Научная статья Original article
DOI 10.55186/02357801 2022 7 1 15
ПРИМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ
ПРЕДПРИЯТИЯМИ
APPLICATION OF ADMINISTRATIVE METHODS IN TECHNOLOGICAL MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES
Гачаев Ахмед Магомедович, Заведующий кафедрой « Высшая и прикладная математика», доцент, Академия наук Чеченской республики, ведущий научный сотрудник отдела физико-математических и химических наук, ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова» (364061 Россия, г. Грозный, ул. проспект Х. Исаева, д. 100), тел. +7(495)405-99-66, Gachaev-chr@mail.ru Исаев Хампаш Абдурахманович, Кандидат экономических наук, и.о. доцента кафедры «Теплотехника и гидравлика», ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова» (364061 Россия, г. Грозный, ул. проспект Х. Исаева, д. 100), тел. +7(495)405-99-66, Isaevhampash1965@mail.ru
Ahmed M. Gachaev, Head of the Department of Higher and Applied Mathematics, Associate Professor, Academy of Sciences of the Chechen Republic, Leading Researcher of the Department of Physical, Mathematical and Chemical Sciences, Grozny State Petroleum Technical University named after Academician M.D.
Millionshchikova" (100 prospect X Street . Isaeva st., Grozny, 364061 Russia),
tel. +7(495)405-99-66, Gachaev-chr@mail.ru
Hampash A. Isaev, Candidate of Economic Sciences, Acting Associate Professor of the Department of Heat Engineering and Hydraulics, Grozny State Petroleum Technical University named after Academician M.D. Millionshchikova" (100 prospect X Street . Isaeva st., Grozny, 364061 Russia), tel. +7(495)405-99-66, Isaevhampash1965@mail.ru
Аннотация. Дисциплинарные административные методы. Главной целью применения данных методов является обеспечение эффективной и стабильной деятельности промышленных предприятий за дисциплинарные инструменты и рычаги (санкции) с учетом вопросов, связанных с ответственностью персонала во время исполнения своих функций на предприятиях. Социально -психологические методы управления. Данные методы влияют на социально -психологический климат, который сформирован в трудовом коллективе промышленных предприятий. Также социально-психологические методы управления оказывают влияние на трудовую и социальную активность персонала. Так, Белик В. Д. отмечает, что на предприятиях указанные методы ориентированы на расширение возможностей и путей наиболее эффективной мобилизации интеллектуальных и эмоциональных ресурсов сотрудников с целью активизации их трудовой активности». Исходя из того, что человеческий фактор является одним из главных элементов в системе управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий, то мы считаем, что в настоящее время в кризисных условиях существования промышленности России необходимо активизировать процесс применения социально-психологических методов. Следовательно, использование социально психологических методов во время управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий требует рационального
использования человеческого фактора с учетом индивидуальных социально -психологических, психофизиологических, мотивационных особенностей личности, что будет способствовать получению значительного социального, экономического и морального эффекта в организации (на предприятии). Abstract. Disciplinary administrative methods. The main purpose of using these methods is to ensure the effective and stable operation of industrial enterprises for disciplinary tools and levers (sanctions), taking into account issues related to the responsibility of personnel during the performance of their functions at enterprises. Socio-psychological management methods. These methods affect the socio-psychological climate that is formed in the workforce of industrial enterprises. Also, socio-psychological management methods have an impact on the labor and social activity of personnel. Thus, V. D. Belik notes that at enterprises, these methods are focused on expanding the opportunities and ways to most effectively mobilize the intellectual and emotional resources of employees in order to activate their labor activity." Proceeding from the fact that the human factor is one of the main elements in the life support management system of industrial enterprises, we believe that at present, in the crisis conditions of the existence of Russian industry, it is necessary to intensify the process of applying socio-psychological methods. Consequently, the use of socio-psychological methods during the life support management of industrial enterprises requires the rational use of the human factor, taking into account individual socio-psychological, psychophysiological, motivational characteristics of the individual, which will contribute to obtaining a significant social. Ключевые слова: жизнеобеспечение, деятельность, фактор, предприятие, процесс
Keywords: life support, activity, factor, enterprise, process
Социально-психологические методы по способу действия разделяют на социальные и психологические. Основными отличиями между этими методами заключаются в следующем - при помощи социальных методов
происходит управление отношениями в коллективах и между коллективами, а при помощи психологических - управление поведением индивида и межличностными отношениями в коллективе [1].
Правовые методы управления. В менеджерском словаре определено, что это совокупность способов действий субъекта управления посредством правовых норм, правовых отношений и правовых актов». Они прежде всего обеспечивают институциональное развитие промышленных предприятий, определяют их правила поведения и юридически регламентируют все аспекты деятельности предприятий.
Обеспечение эффективного управления жизнеобеспечения деятельности предприятий, в первую очередь зависит от рационального применения менеджерами методы управления, которые отвечают современным преобразованием которые происходят на промышленном рынке России [5]. Итак, осуществив характеристику методов управления предлагаем следующую обобщенную систему классификации методов управления жизнеобеспечения деятельности предприятий.
На наш взгляд, важным аспектом в процессе управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий является (при необходимости) преодоление кризисных явлений, которые возникают периодически на предприятии [10]. Поэтому целесообразно будет исследовать методологические антикризисного управления на предприятиях. Согласны с мнением исследователей Воронина А. и Товма И., которые отметили, что кризисное состояние на промышленном предприятии характеризуется своей уникальностью и определенной непредсказуемостью, а потому менеджерам предприятий достаточно трудно разработать и сформировать четкий и эффективный набор правил и методов, которые нужно использовать во время предыдущего предотвращения или фактического преодоления кризисных явлений, которые возникают во время управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий [7].
Следовательно, использование на промышленных предприятиях антикризисного управления должно базироваться на принципах, которые обеспечат диагностику, предубеждение и ликвидацию кризиса на промышленном предприятии.
Обобщив классификации принципов антикризисного управления, предложили при разработке мер антикризисного управления учитывать две группы принципов:
- общие для системы управления: экономической эффективности; социальной ответственности; разграничения функций политического, государственного и хозяйственного управления; ориентации на потребителя; системности;
- специфические для антикризисного управления: планирования и разработки специальных программ стратегического характера; постоянного мониторинга внешней и внутренней среды; непрерывности; целенаправленность процесса управления; оперативности и достоверности входной информации; достоверности прогнозов; отсутствия универсальных антикризисных решений; конечной ориентации на деятельность [4].
По мнению Иванюты С. М., метод антикризисного управления - это совокупность принципов, методов, категорий и инструментария, который применяется для исследования процессов антикризисного управления. Ученый Шапурова А. А. распределяет методы антикризисного управления предприятием на:
- функциональные методы, направленные на решение кризиса через внесение изменений в определенные действия менеджеров и персонала предприятия;
- системные методы, задача которых заключается в решении кризиса путем коренной реструктуризации предприятия [6].
Необходимо отметить, что распространенной среди ученых (Крысанов Д., Москаленко Л., Хринюк В., Кульчий И., Скибицкий О. и др.) классификация
методов антикризисного управления на две группы: тактические и стратегические.
Тактические методы антикризисного управления на промышленных предприятиях ориентированы на оперативное улучшение финансовых показателей, преодоление последствий кризиса на предприятии. Результаты применения стратегических методов предприятие испытывает, как правило, не сразу, однако они изменяют сущность бизнеса, его качественные характеристики, такие как конкурентоспособность, инвестиционная привлекательность, инновационность и т. п.
Итак, в научном исследовании было проанализировано основные принципы управления, которые могут применяться на промышленных предприятиях и разработали методологические модели управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий опираясь на управленческие концепции классиков менеджмента Файоля А., Тейлор Ф., Эмерсона Г., Друкера П.
Также было исследовано систему методов управления, обеспечивающих реализацию принципов во время управления жизнеобеспечения деятельности предприятий и являются важными способами, которые определяют функционирование и развитие промышленного предприятия [3]. Важной характеристикой процесса управления жизнеобеспечения деятельности предприятия является его цикличность. Следует заметить, что научные концепции по пониманию жизненного цикла начали возникать в конце XIX в. как совокупность взглядов, включавших в себя идеи развития и старения на уровне индивидов и организмов, а также процессов приспособления, выживания на уровне отдельных видов и целых популяций живых организмов.
Подробный анализ концепций жизненного цикла предприятия в трудах зарубежных ученых дает основания утверждать, что в настоящее время разработано более десяти моделей циклического развития предприятий,
которые включают определенные фазы (стадии или этапы) возникновения, существования и развития конкретного предприятия, особенности протекания которых формируют различные варианты и ситуации относительно их управления на предприятии [8].
ЖЦП-это период времени существования, начиная с разработки концепции бизнеса (зарождения и создания идеи) и заканчивая моральным или физическим износом, что завершается ликвидацией или превращением в новую систему с другими целевыми ориентирами. Необходимо отметить, что проблематику жизненного цикла предприятия изучали много ученых, а именно: Адизес И., Грейнер Л., Миллер Д. и Фризен П., Кац Д. и Канн Г., Мильнер Б., Корягина С., Широкова Г., Козаченко Г., Шацкая Е. и др. Однако необходимо отметить, что каждый ученый, по-своему толковал жизненные циклы организации (предприятия (ЖЦП)).
Популярность и широкое практическое применение теории ЖЦП, может быть обусловлены следующими причинами: было обнаружено, что жизнь предприятия, что производит один вид продукции становится все короче [2]. Это связано с более быстрыми темпами развития техники и технологии, появление инноваций. Новые интересы потребителей и потребности на рынке, требуют от предприятий качественные товары, а для этого нужны значительные инвестиции. В этом случае использование жизненного цикла позволит координировать планы производственной и маркетинговой деятельности предприятия с его инвестиционными планами [9]. Отечественные и иностранные ученые в зависимости от тех характеристик, которые приобретает предприятие за определенный промежуток времени, определенный период своей «жизни», подает свое разделение ее жизненного цикла на определенное количество этапов (стадий, фаз). Количество фаз жизненного цикла предприятия, которое предлагают разные авторы, колеблется от 3 до 9, но самые распространенные теории распределяют на 5 -
6 фаз. Чаще всего ЖЦП отображается графически с указанием изменений
(этапов) в жизнедеятельности предприятия.
Рассмотрены и проанализированы основные модели жизненного цикла
предприятия в теории управления в контексте их жизнеобеспечения в
хронологической последовательности их появления.
Литература
1. Buzoverov, E. A., Varaksin, A. Y., & Denshchikov, K. K. (2019). Marketing prospects for universal electric power converters. International Journal of Engineering Research and Technology, 12(12), 2755-2760.
2. Denisova, O. N., & Karsuntseva, O. V. (2019). Characteristics of the impact of an innovative information economy on employment. International Journal of Engineering and Advanced Technology, 8(4), 990-993.
3. Gogoberidze, G. G., Knyazeva, M. A., & Rumiantseva, E. A. (2019). Murmansk Arctic state university - Scientific and educational center of the Murmansk region. Vysshee Obrazovanie v Rossii, 28(3), 106-115. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-106-115
4. Ianenko, M., Stepanov, M., Ianenko, M., & Iliashenko, S. (2019). Peculiarities of product policy in the internet of things. In IOP Conference Series: Materials Science and Engineering (Vol. 497). https://doi.org/10.1088/1757-899X/497/1/012119
5. Iskoskov, M. O., Kargina, E. V, & Klochkov, Y. (2019). Innovative Model of the Organization of a Marketing System at Engineering Enterprises. In Proceedings - 2019 Amity International Conference on Artificial Intelligence, AICAI 2019 (pp. 992-997). https://doi.org/10.1109/AICAI.2019.8701397
6. Kalieva, E. A. (2019). Municipal physical education and sports management system: Communication marketing. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury, 2019(1), 6-8.
7. Klimova, S., Kondykov, A., & Mertsalov, E. (2019). Formation of an effective mechanism for staffing in the agricultural sector in the context of globalization
and integration through the pedagogical conditions of increasing motivation in students of agricultural universities. In IOP Conference Series: Earth and Environmental Science (Vol. 274). https://doi.org/10.1088/1755-1315/274/1/012087
8. Klunko, N. S., Sirotkina, N. V, & Krasnonosova, O. M. (2019). Strategic management in pharmaceutics development under world economic globalization transformations. Journal of Environmental Treatment Techniques, 7(3), 409-417.
9. Kolgan, M., Moshkin, I., & Nazarova, E. (2019). Marketing support of innovation in trade. In Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020 (pp. 5511-5518).
10. Kozlova, D. K., Petrusha, P. P., & Ivanova, K. Y. (2019). Multidimensional innovations in Russian higher education institutions. In Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020 (pp. 5173-5179).
References
1. Buzoverov, E. A., Varaksin, A. Y., & Denshchikov, K. K. (2019). Marketing prospects for universal electric power converters. International Journal of Engineering Research and Technology, 12(12), 2755-2760.
2. Denisova, O. N., & Karsuntseva, O. V. (2019). Characteristics of the impact of an innovative information economy on employment. International Journal of Engineering and Advanced Technology, 8(4), 990-993.
3. Gogoberidze, G. G., Knyazeva, M. A., & Rumiantseva, E. A. (2019). Murmansk Arctic state university - Scientific and educational center of the Murmansk region. Vysshee Obrazovanie v Rossii, 28(3), 106-115. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-106-115
4. Ianenko, M., Stepanov, M., Ianenko, M., & Iliashenko, S. (2019). Peculiarities of product policy in the internet of things. In IOP Conference Series: Materials Science and Engineering (Vol. 497). https://doi.org/10.1088/1757-899X/497/1/012119
5. Iskoskov, M. O., Kargina, E. V, & Klochkov, Y. (2019). Innovative Model of the Organization of a Marketing System at Engineering Enterprises. In Proceedings - 2019 Amity International Conference on Artificial Intelligence, AICAI 2019 (pp. 992-997). https://doi.org/10.1109/AICAI.2019.8701397
6. Kalieva, E. A. (2019). Municipal physical education and sports management system: Communication marketing. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury, 2019(1), 6-8.
7. Klimova, S., Kondykov, A., & Mertsalov, E. (2019). Formation of an effective mechanism for staffing in the agricultural sector in the context of globalization and integration through the pedagogical conditions of increasing motivation in students of agricultural universities. In IOP Conference Series: Earth and Environmental Science (Vol. 274). https://doi.org/10.1088/1755-1315/274/1/012087
8. Klunko, N. S., Sirotkina, N. V, & Krasnonosova, O. M. (2019). Strategic management in pharmaceutics development under world economic globalization transformations. Journal of Environmental Treatment Techniques, 7(3), 409-417.
9. Kolgan, M., Moshkin, I., & Nazarova, E. (2019). Marketing support of innovation in trade. In Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020 (pp. 5511-5518).
10. Kozlova, D. K., Petrusha, P. P., & Ivanova, K. Y. (2019). Multidimensional innovations in Russian higher education institutions. In Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference,
IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020 (pp. 5173-5179).
© Гачаев А.М., Исаев Х.А., 2022 Международный журнал прикладных наук и технологий "'Integral" №3/2022
Для цитирования: Гачаев А.М., Исаев Х.А. ПРИМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ//
Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №3/2022