СПОСОБНОСТЬ
ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА
УСВАИВАТЬ МАТЕМАТИКУ
Й. Карич
Обучение математике - одна из важнейших задач образования и воспитания обычных детей и детей с особыми потребностями. Преподавание и обучение математике это сложный процесс, состоящий из совместной деятельности учителей и учеников, их прямых взаимоотношений. Каждый ученик - это уникальная личность. Ученики усваивают знания, умения и навыки в разное время, в разной степени и разными способами, главным образом потому, что у них разный уровень подготовки и разные способы восприятия.
В процессе преподавания математики учитель должен постоянно держать в уме следующее: (а) цели и задачи математики должны включать способы, которыми дети стремятся решать задачи; (б) детей следует мотивировать соглашаться и не соглашаться друг с другом по поводу способа решения задачи, а также стремиться урегулировать разногласия, используя данные задачи; (в) деятельность учеников должна быть организована таким образом, чтобы задействовать наиболее высокие уровни мышления; (г) личный опыт детей необходимо использовать как главную пружину для мотивации детей заниматься математикой и получать от нее удовольствие; (д) детям должны быть даны возможности выявлять и конструировать собственные способы мышления и т. д.
Критическое значение для преподавания и обучения математике имеют психологические процессы (когнитивные, аффективные, эмоциональные), участвующие в моделировании. Упор на моделирование и применение решений задач требует особого подхода в преподавании, который способствует развитию в детях творческих способностей и навыков мышления высшего уровня. Более широкий контекст математики предполагает, что математические задачи и средства должны восприниматься не как инструменты для решения отобранных и спланированных задач, но как способы мышления и структурирования человеческого опыта. Решение задач не должно рассматриваться как деятельность, в которой участвуют ученики после того, как они усвоили определенные математические понятия и навыки. Оно должно рассматриваться одновременно и как средство восприятия новых математических знаний, и как процесс применения недавно усвоенных знаний. Упор должен делаться на том, чтобы ученики участвовали в деятельности, которая приводит к самостоятельному конструированию знаний. Это основа конструктивизма. Конструктивные модели преподавания математики имеют следующие преимущества: (a) во всех учебных моделях ученики участвуют в решении задач; (б) решение задач помогает ученикам развить аналитические навыки и навыки аргументации; (в) решение задач дает ученикам новые сложные задания, которые заставляют их оценивать и изменять их собственные мыслительные процессы по мере того, как новая информация становится доступной; (г) решение задач мотивирует учеников разрабатывать свои собственные методы работы с задачами; (д) решение задач улучшает понима-
138
ние, что является следствием участия учеников в исследованиях задачи и поисках ответа. В свою очередь понимание помогает решать задачи.
Дети приобретают математическое знание, конструируя это знание в собственном уме. Они не усваивают математическое знание напрямую из окружения (от учителя, из разных материалов). Используя свои предыдущие знания, дети конструируют отношения с объектами и проверяют эти отношения. Поэтому главной чертой обучения математике становится акцент на детском мышлении, а не на способности написать верный ответ. Все это имеет решающее значение для преподавания математики детям с ограниченным слухом, которое в настоящее время основано главным образом на верных ответах. Поэтому детям важно получать математический опыт посредством разных моделей представления материала, в разных социальных и коммуникативных ситуациях. В то же время дефектологам необходимо следить за развитием преподавания математики в средней школе для того, чтобы правильно преподавать её в классах или в школах для детей с поражением слуха, потому что только знания, приобретенные таким образом, позволят выполнить те задачи, которые перед ними стоят.
Список литературы
1. Leslie S. Beatty, Richard Madden, Eric F. Gardner; Harcourt, Brace&World: Stanford Diagnostic Arithmetic Tests, New York, 1984.
2. Mousley K., Kelly R.R: Problem solving strategies for teaching mathematics to deaf students, American Annals of the deaf, 143. - No. 4, 1998, 325-337.
3.Ingram David: First language acquisition, Method, Description and Explatation. Cambridge, 1989.
4. Dejic, Mirko. metodika nastave matematike Uciteljski fakultet, Jagodina, 2000.
5. Vukovic,Veljko. Osnovi metodike nastave matematike,Uciteljski fakultet Jagodina, 1996.
6. Karic, J., Radovanovic, V, Grubac, J. Uporedna analiza usvojenosti sadrzaja nastave matematike kod dece ostecenog sluha od prvog do cetvrtog razreda osnovne skole, Beogradska defektoloska skola 3/2003.
7. Karic, J. Stavovi prema ukljucivanju dece sa posebnim potrebama u redovan sistem obrazovanja, Nastava i vaspitanje Bgd,1, 2004.
8. Karic, J. Citanje i resavanje matematickih zadataka izrazenih tekstom i brojem u skoli za decu ostecenog sluha, Nastava br. 4, Banja Luka, 2004.
Перевод с английского языка выполнен в ООО «Центральное бюро переводов «Знание»
139