УДК 334.723
МЕТОДОЛОГИЯ ВЫБОРА ПЕРСПЕКТИВНЫХ НИОКР В РАМКАХ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ ГЕРМАНИИ И РОССИИ
(О
«ф 11Г- J
Серов Николай Васильевич
начальник Центра венчурных бизнес-проектов Института нечетких систем, кандидат экономических наук
В статье анализируются методологии управления формированием тематики научных исследований и разработок на примере Германии и России. С учётом высокой стоимости рабочей силы в Германии, растущей тенденции переноса производственных мощностей и даже исследовательских центров в динамично развивающиеся азиатские страны только лидерство в высокотехнологичных областях приносит стране устойчивое положение в мире. Именно инновационная стратегия Германии, во многом основанная на развитии и модернизации наукоёмких отраслей промышленности, экспорте высококачественной техники, принесла стране в последние годы экономические успехи, в первую очередь в машиностроении, автомобилестроении и электротехнике. Для России, как и для других развитых стран, достижение поставленных целей в экономике и социальной сфере возможно только при условии развития науки, налаженного механизма внедрения в производство последних достижений научно-технического и технологического прогрессов и формирования тематики
исследований и разработок, отвечающим потребностям, возникающим в стране.
Ключевые слова:
• исследования и разработки,
• методология управления,
• ключевые технологии,
• инновационная стратегия.
Serov Nikolai Vasilyevich, chief of the Center of venture business projects of Institute of indistinct systems, сandidate of economic sciences, Moscow, Russian Federation.
Methodology of a choice of perspective researches and development within innovative strategy of Germany and Russia
In article methodologies of management of formation of scope of scientific researches and development on the example of Germany and Russia are analyzed. Taking into account the high cost of labor in Germany, the growing tendency of transfer of capacities
and even the research centers to dynamically developing Asian countries only leadership in hi-tech areas brings to the country steady situation in the world. Innovative strategy of Germany in many respects based on development and modernization of the knowledge-intensive industries, export of high-quality equipment brought to the country economic progress, first of all in mechanical engineering, automotive industry and electrical equipment in recent years. For Russia, as well as for other developed countries, achievement of goals in economy and the social sphere is possible only on condition of development of science, the adjusted introduction mechanism in production of the last achievements of scientific and technical and technological progresses and formation of scope of researches and development, to the meeting requirements arising in the country.
Keywords:
• researches and development,
• methodology of management,
• key technologies,
• innovative strategy.
Формирование тематики научных исследований и разработок в Германии. В настоящее время в Германии ведётся дискуссия о том, что в ряде технологически наиболее интенсивных областей (фармацевтике, электронной обработке данных, технологиях освоения космоса, авиастроении) позиции страны не так сильны, как например, в США1. В докладе Экспертной комиссии по инновациям Германии в 2012 году отмечается2, что страна находится в своего рода «тисках» между классическими производителями высоких технологий, такими как США, Япония и быстро развивающимися азиатскими конкурентами, в частности Китаем, ликвидирую-
щим своё технологическое отставание. С учётом высокой стоимости рабочей силы в Германии, растущей тенденции переноса производственных мощностей и даже исследовательских центров в динамично развивающиеся азиатские страны только лидерство в высокотехнологичных областях может принести стране устойчивое положение в мире.
Однако следует отметить, что инновационная стратегия Германии, во многом основанная на развитии и модернизации наукоёмких отраслей промышленности, экспорте высококачественной техники, принесла стране в последние годы успехи. Так, в 2016 году доля Германии во вновь созданной стоимости стран ОЭСР в трёх отраслях - машиностроении, автомобилестроении и электротехнике - составляла более 20%. Если еще 10 лет назад большая доля промышленности в экономике рассматривалась как признак отсталости, то в настоящее время оказалось, что именно наукоёмкая промышленность может успешно предлагать технологии и решения для глобальных проблем.
Данные факторы предопределили необходимость более целенаправленного действия Стратегии в рамках конкретных технологий и областей. Ими стали ключевые технологии (энергетические, био и нанотехнологии, оптические, микро и наноэлектроника, космические, производственные, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), призванные обеспечить конкурентные преимущества Германии3. Для поддержки данных технологий создано много специальных программ, инновационных альянсов и стратегических партнёрств. Таким технологическим областям, как развитие медицинской техники, крупного оборудования для научных исследований, энерготехнологиям выделяется наибольший объем финансирования правительства.
В 2010 году было выбрано 10 проек-
тов будущего, в которых преследуются конкретные цели научного и технологического развития на период от 10 до 25 лет. По официальной информации министерств ФРГ, основные проекты на настоящий момент включают:
- нейтральный с точки зрения выброса углекислый газ (С02), энергоэффективный, адаптирующийся к изменениям климата город (бюджет - 560 млн евро);
- умная перестройка энергоснабжения и использование альтернативных источников энергии (бюджет до 3,7 млрд евро);
- растущее сырье как альтернатива нефти (бюджет до 570 млн евро);
- улучшенная терапия болезней с индивидуализированным подходом в медицине (бюджет до 370 млн евро);
- больше здоровья посредством целенаправленного предупреждения и питания (бюджет до 90 млн евро);
- повышение качества жизни людей в зрелом возрасте (бюджет до 305 млн евро);
- экологически чистые виды транспорта (бюджет до 2,9 млрд евро);
- надёжная система цифровой идентификации (бюджет до 60 млн евро);
- службы Интернета для нужд экономики (бюджет до 300 млн евро);
- промышленность 4.0 (бюджет до 200 млн евро).
Бюджеты проектов действуют в течение срока полномочий законодательных органов или запланированного в рамках проекта срока. С 2010 года проект «Будущий мир работы и организация будущего», связанный с возможностями приспособления будущих демографических изменений к потребностям экономики, исчез из списка проектов будущего, но при этом появился новый - «Промышленность 4.0».
В целом можно отметить, что первые три проекта связаны со стремлением Германии уменьшить зависимость от сырьевого импорта и с серьёзным намерением развивать «зелёную» экономику.
Это подтверждает отключение 7 наиболее старых атомных электростанций в Германии в 2011 году, а в период до 2022 года - остальных 9 электростанций. Для усиления научной базы исследований в области использования биоресурсов в качестве топлива в 2012 году была принята Национальная стратегия развития биоэкономики 2030 года. Германия наряду с Японией относится к числу тех немногих стран, где повышение производительности сочетается с уменьшающимся потреблением энергии.
Второй блок проектов имеет социальную направленность и связан с изучением методов более эффективного предупреждения и лечения болезней, а также воздействия будущих демографических изменений на общество. Медицина с индивидуализированным подходом, опираясь на достижения молекулярной биологии, может лучше оценивать риск возникновения болезни и контролировать лечение. Согласно демографическим прогнозам, в 2030 году 29% или 22 млн человек в Германии будет старше 65 лет. Поэтому наряду с изучением причин и последствий данных процессов важно развитие новых услуг, товаров, например концепций ухода за пожилыми людьми или строительных решений, позволяющих повысить качество жизни людей в зрелом возрасте.
Третье важное направление - это развитие экологичных и энергосберегающих видов транспорта, где основные усилия направлены на создание одного из ведущих в мире рынков электромобилей. Меры по подготовке рынка планируется осуществить до 2014 года, пройти первоначальную стадию развития рынка и создания инфраструктуры - до 2017 года, начать массовое производство - к 2020 году. Для этого создана Национальная платформа электромобилей, в которой объединены усилия представителей про-
мышленности, науки и государства. Исследовательские направления включают, прежде всего, изучение аккумуляторов, приводных механизмов и использования ИКТ. Созданы «показательные регионы», в которых должна быть использована новая техника в массовом масштабе. Для этого разрабатываются механизмы стимулирования спроса на данную продукцию.
Последняя группа проектов в той или иной степени основана на развитии ИКТ, в частности, на создании надёжных систем цифровой идентификации, развитии Интернет-услуг в экономике и соединении различных ИКТ-систем между собой, создании «умных» производственных систем. Значение ИКТ для будущего трудно переоценить. В настоящее время в таких отраслях, как автомобилестроение, производство медицинской техники, логистике 80% инноваций связано с развитием ИКТ.
По своей масштабности и объёму финансирования одним из крупнейших инновационных проектов в Германии является перестройка системы энергоснабжения на основе использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ)4, который стоит рассмотреть более подробно.
Основные цели трансформации системы энергоснабжения: полный отказ от ядерной энергетики к 2020 году, переход на использование возобновляемых источников энергии, сокращение потребления энергии и электричества, расширение оффшорной ветровой энергии, внедрение электромобилей (к 2020 году - 1 млн, к 2030 году - 6 млн), снижение выбросов вредных веществ, значительное сокращение потребления энергии в строительстве и на транспорте.
В настоящее время процесс создания новой энергосистемы находится в той стадии, когда государство инициировало принятие важных программных, за-
конодательных документов, создание институциональных структур, представляющих интересы различных профессиональных и общественных слоёв, как, например, платформы «Работоспособные энергетические сети будущего».
После принятия Энергетической концепции федерального правительства Германии в 2010 году дальнейшие импульсы в стимулировании энергетического рынка к новым технологиям принёс пакет законодательных документов 2011 года. В числе 7 документов: закон об ускоренном расширении электрических сетей (NABEG), изменение закона об энергетике (EnWG), изменение закона о ВИЭ, изменение закона об энергетическом и климатическом фондах и другие.
В изменениях к закону об энергетике были улучшены условия для развития накопителей, которые освобождаются от оплаты при использовании в сети. Наряду с новыми «умными» энергетическими сетями (smart grids) накопителям принадлежит одна из ведущих ролей в перестройке энергосистемы, так как в будущем колеблющееся производство электричества на основе ВИЭ необходимо выравнивать. Данным законом сделан также важный шаг к введению «умных» счётчиков (smart meter), благодаря которым потребители получат возможность лучше контролировать и управлять использованием энергии по более низким тарифам. Это маленький первый шаг к концепции дома будущего (smart home), в котором электроприборы будут управляться автоматизированно, а электромобили станут накопителями энергии.
В сочетании с предыдущим закон об ускоренном расширении электрических сетей (NABEG) создал предпосылки для адаптации к новому географическому расположению источников энергии. Прежние источники, то есть основные атомные электростанции, находятся в
южной и западной части Германии. И в будущем именно в данные регионы будет переправляться большая часть электричества из северных районов Германии. В настоящее время разрабатывается план построения соответствующих энергетических сетей с конкретными проектами на ближайшие 10 лет.
Ключевым событием 2011 года стало принятие Исследовательской программы «Исследования для создания природосберегающей, надёжной и оплачиваемой системы энергетического обеспечения». Она определяет основные направления исследований в области ВИЭ: энергетические накопители, технологии энергетических сетей, интеграция ВИЭ в общую энергосистему и взаимодействие данных технологий, сумма финансирования исследований в размере 3,5 млрд евро из государственного бюджета и средств специальных энергетического и климатического фондов в период до 2014 года. Средства распределяются на тот же срок между 4 федеральными министерствами. В рамках финансирования используются как институциональная, проектная формы, так и средства специальных энергетического и климатического фондов. Они были созданы государством в 2010 году и будут пополняться за счёт доходов от государственной продажи эмиссионных квот на загрязнение окружающей среды.
В рамках финансирования в институтах Объединения имени Гельмгольца ведутся исследования рациональной перестройки энергосистемы, ядерной реакции и безопасности. Общество имени Фраунгофера занимается изучением энергоэффективности, энергомобильности, «умных» электрических сетей. В рамках научного объединения создан энергетический альянс, состоящий из 15 институтов Общества имени Фраунгофера. Другие крупнейшие научно-исследовательскиеобъединения
Германии также ведут исследования в соответствующих областях. Институты имени Макса Планка в сотрудничестве с Институтами имени Геймгольца занимаются вопросами ядерной реакции, а также изучением химического превращения энергии. Таким образом, создана широкая база научных исследований, в которой задействованы все крупнейшие научные учреждения.
На конкурсной основе каждое из министерств осуществляет дополнительно финансирование проектов в своей конкретной области. Так, Министерство окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов концентрирует свои усилия на увеличении доли ВИЭ. Анализ данных министерства показывает, что расходы на исследования в области ВИЭ в 2011 году в виде проектного финансирования возросли более чем в 4 раза по сравнению с уровнем 2004 года. Размер выделяемых средств в 2011 году был на 70% больше в сравнении с предыдущим годом, анаибольшее количество средств израсходовано на исследования в областях ветряной энергии (34%) и фотовольтаики (30%).
В 2011 году большая часть финансовых средств (45,9%) министерства была потрачена на проекты научно-исследовательских учреждений, 29% -на проекты компаний, 20% - на проекты научно-исследовательских учреждений в союзе с промышленными предприятиями. Таким образом, в формировании новой энергосистемы особое внимание уделяется совместным проектам научных организаций и компаний.
Процесс перестройки системы на основе ВИЭ на практике не лишён трудностей, особенно когда он связан с жесткой конкуренцией и изменением государством рамочных условий для развития новых технологий. Данные проблемы становятся понятны на примере
ситуации, сложившейся на рынке фото-вольтаики в Германии.
Технология, основанная на преобразовании солнечного излучения в электрическую энергию с помощью солнечных батарей, развивается в Германии очень активно. И сейчас более 70% солнечных батарей в мире производится на немецком оборудовании.
Ситуация осложнилась в 2011-2012 годах, когда под действием последствий финансового кризиса и падения цен на солнечные батареи произошло значительное перепроизводство мощностей в мире. В результате немецкие компании Solarhybrid, Solar Millenium вынуждены были объявить о банкротстве. В марте 2012 года Бундестаг принял изменения к закону о ВИЭ, предполагающие сокращение дотаций для отрасли фото-вольтаики в Германии. В зависимости от величины оборудования они должны сократиться на 20-30%. Данный шаг вызвал демонстрации в Берлине в марте 2012 года с участием более 10 000 работающих в отрасли человек.
При этом сторонники сокращения дотаций исходили из невозможности финансирования перенагретого рынка и необходимости приспособления к новым ценам. Противники указывали на естественный процесс структурных изменений в отрасли и особенную необходимость стабильных рамочных условий для планирования дальнейших инвестиций. Наибольшую критику решение вызвало в восточногерманских землях, поскольку в федеральных землях Саксонии, Саксонии-Анхальт и Тюрингии находится 80% германских производителей солнечной энергии. В результате в мае 2012 г. орган представительства земель в ФРГ Бундесрат приостановил изменение закона и способствовал подключению к процессу согласительной комиссии для дальнейшей доработки закона.
В Германии стараются противодействовать данным тенденциям различными методами.
Во-первых, делается ставка на открытие новых технологических преимуществ. Поэтому государство в 2010 году поддержало инициативу создания Инновационного альянса фотовольтаики. Для этой цели было выделено 100 млн евро государством, со стороны бизнеса - 500 млн евро в период до 2014 года. В рамках данной инициативы было одобрено 28 проектов, появились новые направления исследований, связанные с ВИЭ: органическая электроника, органические световые диоды, органическая фотовольтаика.
Во-вторых, государство старается усилить позиции немецких компаний посредством экспортных и инвестиционных гарантий, поддерживающих технологические товары, которые также действуют и в области ВИЭ.
В-третьих, в рамках Стратегии высоких технологий была создана специальная программа исследований «Инновации против пиратских продуктов». В 10 совместных проектах разрабатывались новые действенные способы борьбы с копированием оборудования, запасных частей или услуг. В рамках программы была создана инновационная платформа «Соп1тк», которая особенно ориентирована на потребности средних компаний.
Таким образом, инновационная стратегия Германии, основанная на модернизации промышленности, принесла в последние годы успехи, но в наиболее интенсивных с наукоёмкой точки зрения отраслях есть определенное отставание. Основные области технологического развития связаны с созданием «зелёной» экономики, экологичного транспорта, ИКТ и решением социальных проблем. Среди проектов будущего особое место в Германии занимает трансформация энергосистемы на основе ВИЭ. Государ-
ство активно участвует в определении приоритетов, создании законодательных и институциональных механизмов, дополнительном финансировании, в том числе направляемом на стимулирование связей между наукой и бизнесом.
Малые и средние предприятия — приоритет инновационной политики Германии. Концепция успеха малых и средних предприятий заключается в возможности более гибкого реагирования на потребности рынка и специализации на высококачественных индивидуальных товарах, занимающих определенную нишу. Они играют важную роль в немецкой экономике, обеспечивая большинство рабочих мест, но в отличие от крупных предприятий имеют меньше возможностей инвестирования в НИ-ОКР. В Германии большинство средних предприятий находится в семейном владении, привязаны к своим местам и меньше, чем крупные предприятия, производят продукции для экспорта. Поэтому они зависят от внутреннего спроса, но, часто являясь поставщиками крупных компаний, подвержены влиянию мировой конъюнктуры.
Если в крупных компаниях ведутся широкие и долгосрочные исследования, то в средних и малых предприятиях есть небольшие инновационные «маяки». Это становится очевидным на примере производителя карбона - компании SGL. Легкий, но более дорогой, чем сталь, материал карбон называют «чёрным золотом» для автомобильной промышленности. Всё более строгие требования в отношении контроля за вредными выбросами в окружающую среду заставляют крупных производителей автомобилей искать возможность уменьшения веса автомобилей, способных экономить топливо и снижать выброс вредных веществ. Так, в электромобилях увеличенный вес аккуму-
лятора должен быть компенсирован за счёт лёгкости других деталей, сделанных, например, из карбона.
Прорыв в этой области осуществляется крупными компаниями, но при этом открываются возможности для среднего инновационного бизнеса. Концерн BMW выпустил в 2013 году из карбона модель автомобиля i3. Интерес к новым, более лёгким материалам проявляют и другие отрасли: энергетика (ветровые установки), авиационная и бумажная промышленность. США и Япония имеют технологическое преимущество в производстве карбона, но перспективы развития рынка его дальнейшей переработки пока не определены. В настоящее время он производится практически вручную и поэтому очень дорог. Пока в Германии готовятся к повышенному спросу на этом рынке. Крупные компании заключают альянсы со средними и малыми предприятиями, специализирующимися на новых материалах: концерн Audi - с семейным концерном Voith, производитель прессов Schuler - с нижнесаксонской компанией Frimo. Производитель промышленного оборудования Dürr купил в 2010 году 2 компании, занимающиеся склеиванием карбона. Считается, что такие инновационные компании в Германии как SGL, имеющие хорошие сетевые связи и специализирующиеся в данной области, как нельзя лучше подходят для того, чтобы занять данную нишу на рынке.
Постоянно растущая сложность современных технологий и ускоренные продуктовые циклы обуславливают повышенные требования к инновационному менеджменту в компаниях. Часто основными трудностями являются не отсутствие идей, а механизмы их систематического отслеживания и реализации, патентной защиты. В рамках Стратегии высоких технологий такие инструменты, как «Защита идей для промышлен-
ного использования» (Schutz für Ideen für gewerbliche Nutzung - SIGNO), связаны с правовой поддержкой изобретений. В рамках данной программы, помимо консультационных услуг при оформлении патентов на изобретения, предлагаются информационные услуги сети агентств по технологическому трансферу. В них собрана информация по изобретениям, сделанным в более 200 немецких организаций.
Наибольшие сложности наукоёмкие малые компании испытывают в сфере финансирования первоначальных проектов. Для поддержки малого бизнеса в Германии с 1998 года существует программа EXIST. Она направлена на формирование предпринимательской культуры и оказание финансовой помощи в создании новых компаний. В неё входит три направления, рассчитанные на разные целевые группы.
«Культура создания компании» поддерживает выбранные высшие учебные учреждения с целью устойчивого формирования и внедрения культуры предпринимательства. В рамках данного направления проводятся конкурсы между учебными заведениями, предлагающими лучшие условия для основания компаний.
«Стипендия для создателей предприятия» поддерживает учащихся, выпускников и молодых учёных с целью разработки бизнес-плана на основе их инновационных идей и последующей подготовки для выхода на рынок.
«Трансфер исследований» поддерживает учёных с инновационными идеями, которые основаны на результатах научных исследований.
Другим инструментом поддержки финансирования МСБ стали фонды хай-тек (Gründerfonds), созданные на основе частно-государственного партнёрства5. В период с 2005 по 2010 годы ими профинансировано около 250 предприятий,
работающих в области высоких технологий. С 2011 года начался второй этап работы уже новых фондов, в которых доля участия государства уменьшилась, а доля частного бизнеса возросла в два раза по сравнению с предыдущими фондами.
Среди новых инструментов Стратегии высоких технологий, которыми могут воспользоваться предприятия МСБ с 2012 года, существует поддержка «молодых» немецких предприятий во время трёхмесячного пребывания в Калифорнии для изучения перспектив выхода компаний на американский рынок (German Silicon Valley Accelerator). Кредитный институт по восстановлению экономики (KFW) предоставляет программы для расширения бизнеса компаниям, работающим на основе новой инновационной модели в сфере решения социальных проблем, программы для среднего бизнеса в области энергетики.
Серьезным фактором, препятствующим развитию наукоемкого МСБ в Германии, является слабость рынка венчурного капитала. В 2010 году венчурные инвестиции в Германии составляли 708 млн, а в США инвестиции венчурных фондов - 13,3 млрд $. Неразвитость пенсионных фондов в Германии, нежелание институциональных вкладчиков инвестировать деньги в данные сферы создают реальные трудности финансирования начальной стадии инновационного бизнеса. В качестве новой меры для смягчения данной проблемы правительство планирует ввести дотации для «бизнес-ангелов», которые помогают молодым инновационным компаниям. В данном случае Германия пытается заимствовать успешный опыт Великобритании, где подобная инициатива значительно способствовала развитию венчурного капитала.
Другим аспектом этой особенности НИС Германии является неготовность к рисковым вложениям самих МСБ. По
данным Федерального министерства экономики и технологии, низкая активность ведения научных исследований и разработок характеризует ситуацию с МСБ в Германии. В течение нескольких последних лет лишь 9% малых и средних компаний регулярно осуществляли научные исследования и разработки (в Великобритании более 20%). 85% компаний указывают на отсутствие какой-либо активности в сфере НИОКР.
В связи с данной ситуацией государство с 2008 года поддерживает проекты в НИОКР малых и средних предприятий с помощью «Центральной инновационной программы» (Zentrales Innovationsprogramm Mittelstand ZIM), рассчитанной на период до 2013 года. Цель программы - способствовать большим инвестициям МБС в прикладные научные исследования, ведущие к инновациям на рынке, уменьшению технических и экономических рисков реализации подобных проектов. Она нацелена как на проекты отдельных предприятий, занимающихся НИОКР или стремящихся к ним, так и на совместные проекты с другими научно-исследовательскими учреждениями. В рамках программы с 2008 года было одобрено более 15 500 проектов на общую сумму около 2 млрд евро. Общие инвестиции в рамках реализации проектов составили 5,8 млрд евро.
Таким образом, на каждый вложенный государством в научные исследования и разработки евро пришлось почти в два раза больше средств предприятий. В государственном бюджете на 2012-2013 годы ежегодно запланировано выделять на данную программу около 500 млн евро.
Особенно позитивную роль программа играла во время последнего кризиса. Государством было дополнительно выделено 900 млн евро, в том числе на расширение участников программы за счет привлечения в нее предприятий
численностью 1000 человек. Центр рационализации и инноваций в Германии по заказу Федерального Министерства экономики и технологии провёл исследование эффективности программы по проектам, которые были завершены к сентябрю 2011 года.
Они показали, что, несмотря на расширение программы для более крупных средних предприятий, 60% предприятий составляли малые (10-49 чел.) и очень маленькие (1-9 чел.) компании. Респонденты отмечали, что 58% проектов компаний и 75% совместных проектов без поддержки программы были бы в принципе не осуществлены. Ещё 19% предприятий отмечают, что с помощью данной поддержки они впервые стали заниматься научно-исследовательской деятельностью, а у большинства предприятий появились стимулы к дальнейшей деятельности в области научных исследований и разработок.
Интересным наблюдением специалистов Центра стал тот факт, что самостоятельные проекты отдельных предприятий в большей мере служили усилению уже существующего технологического потенциала и сильных сторон предприятия. В совместных проектах скорее достигался выход в новые технологические области за счёт синергетического эффекта. В особенности малые предприятия пытались компенсировать таким образом свои ограниченные возможности, связанные с небольшим размером компании.
В результате осуществления совместных проектов усилились взаимосвязи между предприятиями и научными учреждениями. Более 90% предприятий и научных организаций планировали продолжать совместную работу. Следовательно, «Центральная инновационная программа» для МСБ внесла важный вклад не только в улучшение общей экономиче-
ской конъюнктуры во время кризиса, но и в оживление научно-исследовательской работы малых и средних предприятий. Многие из них осознали, что в перспективе за счёт новых продуктов и технологий они смогут улучшить свою конкурентоспособность на рынке.
Программа также отличается рядом преимуществ по сравнению с другими инициативами. В частности, можно отметить её открытость для всех технологических сфер, наличие различных возможностей в конкретном оформлении проектов, отсутствие чрезмерных административных требований. Достаточно быстрая экспертиза и понятная система оформления проектов облегчают работу МСБ по проектам. Поскольку программа была оценена положительно, то в 2012 году ей была присвоена медаль имени Р. Дизеля как наиболее успешному инструменту поддержки изобретений.
Оценки возможностей доступа немецких МСБ к финансовым источникам различны. С одной стороны, отдельные источники указывают на то, что чем меньше предприятие, тем больше оно может рассчитывать на финансовые средства из государственных источников в Германии. В компаниях с числом сотрудников менее 20 занятых почти 25% внутренних затрат на ИР несёт на себе государство, в компаниях с количеством занятых от 50 до 249 человек эта цифра понижается до 10%, в более крупных предприятиях - до 5%.
С другой стороны, согласно иным оценкам, доступ к прямому финансированию или средствам поддержки ЕС имеют только крупные предприятия. Такие выводы основаны на данных статистики, согласно которым 80% государственных средств поддержки в Германии распространяется на предприятия с численностью персонала более 500 человек.
Многие эксперты в настоящее время
выступают за необходимость введения налоговых льгот как наиболее адекватного инструмента поддержки инновационного бизнеса. Несколько раз Экспертная комиссия по инновациям обращалась к правительству Германии с предложением заменить прямое финансирование налоговыми льготами. Данная цель была запланирована правительством Германии на текущий срок полномочий. Летом 2010 года была создана рабочая группа по разработке наиболее удачного решения.
В экономическом экспертном сообществе существует мнение, что введение налоговых льгот для всех предприятий, занимающихся НИОКР, слишком обременительно в настоящий момент для бюджета. Введение их только для крупного инновационного бизнеса способствовало бы росту привлекательности Германии как места ведения исследований и помогло бы быстрее достичь уровня 3% расходов на НИОКР от ВВП. Но как особенный стимул к инновационной деятельности, уменьшающий стоимость исследований, они важны именно для МСБ. В связи с проблемами долгового кризиса решение данного вопроса пока отложено.
В последние годы большое внимание уделяется наращиванию численности образовательных и научных кадров, привлечению способных выпускников вузов в науку. В рамках инновационной политики государства ставится цель увеличения числа студентов и кандидатов наук, особенно в технических специальностях (математики, инженеры, специалисты в области естественных наук). На немецком рынке труда наблюдается большая потребность в данных специалистах, которая может в будущем обостриться за счёт демографической тенденции старения населения. Например, в 2010 году, по данным Германского института экономики в Кёльне, в стране было 36 800 вакантных мест инженеров,
на которые не могли найти людей подходящей квалификации.
Пытаясь бороться с нехваткой специалистов технических специальностей, Германия идёт по пути облегчения признания иностранных дипломов, отказа от сложных экзаменов для подтверждения квалификации. В 2012 году Бундестаг одобрил закон о введении «голубой карты» для граждан государств, невходящих в ЕС. Обладателем данной карты может стать любой выпускник вуза другой страны, если в Германии он имеет работу с доходом не менее 44 800 евро в год. В наиболее востребованных специальностях, таких как врачи и инженеры, достаточно 35 000 евро в год.
Всё более чётко в стране высказывается желание изменить положение Конституции ФРГ, согласно которому совместное институциональное финансирование исследований землями и федеральным правительством возможно только в рамках неуниверситетских учреждений, в то время как исследования в вузах - в рамках тематических или ограниченных во времени проектов. В данном случае проектное финансирование, получившее большое распространение в Германии, не является выходом из положения, поскольку университеты хронически не получают достаточного институционального финансирования.
Наряду с оживлением политики исследований и инноваций, в том числе благодаря дополнительному государственному финансированию, в настоящее время пока не решен вопрос о долгосрочной финансовой поддержке образовательных и научных учреждений. В 2015 году заканчивается действие Договора об исследованиях и инновациях и Договора высших учебных заведений, в 2017 году - Инициативы превосходства, позволяющих дополнительно финансировать научные и образовательные учреждения,
их кооперацию и тем самым способствовать реализации Стратегии высоких технологий. Очевидно, что для всех участников необходимо формирование дальнейшей инновационной стратегии, ориентированной на стимулирование всех категорий компаний, образовательных и научных учреждений.
Проведенный анализ позволяет выделить следующие тенденции инновационного развития в Германии:
Крупные компании 5 отраслей промышленности финансируют большинство расходов на НИОКР. Малые и средние компании скорее играют роль «инновационных маяков», определяя направления исследований и технологического развития в своих областях. Положительной тенденцией последних лет стал рост участия государства в проектах бизнеса, что компенсировало снижение расходов на НИОКР в кризис 2008-2009 годов и помогло сохранить устойчивую в среднесрочной перспективе тенденцию их роста. Формы поддержки наукоёмких проектов чаще осуществляются на начальной стадии развития технологий, имеют характер прямого финансирования и селективны в отношении областей поддержки и размеров компаний.
После принятия и реализации государством Стратегии высоких технологий происходит улучшение целого ряда показателей НИС Германии: определение высокого приоритета задач инновационного развития с усилением финансирования, улучшение координации инновационной политики между различными ведомствами, чёткое определение спектра технологических приоритетов страны в виде проектов будущего и ключевых технологий, углубление различных форм кооперации науки и бизнеса. Вместе с тем критически важным вопросом является дальнейшая устойчивость государственных усилий по трансформации
экономики. Не менее существенной задачей является устранение проблемных аспектов инновационной системы. Для этого необходимы:
- преодоление отставания в некоторых наиболее интенсивных в наукоёмком плане областях;
- стимулирование развития рынка венчурного капитала, неразвитость которого пока остаётся серьёзным препятствием инновационной активности МСБ в Германии;
- разработка налоговых льгот, рассчитанная на поддержку компаний малого и среднего бизнеса, занимающихся НИОКР;
- развитие интеллектуального капитала и преодоление дефицита квалифицированных кадров в связи с растущими потребностями рынка, особенно по инженерным и техническим специальностям;
- совершенствование методов борьбы с нелегальным копированием товаров и технологий, неоправданным трансфером научных знаний6,7.
Таким образом, анализ опыта Германии в выявлении основных методов формирования тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ позволил проследить общую тенденцию в отборе потенциально приоритетных НИОКР:
- сочетание «директивного» подхода при формировании направлений исследований с инициативами «снизу» при выявлении конкретных тем исследований;
- привлечение экспертного сообщества для формирования тематики НИР;
- выбор тематик, отвечающих критерию интеллектуального достоинства и возможности широкого распространения результатов;
- привлечение экспертного сообщества к оценке предложений по проведению исследований;
- рассмотрение научных заявок на
государственное финансирование по системе экспертных панелей, состоящих из отечественных и зарубежных экспертов;
- прогнозирование и государственное финансирование приоритетных направлений исследований, позволяющих предсказывать потенциальные рынки новых товаров и услуг;
- финансирование исследовательских проектов, сфокусированных на темах с высоким риском и высокой отдачей, часто являющихся междисциплинарными по своей сути;
- финансирование проектов по признанным приоритетным направлениям: здравоохранение, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии, энергетика, устойчивое развитие;
- формирование отраслевых координационных групп для активизации научно-исследовательской деятельности по данным приоритетам.
Формирование тематики научных исследований и разработок в России. Для России, как и для других развитых стран, достижение поставленных целей в политике, экономике, социальной сфере возможно только при условии развития науки, налаженного механизма внедрения в производство последних достижений научно-технического прогресса (НТП) и формирования тематик НИОКР, отвечающим потребностям, возникающим в стране. В свою очередь, своеобразие современного этапа НТП состоит в том, что фундаментальная наука сохраняет первостепенное значение. Это объясняется следующими причинами.
Во-первых, скорость появления новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники и технологии. Следующее за этим обесценивание постоянного капитала вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспо-
собности. Поэтому глубокая научная проработка природы исследуемых процессов и формирование имеющих первостепенное значение НИР становятся условиями для совершенствования уже существующих технологий или быстрой их замены актуальными новыми. Этот интерес к фундаментальной стороне научных и технических знаний настолько серьезен, что во многом определяет организационные формы инновационного процесса, способы взаимодействия науки и производства.
Во-вторых, новые технологии не представляют собой изолированные, обособленные потоки. В ряде случаев они связаны и обогащают друг друга. Но для их комплексного использования также необходимы фундаментальные разработки, открывающие новые сферы применения идей и принципов.
В-третьих, современный НТП предоставляет выбор альтернативных путей развития и применения одной и той же идеи в разных отраслях с разным по эффективности результатом. Риск неэффективного выбора направления разработки весьма велик и может привести к утрате позиций на рынке, потере самостоятельности перед лицом более удачливого конкурента. Формирование тематик должно дать «видение» ориентиров для их оценки. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть разнородны.
При этом большое значение имеет временной фактор: чем раньше будет выполнено техническое перевооружение, тем меньше усилий придется приложить для выхода из кризиса и завоевания товарных «ниш» на мировом рынке8,9,10.
Как показывает отечественный и мировой опыт, невозможно лидировать по всем направлениям науки и техники даже при условии привлечения неограниченных ресурсов. Такие развитые страны, как США, Германия, Япония
при общем высоком технологическом уровне постоянно вкладывают ресурсы только в ключевые направления науки и техники: биотехнологию, электронику, информатику и в те области, в которых они традиционно сильны.
В условиях рынка конкурентоспособность промышленности определяется помимо технологических факторов и актуальностью тем проводимых исследо-ваний11. Например, западноевропейские предприятия страдают от более низких темпов внедрения передовых технологий, меньших масштабов использования новейших научно-технических достижений, относительной ограниченности опыта трансформировать имеющийся технологический потенциал в промышленный и коммерческий успех.
Касаясь действия технологических факторов конкурентоспособности, необходимо отметить, что в сфере НИОКР по размеру общих расходов (в расчете на единицу ВНП) страны ЕС находятся на уровне США и Японии. Однако в Европе выделяемые средства расходовались на фундаментальные исследования, тогда как конкуренты концентрируют свои усилия на тех НИОКР, которые открывают перспективы использования их результатов. В итоге европейские страны отстали от США и Японии в жизненно важных направлениях НТП - технологии получения полупроводников и новых материалов, химии и биохимии.
Дефицит финансирования не позволяет вести исследования по всем направлениям. Как показал экспертный опрос, приоритетными в рамках государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы должны быть следующие направления прикладных проблемно-ориентированных исследований и развитие научно-технического задела в области перспективных технологий: -информационно-
телекоммуникационные системы;
- биотехнологии;
- медицина и здравоохранение;
- новые материалы и нанотехнологии;
- транспортные и космические системы;
- рациональное природопользование;
- энергоэффективность и энергосбережение;
- междисциплинарные исследования социально-экономической и гуманитарной направленности.
Эти направления являются ключевыми. Их разработка обеспечит создание наукоемких производств. Главную роль в реализации приоритетов НТП будет играть наука, но при условии нацеленности на практический результат, что и определяется при формировании тематик исследований.
Организация прогнозных исследований как фактор, определяющий направленность тематик НИОКР. В учреждениях Министерства промышленности и торговли Российской Федерации разрабатываются сотни направлений фундаментальных и прикладных исследований. Поэтому перед учеными стоят задачи прогнозирования не только развития новой техники, технологии, материалов, но и перспектив научных направлений. Особую сложность представляет прогнозирование в области фундаментальных изысканий. Это связано с особенностями такого рода работ, где через несколько лет продолжающихся исследований могут быть получены результаты, дающие основания для пересмотра прогнозов12,13.
С улучшением финансирования наблюдается тенденция усложнения целей и задач планируемых исследований. Одновременно увеличивается частота проведения, число объектов прогнозирования и их суммарная трудоемкость. Наблюдается также тенденция к децентрализации прогнозных исследований. Отдельные научные коллективы теперь зачастую самостоятельно определяют
перспективность направления, анализ состояния проводимых в мире исследований, нахождение места, которое занимает коллектив в группе коллективов, разрабатывающих данную проблему.
Здесь уместно вспомнить, что в период СССР существовала система научно-технического прогнозирования, которую по исполнителям условно можно было разделить на три уровня.
Первый (нижний) уровень состоял из НИИ, вузов и предприятий. Они разрабатывали прогнозы по заданиям вышестоящих организаций для комплексных отраслевых прогнозов, схем развития и размещения производительных сил, Комплексных программ НТП и для своих нужд.
Второй уровень состоял из министерств и ведомств. Прогнозы этих организаций предназначались для выработки стратегических направлений развития отраслей.
Третий (высший) уровень представлял Госплан СССР. По заданиям этого директивного органа разрабатывались прогнозные предплановые документы. Функции по координации прогнозных исследований выполнял Государственный комитет по науке и технике.
Концепция непрерывного прогнозирования представляет собой совокупность методических и организационных мероприятий, выполняемых широким кругом специалистов под руководством профессиональных прогнозистов. Это позволяет решать задачи систематической разработки и корректировки научно-обоснованных прогнозов различной глубины по основным направлениям научно-технической деятельности организаций, формулировки основных положений научно-технической политики, улучшения стиля и качества управления.
Опыт внедрения концепции непрерывного прогнозирования показал сле-
дующее. Становление системы проведения прогнозных исследований в организации по времени условно можно разделить на три этапа.
На первом этапе небольшими группами ведущих специалистов разрабатывались в основном исследовательские прогнозы по отдельным важнейшим направлениям научно-технической деятельности. При этом использовались экспертные методы оценки. Длительность первого этапа составляла около 5 лет.
На втором этапе отрабатывались методические и организационные аспекты выполнения прогностических исследований и формирования системы непрерывного прогнозирования развития предприятия, в том числе с применением формально-логических методов и ЭВМ. Создается специальная служба, которая осуществляет методическое и организационное руководство прогностическими исследованиями, активно привлекая к ним различные подразделения. К этому времени, как правило, уже накоплен ряд исследовательских и нормативных прогнозов по основным направлениям деятельности учреждения.
Третий этап характеризуется переходом от разработки частных к комплексному прогнозу развития предприятия, включающему совокупность прогнозов по всем направлениям его деятельности. Широко используются формальнологические методы и ЭВМ.
Эволюционный цикл становления системы непрерывного прогнозирования длится 10-15 лет.
Из изложенного можно сделать вывод о том, что возможны различные формы участия научно-исследовательских организаций (НИО) в разработке прогнозов. Они зависят от места, которое занимает то или иное учреждение в научно-технической сфере, наличия кадрового потенциала, оснащенности вы-
числительной техникой и других факторов объективного и субъективного характера. Институты субъектов Российской Федерации, например, могут проводить совместные исследования или ограничиться созданием и внедрением банков фоновых данных и банков готовых прогнозов.
Начать можно с создания инициативной творческой группы, которая должна изучить задачи, методы и методики общего и научно-технического прогнозирования. Поскольку прогнозы имеют практическое применение во всех сферах человеческой деятельности, то к созданному ядру по мере надобности нужно привлекать профильных специалистов. А готовые прогнозы реализовывать в виде сформированных тематик НИОКР.
Хотелось бы особо подчеркнуть важность метода экспертных оценок только при формировании тематик НИОКР, так как верификация тематик НИОКР и самого прогноза, например научно-технологического развития России, осуществляется сегодня методом экспертных оценок. О применении моделей межотраслевого баланса Леонтьева говорить не приходится14.
В перспективе Минпромторг России предполагает верификацию производить каким-либо методом из группы формально-логических, в частности путем анализа рефератов отчетов о выполненных фундаментальных НИОКР. Суть его заключается в качественном и количественном анализе рефератов фундаментальных НИОКР в прогнозируемой области науки. Количественный анализ позволит составить представление о задействованном научном потенциале, масштабе ведущих поисков, их продолжительности. С помощью качественного анализа можно установить факт проведения исследований в рамках современной познавательной системы или факт ис-
пользования имеющихся в мировой науке возможностей и делать из этого выводы о значимости ожидаемых результатов15. Этот метод имеет право на существование, т.к. является одним из возможностей автоматизировать наиболее трудоемкий этап разработки прогноза - сбор рефератов - с помощью ГРНТИ.
В заключении статьи отметим, что процедуры отбора приоритетов и их эффекты характеризуются значительным межстрановым разнообразием. Правительства многих стран находятся в поиске лучших практик. Подобная вариативность инструментов и институтов обусловлена, прежде всего, различиями национальных культур и историческими предпосылками. Зачастую, несмотря на единство базового подхода, негибкость институциональных структур ведет к зависимости от предшествующего развития и разным порядкам утверждения приоритетов. Тем не менее, доминирование концепции национальных инновационных систем способствует объединению руководящих принципов научной политики.
Литература
1. Серов Н.В. Методы управления формированием тематики научных исследований и разработок // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. - 2017. -№1. - С. 69-79.
2. Gutachten zur Forschung, Innovation und Technologischer Leistungsfahigkeit Deutschlands», 2009, 2012, EFI; Berlin, S. 88.
3. Die treibende Kraft, M. Sonnabend, Wissenschaftsstatistik gGmbH, 2011, S. 9.
4. Gutachten zur Forschung, Innovation und Technologischer Leistungsfahigkeit Deutschlands», 2009, 2012, EFI; Berlin, S. 88.
5. Wirksamkeit der aus dem Konjunkturpaket II gefordeten FuE-Projekte des Zentralen Innovations programms Mittelstand (ZIM)», RKW, Eschborn, 2012, S. 8.
6. Кохно П.А., Кохно А.П. Трансфер технологий: понятия и модели // Общество и экономика.- 2013.- №10. -С. 96-111.
7. Кохно П.А. Ядро промышленности и доходности: монография. - М.: Граница, 2017. - 320 с.
8. Кохно П.А. Управление бизнесом: монография / Кохно П.А., Кохно А.П., Серов Н.В. -Армавир: РИО АЛСИ, 2017. - 456 с.
9. Кохно П.А. Максимизация добавленной стоимости в продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник ОПК России. - 2016. - №3. - С. 7-20.
10. Кохно П.А. Экономическая стратегия предприятий оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник ОПК России. - 2016. - № 4. - С. 10-26.
11. Кохно П.А., Кохно А.П., Артемьев А.А. Конкурентная среда компаний: монография. -Тверь: ЦНиОТ, 2017. - 278 с.
12. Разумовский В.А. Об оценке эффективности результатов НИОКР // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. -2017. - №1. - С. 19-29.
13. Изгалиева К.С., Кохно П.А. Управление НИОКР в интересах достижения цели инвестиционного проекта // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. -2017. - №1. - С. 80-93.
14.Приложение1.Экономико-математическая модель Леонтьева / Ядро промышленности и доходности: монография / Кохно П.А. - М.: Граница, 2017. - 320 с. - С. 303-306.
15. Кохно П.А. Объёмно-структурная концепция качества конкурентной продукции // Общество и экономика. - 2017. - №3-4. - С. 16-48.