Научная статья на тему 'Применение акриловых красок для росписи тканей в технике батик'

Применение акриловых красок для росписи тканей в технике батик Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1859
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАТИК / BATIK / ГОРЯЧИЙ БАТИК / HOT BATIK / ХОЛОДНЫЙ БАТИК / COLD BATIK / ЧАНТИНГ / ПОЛИАКРИЛАТЫ / POLYACRYLATES / ПОЛИМЕТАКРИЛАТЫ / POLYMETHACRYLATES / АКРИЛОВАЯ ПОЛИМЕРНАЯ ЭМУЛЬСИЯ / АCRYLIC POLYMER EMULSION / СHANTING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гадельшина Э.А., Вильданова А.И., Валеева Л.Д., Миротворцева А.Ю., Халиуллина М.К.

В статье рассмотрены свойства акриловых красок применяемых для художественного оформления всех типовтканей в технике горячего и холодного батика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the properties of acrylic paints used for the decoration of all types of tissue in the technique of hot and cold batik.

Текст научной работы на тему «Применение акриловых красок для росписи тканей в технике батик»

УДК 75.023.2

Э. А. Гадельшина, А. И. Вильданова, Л. Д. Валеева, А. Ю. Миротворцева, М. К. Халиуллина

ПРИМЕНЕНИЕ АКРИЛОВЫХ КРАСОК ДЛЯ РОСПИСИ ТКАНЕЙ В ТЕХНИКЕ БАТИК

Ключевые слова: батик, горячий батик, холодный батик, чантинг, полиакрилаты, полиметакрилаты, акриловая полимерная

эмульсия.

В статье рассмотрены свойства акриловых красок применяемых для художественного оформления всех типовтканей в технике горячего и холодного батика.

Keywords: batik, hot batik, cold batik, Wanting, polyacrylates, polymethacrylates, аcrylic polymer emulsion.

The article describes the properties of acrylic paints used for the decoration of all types of tissue in the technique of hot and cold batik.

С давних времен человека сопровождают текстильные промыслы, и сегодня они занимают одно из важных мест в современном обществе. Своеобразный и интересный вид народного прикладного искусства - художественная роспись ткани. Этот вид прикладного искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до наших дней. Узорные ткани разного назначения активно несут художественную культуру в быт, а массовость выработки их заставляет особо пристально отнестись к изучению искусства оформления тканей, которое своими корнями уходит в далекое прошлое.

Одним из интересных видов декоративно-прикладного искусства считается батик. Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор. Слово «батик» в переводе с яванского означает «рисование горячим воском», отсюда и название техники - «горячий батик». Это искусство развивали с глубокой древности многие народы мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика. И по сей день батик служит национальной одеждой индонезийцев, как мужчин, так и женщин [1,7].

В России батик появился в XX веке и большое развитие получил в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. У его истоков развития в нашей стране стояли великолепные художники - А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская. Именно в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания, это и сделало нашу страну родиной «холодного батика» [2].

В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке и позволяет наносить

сложнейший узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в разные цвета. В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска на батик. Резерв можно наносить при помощи кистей или просто, капая его на ткань.

Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски. В технике горячего батика больше возможностей оформления тканей, чем в технике холодного батика. В этой технике батика можно выполнять декоративные подушки, скатерти, шторы, а также ткань для платья, юбки или блузки. Рисунки горячего батика менее графичны, наблюдаются переходы тонов [3]. Пример росписи ткани в технике - горячий батик представлен на рис.1.

Рис. 1 - Пример росписи ткани в технике -горячий батик

Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом

роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами - стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлиненным носиком [4]. Пример росписи ткани в технике - холодный батик представлен на рис.2.

Рис. 2 - Пример росписи в технике - холодный батик

В художественной росписи тканей используются красители, хорошо растворимые в воде и спирте, обладающие высокой кроющей способностью, имеющие большую гамму чистых ярких красок.

Растворы таких красителей - краски должны легко растекаться на ткани, глубоко пропитывать ее и закрепляться без предварительной подготовки ткани.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных красителей, но в зависимости от своего происхождения они делятся на синтетические и естественные. Для текстильной промышленности, в основном, применяются синтетические красители, однако для определенных целей, например в производстве гобеленов или в ручной росписи тканей, художники предпочитают натуральные красители, которые получают из природных материалов [7].

Для росписи тканей в технике батик используют акриловые краски - это краски на основе акриловых связующих, которые составляют наиболее значительную часть всех водно-дисперсионных красок [8].

Популярность акрила неуклонно росла со времени его появления на рынке около 50 лет назад. Происходило это, главным образом, благодаря ряду его серьезных преимуществ перед традиционными материалами.

Название акриловых красок произошло от акриловой смолы, с которой смешивают пигмент. Акриловая смола выполняет роль связующего

вещества. Именно синтетическое связующее вещество, представляющее собой эмульсию из мельчайших частиц смолы и воды. Акриловые краски высыхают физически, то есть они сохнут быстро вследствие испарения воды, содержащейся в связующем веществе. По мере того как вода испаряется, частицы акриловой смолы соединяются, образуя плотную поверхность краски. И каждая частичка пигмента оказывается покрытой пленкой смолы. В результате получается не теряющая податливости пленка краски. Она

водонепроницаемая, не желтеет, на ней не появляются признаки старения. Краски быстро сохнут, обладают хорошей кроющей способностью и великолепной яркостью цвета - они не выгорают на солнце и не тускнеют со временем, после высыхания принимают форму упругого пластически стойкого покрытия.

Акриловые краски - это синтетические материалы, созданные на основе акриловой полимерной эмульсии. Эта эмульсия выступает в роли связующего вещества между пигментом и водой. Очень важно правильно подобрать необходимое соотношение всех компонентов, чтобы получившийся в результате продукт обладал всеми преимуществами, которые присущи акриловым лакокрасочным материалам (воздухопроницаемость, низкое водопоглощение, хорошая адгезия -сцепление с окрашиваемой поверхностью).

Связующие вещества - жидкая основа краски, которая удерживая в себе пигмент, приклеивает его к окрашиваемой поверхности, а после высыхания затвердевает. В качестве связующего вещества в данном красящем составе применяется акрил -разговорное название полимеров, а также полимерных материалов, имеющих в своей основе производные акриловой кислоты.

При этом одного связующего вещества, какие бы оно хорошие качества не имело, для приготовления краски недостаточно, поскольку она должна быть прочной и не отслаиваться от окрашенной поверхности, не желтеть и не выцветать под солнечным ультрафиолетом, а также не растрескиваться и не поглощать загрязнения. Поэтому, кроме всего прочего, необходимо правильно подобрать по отношению к связующему веществу соотношение наполнителей и пигментов.

Для придания акриловым краскам цветовой гаммы используются как натуральные, так и синтетические пигменты. Кроме того, пигменты, а значит, и приготовленные из них краски, по химическому составу разделяются на минеральные и органические вещества. Минеральные пигменты -это обычно неорганические соли или оксиды металлов, а органические представляют собой сложные соединения в основном животного или растительного происхождения.

Помимо пигмента, связующего вещества и воды для приготовления акриловых красок должны обязательно применяться коалесцентные вещества, а также специальные стабилизаторы. Эти добавки оказывают влияние как на стабильность при

хранении, так и на укрывистость при нанесении состава.

Такие краски прекрасно колеруются с получением до 15 000 различных цветов и оттенков [5].

Наиболее общепринятые формы акриловых красок основаны на полиакрилатах и полиметакрилатах. Они используются в дисперсии как связующее, с которым смешиваются пигменты. Акриловая полимерная эмульсия во влажном состоянии является водорастворимой и образует эластичную, водостойкую и нежелтеющую пленку при высыхании. В независимом состоянии эта пленка достаточно мягкая, хотя при добавлении пигментов становится более твердой.

Диапазон пигментов, используемых производителями высококачественных акриловых красок, не столь обширен в сравнении с масляными или акварельными красками. Производители стремятся ввести ряд более новых синтетических или неорганических пигментов и исключить некоторые традиционные. В результате акриловые средства не демонстрируют характеристики пигментных частиц так же, как акварель в тонких заливках.

При использовании более новых пигментов существует возможность достижения высокой степени светостойкости в диапазоне высококачественных акриловых красок.

Обладая рядом преимуществ масляных и гуашевых красок, акриловые краски имеют ряд собственных достоинств. Главным является скорость высыхания. Так, масляные краски высыхают через 10-20 суток, гуашевые - 1-2 часа, акриловые - 40-60 минут. Акриловые краски обладают высокой кроющей способностью, яркостью и чистотой цвета, стойкостью к воздействию воды (краска разбавляется водой, но после высыхания становится водостойкой), а также в силу своей консистенции после высыхания сохраняют объемность мазка, характерную для масляных красок [6].

Современный рынок предлагает большое разнообразие красок, а потому эксперты рекомендуют выбирать их в зависимости от назначения.

За последние годы качество художественных акриловых красок значительно улучшилось. Теперь

в них содержится больше пигмента; синтетические смолы, выполняющие роль связующего вещества, стали более податливыми [8-9]. Появился широкий выбор растворителей, пригодных для смешивания с акриловыми красками, поэтому эти краски стали более универсальными. Экспрессивные качества также улучшились.

Многообразие акриловых красок и легкость обращения с ними открывают широкие возможности для экспериментов. Наряду с обычным акрилом западные и отечественные производители предлагают новые краски и различные дополнительные средства для живописи акрилом, способные расширить творческие возможности художника. Эти краски становятся все более популярными как у начинающих художников, таки у именитых мастеров.

Литература

1. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Р. А. Гильман. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - С.24-29.

2. Давыдов С.В. Батик. Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2005. - С.177-183.

3. Чурилова В.И. Техника художественной росписи тканей. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - С.102-106.

4. Скребцова Т.О., Дальниченко Л. А. Шелковые картины в технике холодного батика. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. -С.12-17.

5. Корюкин В.Н. Батик. Художественное оформление тканей. - Л.: Агропромиздат, 1968. - С. 26-31.

6. Патент ЯИ 2218373. Ермаков А.А., Овсянникова И.Н., Добровинский Л.А., Михайлов В.М., Полумиенко А.Р., Булкин Ю.И. Акриловая краска для художественных работ. - опубл. 2003 г.

7. Кринская З.А. Происхождение и образы техники батика на о. Бали. ГРНТИ ВАК РФ: 24.00.00; 22.00.06, 72-75 (2012).

8. Пискарев, В.В.Полимерные акриловые краски для художественных работ и их использование в дизайне и росписи тканей / В.В.Пискарев // Вестник Казан.технол. ун-та.- 2014. - Т.17, №5 - С. 67-69.

9. Никитина, Л. Л. Современные полимерные композициидля отбеливания и окончательной отделки текстильных материалов / Л.Л. Никитина, О.Е. Гаврилова // Вестник Казан.технол. ун-та.- 2013. - Т.16, №20 - С. 85-87.

© Э. А. Гадельшина - ст. препод. каф. дизайна КНИТУ, el200686@mail.ru; А. И. Вильданова - ст. препод. той же кафедры, dizainkstu@mail.ru; Л. Д. Валеева - ст. препод. той же кафедры, vleisan@mail.ru; А. Ю. Миротворцева - ст. препод. той же кафедры, a.mirot@mail.ru; М К. Халиуллина - техник той же кафедры, milechka-pepi@mail.ru.

© E. A. Gadelshina - Senior lecturer in design VPO KNITU, el200686@mail.ru; A. I. Vildanova - Senior lecturer in design VPO KNITU, dizainkstu@mail.ru; L. D. Valeyeva - Senior lecturer in design VPO KNITU, vleisan@mail.ru; A. Y. Mirotvortsev - Senior lecturer in design VPO KNITU, a.mirot @ mail.ru; M. K. Khaliullina - Design Engineering Department VPO KNITU, milechka-pepi@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.