Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 39 (177).
Филология. Искусствоведение. Вып. 38. С. 165-169.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ТЕКСТИЛЬНОГО ПАННО
В статье поднимаются вопросы взаимодействия текстильного панно с пространством современного жилища. Проведен анализ различных приемов работы при создании авторских текстильных панно, в том числе и с применением нетрадиционных для текстиля материалов. Рассмотрены вопросы использования в текстильном панно технологии компьютерной печати.
Ключевые слова: текстильное панно, пространство жилища, авторский текстиль, нетрадиционные материалы.
В 1990-2000 годах произошел массовый перенос высокохудожественных произведений текстильного искусства из общественных интерьеров в пространство жилища. Авторский текстиль как произведение декоративного искусства в новых условиях получил иное звучание. Стены жилого интерьера украшаются предметами или объектами, принадлежащими к миру высокого искусства или к мировым культурным ценностям. В самом начале исследуемого периода были весьма популярны авторские станковые текстильные произведения достаточно традиционного исполнения - по преимуществу росписи по ткани и в редких случаях, в виду достаточно дорогого и трудоемкого исполнения, это было текстильное ткачество. В последующем спектр технологий выполнения текстильного панно существенно расширился. Текстильное панно в современных условиях является не только объектом декоративно-прикладного искусства, но и текстильного дизайна. Декоративный текстиль выступает в роли арт-объекта жилого интерьера.
Текстильное панно стало областью творческого эксперимента, где ведется работа над поиском новых качеств поверхности с использованием нетрадиционных для текстиля техник и материалов. Творческие эксперименты проникли и в область формообразования текстильного панно. Экспериментальный текстиль, который всегда был экспонатом выставочных площадок различного уровня, плавно переместился в жилое пространство. Текстильные панно, выполненные с применением экспериментальных технологий, являются предметом пристального внимания. В данном случае интерес к этому вопросу продиктован не только с точки зрения изучения
экспериментального текстильного панно как художественной доминанты интерьера жилища, но и новыми возможностями работы с формой, функцией и материалом.
Для определения, что является областью творческого эксперимента в текстиле, необходимо выявить традиционные формы, технологии и приемы работы с текстильной поверхностью. Основываясь на многочисленных исследованиях, посвященных различным аспектам декоративного текстиля (Л. Е. Жоголь, В. Н. Козлов, С. А. Малахова, Л. Н. Хоманько, Н. С. Гасанова, В. Д. Уваров) можно выявить, что текстильное панно рассматривалось с точки зрения общественного пространства - как основной сферы применения репрезентативных авторских форм декоративного текстиля1.
Традиционными техниками для текстильных панно служили гобелен, ручная роспись ткани, ручная печать, макраме. Широкая гамма используемых материалов «синтетического сырья, сизаля шнуров, кожи, овечьего руна, конского волоса, металлических нитей, которые вводятся в процессе ткачества наряду с такими традиционными материалами как шерсть, лен, конопля, шелк»2. Богатая палитра фактур, применение рельефа как качественного изменения технологического процесса ткачества привело к появлению объемно-пространственных текстильных форм3, позволяет говорить о широкой экспериментальной базе текстильных панно общественных интерьеров.
В жилом интерьере текстиль, прежде всего, выполнял утилитарную функцию, основное внимание уделялось художественному оформлению мебельно-декоративных и драпировочных тканей, элементам столового
текстиля, коврам и покрывалам. Текстильное панно как элемент художественного решения жилого интерьера, являясь его смысловым и композиционным акцентом, появилось в 80-х годах прошлого века. Поворотным моментов в появлении станковых работ в художественном текстиле стало изменение социальной и политической структуры общества. Изменился и статус произведений прикладного искус-ства4. Площадкой творческих экспериментов стали выставки, широкое появление текстильных панно соразмерных пространству жилого интерьера позволило найти им соответствующее применение.
Самый простой и традиционный способ взаимодействия текстильного панно с пространством жилища - применение панно в качестве декоративного настенного элемента - «картины». Однако это не мешает ему выступать в роли основного декоративного компонента интерьера. В жилых интерьерах 1980-1990 годов, как уже говорилось выше, наибольшее распространение получили текстильные панно, выполненные в технике ручной росписи ткани, реже ткачества. Панно большей частью оформляется в рамы, как живопись или графика. Небольшие габариты жилища и стандартизированное мышление потребителя - «панно-картина» не позволяют экспериментировать с формой и масштабом. Размеры текстильного панно редко превышают стандартные 60х80 см., что не мешает авторам демонстрировать виртуозное владение техниками холодного и горячего батика и ручного ткачества. Текстильные панно отличает многообразие композиционных приемов и художественных образов. В текстильных панно в равной степени присутствует камерность и монументальная эпичность. Однако в большей части все они несут элемент изобразительной повествовательности.
Появление жилого интерьера со свободными пространственно-планировочными решениями, конструктивное увеличение пространства жилища позволило найти применение более масштабным текстильным панно. Они выступают не только в роли декоративного панно на стене, но и в роли декоративных перегородок, панно-потолка, настенных панно, витражных панно и панно-светильников. Техники исполнения могут быть самыми различными: от традиционного холодного или горячего батика, до свободной росписи с элементами печати, вышивки, накладными
декоративными элементами. Появление современных материалов позволяет авторам отходить от традиционных технологий. В первую очередь это коснулось росписи ткани -текстильные красители на акриловой основе позволили широко использовать искусственные и синтетические ткани, с самыми различными фактурами - наибольшее распространение получили креповые, крепсатиновые, капроновые, жатые ткани и так называемый «мокрый» шелк. Изменение ширины декоративных тканей до 3,0 м позволило создавать текстильные панно любых размеров. И если первое время, применяя синтетические красители, авторы старались работать в традиционных техниках росписи, позже изучая более широкие возможности современных технологических инноваций, техники росписи стали комбинироваться. Для создания текстильных панно в технике росписи используют и натуральные материалы, как традиционные крепдешин и туаль, так и ткани с ярко выраженной фактурой ткани - это «дикий» шелк, лен, «домотканый» хлопок, жаккардовый шелк.
Развитие получила техника свободной росписи, чему способствовали обширные возможности работы с акриловыми красками для ткани и различными дополнительными материалами (ил. 9, 11). Появление объемных резервов, красок с эффектами перламутра и металлика, глянцевых и матовых красок с загусткой оказывает влияние на поиск новых приемов работы с поверхностью ткани (Е. Манерова, г. Екатеринбург). Новые материалы расширили возможность использования структурированных или орнаментальных тканей в техниках холодного и горячего батика, а также свободной росписи (ил. 13). Способ закрепления современных красок при помощи утюга или фена облегчился настолько, что позволяет создавать на ткани тонкие акварельные лессировки и нанесение тонкого «каллиграфического» рисунка. Расширились возможности микширования различных техник и приемов - совмещение лессировок с техниками холодного и горячего батика, росписи ткани и печати. Использование при печати акриловых красок дает возможность нанесения светлого или при необходимости белого цвета на темную поверхность ткани или печать красками с оттенками золота, серебра, бронзы и меди (ил. 12).
Текстильное панно, выполненное в технике ручной росписи, декорируется не только
фрагментами печати, но и элементами аппликации и вышивки (С. Бондарев, С. Николаева, г. Екатеринбург). Техника вышивки может быть классической или иметь нарочитую художественную небрежность (ил. 1). Аппли-цирование может быть многослойным - с использованием разного вида тканей (ил. 15). Однако для сохранения визуализации изобразительного ряда панно чаще всего используются тонкие и прозрачные ткани - органза, капрон, сетка, кружево, фуляр, кристаллон (С. Платоненко, г. Екатеринбург) (ил. 18). В качестве дополнительных элементов в поверхность ткани вводятся бусины, бисер, пуговицы, пришивные и клеевые стразы.
Одним из приемов декорирования ткани является введение в структуру ручной росписи непряденых шерсти, шелка или вискозных волокон при помощи иглопробивной техники (В. Грекова, г. Екатеринбург).
Технологические инновации в ткачестве представлены включением в поверхность ткачества как нетрадиционных материалов - металлических пластин, стеклянных палочек, бамбука, перфорированных сеток, так и применением элементов декоративноприкладного искусства (Е. Манерова, Н. Кайзер, г. Екатеринбург) (ил. 10). Небольшие плакетки самых различных конфигураций выполненных в техниках горячей и холодной эмали (Е. Калашникова, г. Екатеринбург), объемные и плоскостные элементы из глины, фарфора, стекла (Г. Храмцова, В. Мухачева, г. Екатеринбург). Включаются в композиционную структуру ткачества витражные и керамические элементы (ил. 7, 14).
В ручном ткачестве также стали применять элементы печати. Печать выступает в роли декорирующей фактуры поверхности гобелена или имитирует шпалерное ткачество, где необходима тонкая деталировка изображения (ил. 17).
Получила свое развитие и техника нетканого гобелена - набивки на текстильную основу с помощью специальной иглы цветной пряжи. Фактура, получаемая при помощи такого технологического способа, ассоциируется с войлочной поверхностью. В отличие от этой достаточно традиционной техники, известной еще в советское время, современный нетканый гобелен отличается включением в структуру поверхности других текстильных материалов или материалов, традиционно в текстиле не используемых. Однако техника
нетканого гобелена, равно как и техника войлока, не нашли широкого распространения в интерьерных текстильных панно. Чаще всего обе этих техники являются составляющими элементами в коллажных текстильных композициях (А. Лукина, г. Екатеринбург). В современных текстильных панно выполненных в технике валяния используются многослойные накладные элементы из различных материалов, вышивка, декорирование объемными шнурами (ил. 8).
Разработка инновационных способов работы с использованием нетрадиционных материалов не является единственным методом создания авторского текстильного панно. Активное применение воссозданных старинных техник декорирования ткани находит приложение в авторском текстиле самых различных видов и форм. Панно если и не выполнено полностью в одной из возрожденных текстильных техник, то или включает ее в композиционный строй, или трансформирует ее с учетом современных технологий и материалов.
В последнее время в части изделий инте-рьерного текстиля находит применение техника «бурраж» - старинная французская техника, практически не получившая своего развития в России. Современные художники по текстилю редко используют эту технику для изготовления крупномасштабных интерьерных изделий, но применяют в небольших панно или в качестве элемента панно-коллажа (С. Ганзи-на, Н. Булатова, г. Екатеринбург) (ил. 2). Современные материалы позволяют вносить определенные технологические изменения в эту технику - тонкий шнур, традиционно применяемый для заполнения элементов текстильного рельефа, заменяется различными «объемными» синтетическими материалами, дополняется приемами ручной и машинной вышивки (ил. 6). Примером инновационного использования видоизмененной техники «бур-раж» может служить панно, выполненное на ткани с росписью текстильными акриловыми красками, где в качестве объемного наполнителя использовался синтепон (М. Пепеляева, Г. Храмцова, г. Екатеринбург).
Интере с представляет техника текстильного коллажа, выполненного из суконных и драповых тканей (ил. 4). Модификация такого типа текстильной аппликации представляет включение в поверхность сукна-основы элементов ручного валяния шерсти, вышивки и ручного ткачества (И. Пайвина, г. Екатеринбург).
Текстильный коллаж как форма художественного авторского произведения находит достаточно широкое применение в современном жилом интерьере. Особенно часто коллаж применяется с включением мотивов, выполненных в технике ручной росписи ткани или ручной печати. Применение такой техники позволяет создавать интересные текстильные поверхности, например шторы-панно с включением мотивов в технике холодного батика по иллюстрациям Бердслея (Н. Пятницкая и М. Уткина, г. Москва).
С активным развитием компьютерных технологий одним из распространенных приемов декорирования тканей стала компьютерная печать или «принт». Компьютерная печать может выполняться на любой ткани, ткань может быть как очень тонкой и прозрачной, так и достаточно плотной и даже рельефной. Компьютерная печать находит широкое применение в различных текстильных панно. Ткань с печатью авторских фотографий, рисунков, декоративных или живописных работ является активным художественным элементом интерьера, чаще всего используется для формирования определенной художественной идеи. В проекте «Поп-арт и рок-н-ролл» (Д. Алексеев, г. Москва) нетканым шелком с графическими принтами затянута часть стен. Элементы компьютерной печати на ткани включаются в композиционную канву панно выполненных в различных текстильных техниках - холодный батик, пэтчворк, коллаж (С. Ганзина, Н. Булатова, г. Екатеринбург).
Текстильное панно может иметь и нетрадиционную форму. Показательна в этом плане работа Н. Пятницкой и М. Уткиной (г. Москва) - панно из шестнадцати подушек с иллюстрацией Бердслея «Смерть Артура», выполненной в технике холодного батика. Также работа С. Ганзиной (г. Екатеринбург) - панно-изголовье, выполненное из нескольких декоративных подушек разного размера в технике пэтчворка.
Технология пэтчворка также получила инновационные изменения. Выполняя текстильные панно в этой технике, авторы используют сложные по фактуре и структуре ткани, применяют приемы комбинирования с компьютерной печатью (ил. 3). Широко применяются накладные элементы, в структуру поверхности вводятся объемные детали. Помимо традиционно геометрической композиции, авторы стали применять в пэтчворке
свободные живописные структуры композиционного решения панно. Живописная структура поверхности отличается не только композиционным решением, но и появлением «живописных» фактур - сочетания высокого и низкого рельефа, техники мазка (свободная форма соединительных линий), ручной и машинной фактуры простегивания, применения изобразительных мотивов, выполненных в различных других техниках.
Современные текстильные панно представляют интерес не только как элемент ин-терьерного текстиля, имеющего прикладное значение. Появление новых материалов, возрождение старинных технологий и их модификация увеличило художественные характеристики текстиля. Большее значение придается качеству текстильной поверхности. Текстильные панно стали более разнообразны по форме и приемам композиционного решения. Процессная деятельность художника расширилась за счет овладения широким спектром художественных средств и технических возможностей работы с текстильной поверхностью, что привело к появлению большого количества уникальных техник при создании авторского панно и создает потенциал для дальнейших экспериментов в данном виде прикладного искусства.
Примечания
1 Жоголь, Л. Е. Декоративное искусство в современном интерьере. Киев : Будівельник, 1986. С. 39.
2 Там же. С. 48.
3 Уваров, В. Д. Авторская таписерия в контексте мирового художественного процесса : 1960-1990-гг. : дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2000. С. 165.
4 Телепнева, И. В. Произведения декоративноприкладного искусства и предметная среда // Архитектура и рынок (проблемы профессии и архитектурно-художественного образования) : тез. докл. междунар. науч. конф. Екатеринбург : Архитектон, 1996. С. 155.
Список иллюстраций
1. Бондарев С. «Прогулка по Парижу», горячий батик, ручная печать, аппликация, вышивка.
2. Булатова Н. «Белый Суздаль», пэтчворк, вышивка, бурраж.
3. Булатова Н. «Солнышко», пэтчворк, компьютерная печать.
4. Васильева Л. «Яшма», сукно, войлок, аппликация.
5. Горенкова Е. «Троица», горячий батик, стекло (фьюзинг).
6. Ерошеня Д. «Птица Алконост», пэт-чворк, вышивка, бурраж, аппликация, фрагмент.
7. Золотухина М. «Радуга», гобелен, керамические плакетки.
8. Лукина А. «Голубой ангел», войлок, вышивка, аппликация.
9. Манерова Е. «Движение красного», свободная роспись красками с использованием загустки, объемные цветные резервирующие краски.
10. Манерова Е. «Зеленое», гобелен, латунные пластины, бисер, стеклярус.
11. Манерова Е. «Маки», свободная роспись красками с использованием загустки.
12. Манерова Е. «Одуванчики», свободная роспись красками с использованием загустки, объемные цветные резервирующие краски.
13. Манерова Е. «Старый двор», свободная роспись акриловыми красками с использованием загустки, объемных цветных резервов.
14. Мухачева В. «Гора самоцветов», гобелен, стекло (фьюзинг), фрагмент.
15. Николаева С. «Do not walk outside this area», холодный батик, ручная печать, аппликация.
16. Платоненко С. «Отражения», холодный батик, многослойная аппликация.
17. Попова Е. «После дождя», гобелен, ручная печать.
18. Прохоренко С. «Вырастет птица», роспись цветными резервирующими красками, печать.