Научная статья на тему 'Прикладные НИОКР - центральное звено инновационных проектов'

Прикладные НИОКР - центральное звено инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / RESEARCHES AND DEVELOPMENT / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / METHODS OF MANAGEMENT / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY INDICATORS / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONNEL POTENTIAL / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INNOVATIVE PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситников Сергей Евгеньевич, Кохно Павел Антонович

В статье рассматриваются вопросы проведения исследований и разработок, управления ими, превращения результатов интеллектуальной деятельности в продукцию, реализация которой на рынке и является источником обеспечения эффективности научной деятельности. Необходимым условием достижения поставленных целей ввиду масштабности решаемых задач и дефицита имеющихся ресурсов является повышение эффективности использования средств, направляемых на исследования и разработки и инвестируемых в создание производственных мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса. При разработке критериев и показателей управления исследованиями и разработками должна учитываться как важность повышения экономической эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на научные исследования и разработки, так и оценка качественных параметров инновационных проектов и возможность управления ими в целях повышения эффективности как исследований и разработок, так и в целом реализуемости федеральной целевой программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ситников Сергей Евгеньевич, Кохно Павел Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applied research and developmental works - the central link of innovative projects

In article questions of carrying out researches and development, managements by them, transformations of results of intellectual activity into production which realization in the market and is a source of ensuring efficiency of scientific activity are considered. A necessary condition of achievement of goals in view of scale of the solved tasks and deficiency of the available resources is increase of efficiency of use of the funds allocated for researches and development, and, the capacities of the enterprises of defense industry complex invested in creation. When developing criteria and indicators of management of researches and development it has to be considered as importance of increase of economic efficiency of use of the funds of the federal budget allocated for scientific researches and development, and an assessment of qualitative parameters of innovative projects and possibility of management by them for efficiency increase as researches and development, and in general feasibility of the federal target program.

Текст научной работы на тему «Прикладные НИОКР - центральное звено инновационных проектов»

ИННОВАЦИИ. УПРАВЛЕНИЕ УДК 334.723

ПРИКЛАДНЫЕ НИОКР - ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Ситников Сергей Евгеньевич

начальник сектора ФГУП "Мытищинский научно-исследовательский институт радиоизмерительных приборов " (ФГУП "МНИИРИП")

Кохно Павел Антонович

профессор Аспирантуры ФГУП "ЦНИИ "Центр", доктор экономических наук, профессор

В статье рассматриваются вопросы проведения исследований и разработок, управления ими, превращения результатов интеллектуальной деятельности в продукцию, реализация которой на рынке и является источником обеспечения эффективности научной деятельности. Необходимым условием достижения поставленных целей ввиду масштабности решаемых задач и дефицита имеющихся ресурсов является повышение эффективности использования средств, направляемых на исследования и разработки и инвестируемых в создание производственных мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса. При разработке критериев и показателей управления исследованиями и разработками должна учитывать-

ся как важность повышения экономической эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на научные исследования и разработки, так и оценка качественных параметров инновационных проектов и возможность управления ими в целях повышения эффективности как исследований и разработок, так и в целом реализуемости федеральной целевой программы.

Ключевые слова:

• исследования и разработки,

• методы управления,

• показатели эффективности,

• кадровый потенциал,

• инновационные проекты.

Sitnikov Sergey Evgenievich, chief of sector of the Mytishchi research institute of radio measuring devices, Moscow region, Russian Federation.

Kokhno Pavel Antonovich, professor of Postgraduate studies Central Shipbuilding Research Institute "Centre", doctor of economics, professor, Moscow, Russian Federation.

Applied research and developmental works - the central link of innovative projects

In article questions of carrying out researches and development, managements by them, transformations of results of intellectual activity into production which realization in the market and is a source of ensuring efficiency of scientific activity are considered. A necessary condition of achievement of goals in view of scale of the solved tasks and deficiency of the available resources is increase of efficiency of use of the funds allocated for researches and development, and, the capacities of the enterprises of defense industry complex invested increation.Whendevelopingcriteria and indicators of management of researches and development it has to be considered as importance of increase of economic efficiency of use of the funds of the federal budget allocated for scientific researches and development, and an assessment of qualitative parameters of innovative projects and possibility of management by them for efficiency increase as researches and development, and in general feasibility of the federal target program.

Keywords:

• researches and development,

• methods of management,

• efficiency indicators,

• personnel potential,

• innovative projects.

Прикладные научные исследования и разработки (НИОКР) являются центральным звеном инновационных процессов, требуют больших финансовых затрат и наличия мощной научно-технической базы1,2. НИОКР включают в себя научно-исследовательские (НИР) и опытно-конструкторские работы (ОКР).

Научно-исследовательские работы (НИР) - это работы поискового теоретического и экспериментального характера, выполняемые с целью проверки научных гипотез, научных обобщений, научного обоснования проектов, а также расширения, углубления и систематизации знаний по определенной научной проблеме и создания научного задела.

Опытно-конструкторские работы (ОКР) объединяют в единое целое технические, инженерные, лабораторные разработки с тем, чтобы довести НИР до их практического воплощения. ОКР проводятся с целью выработки новых или существенно усовершенствованных материалов, устройств, видов продукции, технологических процессов или систем. ОКР завершаются созданием отработанного и испытанного промышленного образца и рабочей документации и передачей их заводу-изготовителю для промышленного освоения.

Вопросы проведения исследований и разработок, управления ими, превращения результатов интеллектуальной деятельности в продукцию, реализация которой на рынке и является источником обеспечения эффективности научной деятельности, сегодня являются предельно актуальными. В настоящее время при создании перспективного вооружения и военной техники низкий уровень отечественных технологий и научно-технологического задела является существенной проблемой.

В оборонно-промышленном комплексе (ОПК) России сфера исследова-

ний и разработок длительное время не финансировалась. Сейчас расходы на НИОКР сопоставимы с зарубежными конкурентами, но при этом наблюдается существенное превышение опытно-конструкторских работ над научно-исследовательскими. Это говорит о том, что наша промышленность продолжает внедрять заготовки прежних лет3,4.

На мировом рынке высокотехнологичной продукции доля России составляет лишь 0,3%5. Даже на рынке продукции для космических исследований, в которых Россия всегда была одним из мировых лидеров, сейчас мы занимаем 2%, в то время как США - 50%, ЕС -25%, а Канада и Япония - по 5%.

Соединенные Штаты Америки выделяют на военные НИОКР более 70 млрд. долларов, занимая по данному показателю первое место в мире. Это позволяет американцам сохранять господствующее положение в области военных технологий.

Стране нужны прорывы в технологическом развитии. Высокотехнологичной продукции, которая способна конкурировать на мировых рынках, очень мало.

Для переоснащения Вооруженных Сил России новым поколением вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) предусматривается коренная технологическая модернизация ОПК. Это задача нового технологического уровня, требующая иных подходов и управленческих решений, значительных инвестиций и значимого государственного участия. Решением этой задачи предусматривается осуществить в рамках новой Программы развития ОПК на период до 2020 года. С этой точки зрения Программа должна рассматриваться как инструмент инновационной политики государства.

Необходимым условием достижения поставленных целей ввиду масштабности решаемых задач и дефицита имеющихся ресурсов является повышение эффектив-

ности использования средств, направляемых на НИОКР и инвестируемых в создание производственных мощностей ОПК.

В экономической литературе под эффективностью понимается показатель, представляющий собой сопоставление результатов деятельности с затратами на ее осуществление6. Соответственно, повышение эффективности предполагает получение больших результатов при меньших или равных затратах. Вместе с тем в ряде научных публикаций обоснованно высказывается мнение, что необходимо различать эффективность и результативность НИОКР.

Действительно, чрезвычайно важно не только с минимальными затратами получить нововведение, но при этом следует учитывать, что и само нововведение должно быть нужным, т.е. отвечать определенным требованиям как со стороны организаций, инициирующих их внедрение, так и со стороны потребителей (заказчиков) этой инновации.

Для решения этих задач необходимо качественное управление исследованиями и разработками, повышения эффективности использования средств, направляемых на НИОКР и повышения результативности их проведения.

Управление инновациями можно представить как процесс управления созданием новых знаний, творческим потенциалом создателей новых знаний, внедрением новшеств, социальными и психологическими аспектами нововведений.

Управление инновациями принято рассматривать в трех аспектах:

- как науку управления инновациями, базирующуюся на теоретических положениях традиционного менеджмента, работах, посвященных проблемам управления НТП, научным исследованиям и разработкам;

- как вид деятельности с принятием соответствующих управленческих ре-

шений, включающей совокупность процедур по реализации функций управления инновациями: планирования, организации, контроля и др.;

- как аппарат управления инновациями, включающий систему специализированных органов управления инновациями и руководителей различных уровней.

Существующие нормативные документы и методические материалы, определяющие порядок разработки и реализации государственных программ и оценку их эффективности*, не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к ним острой необходимостью повышения эффективности использования средств, направляемых на научные исследования и разработки, уровень финансирования и сложность которых растёт из года в год. Вопросы управления исследованиями и разработками, входящими состав ФЦП (федеральная целевая программа), в настоящее время практически не решены.Поэтому сегодня возникла необходимость совершенствования существующего механизма формирования и реализации ФЦП, повышения качества управления исследованиями и разработками, в том числе через систему критериев и показателей по управлению исследованиями и разработками, входящими в состав мероприятий ФЦП.

При разработке критериев и показателей управления НИОКР должна учитываться как важность повышения экономической эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на научные исследования и разработки, так и оценка качествен-

* Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 г. № 670. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 и др.

ных параметров инновационных проектов и возможность управления ими в целях повышения эффективности как исследований и разработок, так и в целом реализуемости ФЦП.

В этой связи управление инновационной деятельностью следует осуществлять по двум направлениям:

- управление экономической эффективностью инновационной деятельности, предусматривающее оценку того, насколько эффективно используются ассигнования федерального бюджета, насколько эта деятельность способствует достижению главной цели организаций в виде получения прибыли, и принятие мер по повышению экономической эффективности;

- управление эффективностью реализации инновационной деятельности с точки зрения достижения целей в виде получения инноваций (продуктов, технологий), отвечающих требованиям заказчика, и принятие мер по повышению эффективности инновационной деятельности.

Как система управление НИОКР должно состоять из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления).

Объектом управления являются исследования и разработки.

Субъект управления - это один работник или группа работников (руководители, специалисты по финансам, по маркетингу и т.п.).

Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством движения информации. Это движение информации и представляет собой сам процесс управления. Таким образом, процесс управления - это процесс выработки и осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления. Управление НИОКР должно обеспечивать:

- экономичность, т.е. способность получать необходимые инновации при эф-

фективном использовании бюджетных ассигнований;

- результативность, т.е. способность получать в результате проведения инновационной деятельности качественные инновации, способствующие достижению поставленных целей;

- способность получать необходимые результаты за определенный промежуток времени.

Предлагаемая система управления научными исследованиями и разработками направлена на реализацию следующих направлений управления НИОКР:

- управление предметной областью проекта;

- управление качеством;

- управление временем;

- управление стоимостью;

- управление персоналом (трудовыми ресурсами);

управление коммуникациями (информационными связями);

управление контрактами;

управление рисками.

Система управления НИОКР должна быть как минимум двухуровневой: уровень заказчика (макроэкономический уровень) и уровень исполнителя (микроэкономический уровень). На каждом уровне управление НИОКР осуществляется с применением своих методов, показателей и критериев.

Заказчик обеспечивает отбор НИОКР для включения в перечень мероприятий ФЦП, осуществляет размещение НИОКР на предприятии- исполнителе и контроль за ходом исполнения НИОКР и расходованием выделенных ассигнований.

Исполнитель обеспечивает выполнение работ по НИОКР для достижения поставленной цели в заданные сроки при эффективном использовании средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета.

На каждом уровне управление НИОКР

осуществляется с использованием своих методов, показателей и критериев. В целях повышения эффективности проведения исследований и разработок управление ими необходимо начинать уже на стадии формирования ФЦП, при отборе НИОКР для включения в Программу.

Экспертизу НИОКР в целях отбора их в перечень мероприятий формируемой Программы рекомендуется проводить исходя из соответствия НИОКР следующим условиям:

- соответствие входящих в состав программы проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий;

- соответствие входящих в состав программы проектов потребностям ГПВ (государственная программа вооружений);

- значимость решаемой проблемы для экономики, экспорта, развития науки и техники;

- невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;

- принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов;

- возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства;

- достаточность (полнота и взаимоувя-занность) системы программных мероприятий для решения поставленных задач;

- реальность решения проблемы, исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально-технической базы и других необходимых ресурсов.

Критерии, позволяющие оценить реальность проекта при включении в ФЦП, можно разделить на нормативные и ресурсные. К нормативным (правовым) критериям относится соответ-

ствие НИОКР нормам национального и международного права, требованиям стандартов, конвенций, патентоспособности и др.. Ресурсные критерии подразделяются по видам:

- научно-технические критерии;

- технологические критерии;

- производственные критерии;

- объем и источники финансовых ресурсов.

Для характеристики научных исследований и разработок принято использовать следующие критерии:

- новизна (радикально новые исследования, не имеющие аналогов);

- новая продукция;

- продукция, частично модифицированная при сохранении основных характеристик;

- уровень использованной идеи (на основе открытия, изобретения, рацпредложения и т.д.);

- масштабность применения новшеств;

- себестоимость и т.д.

При включении исследований и разработок в ФЦП следует проводить анализ на следующие характеристики проектов:

- ориентированность на критические технологии;

- использование научного потенциала государственных академий наук;

- продолжительность выполнения контрактов;

- выбор организаций - исполнителей НИОКР;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- кадровое обеспечение выполнения НИОКР;

- стоимость выполнения НИОКР;

- нацеленность НИОКР на создание объектов интеллектуальной собственности и др.

Размещение заказов по выполнению контрактов на проведение НИР и ОКР в рамках ФЦП является одним из основных инструментов управления НИОКР. На повышение реализуемости контрактов при их размещении оказывают влияние следующие основные факторы:

- законодательное обеспечение;

- выбор организаций - исполнителей;

- кадровое обеспечение выполнения НИОКР;

- стоимость НИОКР.

Основным нормативным актом при размещении заказов для государственных нужд, в том числе выполнение контрактов в рамках ФЦП, является Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Анализ действия предусмотренного этим законом механизма конкурсного размещения заказов на выполнение контрактов в области НИОКР показывает, что он не всегда обеспечивает эффективное размещение и выполнение контракта.

Например, немало случаев, когда по разным причинам конкурс на размещение заказа выигрывает не организация-разработчик, специализирующаяся в определенном направлении работ и достигнувшая в этом направлении положительных результатов, а организация-посредник или организация, не имеющая соответствующего опыта разработок, но предложившая в заявке на участие в конкурсе наиболее привлекательную цену.

В результате при заключении контракта с организацией, не имеющей соответствующего опыта разработок (по данному направлению работ), достаточно велик риск срыва работ по срокам или их неудовлетворительного выполнения. В случае заключения контракта с посредником имеют место факты неэффективного расходования средств федерального бюджета, выделенных на проведение НИОКР в рамках ФЦП, поскольку посредник, выиграв конкурс, заключает договор с организацией-разработчиком как с соисполнителем, оставляя себе не менее 30% цены контракта.

Кроме того, в соответствии с частью

6 ст. 28 Закона № 94-ФЗ заказчик вправе установить значимость критерия «качество работ и (или) квалификация участника» до 45%. Такой вес фактически субъективно оцениваемого критерия в большинстве случаев дает возможность конкурсной комиссии заказчика выбрать «заданного» победителя.

Чтобы исключить вышеприведенные случаи при размещении заказа на выполнение НИОКР, следует внести изменения в законодательство (ФЗ № 94-ФЗ) в части конкурсного размещения, направленные на повышение результативности проведения НИОКР и эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на их выполнение.

В конкурсной документации в качестве принципов отбора заявок на заключение контрактов на выполнение НИОКР предлагается использовать следующие критерии:

- критерий «новизна» - характеристика идеи темы НИОКР;

- критерий «значимость» - значимость для науки и практики;

- критерий «объективность» - характеристика исполнителей и вероятности положительного решения проблемы.

При выборе организаций - исполнителей инновационных проектов ФЦП следует учитывать существующую специализацию организаций - исполнителей НИОКР, их деловую репутацию, наличие опыта выполнения работ, необходимых ресурсов (технологических, трудовых, финансовых). Для этих целей в качестве критериев оценки рекомендуется применять следующие:

- доля завершенных проектов научно-исследовательских работ, перешедших в стадию опытно-конструкторских работ с целью разработки конкурентоспособных технологий для их последующей коммерциализации;

- число разработанных технологий,

соответствующих мировому уровню либо превосходящих его;

- доля успешно (эффективно) законченных проектов в общем количестве исследований и разработок;

- доля реализованных промышленных технологий для обеспечения разработки и производства приоритетных образцов ВВСТ в общем количестве разработанных технологий;

- число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований;

- число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований.

Чтобы оценить тенденции развития организации, критерии, используемые при подборе организации - исполнителя, рекомендуется рассматривать в динамике 3 -5 лет. В целях повышения эффективности реализации инновационных проектов ФЦП в качестве одного из критериев при выборе организации - исполнителя при размещении инвестиционных проектов целесообразно применять «принадлежность организации к ИС».

В настоящее время созданы и еще создаются интегрированные структуры (ИС), объединяющие научные и производственные организации по определенному направлению вооружения, военной и специальной техники. Размещение заказов в ИС имеет ряд преимуществ с точки зрения эффективности реализации ФЦП. Например, связь науки с производством, соответствующий опыт работ в разработке и производстве ВВТ в требуемом направлении. В ИС легче решаются вопросы соисполнителей (кооперации), что очень актуально при решении сложных задач, требующих

высокой степени кооперации.

Следует учитывать, что включение в ФЦП большого количества работ одного направления приводит к сокращению возможности выбора исполнителей, а оно, в свою очередь, - к высокой концентрации денежных средств у небольшого количества организаций-исполнителей. Подбор организаций-исполнителей НИОКР следует осуществлять в комплексе с учетом влияния фактора кадрового потенциала.

Одним из основных факторов успешного исполнения государственных контрактов является правильная оценка кадрового потенциала организаций-исполнителей. Согласно данным Рос-стата с 1995 по 2015 годы численность персонала, занятого исследованиями и разработками, сократилась на 30%, в том числе численность научной части исследователей (кандидаты и доктора наук) сократилась на 24%. Доля молодых ученых, занятых исследованиями и разработками, сократилась почти на 20% и составила всего 9% от общего числа исполнителей. В России средний возраст исполнителей, занятых исследованиями и разработками, в 2009 году составлял 41 год** .

В оборонных НИИ средний возраст разработчиков еще выше. По оценкам специалистов он составляет 57 - 59 лет. Утечка мозгов из ОПК была и остается наиболее интенсивной по сравнению со всей остальной экономикой. По признанию самих оборонщиков, в настоящее время практически все разработки и НИ-ОКР держатся на одной-двух ключевых личностях. Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция уменьшения численности исполнителей, занятых исследованиями и разработками, и постепенное старение исполнителей.

Ухудшение показателей кадрового фактора не могло не сказаться на способ-

** Российский статистический ежегодник 2016 г. По данным формы 2.12.

ности исполнителей, занятых исследованиями и разработками, решать сложные научно-технические проблемы. В связи с этим при подборе организаций - исполнителей НИОКР оценка кадрового потенциала исполнителей имеет важнейшее значение. В качестве критериев оценки кадрового потенциала рекомендуется использование таких критериев:

- доля кандидатов и докторов наук в общей численности исследователей;

- число публикаций в ведущих научных журналах по данному направлению работ, содержащих результаты интеллектуальной деятельности;

-числодиссертацийнасоисканиеученых степеней, защищенных в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований;

- доля молодых ученых и специалистов в возрасте до 35 лет в общей численности исследователей и др.

При оценке кадрового потенциала организации - исполнителя рекомендуется оценивать квалификацию непосредственных исполнителей размещаемых работ. Для этих целей рекомендуется применять такие характеристики: образование, опыт в сфере реализации подобных проектов, должность, научная степень, премии и награды в области размещаемых работ. Оценка производится на основе информации о ключевом персонале, представленной в заявках участников конкурса. Участники конкурса в соответствии с конкретной методологией выполнения НИ-ОКР, самостоятельно определяют количество необходимого ключевого персонала для выполнения работ. Любой сотрудник, включенный участником конкурса в ведущий персонал, должен уделять проекту не менее 30% своего рабочего времени в период выполнения задания. Это должно быть отражено в прилагаемых к протоколу согласования цены документах.

Для оценки профессиональной квали-

фикации исполнителей рекомендуются следующие числовые значения критериев:

- наличие опыта в сфере реализации подобных проектов:

• до 2 лет -1 балл;

• от 2 до 5 лет - 5 баллов;

• свыше 5 лет - 10 баллов;

- профессиональная подготовка ключевого персонала:

Подкритерии оценки:

- профессиональная квалификация ключевого персонала (наличие соответствующего образования, научных степеней и работ):

• 1 человек, имеющий ученую степень -1 балл;

• 2-5 человек, имеющих ученую степень - 3 балла;

• свыше 5-х человек, имеющих ученую степень -5 баллов;

- опыт работы ключевого персонала в сфере реализации подобных проектов:

• до 2 лет - 2 балл;

• от 2 до 5 лет - 5 баллов;

• свыше 5 лет - 10 баллов.

Для более точной оценки кадрового потенциала и определения тенденции развития организации - исполнителя НИОКР рекомендуется анализировать вышеприведенные показатели в динамике (например, за 3 - 5 последних лет).

Результатом анализа кадрового потенциала может стать агрегированный показатель - индекс кадрового потенциала, который ориентировочно можно идентифицировать с индексом человеческого развития, предложенным ООН для сравнения уровней развития разных стран. Индекс кадрового потенциала определяется как произведение коэффициентов влияния каждого из критериев, характеризующих кадровый потенциал, с учетом их приоритетов.

В статье7 агрегированный показатель устойчивости функционирования предприятий и корпораций ОПК имеет вид:

Ф=1-£Итах-£Шттах+£Ы, где

е/ - доля параметров, чьи показатели находятся в зоне «/»;

ет - доля параметров, чьи показатели находятся в зоне «т»;

еk - доля параметров, чьи показатели находятся в зоне «к»;

/тах - максимальное отклонение показателей в зоне «/»;

ттах- максимальное отклонение показателей в зоне «т».

Данное выражение может служить основой расчетов показателей управления бизнесом корпорации ОПК в целом и бизнесом её подсистем (предприятий и организаций) в частности8.

Литература

1. Кохно П.А. Ядро промышленности и доходности: монография. - М.: Граница, 2017. - 320 с.

2. Кохно П.А., Кохно А.П., Артемьев А.А. Конкурентная среда компаний: монография. -Тверь: ЦНиОТ, 2017. - 278 с.

3. Кохно П.А. Максимизация добавленной стоимости в продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. -2016. - №3. - С. 7-20.

4. Кохно П.А. Экономическая стратегия предприятий оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. - 2016. - №4. - С. 10-26.

5. Богданова М.В. Анализ состояния инновационной сферы российского оборонно-промышленного комплекса // Вооружение. Политика. Конверсия. - 2009. - № 2.

6. Кохно П.А., Кохно А.П. Методика оценки финансово-экономической эффективности деятельности отраслевой корпорации // Финансовый бизнес.- 2016.- №6.- С. 19-29.

7. Ситников С.Е. Расчёт агрегированного коэффициента устойчивости бизнеса предприятий оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. - 2017. - №1. - С. 30-39.

8. Кохно П.А., Кохно А.П., Серов Н.В. Управление бизнесом: монография. - Армавир: РИО АЛСИ, 2017. - 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.