбором каждого конкретного эпизода. При этом акцентируется внимание на допущенных психологических и деонтологических ошибках участников, исполнивших роли врача, а также на психологических ошибках, допущенных другими участниками игры. Кроме того, обсуждаются использованные врачом модели взаимодействия с пациентами. После игры делаются выводы, а также выслушиваются предложения по коррекции поведения всех персонажей.
Литература:
1. Суворова Н.Н. Интерактивное обучение: новые подходы. М.: Вербум, 2005. 42 с.
2. Пафифова Б.К. К вопросу о формировании коммуникативной культуры профессионального и межличностного общения у будущих специалистов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. Вып. 3. С. 116-121.
References:
1. Suvorova N. N. Interactive training: new approaches. M.: Verbum, 2005. 42 p.
2. Pafifova B. K. To the problem offormation of communicative culture of professional and interpersonal communication of future experts // Bulletin of Maikop state technological university. Iss. 3. Maikop, 2014. P. 116-121.