Научная статья на тему 'Анализ красителей для текстильных материалов, отвечающих современным тенденциям моды'

Анализ красителей для текстильных материалов, отвечающих современным тенденциям моды Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
1592
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТИЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ / TEXTILE MATERIAL / КРАШЕНИЕ / DYEING / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / РУЧНАЯ РОСПИСЬ / HAND PAINTED BATIK TECHNIQUE / ТЕХНИКА БАТИК

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Кумпан Е. В., Халимова Р. Р.

В работе установлено, что на сегодняшний день выпускается более 35000 торговых марок красителей для промышленного крашения текстильных материалов. При всем многообразии цветовой гаммы выпускаемых текстильных материалов, потребитель все больше обращается к моде на эксклюзивные вещи. В противовес массовой моде современные дизайнеры при проектировании коллекций одежды стремятся разнообразить ассортимент выпускаемой одежды, применяя ручную роспись в технике батик, создавая авторские, эксклюзивные рисунки на ткани, которые поражают своим многообразием, вариативностью, яркостью красок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ красителей для текстильных материалов, отвечающих современным тенденциям моды»

УДК 677.027.4

Е. В. Кумпан, Р. Р. Халимова

АНАЛИЗ КРАСИТЕЛЕЙ ДЛЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОТВЕЧАЮЩИХ СОВРЕМЕННЫМ ТЕНДЕНЦИЯМ МОДЫ

Ключевые слова: текстильный материал, крашение, промышленность, ручная роспись, техника батик.

В работе установлено, что на сегодняшний день выпускается более 35000 торговых марок красителей для промышленного крашения текстильных материалов. При всем многообразии цветовой гаммы выпускаемых текстильных материалов, потребитель все больше обращается к моде на эксклюзивные вещи. В противовес массовой моде современные дизайнеры при проектировании коллекций одежды стремятся разнообразить ассортимент выпускаемой одежды, применяя ручную роспись в технике батик, создавая авторские, эксклюзивные рисунки на ткани, которые поражают своим многообразием, вариативностью, яркостью красок.

Keywords: textile material, dyeing, industry, hand painted batik technique.

In the work, to date, produced over 35,000 brands of industrial dyes for dyeing textile materials. With all the variety of colors of manufactured textile materials, consumers are more drawn to fashion to exclusive things. In contrast to bulk fashion modern designers in the design of collections of clothes tend to diversify the range of garments, using hand-painted in batik technique, creating original, exclusive designs on fabrics which are striking in their variety, variations, bright colors.

Введение

Анализируя рынок массового производства одежды, можно утверждать, что для потребителей XXI века характерна быстрая и непродолжительная коммуникация в обществе. В связи с этим все более выраженным становится желание потребителей быстро, ярко и наглядно демонстрировать свою индивидуальность, статус, положение,

оригинальность. Одним из инструментов коммуникации и быстрого обмена информацией между людьми является мода, с ее помощью можно осуществить желание на практике.

На сегодняшний день единичное изделие перестаёт быть уникальным образцом и становится элементом универсального комплекса. В противовес массовой моде в своих предпочтениях потребитель все больше и больше обращается к моде на эксклюзивные вещи, отражающие особенность характера личности. В современном мире человек стремится проявить свою индивидуальность во всем, что его сопровождает в жизни - одежда, предметы интерьера и так далее.

Согласно модным тенденциям в формировании дизайна одежды, чрезвычайно обширную и практически самостоятельную сферу дизайнерского творчества на сегодняшний день составляет дизайн в сфере текстиля, а именно создание авторского рисунка на ткани. Известные дизайнеры мировой моды для своих коллекций сами создают материал, выполняя ручную роспись [1].

Исторические сведения об окрашивании различных предметов быта, одежды, домашней утвари относятся к глубокой древности. Известно, что искусство крашения развилось сначала в странах Азии и оттуда было перенесено в Карфаген. Сохранившиеся окрашенные предметы

свидетельствуют, что для крашения использовали вещества минерального и органического происхождения: цветные глины, оксиды металлов, вещества, содержащиеся в различных частях

растений и организмах некоторых животных. Для окрашивания волокнистых изделий преимущественно применяли материалы растительного происхождения: древесную кору, листья, плоды, цветы, корни [2].

Исследовательская часть

Крашение в древности часто состояло из многочисленных стадий, и для получения нужного цвета, могли красить ткань в течение нескольких недель. В конце XIX и начале XX века искусство крашения природными красителями практически было утрачено. В век глобализации развивалась химическая промышленность, появились первые синтетические красители, яркие и сравнительно простые в способах применения, которые вытеснили природные красители из практики окрашивания тканей и пряжи [3].

В настоящее время в текстильной промышленности различают два направления в развитии красителей: 1) красители массового потребления, или крупнотоннажные красители, производимые многими фирмами в количестве от нескольких тонн до нескольких тысяч тонн; 2) специальные или функциональные красители, имеющие одного или двух производителей для ограниченного круга потребителей, такие красители производятся в небольшом объеме [4].

В мире на сегодняшний день производится около 1000 химически окрашенных органических соединений, на базе которых создано более 35000 торговых марок красителей. Выбор красителей в первую очередь зависит от природы окрашиваемого волокна, а также от назначения текстильного материала, технологических возможностей предприятия и экономических соображений.

Для удобства работы с красителями работники текстильной промышленности пользуются технической классификацией, учитывающей технологические свойства красителей, их отношение к волокнам различной природы. В технологическом

производстве существует несколько подходов к созданию технической классификации красителей. Наиболее удобным можно считать следующий принцип: весь ассортимент делят на группы по технологическим свойствам, а внутри каждой группы разделяют красители на классы в зависимости от отношения к различным волокнам или условий применения, характера связи красителя с волокном. Ввиду того, что до настоящего времени крашение проводится в водной среде, способность красителей растворяться или не растворяться в воде является одним из основных технологических свойств этих продуктов и поэтому разделение красителей на группы произведено в первую очередь по этому признаку. Основная техническая классификация красителей для текстильной промышленности включает следящие группы:

1. Растворимые в воде - прямые, кислотные, хромовые, кислотные металлкомплексные, катионные, активные.

2. Нерастворимые в воде - кубовые, сернистые, дисперсные, дисперсные активные, пигменты.

3. Образующиеся на волокне - азоидные, азиновые.

4. Растворимые производные нерастворимых красителей -кубозоли, алцианы.

5. Красители для смеси волокон [5-6].

Спрос на красители для текстильной промышленности подвержен постоянным колебаниям в зависимости от уровня производства текстильных материалов. В 1997 году рынок оценивался в 5,7 млрд. долл., затем он снизился в 1999 г. до 4,5 млрд. долл., а в конце 1999 г. производство красителей стабилизировалось и в настоящее время ожидается его рост на 3 % в год [7].

При всем разнообразии выпускаемых красителей и текстильных материалов, окрашенных в различные цвета и оттенки, потребитель стремиться проявить свою индивидуальность, создавая свою авторскую ткань, выражая с помощью красок на текстильном материале, как на холсте картины, свое настроение, эмоции.

При огромном количестве техник ручной росписи ткани, одним из популярных направлений является -батик. Современные техники этого вида искусства весьма разнообразны, батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины. Работая в технике батика, художник прислушивается не только к себе, но и к ткани, так как она - непосредственный участник творческого процесса. Соприкасаясь с краской и водой, ткань сама творит неповторимые, удивительные, оригинальные эффекты, которые и делают батик таким самобытным. Батик позволяет создать из текстильного материала настоящее произведение искусства. Изделия, расписанные в этой технике, есть в коллекциях всех ведущих мировых модельеров. Возможность воплотить на ткани самые смелые

фантазии сделала этот вид искусства необычайно популярным во всем мире [8-9].

На сегодняшний день существует несколько техник батика: горячий, узелковый, холодный, свободная роспись, штамповка, техника «шибори» и другие. Для ручной росписи текстильных материалов применяют красители хорошо растворимые в воде и спирте, к которым относятся: активные, прямые, кислотные, хромовые, основные и дисперсные красители. Данные красители имеют широкую гамму чистых и ярких цветов, хорошие покрывные свойства, они хорошо растекаются и пропитывают текстильный материал.

В процессе изготовления красок для холодного и горячего батика применяют активные красители - это единственный класс красителей, которые вступают в химическое взаимодействие с материалом. Благодаря получению ковалентных связей между активными группами красителей и волокнами, эти красители прочно закрепляются на волокнах, и поэтому стойкость окраски при стирке и других водных обработках очень высока. Также наблюдается их высокая стойкость к трению, действиям органических растворителей, свету. Такие красители широко применяют для росписи хлопчатобумажных, вискозных, капроновых, шерстяных текстильных материалов, натурального шелка. Ассортимент активных красителей для целлюлозных волокон состоит из трех групп:

1) красители холодного крашения, они имеют; в своем названии индекс X (это проционы М, остазины S, гелактины Ф, ксироны);

2) красители теплого, крашения, они имеют в своем названии индекс Т (это остазины, гелактины);

3) красители горячего крашения, они не имеют в своем названии специального индекса (это проционы Н, остазины Н, ксироны Н, гелактины Д, цибокроны) [10].

Для росписи можно использовать все три группы красителей. Однако текстильные материалы, расписанные красителями с индексом X, после влажно-тепловой обработки изделий во время промывания могут подкрасить фон ткани в нежелательном месте. Поэтому для росписи наилучшими, являются красители с индексом Т и без индекса. В состав таких красок входит краситель, мочевина, бикарбонат натрия (питьевая сода). Мочевина вводится в краску для увеличения растворимости красителя и увеличения степени фиксации на ткани. Бикарбонат натрия является препаратом, благодаря которому активный краситель вступает и активизирует химическую связь с волокном и этим самым обеспечивает устойчивость окрашивания. Однако следует отметить, что краски, содержащие раствор соды, долго не сохраняются, поэтому его следует добавлять в краску непосредственно перед росписью [9].

Одним из наиболее универсальных красителей по способу применения и наиболее многочисленных по количеству марок, является прямой краситель. Прямые красители очень хорошо растворяются в воде, и волокна ткани красятся непосредственно в водном растворе. Прямые красители хорошо смешиваются между собой, что позволяет

значительно расширить цветовую гамму. При изготовлении краски для росписи рекомендуется использовать прямые обыкновенные и прямые светостойкие красители. Ими можно расписывать хлопчатобумажные, вискозные, капроновые ткани и натуральный шелк. Однако краски, изготовленные на основе прямых красителей, имеют также ряд недостатков: при расписывании тканей растворами комнатной температуры они могут давать недостаточную яркость цвета, довольно плохо выравниваться и растекаться по ткани, также концентрированные растворы некоторых красителей при охлаждении или при долговременном отстое могут сгущаться (желатинизироваться). Однако при нагревании эти красители опять переходят в раствор и могут применяться при росписи.

Для росписи шерстяных, капроновых текстильных материалов и натурального шелка в технике «холодный батик» применяют кислотные обыкновенные и кислотные металлосодержащие красители. Большинство кислотных красителей дают хорошо растекающиеся по ткани краски, имеют хорошие выравнивающие свойства, яркие, чистые цвета. Растворы этих красителей при комнатной температуре более стойкие, чем растворы прямых красителей.

Хромовые (кислотно-протравные) красители используют для росписи натурального шелка и шерсти. Краски на основе этих красителей дают яркие цвета, стойкие в растворах комнатной температуры, хорошо смешиваются между собой. Однако большинство хромовых красителей после обработки изделий горячим утюгом меняют свой первоначальный цвет.

Очень редко для росписи текстильных материалов используются основные красители, так как к недостаткам данного красителя относится низкая устойчивость к свету и механическим воздействиям. Однако растворы этих красителей дают очень яркие и чистые цвета, хорошо растекаются, смешиваются между собой, равномерно покрывают ткань и применяются для росписи тканей из натурального шелка, капрона и шерсти.

Для росписи ацетатных, триацетатных и капроновых тканей применяют дисперсные красители. Краски на их основе дают яркие и устойчивые цвета [10-11].

Для индивидуального и промышленного процесса крашения текстильного материала, процесс перехода красящих веществ между раствором и волокном, а также закрепление его в волокне проходит по стадиям, которые протекают практически одновременно:

1. Диффузия красителя в растворе к поверхности погруженного в раствор волокна. Стадия протекает достаточно быстро. Ускоряется в случае создания на поверхности волокон зарядов, противоположных заряду красителя или при снижении величины одноименного с красителем заряда. Существенно ускоряет перенос красителя в растворе перемешивание красильного раствора или движение окрашиваемого текстильного изделия.

2. Поглощение (адсорбция) красителя активными центрами поверхности волокна. Под поверхностью волокна понимают не только геометрическую «наружную» поверхность, зависящую от диаметра и длины волокна, но и «внутреннюю» поверхность, образованную крупными порами волокна, которые быстро заполняются красильным раствором и поверхность которых участвует в первичном акте поглощения красителей. Адсорбция красителя поверхностью волокна протекает достаточно быстро, а при наличии на поверхности волокна активных центров, разноименно заряженных с красителем — мгновенно. Эта стадия процесса в значительной степени определяет равномерность получаемой в готовом изделии окраски.

3. Диффузия красителя внутрь волокна. Самая медленная стадия, лимитирующая длительность процесса крашения в целом, зависит в первую очередь от активности молекул красителя, степени проницаемости волокна. Самым действенным фактором ускорения этой стадии является температура крашения. При более высокой температуре растет растворимость красителей, увеличивается их активность. Одновременно ускоряется степень набухания волокна, разрыхляется его структура, уменьшается интенсивность взаимодействия красителя с активными центрами волокна, снижается сродство. Для ускорения диффузии в волокно полезным оказывается введение ряда текстильно-вспомогательных веществ (ТВВ): растворителей или диспергаторов для красителя, пластификаторов для волокна и т. п.

4. Фиксация красителя на активных центрах волокна завершает процесс крашения. Эта стадия протекает быстро. После фиксации краситель перестает продвигаться в волокне и более или менее прочно удерживается активным центром в течение всего периода эксплуатации текстильного изделия. От вида связи краситель — волокно, зависит устойчивость окраски [12].

Заключение

Таким образом проводя анализ ассортимента красителей, производимых промышленностью, можно утверждать, что при всем многообразии цветовой гаммы выпускаемых текстильных материалов, современные дизайнеры при проектировании коллекций одежды, стремятся проявить свою индивидуальность создавая авторские рисунки на ткани, используя ручную роспись в технике батик, которая не имеет каких-либо жёстких рамок или традиций. Разнообразие выпускаемых красителей для текстильных материалов позволяет каждому дизайнеру - художнику применять различные варианты росписи, внося что-то новое, постоянно совершенствуя свою технику.

Ассортимент производимых красителей позволяет сделать технику ручной росписи батик доступной не только для профессиональных дизайнеров -художников, но и для обычных, интересующихся творчеством и рукоделием людей, так как особенности данной техники позволяют создавать

замечательные по своей красоте изделия, которые поражают своим многообразием, вариативностью, яркостью красок, а также являются местом для воплощения творческих фантазий автора и создания уникальных работ.

Литература

1. Карпов В. В, Белов А. Е. Современное состояние производства и потребления красителей. Рос. хим. ж. (Ж. Рос. хим. об-ва им. Д.И. Менделеева), 2002, т. ХЬУ1, № 1.

- С. 67-71.

2. Чурилова В.И. Техника художественной росписи тканей

— М.: АСТ, Донецк: Сталкер, 2005. — 171 с.

3. История науки и техники. Материалы и технологии: Учеб. пособие. Ч. I. - 2-е изд., с изм. и доп. - М.: МГИУ, 2007. - 276 с.

4. Мельников Б.Н., Кириллова М.Н., Морыганов А.П. Современное состояние и перспективы развития технологии крашения текстильных материалов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. - 80 с.

5. Егоров Н.В. Справочник / В.И. Лебедева, О.К. Смирнова, Т.Д. Кириллова, М.Н. Захарова - М.: Легпромбытиздат, 1991. - 432 с.

6. Мельников Б.Н., Блиничева И.Б. Теоретические основы технологии крашения волокнистых материалов. - М.: Легкая индустрия, 1978. — 304 с.

7. Гарцева Л.А. Химическая технология текстильных материалов: Текст лекций. / Л.А. Гарцева, В.В. Васильев. - Рязань, филиал ИГТА: ИГТА, 2004. - 124 с.

8. Стоку Сузи. Батик. Практическое руководство. - М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2006. - 96 с.

9. Демин Л.Р. Искусство Индонезии. М.: Знание, 1985. -210 с.

10. Окраска ткани в домашних условиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://3natok.ru/clothes/133-okraska-tkani-v-domashnix-usloviyah.html свободный.

11. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. Ремесло и рукоделие. - М.: Профиздат, 2001. - 62 с.

12. Кричевский Г.Е. Химическая технология текстильных материалов: Учебник для вузов. - Т. 2, М.: 2000,- 540 с.

© Е. В. Кумпан - к.т.н., доцент кафедры Дизайна КНИТУ, [email protected]; Р. Р. Халимова - магистр гр. 724-М3 кафедры Дизайна, КНИТУ.

© E. V. Kumpan - саМ. tech. sci., department of Design, KNRTU, [email protected]; R. R. Khalimova - master 724-M3 of the department of Design, KNRTU, KNITU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.