УДК 159.95: 338.24
ББК 88.4
Б-59
Бибалова Саида Аслановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики Майкопского государственного технологического университета, e-mail: [email protected]
ОТБОР И СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ВУЗЕ
(рецензирована)
В статье затрагиваются некоторые аспекты проблемы отбора содержания современной вузовской подготовки, а также рассматриваются принципы и особенности отбора и структурирования содержания психологической подготовки будущих специалистов в сфере управления.
Ключевые слов: вузовская подготовка, психологическая подготовка, содержание образования, содержание психологической подготовки, федеральный государственный образовательный стандарт, учебная дисциплина, учебный материал.
Bibalova Saida Aslanovna, Candidate of Pedagogics, associate professor of the Department of Philosophy, sociology and pedagogics of Maikop state technological university,
e-mail:saika2000@mail. ru
SELECTING AND STRUCTURING THE CONTENT OF PSYCHOLOGICAL PREPARA-TION OF ADMINISTRATIVE STUFF IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
(reviewed)
In the article some aspects of the problem of selection of the content of modern high school education have been considered, as well as the principles and features of selection and structuring the content of psychological training of future experts in the management sphere.
Key words: high school education, psychological education, content of education, content of psychological education, Federal state educational standard, subject, training material.
В современном мире за последние десятилетия произошли существенные изменения в различных областях жизни, которые связаны с информатизацией общества, стремительным развитием техники и технологий, иначе говоря, с переходом на новый формат отношений человека с действительностью. Данные изменения затронули политические, экономические и социальные отношения, сферы культуры, управления, образования и многое другое. В связи с этим в профессиональной сфере к современному специалисту предъявляются самые разные требования, которые связаны как с сугубо специфичными, соответствующими выполняемой деятельности, качествами, так и самыми общими, обеспечивающими разнообразные социальные контакты.
Человек в трудовой деятельности должен выступать универсальным профессионалом, владеющим технологиями, демонстрировать полифункциональность, эрудицию и креативность, при этом обладать хорошо развитым социальным и эмоциональным интеллектом. Исходя из этого, становится очевидным, что цели и задачи, стоящие на сегодняшний день перед образованием достаточно сложные. Это касается всех уровней системы образования, в том числе и вузовского.
В настоящее время в российской практике вузовской подготовки активно внедряется компетентностный подход, реализация которого достигается путем формирования у будущих специалистов общекультурных и профессиональных компетенций. Данный подход позволяет высшему образованию осуществлять подготовку, в результате которой возможно удовлетворение потребности общества в специалистах,
которые компетентны не только в профессиональной деятельности, но также обладающих способностью легко адаптироваться в быстро меняющихся социальнополитических и экономических условиях, стремящихся к саморазвитию и самореализации, достижению внутренней и внешней гармонии.
Организация процесса вузовской подготовки требует решения одного из важных вопросов - отбор содержания программы подготовки. В основе построения такой программы лежит будущая профессиональная деятельность выпускника вуза. Она красной нитью проходит через содержание каждой учебной дисциплины, предусмотренной государственным образовательным стандартом и учебным планом направления (специальности).
Переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения обусловливает совершенствование содержания и технологий высшего образования. Само по себе содержание образования не стоит на месте, а вместе с ним меняется и содержание отдельно взятой дисциплины, которое должно отвечать уровню развития техники, науки, технологий и производства. Отсюда вытекает необходимость в наполнении учебных дисциплин новыми сведениями, которое неизбежно влечет за собой увеличение часов на освоение материала. При этом следует обратить внимание, что в соответствии с требованиями новых государственных образовательных стандартов доля аудиторных часов, отводимая на изучение дисциплины, резко сократилась. Доля же часов, отводимая на самостоятельное изучение, соответственно увеличилась. Соблюдение требований образовательных стандартов и учебных планов стимулирует преподавателей к пересмотру содержания дисциплин, к исключению устаревших, второстепенных и незначимых сведений.
Изучаемый в аудитории и вне ее учебный материал представляет целостную систему, образующую содержание конкретной дисциплины. В новых условиях обучающийся должен быть нацелен в основном на самостоятельное добывание знаний и овладевать способами их применения. Преподаватель лишь направляет его, формируя на занятиях в аудитории определенный каркас системы знаний по дисциплине. Контролируя самостоятельную работу, преподаватель помогает соответствующим образом достроить добытые обучающимся знания к уже сформированной основе, чтобы получить целостную картину.
Учебный материал дисциплины должен быть таким, чтобы его изложение помогло достичь высокой как теоретической, так и практической подготовки будущих специалистов. В учебном процессе обучающемуся должна быть предоставлена возможность не только получить багаж теоретических знаний, но также возможность овладеть способами применения его на практике в реальной жизненной ситуации. Таким образом, следуя принципу связи обучения с жизнью, в отобранном материале необходимо сочетать теорию и практику в их логической взаимосвязи. Это определяет приоритет в деятельности преподавателя вуза одной из целей - вооружение учащихся знаниями и способами извлечения необходимой информации, знаний для решения конкретной производственной и жизненной ситуации. Наиболее эффективно, на наш взгляд, это решается за счет применения интерактивных методов и технологий обучения. С их помощью обучающийся имеет реальную возможность на занятиях наблюдать связь теории с практикой, самостоятельно получить определенный опыт, который путем систематических упражнений и заданий составит часть его профессиональной и жизненной картины сознания [2]. Важно также и то, что учебный материал, составляющий содержание дисциплины, должен соответствовать уровню развития, а также возрастным и индивидуальным психологическим особенностям обучающихся. Иначе говоря, должен соблюдаться принцип доступности обучения.
В контексте вузовской подготовки обучающихся в ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» по направлению «Государственное и
муниципальное обучение», осуществляется непрерывная психологическая подготовка, направленная на формирование социально-личностных и профессиональных компетенций. Такая подготовка ведется на базе дисциплин «Психология», «Конфликтология», «Социальная психология».
Цели и задачи психологической подготовки по данному направлению, на наш взгляд, находятся в плоскости обеспечения обучающихся как выпускников вуза возможностями осуществления управленческих функций в самых разных условиях организации и производства. Это касается как управления собственной деятельностью, так и управления деятельностью членов трудового коллектива.
Изучение курсов «Психология» и «Социальная психология» занимает важное место в профессионально-управленческой подготовке обучающихся. Связано это с тем, что данные учебные курсы направлены на познание психики и психологии людей, овладение разнообразными методами и приемами познавательной деятельности, понимание своих когнитивных возможностей, склонностей, а также актуализируют знания по другим учебным дисциплинам и расширяют круг познавательных возможностей обучающегося через общение как специально организованный процесс.
С помощью содержания курсов «Психология», «Конфликтология» и «Социальная психология» становится возможным достижение цели учебно-воспитательного процесса, связанной с выработкой у обучающихся креативности в решении задач в образовательном процессе и жизнедеятельности, самопознание и познание других, овладение навыками самоконтроля и саморегуляции, способами и техниками общения, умениями организации и управления совместной деятельностью.
Отбор содержания обозначенных выше учебных курсов и последующее их конструирование осуществлялись на основе изученных требований, предъявляемых к личности будущего специалиста в сфере управления. Именно поэтому фактически каждая тема разработанных нами курсов рассматривается через призму личности специалиста как управленца, то есть с учетом его будущей управленческой деятельности.
У обучающихся должно быть сформировано понимание того, что психологическая готовность к разнообразным ситуациям, касающихся специфики управления, методов и средств, используемых в руководстве организацией, особенностей внешней и внутренней среды организации, ее политики, во многом облегчит в будущем осуществление управленческой деятельности.
Одним из важнейших моментов процесса освоения психологических знаний обучающимися является формирование категориального аппарата психологии, а также умение в нем ориентироваться. Данный аппарат необходимо согласовывать и формировать с категориальным аппаратом социальной психологии и конфликтологии так, чтобы могла образоваться целостная структура, которая обеспечила бы будущим управленческим кадрам возможность без особых затруднений ориентироваться в профессиональных ситуациях в условиях организации.
Исходя из этого, мы посчитали необходимым рассматривать как наиболее актуальные процессы мышления, особенности их проявлений, а также психические свойства личности. Придерживаясь подхода Е.Л. Белкина, мы выводим все категориальные представления из исходных представлений о деятельности [1].
Для достижения поставленных целей должно быть предусмотрено изучение представлений о деятельности и мотивации, сущности познавательных и эмоциональноволевых процессов, более детальное изучение процессов и функций мышления, их формирования в условиях коммуникации. Изучение тем о свойствах и качествах личности, ее направленности, соотношениях между деятельностью в целом и ее субъективными проявлениями, процессах развития личности в условиях работы в организации соответствует требованиям объективной реальности.
При изложении материала для повышения эффективности его усвоения и дальнейшего применения целесообразно делать акценты на переходах от момента возникновения потребности к моменту ее удовлетворения путем двигательной познавательно-оценочной активности. Каждый этап этого цикла должен быть представлен в подробном виде, как имеющий определенную функцию в реализации самого цикла. Построенное таким образом изложение дает возможность обучающимся усвоить первый набор категорий, лежащих в основе последующих. Это также будет обеспечивать понимание соотношений между самой психикой и деятельностью, различий между потреблением и преобразованием предметов потребности, разнородности психических функций, отличия физиологического обеспечения и основы психических процессов и функций от собственно психических процессов и функций, а также зависимости психических процессов и функций от специфики социально организуемого преобразования и социальных отношений. Важное значение здесь имеет рассмотрение места и роли психологического анализа в повышении эффективности руководства организацией, в совершенствовании организационных отношений и, как следствие, повышении эффективности деятельности.
Взяв за основу анализ функций психических познавательных процессов в деятельности, целесообразно создать представление о формировании субъективного образа. При этом необходимо объяснить особенности языка как средства для передачи сведений, описания содержания образа и в процессе его построения.
Отметим, что знания о таком виде человеческой деятельности, как общение имеют большую актуальность для каждого специалиста, особенно специалиста в сфере управления. В процессе психологической подготовки важно дать представление об особенностях общения, раскрыть специфику его целей, содержания и средств, показать сущностные различия видов общения, а также достаточно подробно рассмотреть каждую функцию общения (коммуникативную, интерактивную и перцептивную).
Необходимо делать акценты на том, что знания закономерностей процесса общения, тактик и техник общения и как следствие эффективность контактов так или иначе связаны с успешностью деятельности отдельно взятой личности и деятельности всей организации. В изложении этой части учебного материала особое значение имеет роль эффективных коммуникаций руководителя с подчиненными, создание им комфортных условий для успешного взаимодействия персонала в целях нахождения решений организационных задач и их реализации. В этой связи целесообразно также делать упор на развитие у будущего руководителя необходимых коммуникативных способностей и умений. Еще одним немаловажным аспектом эффективности деятельности руководителя выступает формирование его имиджа, значения самопрезентации в создании имиджа.
Следующим важным звеном конструирования содержания психологической подготовки является рассмотрение ситуаций решения различного рода профессиональных задач и проблем, принятия управленческих решений, а также особенностей проявлений мыслительных процессов в ходе этих решений. Особую педагогическую значимость в подготовке будущих специалистов в сфере управления имеет рассмотрение типовых проблемных ситуаций, способов установления связей между процессами выдвижения и разрешения проблем и диалогом в коммуникации.
Далее в содержание психологической подготовки управленческих кадров следует включить рассмотрение вопросов, связанных с эмоционально-волевой сферой личности, закономерностей и особенностей проявления ее темперамента и характера в ходе оценки окружающей действительности и самооценки, особенностей самоопределения и самореализации личности. Специфика и сложности профессионального самоопределения занимают центральное место в данном блоке учебного материала. Здесь важно, чтобы
процессы самоопределения были сопряжены с рефлексивным мышлением, с процессами развития сознания, самосознания.
Следующим звеном содержания должны быть показ особенностей перехода к межсубъектной интеграции, специфики различных групповых объединений, введение понятия коллектива, анализ отношений влияния, лидерства, руководства, подчинения, противопоставления и конформизма, раскрытие сущности власти и нюансов ее применения. Значимое место здесь также занимает рассмотрение психологического климата в коллективе, особенностей личностного самоопределения в коллективе, в том числе и трудовом, а также вопросов природы, разновидностей конфликтов и способов их преодоления и профилактики. Проблема конфликтности в современном обществе составляет особый пласт учебного материала, изучение которого необходимо в силу происходящих в мире политических, экономических и социальных процессов. Рост напряженности, экстремизма обусловливает исследование причин и способов разрешения политических, межнациональных, религиозных конфликтов. При изучении организационных конфликтов необходимо делать акценты на роли руководителя в их разрешении, его умении владеть ситуацией и способности позитивно влиять на поведение своих подчиненных, а также высоком уровне развития связанных с этими типами деятельности коммуникативных и организаторских способностей и умений.
В заключение скажем, что предложенная структура содержания психологической подготовки, по нашему мнению, поможет будущим специалистам в сфере управления довольно легко ориентироваться в различных аспектах профессиональной деятельности, понимать специфику деятельности руководителя, включенного в конкретные условия труда любого звена в организации.
Литература:
1. Основы педагогики высшей школы: учебное пособие / под ред. Е.Л. Белкина. Москва, 1989. 102 с.
2. Бибалова С.А. Интерактивные методы обучения в контексте вузовской подготовки специалистов - будущих врачей // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 1. С. 83-87.
References:
1. Fundamentals of pedagogics of the higher school: manual / ed. by E.L. Belkin /MTIPP. M, 1989. 102 p.
2. Bibalova S. A. Interactive methods of teaching in the context of high school training of specialists - future doctors / S. A. Bibalova// Bulletin of Maikop state technological university. Iss.1. Maikop, 2015. P. 83-87.