Научная статья Original article
DOI 10.55186/02357801 2022 7 1 14
ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СИСТЕМАМИ
ECONOMETRIC METHODS OF MANAGEMENT OF BUSINESS SYSTEMS
Гачаев Ахмед Магомедович, Заведующий кафедрой « Высшая и прикладная математика», доцент, Академия наук Чеченской республики, ведущий научный сотрудник отдела физико-математических и химических наук, ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова» (364061 Россия, г. Грозный, ул. проспект Х. Исаева, д. 100), тел. +7(495)405-99-66, Gachaev-chr@mail.ru Исаев Хампаш Абдурахманович, Кандидат экономических наук, и.о. доцента кафедры «Теплотехника и гидравлика», ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова» (364061 Россия, г. Грозный, ул. проспект Х. Исаева, д. 100), тел. +7(495)405-99-66, Isaevhampash1965@mail.ru
Ahmed M. Gachaev, Head of the Department of Higher and Applied Mathematics, Associate Professor, Academy of Sciences of the Chechen Republic, Leading Researcher of the Department of Physical, Mathematical and Chemical Sciences, Grozny State Petroleum Technical University named after Academician M.D. Millionshchikova" (100 prospect X Street . Isaeva st., Grozny, 364061 Russia), tel. +7(495)405-99-66, Gachaev-chr@mail.ru
Hampash A. Isaev, Candidate of Economic Sciences, Acting Associate Professor of the Department of Heat Engineering and Hydraulics, Grozny State Petroleum Technical University named after Academician M.D. Millionshchikova" (100 prospect X Street . Isaeva st., Grozny, 364061 Russia), tel. +7(495)405-99-66, Isaevhampash1965@mail.ru
Аннотация. Значительное внимание в отечественных научных кругах уделяется и вопросам классификации методов управления на предприятии. Если рассмотреть классификацию методов управления, то можно увидеть, что существует много подходов к их систематизации и видового распределения, часто одни и те же методы находятся в плоскости применения различных классификаций. Это зависит от того, что каждый исследователь данной проблематики ставит перед собой различные цели и задачи в процессе упорядочения методов управления на предприятии, опираясь на избранную им систему методологии и собственно научно-теоретическое осмысление. Мы считаем, что среди основных методов, которые должны использоваться во время управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий являются следующие: экономические, технологические, административные, социально-психологические и правовые. Осуществим их общую характеристику. Экономические методы управления. Это совокупность экономических инструментов и мер, на основе которых реализуется воздействие на управляемые объекты с целью достижения материальных интересов участия работника в хозяйственных процессах, что происходят в процессе управления жизнеобеспечения деятельности предприятий.
Abstract. Considerable attention in domestic scientific circles is also paid to the classification of management methods at the enterprise. If we consider the classification of management methods, we can see that there are many approaches to their systematization and species distribution, often the same methods are in the
plane of application of different classifications. It depends on the fact that each researcher of this problem sets himself various goals and objectives in the process of streamlining management methods at the enterprise, relying on the system of methodology chosen by him and the actual scientific and theoretical understanding. We believe that among the main methods that should be used during the life support management of industrial enterprises are the following: economic, technological, administrative, socio-psychological and legal. Let's implement their general characteristics. Economic management methods. This is a set of economic instruments and measures on the basis of which the impact on managed objects is realized in order to achieve the material interests of the employee's participation in economic processes that occur in the process of managing the life support of enterprises.
Ключевые слова: теория бизнеса, результат, потребители, предприятие, концепция
Keywords: Business theory, result, consumers, enterprise, concept
Проанализируем указанные компоненты модели более подробно в контексте управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий: 1 компонент. Адаптивная система менеджмента. Темпы развития современного мира с каждым годом растут во всех сферах общества происходят постоянные изменения, в том числе и экономике. Глобализационные и интеграционные процессы, социально-экономические кризисы, вирусные эпидемии существенно влияют на функционирование и развитие промышленных предприятий как в развитых странах, так и развивающихся. Поэтому Друкер п. считает, что при осуществлении общего управления на предприятии, менеджменту необходимо быть готовым к новым реалиям и прогнозировать какие существенные изменения ожидают предприятия в будущем, определять перспективы и тенденции развития
предприятия, какие новые парадигмы менеджмента появляются на основе новых реалий и сдвигов [1].
Следовательно, управление жизнеобеспечения деятельности предприятия должно учитывать внешние факторы, вызовы и изменения, которые возникают в обществе, а также быстро и эффективно адаптироваться к ним. 2 компонент. Эффективность бизнеса. Управление предприятием должно базироваться на концепции, которая заключается в том, что хозяйственная деятельность (бизнес) должна быть всегда эффективной, то есть приносить положительный результат. Друкер П. предлагает четыре основные составляющие, которые обеспечивают эффективность бизнеса:
- теория бизнеса. Это способ, с помощью которого предприятие намерено создавать ценность для своих потребителей.
В рамках теории бизнеса предприятие определяет миссию, анализирует свои сильные и слабые стороны в конкурентной рыночной среде, исследует свою целевую аудиторию, осмысливает что является существенными результатами для него. А также определяет какой должна быть теория предприятия, то есть направляет менеджмент искать возможности для инноваций [5]. Таким образом, теория бизнеса устанавливает и объясняет основные векторы относительно функционирования и развития промышленного предприятия.
- цели и задачи бизнеса. Промышленное предприятие для того, чтобы успешно вести свой бизнес должно четко понимать и уметь правильно устанавливать цели своей деятельности [10].
Цели бизнеса должны существовать не в самом бизнесе, а их нужно найти в общественной сфере, поскольку любое предприятие является элементом экономической системы. Существует только одно логическое определение цели бизнеса-создание клиента. Поскольку целью бизнес-предприятия является создать клиента, то любое предприятие имеет две основные функции
- маркетинг и новаторство.
Задачи должны исходить из целей промышленного предприятия и базироваться на том, в чем смысл бизнеса, каково его назначение и основные направления реализации на предприятии. Это набор действий, стандарты на основе которых измеряется эффективность ее работы. Итак, задача является фундаментальной бизнесстратегией [7]. По мнению Друкера П., задачи должны быть сформулированы в следующих восьми областях:
- анализ перспектив бизнеса. Важным фактором для жизнеобеспечения деятельности промышленного предприятия является способность анализировать уже наступившие события не только через призму настоящего, а также учитывая спрогнозированные последствия от таких событий, которые будут влиять на предприятие в течение одного двух следующих десятилетий. Другими словами «попробовать предсказать будущее и подготовиться к нему. Стратегическое планирование. Для преобразования целей и задач в конкретные стратегии развития промышленного предприятия и концентрации на них ресурсов, предприятию необходимо осуществлять стратегическое планирование. Следует отметить, что стратегическое планирование - это прежде всего применение мышления, анализа, воображения и оценки. Это скорее сфера ответственности, чем методика [4].
3 компонент эффективность менеджмента. Как и эффективность бизнеса, в данном компоненте можно выделить следующие блоки:
- управление персоналом ориентировано на достижение результатов.
- социальные влияния и социальная ответственность.
Данный компонент предложен Друкером п. в системе менеджмента полностью согласуется с нашей концепцией по исследованию проблем управления жизнеобеспечения деятельности промышленного предприятия, поскольку нововведения, предпринимательство, конкурентоспособность на наш взгляд являются ключевыми элементами, которые обеспечивают жизнедеятельность предприятия в современных рыночных условиях развития. Мы соглашаемся с мнением Друкера П., который считает, что предприятие,
которое хочет развить свою способность к инновациям, должно опираться и применять в своей практической деятельности предпринимательский менеджмент, то есть предпринимательские методы и приемы [6]. Как видим американский ученый рассматривает менеджмент как органически целостную строение (структуру), которая состоит из взаимосвязанных блоков, что в свою очередь состоят из взаимосвязанных компонентов. Вторая функция администрирования (Administrating) реализуется на промышленном предприятии, для того чтобы контролировать порядок в управленческо-организационных процессах которые протекают в его деятельности. Главная цель данной функции обеспечить высокий уровень эффективности промышленного предприятия в краткосрочном периоде [3]. Третья функция характеризуется тем, что на промышленном предприятии должен быть использован творческий потенциал и инновационность. Это достигается благодаря такому фактору производства, как предпринимательские способности.
Понятно, что существуют и другие принципы управления, которые могут применяться во время управления жизнеобеспечения деятельности промышленного предприятия [8].
Применение принципов управления жизнеобеспечения деятельности промышленного предприятия осуществляется с помощью различных методов менеджмента. В буквальном смысле слово «метод» переводится с греческого языка как «путь к чему-либо», то есть это способ, средство, прием определенного познания или исследования. В свою очередь методы управления (менеджмента) - «средства (приемы) целенаправленного воздействия на трудовой коллектив или отдельных работников с целью достижения целей организации способы и приемы воздействия управляющей системы на управляемую на различных уровнях и звеньях управления (предприятие, подразделение, служба и тому подобное).
Характерными признаками экономических методов на промышленных предприятиях являются следующие:
- они могут проявляться на макроуровне и микроуровне. Так промышленное предприятие с помощью экономических методов создает условия для единства индивидуальных и коллективных интересов, осуществляет опосредованное влияние на производственную деятельность промышленного предприятия применяя плановые показатели, которые касаются, например, системы оплаты труда, экономических санкций или премирования и тому подобное. Государство через применение политики заработной платы, систему налогообложения, финансово-кредитной политики, экономические разрешения или ограничения также влияет функционирование и развитие промышленных предприятий;
- на основе использования системы материальной мотивации на промышленных предприятиях стимулируют инициативу и ответственность персонала за последствия принятых решений и выполненных задач, и операций;
- они создают благоприятные экономические условия для развития промышленных предприятий, то есть являются методами косвенного (опосредованного) действия.
Основными видами экономических методов в процессе управления жизнеобеспечения деятельности промышленных предприятий являются: планирование производственной (хозяйственной) деятельности, комплексные целевые программы, бизнес-планирование в управлении пищевым предприятием, система внутренних экономических регуляторов, коммерческий расчет [2].
Итак, экономические методы управления на промышленных предприятиях, обеспечивают создание экономических условий, побуждающих их коллективы, изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, отвечающую этим потребностям и запросам.
Технологические методы управления. В процессе управления жизнеобеспечения деятельности предприятий их менеджмент также влияет на персонал через использование технологической и конструкторской документации.
Так, в национальном стандарте России «Система технологической документации. Термины и определения основных понятий» определено, технологический документ - это «документ, который отдельно или вместе с другими документами определяет технологический процесс или технологическую операцию изготовления или ремонта изделия». Приведем характеристику некоторых технологических документов на примере предприятий пищевой промышленности. Так важным технологическими документами, которые используются во время управления жизнеобеспечения пищевых предприятий являются технологические инструкции, которые внедряются вместе с техническими условиями (стандартами) и определяют: ассортимент полуфабрикатов, производимых на пищевых предприятиях; требования к качеству и нормы расхода сырья; порядок проведения технологических процессов; требования к упаковке и маркировке; условия и сроки хранения и транспортировки и др. Конструкторские документы, которые применяются на промышленных предприятиях, включают проектную конструкторскую документацию (техническое предложение, эскизный проект, технический проект) и рабочую конструкторскую документацию (спецификация, сборочный чертеж, чертежи деталей и др.)
Административные методы управления. На промышленных предприятиях осуществляют прямое управленческое и регуляторное влияние на их деятельность и персонал [9]. Административные методы управления реализуются через руководящие институты в пределах своей компетентности с целью достижения поставленных целей и задач на промышленном предприятии.
К характерным признакам этих методов следует отнести:
- они в отличие от экономических методов осуществляют прямое влияние на объект управления на промышленном предприятии;
- носят императивный характер, то есть являются обязательными и однозначными в процессе выполнения поставленных управленческих решений и задач;
- за невыполнение приказов, распоряжений и других административных инструментов обязательно наступает ответственность для работников промышленного предприятия.
Среди ученых распространенным является подход по классификации административных методов управления на промышленных предприятиях на три группы: организационные, распорядительные и дисциплинарные. Организационные административные методы. Они прежде всего используются в период создания новых промышленных предприятий, или во время процесса их реорганизации с целью решения первоочередных задач: отбора, адаптации и перемещения персонала на промышленных предприятиях, а также проведение инструктажей для трудового коллектива; разработка и определение функциональных прав и обязанностей каждого работника промышленного предприятия и его места в управленческо-хозяйственной системе; контроль за осуществлением поставленных целей и задач во время организационных процессов, которые происходят на промышленных предприятиях.
Распорядительные административные методы. Составляют систему инструментов, которые призваны формализовать задачи, приемы, операции, применяемые на промышленных предприятиях. Кроме этого, данные методы устраняют недостатки, отклонения, которые возникают в процессе деятельности промышленных предприятий на основе применения приказов, распоряжений; рекомендаций, а также проведение совещаний, консультаций
и других согласительных процедур во время управления жизнеобеспечения
деятельности промышленных предприятий.
Литература
1. Minaev, V. A., Tsyshchuk, E. A., & Tsyshchuk, G. Y. (2020). Network-centric concept of tourist and recreational systems management: municipal aspect. In CEUR Workshop Proceedings (Vol. 2763, pp. 340-346).
2. Mishulin, G. M., & Gubin, A. V. (2020). Banking Russia: Systemic Deformation and Potential for Development. Lecture Notes in Networks and Systems, 129 LNNS, 1670-1680. https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9_178
3. Mysachenko, V. I., Komarov, V. Y., & Reshetov, K. Y. (2020). Innovation and Structural Transformation of Industry. Studies in Systems, Decision and Control, 282, 257-265. https://doi.org/10.1007/978-3-030-44703-8_28
4. Parkhomenko, T., & Ramazanov, R. (2020). The Integration of Logistics and Marketing in the Development of an Ecosystem Approach in the Financial Environment. In ACM International Conference Proceeding Series. https://doi.org/10.1145/3446434.3446475
5. Pavlov, N., Zotova, E., Shaban, A., & Overes, E. (2020). Digital technology of generating survey data on the characteristics of an innovative product in a distance learning system. In ACM International Conference Proceeding Series. https://doi.org/10.1145/3446434.3446537
6. Polyakov, R. K., & Gordeeva, E. A. (2020). Industrial enterprises digital transformation in the context of "industry 4.0" growth: Integration features of the vision systems for diagnostics of the food packaging sealing under the conditions of a production line. Advances in Intelligent Systems and Computing, 908, 590-608. https://doi.org/10.1007/978-3-030-11367-4_58
7. Popkova, E. G., & Gulzat, K. (2020). Technological Revolution in the 21st Century: Digital Society vs. Artificial Intelligence. Lecture Notes in Networks and Systems, 91, 339-345. https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7_38
8. Pyzhikova, N., Shvalov, K., & Shvalov, P. (2020). The model of the distribution of oilseed processing products to foreign markets. In E3S Web of Conferences (Vol. 176). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017605009
9. Sayapina, K. (2020). Mechanism for developing foreign markets of technology products for efficient healthcare management and medical complexes construction. In IOP Conference Series: Materials Science and Engineering (Vol. 953). https://doi.org/10.1088/1757-899X/953/1/012091
10. Sedunova, R., & Golichenko, O. (2020). The study of relationship between the processes of creating technological and marketing innovations on the example of russia. In Proceedings of the European Conference on Innovation and Entrepreneurship, ECIE (Vol. 2020-September, pp. 604-613). https://doi.org/10.34190/EIE.20.173
References
1. Minaev, V. A., Tsyshchuk, E. A., & Tsyshchuk, G. Y. (2020). Network-centric concept of tourist and recreational systems management: municipal aspect. In CEUR Workshop Proceedings (Vol. 2763, pp. 340-346).
2. Mishulin, G. M., & Gubin, A. V. (2020). Banking Russia: Systemic Deformation and Potential for Development. Lecture Notes in Networks and Systems, 129 LNNS, 1670-1680. https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9_178
3. Mysachenko, V. I., Komarov, V. Y., & Reshetov, K. Y. (2020). Innovation and Structural Transformation of Industry. Studies in Systems, Decision and Control, 282, 257-265. https://doi.org/10.1007/978-3-030-44703-8_28
4. Parkhomenko, T., & Ramazanov, R. (2020). The Integration of Logistics and Marketing in the Development of an Ecosystem Approach in the Financial Environment. In ACM International Conference Proceeding Series. https://doi.org/10.1145/3446434.3446475
5. Pavlov, N., Zotova, E., Shaban, A., & Overes, E. (2020). Digital technology of generating survey data on the characteristics of an innovative product in a
distance learning system. In ACM International Conference Proceeding Series. https://doi.org/10.1145/3446434.3446537
6. Polyakov, R. K., & Gordeeva, E. A. (2020). Industrial enterprises digital transformation in the context of "industry 4.0" growth: Integration features of the vision systems for diagnostics of the food packaging sealing under the conditions of a production line. Advances in Intelligent Systems and Computing, 908, 590-608. https://doi.org/10.1007/978-3-030-11367-4_58
7. Popkova, E. G., & Gulzat, K. (2020). Technological Revolution in the 21st Century: Digital Society vs. Artificial Intelligence. Lecture Notes in Networks and Systems, 91, 339-345. https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7_38
8. Pyzhikova, N., Shvalov, K., & Shvalov, P. (2020). The model of the distribution of oilseed processing products to foreign markets. In E3S Web of Conferences (Vol. 176). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017605009
9. Sayapina, K. (2020). Mechanism for developing foreign markets of technology products for efficient healthcare management and medical complexes construction. In IOP Conference Series: Materials Science and Engineering (Vol. 953). https://doi.org/10.1088/1757-899X/953/1/012091
10. Sedunova, R., & Golichenko, O. (2020). The study of relationship between the processes of creating technological and marketing innovations on the example of russia. In Proceedings of the European Conference on Innovation and Entrepreneurship, ECIE (Vol. 2020-September, pp. 604-613). https://doi.org/10.34190/EIE.20.173
© Гачаев А.М., Исаев Х.А., 2022 Международный журнал прикладных
наук и технологий "'Integral" №3/2022
Для цитирования: Гачаев А.М., Исаев Х.А. ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЕ
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СИСТЕМАМИ//
Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №3/2022