Научная статья на тему 'Прикладной театр в образовании: инструмент социальной инклюзии людей с ограниченными возможностями'

Прикладной театр в образовании: инструмент социальной инклюзии людей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
230
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прикладной театр в образовании: инструмент социальной инклюзии людей с ограниченными возможностями»

ПРИКЛАДНОЙ ТЕАТР В ОБРАЗОВАНИИ:

ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Й. Карич В. Радованович Й. Ковачевич

Развитие инклюзивного общества — продолжительный процесс, требующий целеустремленности со стороны всех структур общества, при этом в центре любых перемен должны находиться абсолютно все. Определенный вклад должен внести каждый участник процесса: люди с ограниченными возможностями, их родные и близкие, школы и государственные органы, друзья и знакомые, а также работодатели, поскольку преимущества образования на основе принципов инклюзии и развития инклюзивного общества оказывают влияние на общество в целом (Karic, Radovanovic, 2008).

Наша идея заключалась в том, чтобы рассмотреть инклюзию в более широком социальном контексте - как образ жизни. Центральной или, точнее, основной отправной точкой наших идей, несомненно, является культура нации. В настоящее время культура используется для отражения не только духовных ценностей, но и жизни человека в целом. Культура как процесс создания и роста ценностей невозможна без участия человека и без творческой личности. Культура не просто продукт социальной жизни - это продукт человеческого творчества. Творчество дополняет бытие, определяемое социальными условиями, и является результатом реализации свободы человека и силы самоутверждения (Bozovic, 2006). Искусство как отражение человеческого творчества способно стать мощным инструментом в процессе реализации социальной инклюзии (Karic, Radovanovic, 2009).

В последние два десятилетия прикладной театр стал играть важную роль среди различных исполнительских видов искусства в борьбе с предубежденным отношением и дискриминацией людей с ограниченными возможностями. Прикладной театр, расцвет которого пришелся на 1980-1990 гг., является средством пробуждения общественного сознания отдельных людей и их групп и поэтому влияет на развитие новых методик в области педагогики, психотерапии и социальной работы. Наиболее показательными примерами проникновения прикладного театра в сферу образования являются программы, реализуемые высшими учебными заведениями Великобритании, Австралии и США. Прикладной театр реализует потребность в создании свободной и символичной формы, а также право на воплощение внутренних переживаний в форме, которая не предопределена заранее. Термин «прикладной театр» появился лет двадцать назад, до того, как для описания различных социокультурных форм театра стали использовать понятие «интерактивный театр». Социокультурные формы театра развивались за рамками институциональных театров, главным образом посредством работы с маргинальными группами, а также с группами так называемых «здоровых» людей для стимулирования социальных изменений. В литературе нет единого мнения относительно того, какие формы театрального искусства входят в понятие

22

прикладного театра. К признанным, узнаваемым формам прикладного театра относятся социодрама, театр в образовании, развивающий театр, театр зрительских историй, а также театр угнетенных. Различным формам прикладного театра посвящены исследования многочисленных авторов со всего мира (Jackson, 1980; Boal, 1982; Salas, 1983; Vine, 1993; Sternberg & Garcia, 2000; Taylor, 2003; Prendergast, Saxton, 2009). В данной работе приведен краткий обзор, а также наиболее важные результаты проекта «Прикладной театр меняет жизнь».

Проект под названием «Прикладной театр меняет жизнь», организованный и реализованный НГО ApsArt, был направлен на оказание поддержки при решении проблемы личностного и социального характера маргинальными группами населения с помощью системного применения интерактивных методик прикладного драматического и театрального искусства в форме мастерклассов по актерскому мастерству, а также на повышение восприимчивости общественности и устранение предубежденного отношения к лицам с ограниченными возможностями с помощью творчества. В проекте приняли участие 55 человек: 38 выпускников либо студентов последнего курса факультета специального образования и реабилитации и 17 молодых людей с ограниченными возможностями. Проект был реализован в период с октября по июль 2011 г. в два этапа: (1) работа со студентами, (2) работа с молодыми людьми с ограниченными возможностями. В результате проведения мастер-классов было создано три постановки.

Оценка мастер-классов проводилась с помощью анкетирования. Студентам анкеты выдавались по окончании первого этапа, во время и по окончании второго этапа, а молодым людям с ограниченными возможностями - в начале и в конце второго этапа. Большинство студентов (82,4 %) начали участие в данном проекте с большим энтузиазмом, стремясь улучшить качество общения с более широкими слоями населения, которое, по мнению участников, не располагает необходимой информацией о возможностях и потребностях людей с ограниченными физическими возможностями. У небольшой группы студентов (5,3 %) уже был опыт участия в деятельности прикладного театра, а 83,4 % молодых людей с ограниченными возможностями участвовали в тех или иных формах театрального искусства. Молодые люди с ограниченными возможностями заявили, что они ожидают, что мастер-классы окажут влияние на их личную жизнь (83,4 %) и позволят научиться чему-то новому (58,8 %). После завершения второго этапа мы проанализировали ответы участников, чтобы оценить опыт работы прикладного театра и его влияние на отношения, общение, социальное взаимодействие и удовлетворенность от участия в мастер-классах. 93,4 % студентов выразили удовлетворенность участием в мастер-классах, при этом большинство (60,8 %) сообщили, что их ожидания оправдываются и они делают личные успехи в плане улучшения общения и преодоления страха. Об изменениях профессионального плана заявили 84,2 % участников, что является статистически значимым показателем по сравнению с 28,9 % студентов, которые полностью согласились с предыдущим заявлением (х2=2, 903; p=0, 01). Анализ ответов молодых людей с ограниченными возможностями свидетельствует о том, что мастер-классы помогли им научиться чему-то новому (82,4 %), при этом статистически значимых отличий от ответов, полученных в ходе первого опроса (58,8 %), не ус-

23

тановлено (х2=0,093; p=0,289). По мнению 70,6 % участников, после участия в мастер-классах люди стали лучше их понимать, при этом данный показатель значительно выше, чем при проведении первого опроса (35,5 %) (х2=2,121; p=0,07), а положительное отношение к себе отметили 82,4 % участников по сравнению с 52,9 % в начале проекта (х 2 = 2,550, p = 0,016). Все молодые люди сообщили, что благодаря мастер-классам они смогли обрести новых друзей. Сами мастер-классы и проводившие их мастера получили максимальную оценку, при этом респонденты выразили желание продолжать участвовать в подобной деятельности.

Большинство социокультурных форм театра не требуют значительных инвестиций и могут использоваться в различных ситуациях и условиях, что создает необходимые предпосылки для массового применения. Прикладной театр пригоден для работы с населением различных возрастных категорий -требуется лишь скорректировать соответствующие методики и приемы с учетом физических и психологических характеристик пользователей. По всему миру действует множество организаций, занимающихся реализацией проектов в области прикладного театра с привлечением людей с ограниченными возможностями, что формирует определенное пространство для продвижения подобных идей в сфере инклюзии (театры Quest Visual Theatre, River’s Edge Playback Theatre, Theatre Terrific, The Outside Edge Theatre Company и т. д.). В качестве основного результата мастер-классов по прикладному театру можно назвать положительные отзывы участников, удовлетворенность собой и своими способностями, повышение уверенности в себе и веры в то, что представления общества о лицах с ограниченными способностями изменятся. Внутренние изменения участников, а также перемены в окружающей их среде являются наилучшим показателем необходимости использования различных форм театрального искусства как катализатора изменения отношения к людям с ограниченными возможностями.

Список литературы

1. Boal A. The Theatre of the Oppressed, Routledge: London, 1982.

2. Bozovic Leksikon Kulturologije, Agencija Matic, Beograd, 2006.

3. Jackson T. (Ed.) Learning through Theatre: Esseys and Casebooks on TIE, Manchester: Manchester University Press, 1980.

4. Karic Stavovi prema ukljucivanju dece sa posebnim potrebama u redovan sistem obra-zovanja, Nastava i vaspitanje, br.1, str 142-147, Pedagosko drustvo Srbije, Beograd, 2004.

5. Karic Radovanovic Pruzanje podrske porodicama dece sa posebnim potrebama u redovnom sistemu obrazovanja, U susret inkluziji-dileme u teoriji i praksi, Univerzitet u Beogradu, Fakultet za specijalnu edukaciju i rehabilitaciju, 2008. S. 187-197.

6. Karic Radovanovic Studenti sa hendikepom na beogradskom univerzitetu-polozaj i dostupnost”, Istrazivanja u specijalnoj pedagogiji, Univerzitet u Beogradu, Fakultet za specijalnu edukaciju i rehabilitaciju, 2009. S. 561-573.

7. Prendergast M., Saxton J. (Eds.) Applied Theatre, International Case Studies and Challenges for Practice, Briston: Intellect Salas, J. (1983): Culture and Community:Playback Theatre,The Drama Review. V. 27. No. 2. 2009. P. 15-25.

8. Sternberg P., Garcia A. Sociodrama: who is in your shoes? Westport: Preager Publishers, 2010.

9. Taylor P. Applied Theatre - Creating Transformative Encounters in the Community, Portsmouth: Heinemann, 2003.

10. Vine C. TIE and The Theatre of Oppressed, in Jackson, T. (Ed.): Learning through theatre: New perspectives in theatre in education (2nd ed.). P. 109-127, Routledge: London, 1993.

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.