Научная статья на тему 'Искусство батика и его символика в культуре Малайзии'

Искусство батика и его символика в культуре Малайзии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1204
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАТИК / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / МАЛАЙЗИЯ / СИМВОЛ / ТРАДИЦИЯ / ART / BATIK / CULTURE / MALAYSIA / SYMBOL / TRADITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова Юлия Валентиновна

Национальные символы во всех странах выступают средством репрезентации национальной идентичности и сплочения нации. Производство национальных символов имеет политическое и экономическое значение. Батик один из символов Малайзии, квинтэссенция традиционной культуры (ее эстетики, мифологии, религии и т. д. ). Батик имеет богатую историю, связанную с давними торговыми контактами народов, живущих вокруг Индийского океана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Batik art and his symbology in Malaysia culture

National symbols of any country are means represented a national identity and consolidated a nation. National symbol reproducing is of great political and economic importance. Batik is one of the symbols of Malaysia, the essence of traditional culture (aesthetics, mythology, religion etc.). Batik has a rich history related to long term trading contacts between Indian Ocean region countries.

Текст научной работы на тему «Искусство батика и его символика в культуре Малайзии»

УДК 008 ББК Ч 71

Ю. В. Иванова

искусство батика и его символика в культуре Малайзии

Национальные символы во всех странах выступают средством репрезентации национальной идентичности и сплочения нации. Производство национальных символов имеет политическое и экономическое значение. Батик - один из символов Малайзии, квинтэссенция традиционной культуры (ее эстетики, мифологии, религии и т. д. ). Батик имеет богатую историю, связанную с давними торговыми контактами народов, живущих вокруг Индийского океана.

Ключевые слова: батик, искусство, культура, Малайзия, символ, традиция.

Y. V. Ivanova

Batik art and his symbology in Malaysia culture

National symbols of any country are means represented a national identity and consolidated a nation. National symbol reproducing is of great political and economic importance. Batik is one of the symbols of Malaysia, the essence of traditional culture (aesthetics, mythology, religion etc.). Batik has a rich history related to long term trading contacts between Indian Ocean region countries.

Keywords: art, batik, culture, Malaysia, symbol, tradition.

Батик - это техника росписи и украшенная ею многоцветная ткань. Ремесло батика издавна известно в разных регионах мира, в том числе Индонезии, Индии, тропической Африке и других. Широко распространен батик и в Малайзии, стране в центре Юго-Восточной Азии, где он стал национальным символом, так же, как исламская каллиграфия, красный цветок гибискуса (его пять лепестков напоминают о пяти заповедях ислама), традиционная ткань сонгкет (узорное ткачество с золотыми или серебряными нитями), кинжал крис с лезвием в виде пламени, воздушный змей (эмблема авиалиний Малайзии), изделия из пьютора (сплав олова с другими металлами), автомобиль «Протон», башни Петронас в Куала-Лумпуре и новая столица Путрад-жайя.

В эпоху глобализации правительства всех стран используют национальные символы для репрезентации национальной идентичности. Материальные национальные символы, наряду с государственным флагом, используются на внутригосударственном и международном уровнях как средство сплочения нации, связующее звено между прошлым и настоящим. Производство материальных символов, как правило, интересует и основные силы бизнеса

страны. В Малайзии государство вовлечено в сложные экономические процессы, в которых оно в разной мере защищает интересы различных сообществ, регулирует отношения между ними, выполняет экономические императивы бизнеса, открывающего страну для глобальных взаимодействий. Тем самым поддерживается динамическое равновесие между требованиями рынка и политическими интересами государства как ключевого игрока в области производства и защиты культурной самобытности в лишенном границ экономическом мире. В «Журнале социальных исследований в Юго-Восточной Азии» подчеркивается, что «производство национальной культурной идентичности открывает широкие возможности для социальной динамики» [1]. Оно способствует взаимодействию конкурирующих идеологий и общностей, имеет социокультурные последствия, позволяет увидеть политические и экономические аспекты государственных решений. Лидеры страны (а через них и производители товаров-символов) являются не жертвами глобализации, а активными борцами за сохранение своеобразия материальной культуры.

Все вышесказанное касается батика. Малазийское государство активно поддерживает вовлеченные в производство бати-

ка отрасли промышленности, стимулирует развитие сопряженных с ним сфер культуры, использует международный туризм для его широкого распространения. Например, экскурсионный тур по городу Куала-Лумпур включает в себя посещение фабрики батика. Туристам показывают, как художники расписывают натянутый горизонтально четырехметровый отрез ткани и какие наряды из него потом шьют. Экскурсовод демонстрирует способы ношения традиционной одежды, говорит о символике цвета и рисунка. Батик сопровождает туриста повсюду - в магазинах, театрах, музеях и на улице. Это любимый материал одежды местного населения, независимо от пола, возраста и уровня благосостояния. Газеты полны фотографий известных политиков, одетых в красочные рубашки из батика, на общественных мероприятиях и встречах. Из батика шьют униформу официантов, продавцов, персонала гостиниц и авиакомпаний. Официальные лица советуют государственным служащим носить батик на работе, по крайней мере, раз в неделю. Рубашки из батика выдаются при входе в казино на курортах, чтобы придать приличный вид посетителям, пришедшим в пляжном одеянии. Батик завоевывает подиумы, производя фурор на показах мод. Множество местных модельеров разрабатывает эксклюзивные линии одежды, сочетающие традиционные и современные элементы.

Одним словом, батик играет исключительно важную роль в жизни Малайзии, преломляя в себе различные аспекты ее истории и культуры, даже, казалось бы, весьма далекие от искусства и бытовой сферы: систему правления, географическое положение, мифологию, межэтнические контакты и т. д. Развитие батика в Малайзии и соседних с нею странах имеет богатую историю, связанную с давними торговыми контактами народов, живущих вокруг Индийского океана. Индуистское и буддийское культурное влияние Индии с конца VII в. привнесло в искусство батика популярные мотивы и символы из индийской философии и религии (дерево жизни, дерево желаний, космический океан, священная гора Меру, лотос, змеи, слоны, мифический орел Гаруда и др.). В XIII в. с мусульманскими торговцами из Индии в регион проник

и укоренился ислам, оказавший большое влияние на искусство, в том числе батик. Исламский запрет на изображение живых существ (соблюдаемый в Малайзии до сих пор) привел к разработке сложных геометрических и высокостилизованных растительных мотивов. Позже многочисленные торговцы и иммигранты из Китая обогатили батик традиционной китайской символикой (драконы, фениксы, рыбы, бабочки и др.), проводя более гибкий, по сравнению с исламским, подход к изображению животных, принятый в северных районах Индонезии. В XVI-XVII вв. с началом европейской колонизации Юго-Восточной Азии батик начинает испытывать влияние европейской моды. Становятся популярными цветочные мотивы, подражание кружевам и европейским обоям.

Несмотря на такое разнообразие мотивов батика, их использование не было произвольным. Мотивы и цвета тканей отражали стратификационные особенности страны, несли указание на пол, возраст, этническую принадлежность, социальный статус владельца. Правила уместности определенной одежды на том или ином мероприятии (дресс-код) строго соблюдались. Достаточно указать, что некоторые цвета и узоры были исключительной прерогативой правящих кругов, семьи султана и его свиты (подобно тому, как в Китае дракон и желтый цвет символизировал императора). Традиционная одежда была полна визуальных сообщений, выражала мифологические, религиозные и философские воззрения народа, служила оберегом и несла благопожелания. Мотивы батика казались загадочными и непонятными для непосвященных, но большинство из тех, кто их носил, понимали лежащий в основе изображения смысл. Это касалось как природных, так и геометрических мотивов. Например, считалось, что кайма из вытянутых по вертикали треугольников символизирует жизненную силу и является магической, лотос обозначает чистоту и совершенство, цветок банана - плодородие, феникс - красоту, петух и курица - солнце, мужество и плодородие, горы с облаками - единство земли и неба, неукротимую силу природы.

Технология производства батика легко разложима на отдельные процедуры и позволяет работать как отдельному ремесленнику (художнику), так и большому коллективу в системе разделения труда. Производственный процесс, возникнув в давние времена, постоянно обогащается новыми идеями и подходами. На протяжении XX в. стало использоваться больше механизмов, технических новшеств, изменился состав красителей, вместо натуральных красителей из местных растений все чаще используются химические красители и реактивы, появилось полностью автоматизированное производство ткани. Но ручная работа неизменно ценится выше фабричной.

Сейчас в Малайзии применяются следующие варианты техники батика:

Блок-техника. Ткань расстилается

на столе на мягкой основе. Специальный штамп-блок (из дерева или металла) обмакивается в горячий резервирующий состав (из расплавленного воска, парафина, смол, жиров) и прижимается к ткани, оставляя на ней фрагмент узора, постепенно заполняющего все полотно. Мастер может менять штампы, варьируя рисунок, например, для каймы. После нанесения узора из воска ткань последовательно погружается в красящие растворы, обычно начиная от светлого к темному. При этом места на ткани, где есть воск, остаются не прокрашенными. Процесс нанесения рисунка из воска может повторяться многократно, создавая сложные многоцветные рисунки. Воск впоследствии удаляется кипячением или растворителями.

Ручная роспись в сочетании с блок-техникой. Ткань, заполненная узором из резервирующего состава с помощью блок-техники, частично раскрашивается кисточками вручную, частично в красящих растворах, что позволяет подчеркивать отдельные элементы изображения, например, цветы.

Экранная печать (screen-printing). Художник рисует отчетливый узор на большом листе кальки. Тонкая полупрозрачная ткань натягивается на большую деревянную раму, закрашивается при красном свете фо-точувствительным веществом, и с помощью фотопроцесса из нее получают трафарет по первоначальному эскизу. Этот трафарет

накладывают на чистую ткань, заполняют краской, быстро оставляя рисунок на ткани, после чего сдвигают на новое место. Несколько разных трафаретов дают сложный узор, после чего ткань может окрашиваться в растворах как обычно.

Свободная роспись (чантинг). Чантинг -это и техника батика, и инструмент художника, небольшой медный сосуд с носиком на деревянной ручке, наполненный горячим воском. С его помощью мастер рисует на ткани контуры будущего рисунка, раскрашиваемого потом кистями или в растворах краски. Это позволяет создавать любые изображения на ткани. Разновидность чан-тинга - эксклюзивный чантинг, полностью раскрашиваемый вручную в акварельном стиле, создающий уникальные и очень дорогие ткани.

Техника тритик. Рисунок наносится карандашом на чистую тонкую ткань и полностью прошивается по контуру нитью или леской. Леска туго стягивается и завязывается узелками, собирая ткань в причудливый комок. На этот комок потом наносятся большими кистями цветовые акценты, после чего ткань окрашивается в растворах краски. В глубине складок стянутого леской материала ткань остается непрокрашен-ной, и после удаления лески и разглаживания материала становится виден изящный пунктирный рисунок на «облачном» фоне с переливами цвета.

Техника «завяжи и раскрась». Мастер завязывает на ткани узлы - веревкой, резинкой или иным способом. В завязанные места при последующем окрашивании краска не проникает и на полотне образуется интереснейший рисунок из квадратов, полос, концентрических кругов и иных элементов.

Любой способ создания батика требует от художника огромного опыта, знаний, аккуратности и кропотливого труда. Иногда на производство одного отреза ткани уходит до нескольких месяцев, что значительно повышает стоимость конечного продукта.

Батик незаменим в жарком климате, поскольку в своем классическом варианте он делается из хлопка. Традиционная окраска ткани растительными красителями обеспечивала ее экологичность и носкость. Ба-

тик весьма утилитарен: он используется не только в одежде, но и в религиозных ритуалах, в народной медицине, в оформлении интерьера и в производстве тысячи необходимых повседневных мелочей: открыток, воздушных змеев, кошельков, фоторамок и т. д. Назначение батика не сводится лишь к адаптивной функции защиты организма от палящего солнца или ночной прохлады. Он выполняет и рекреативную, регулятивную, коммуникативную, информационную, социализирующую функции.

Малайзия дорожит своим культурным наследием. В стране много музеев, причем во многих (кроме Музея ислама) разрешают фотографировать. В Национальном музее в Куала-Лумпуре много внимания уделяется народным ремеслам, создана даже отдельная экспозиция по декоративно-прикладному искусству. Каждый день сюда приходят туристы и местные жители - взрослые и дети. Здесь же проводятся краткие уроки: учитель проверяет, как малыши запомнили названия местных этносов, фамилии бывших президентов страны. Национальные традиции не только изучаются, но и широко распространяются: в стране выпускают книги и видеофильмы на малайском и европейских языках, доступные в музеях, в книжных и музыкальных магазинах. Большим спросом пользуются диски с записями народной музыки, обычаев коренных этносов, свадебной церемонии, технологии производства батика и т. д. Такие видеофильмы непрерывно показывают в музеях, где полчаса отдыха всегда бывает кстати.

Удачной формой пропаганды традиционных ремесел является «Крафт-центр» - торгово-выставочный комплекс в Куала-Лумпуре. Его главное здание выполнено по современному проекту из золотистожелтого кирпича. Живописные лестницы, большие окна, сложная архитектоника строения создают творческую и увлекательную атмосферу знакомства с неповторимой культурой Малайзии. Расположенные в Крафт-центре магазины предлагают посетителям большой выбор сувенирной продукции, среди которой немалое место отводится батику. Мало кто из женщин может устоять перед возможностью приобрести или хотя бы примерить украшенные ро-

списью платья, блузки и саронги: яркие и пастельные, традиционные и современные, хлопчатобумажные и шелковые, повседневные и праздничные. Туристы покупают в подарок друзьям цветастые платки, шарфы, узорные мужские рубашки и шляпы. Большой интерес вызывают выполненные в технике батика картины - от красочных открыток до масштабных полотен. Сюжеты таких картин, как правило, навеяны местным колоритом, уникальной природой и культурой Малайзии. Чаще всего это цветы: орхидеи, лотосы, гибискусы; подводный мир с яркими тропическими рыбками, причудливыми водорослями, градиентом морских глубин, архитектурные символы страны (например, знаменитые башни Петронас Тауэрс, раскрашенные фантазией художника в радужные цвета или шутливо изогнутые, но вполне узнаваемые).

Территория Крафт-центра хорошо организована с точки зрения ландшафтного дизайна. Здания утопают в тропической зелени, автостоянка и асфальтированные дорожки обсажены зарослями буйно цветущей лиловой бугенвиллии, стволы пальм украшены орхидеями, растущими в скорлупе экзотических плодов. Центральное здание окружают небольшие деревянные постройки в традиционном стиле, отданные под мастерские местным художникам. Здесь представлен целый спектр местных ремесел (деревянная скульптура, ювелирное мастерство, батик, производство игрушек и т. д. ), причем посетители могут не только приобрести уникальные произведения искусства, но и понаблюдать за процессом их создания.

Мастерские по производству батика вызывают, пожалуй, наибольший интерес туристов. Каждый художник рисует в своей манере. Одни предпочитают огромные стилизованные цветы, другие - фантастические городские пейзажи, третьи черпают вдохновение в местной фауне. На картинах молодой женщины - веселые ящерицы, украшенные драгоценными переливами орнаментов, лукавые слоны, вытянутые по вертикали и одетые в пестрые национальные костюмы (slim elephants), бабочки и жуки. Все художники рады восхищению

посетителей, с удовольствием отвечают на вопросы, делятся секретами своего ремесла.

На электроплитке греется резервирующий состав, мастер зачерпывает его специальным инструментом (чантингом) и уверенно ведет линию по натянутой ткани. Появляющееся изображение вызывает удивление и восторг зрителей своей затейливой продуманностью. Но это только основа будущей картины, рисунок, который позже наполнится яркими красками, сохраняя на полотне впечатления тропического рая. Глядя на это чудо творчества и развешенные по стенам красочные полотна, хочется научиться этому радостному ремеслу, познать тонкости малайского батика. И такая возможность есть. За небольшую плату вы получите все, что нужно: подрамник с натянутой тканью, кисточки, краски, место за столом, даже рисунок на выбор из большой папки с картинками, как в детской книжке-

раскраске. Подкладываете рисунок под белую ткань, обводите просвечивающее изображение сначала карандашом, потом резервирующим составом, раскрашиваете по собственному вкусу и через полчаса уходите со своим проглаженным и запечатанным в целлофан произведением искусства. Казалось бы, просто, но за таким немудреным развлечением кроется большая работа по защите и пропаганде национальных традиций. Обучение батику рассчитано не только на туристов. Сюда постоянно приводят на экскурсию группы детей, и они с удовольствием рисуют батик, постигая премудрости народных ремесел и глубину родной культуры.

Как видим, бережное отношение в Малайзии к батику и национальному наследию в целом заслуживает глубокого уважения, изучения и подражания.

Список литературы

1. Batik and pewter: symbols of Malaysian pianissimo. Publication Date: 01-APR-02. Publication Title: SOJOURN: Journal of Social Issues in Southeast Asia. URL: http://goliath.ecnext.com/coms2/summary_0199-1843024_ITM (дата обращения: 20.06.2010).

УДК 28 ББК Э 378.152

Е. В. Казаченко

Нетрадиционные религиозные общества и секты в России

В статье дается представление об истории возникновения и динамике распространения нетрадиционных религиозных обществ и сект в России. Рассматриваются особенности раннехристианских сект. Проводится сравнительный анализ специфики российского сектантства и протестантских религиозных движений в США.

Ключевые слова: секта, религиозное общество, религия.

E. V. Kazachenko

Non-traditional religious societies and sects in Russia

The article deals with the conception of the origin history and spread dynamics of the non-traditional religious societies and sects in Russia. The peculiarities of the early Christian sects are being studied. The comparative analysis of the specific character of the Russian sectarianism and protestant religious movements in the USA is being made.

Key words: sects, religious society, religion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.