К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ To the question of realization of competence-based approach by means of interactive forms of teaching
Ю. Е. Бирюкова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Уральского государственного аграрного университета
(Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые вопросы реформирования российской высшей школы, связанные с реализацией образовательных стандартов третьего поколения, а именно с переходом к компетентностному типу образования. В связи с этим актуальной становится разработка интерактивных педагогических технологий, в основе которых заложены принципы деятельностной активности, партнерского взаимодействия и единства познавательной, исследовательской и будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, методы обучения, интерактивное обучение, формы интерактивного обучения.
Summary
This article discusses some of the issues of reforming of Russian higher school concerned with the realization of educational standards of the third generation, to be exact with the transition to a competence-based type of education. In this connection it has become actual to develop interactive educational technologies, based on the principles of activity-based activity, partnership and unity of learning, research and future professional activities.
Keywords: competence-based approach, competence, methods of teaching, interactive instruction, forms of interactive instruction.
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов. В связи с этим сегодня система профессионального образования переживает реформирование, предусматривающее переход к уровневой подготовке.
Все российские вузы приступили к реализации образовательного процесса по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения (ФГОС), которые принципиально отличаются от действовавших ранее.
Речь идет о новом качестве выпускника, проявляющемся «в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющем успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте» [3].
Данные достижения возможны в русле компетентностного подхода, объявленного ключевой методологией образования. В связи с этим базовым понятием ФГОС по подготовке бакалавров является понятие «компетенция» - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетенции подразделяются на две основные группы: общекультурные (универсальные, надпредметные) и профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные). Первые - общекультурные - переносимы и менее жестко привязаны к объекту и предмету труда. Вторые - профессиональные - отражают профессиональную квалификацию. Они различаются для разных направлений подготовки (специальностей).
Суть данного подхода - в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют их успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина «квалификация» компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные навыки, умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
Для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций согласно требованиям Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования в учебном процессе необходимо использовать интерактивные формы проведения занятий [3].
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в него всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая, а также проектная работа, ролевые игры, ведется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля [2].
В зависимости от используемой в процессе обучения модели взаимодействия преподавателя и студентов во всей совокупности существующих образовательных технологий и методов обучения в педагогике традиционно выделяют три группы методов: пассивные, активные и интерактивные.
Пассивный метод - это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляет ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод малоэффективен, однако он имеет некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках.
Активный метод - это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагают авторитарный стиль взаимодействия, то активные - больше демократический.
Нередко между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно считать наиболее современной формой активных методов. Интерактивное обучение рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся» [1].
Интерактивный метод означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на
интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал) [1].
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретную и прогнозируемую цель: создать комфортные условия обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится [1].
Иначе говоря, интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
- пробуждение у обучающихся интереса;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- установление взаимодействия между студентами, обучение работе в команде, проявлению терпимости к любой точке зрения, уважению права каждого на свободу слова, его достоинства;
- формирование у обучающихся мнения и отношения;
- формирование жизненных и профессиональных навыков;
- выход на уровень осознанной компетентности студента [1].
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, он перестает быть центральной фигурой, а регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту - собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Интерактивные формы применяются при проведении аудиторных занятий, самостоятельной работе студентов и других видах учебных занятий на всех уровнях подготовки (бакалавр, специалист, магистр), а также при повышении квалификации. Удельный вес занятий, проводимый в активных и интерактивных формах, определяется каждой ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий. Объем часов, отводимых на интерактивные формы обучения, должен быть предусмотрен учебным планом и отражен в рабочей программе дисциплины [1].
Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:
- деловые и ролевые игры;
- психологические и иные тренинги;
- групповая, научная дискуссия, диспут;
- дебаты;
- кейс-метод;
- метод проектов;
- мозговой штурм;
- портфолио;
- семинар в диалоговом режиме (семинар-диалог);
- разбор конкретных ситуаций;
- работа в малых группах (работа студенческих исследовательских групп);
- круглые столы;
- вузовские, межвузовские видеотелеконференции;
- форумы;
- компьютерные симуляции;
- компьютерное моделирование и практический анализ результатов;
- презентации на основе современных мультимедийных средств;
- интерактивные лекции;
- лекция пресс-конференция;
- бинарная лекция (лекция вдвоем);
- лекция с заранее запланированными ошибками;
- проблемная лекция [1 ].
Формированию общекультурных и профессиональных компетенций придается большое значение в профессионально-педагогической подготовке.
В процессе обучения студентов специальности «Профессиональное обучение» создаются условия и применяются технологии, которые оптимизируют процесс формирования данных компетенций. Так на занятиях по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология» используются различные интерактивные формы обучения. В рамках групповой научной дискуссии студенты пишут и защищают свои научные статьи по проблемам возрастной физиологии и психофизиологии на ежегодной студенческой научно-практической конференции «Молодежь и наука». Это способствует развитию таких качеств, как толерантность, умение слушать партнера, вести конструктивное обсуждение проблем, доказывать и обосновывать свою точку зрения, рассуждать и давать оценку происходящему и т. д.
В процессе изучения дисциплины также используются следующие интерактивные формы обучения: семинар-диалог, разбор конкретных ситуаций, проблемная лекция. Все это способствует осознанию себя как будущего профессионала в своей профессии, навыков общения и взаимодействия в группе, анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии, способности разрешать конфликты, способности к компромиссам и т. д.
Таким образом, использование интерактивных технологий в учебном процессе позволяет осуществить переход к компетентностному типу образования в соответствии с ФГОС третьего поколения.
Библиографический список
1. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения / под ред. Т. С. Паниной. М. : Академия, 2007. 176 с.
2. Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). Новосибирск : Изд-во НГАУ, 2012. 58 с.
3. Федеральный государственный стандарт общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.standart.edu.ru.