Научная статья на тему 'Приходское летописание как источник для краеведения и региональной церковной истории синодального периода (на примере летописи крепостной церкви апостолов Петра и Павла г. Петропавловска)'

Приходское летописание как источник для краеведения и региональной церковной истории синодального периода (на примере летописи крепостной церкви апостолов Петра и Павла г. Петропавловска) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская империя / синодальный период / Петропавловск / крепостная церковь апостолов Петра и Павла / приходское летописание / Russian Empire / synodal period / Petropavlovsk / fortress church of the apostles Peter and Paul / parish chronicle

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Священник Михаил Анатольевич Березин

Статья представляет собой расширенный текст доклада на III научно-практической конференции «Империя и Церковь», проходившей 14–15 апреля 2022 г. в Санкт-Петербургской духовной академии. Приходское летописание, введенное указом Святейшего Синода во второй половине XIX века, — один из важнейших документальных источников по региональной гражданской и церковной жизни конца XIX — начала XX вв. Анализируемая в статье летопись приходской крепостной церкви апостолов Петра и Павла г. Петропавловска — единственная из корпуса хронографических документов благочиния городских церквей Петропавловского округа, которая не была утеряна в послереволюционный период. На страницах документа отображаются исторические факты из жизни прихода периода 1848–1922 гг., перекликающиеся с событиями, имеющими общероссийское измерение: строительство железных дорог, стихийные бедствия, патриотическая деятельность жителей, учреждение викарной архиерейской кафедры, меценатство, начало советских антирелигиозных гонений, зарождение обновленческого раскола и проч. Статья написана на основании ранее не введенных в научный оборот документов, хранящихся в фондах Центрального государственного архива Республики Казахстан (г. Алматы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Священник Михаил Анатольевич Березин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parish Chronicle as a Source for Local History and Regional Church History of the Synodal Period (on the example of the chronicle of the fortress church of the apostles Peter and Paul in Petropavlovsk)

The article is an extended text of the report at the III scientific-practical conference “Empire and the Church”, held on April 14–15, 2022 at the St. Petersburg Theological Academy. The parish chronicle, introduced by decree of the Holy Synod in the second half of the 19th century, is one of the most important documentary sources on regional civil and church life in the late 19th and early 20th centuries. The chronicle of the parish fortress church of the Apostles Peter and Paul in Petropavlovsk, analyzed in the article, is the only one from the corpus of chronographic documents of the deanery of the city churches of the Petropavlovsk District that was not lost in the postrevolutionary period. The pages of the document display historical facts from the life of the parish from 1848 to 1922, echoing events that have an all-Russian dimension: the construction of railways, natural disasters, the patriotic activity of residents, the establishment of a vicar bishop’s chair, patronage, the beginning of Soviet antireligious persecution, the emergence of a renovationist schism and other The article is based on documents not previously introduced into scientific circulation, stored in the funds of the Central State Archive of the Republic of Kazakhstan (Almaty).

Текст научной работы на тему «Приходское летописание как источник для краеведения и региональной церковной истории синодального периода (на примере летописи крепостной церкви апостолов Петра и Павла г. Петропавловска)»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 1 (13) 2023

Священник Михаил Березин

Приходское летописание как источник для краеведения и региональной церковной истории синодального периода (на примере летописи крепостной церкви апостолов Петра и Павла г. Петропавловска)

УДК 94(47):930+271.2-9 DOI 10.47132/2587-8425_2023_1_66 EDN NIGQWY

Аннотация: Статья представляет собой расширенный текст доклада на III научно-практической конференции «Империя и Церковь», проходившей 14-15 апреля 2022 г. в Санкт-Петербургской духовной академии. Приходское летописание, введенное указом Святейшего Синода во второй половине XIX века, — один из важнейших документальных источников по региональной гражданской и церковной жизни конца XIX — начала XX вв. Анализируемая в статье летопись приходской крепостной церкви апостолов Петра и Павла г. Петропавловска — единственная из корпуса хронографических документов благочиния городских церквей Петропавловского округа, которая не была утеряна в послереволюционный период. На страницах документа отображаются исторические факты из жизни прихода периода 1848-1922 гг., перекликающиеся с событиями, имеющими общероссийское измерение: строительство железных дорог, стихийные бедствия, патриотическая деятельность жителей, учреждение викарной архиерейской кафедры, меценатство, начало советских антирелигиозных гонений, зарождение обновленческого раскола и проч. Статья написана на основании ранее не введенных в научный оборот документов, хранящихся в фондах Центрального государственного архива Республики Казахстан (г. Алматы).

Ключевые слова: Российская империя, синодальный период, Петропавловск, крепостная церковь апостолов Петра и Павла, приходское летописание.

Об авторе: Священник Михаил Анатольевич Березин

Магистр богословия, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия (г. Москва), преподаватель Алматинской православной духовной семинарии.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0433-3019

Для цитирования: Березин М, свящ. Приходское летописание как источник для краеведения и региональной церковной истории синодального периода (на примере летописи крепостной церкви апостолов Петра и Павла г. Петропавловска) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №1 (13). С. 66-79.

* Фотографии взяты из открытых источников и предоставлены автором.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (13) 2023

Priest Mikhail Berezin

Parish Chronicle as a Source for Local History and Regional Church History of the Synodal Period (on the example of the chronicle of the fortress church of the apostles Peter and Paul in Petropavlovsk)

UDC 94(47):930+271.2-9 DOI 10.47132/2587-8425_2023_1_66 EDN NIGQWY

Abstract The article is an extended text of the report at the III scientific-practical conference "Empire and the Church", held on April 14-15, 2022 at the St. Petersburg Theological Academy. The parish chronicle, introduced by decree of the Holy Synod in the second half of the 19th century, is one of the most important documentary sources on regional civil and church life in the late 19th and early 20th centuries. The chronicle of the parish fortress church of the Apostles Peter and Paul in Petropavlovsk, analyzed in the article, is the only one from the corpus of chronographic documents of the deanery of the city churches of the Petropavlovsk District that was not lost in the post-revolutionary period. The pages of the document display historical facts from the life of the parish from 1848 to 1922, echoing events that have an all-Russian dimension: the construction of railways, natural disasters, the patriotic activity of residents, the establishment of a vicar bishop's chair, patronage, the beginning of Soviet anti-religious persecution, the emergence of a renovationist schism and other The article is based on documents not previously introduced into scientific circulation, stored in the funds of the Central State Archive of the Republic of Kazakhstan (Almaty).

Keywords: Russian Empire, synodal period, Petropavlovsk, fortress church of the apostles Peter and Paul, parish chronicle.

About the author: Priest Mikhail Anatolyevich Berezin

Master of theology, postgraduate student, of Saints Cyril and Methodius Theological Institute of PostGraduate and doctoral Studies, teacher at Almaty Orthodox Theological Seminary. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0433-3019

For citation: Berezin M., priest. Parish Chronicle as a Source for Local History and Regional Church History of the Synodal Period (on the example of the chronicle of the fortress church of the apostles Peter and Paul in Petropavlovsk). Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 1 (13), pp. 66-79.

* Photos are taken from the open sources and provided by the author. Региональная церковная история

Ценность приходского летописания как исторического источника состоит в отображении повседневного быта и жизни православного прихода, а также городской или сельской общности синодального периода. Исследование подобных документов региональной церковной и светской жизни придаёт исторической науке антропологическое измерение. Кроме того, наблюдаемое в настоящее время возрождение приходской жизни, без сомнения, должно повлиять и на возобновление традиций местного церковного летописания, которому необходимо опираться на опыт предшествующих исторических эпох.

Как известно, массовый характер приходское летописание приобрело после постановления Святейшего Синода от 12 октября 1866 г. Однако в ряде епархий Православной Российской Церкви летописи возникли значительно раньше и были связаны с инициативой местного духовного руководства и, прежде всего, епархиальных архиереев. В число таких немногих исключений входит и рассматриваемая в настоящей статье хроника крепостной церкви апостолов Петра и Павла г. Петропавловска, начатая во исполнение ряда указов Тобольского архиепископа Георгия (Ящуржинского) от 25 ноября 1845 и 10 декабря 1847 гг. (регион в то время входил в состав именно этой епархии)1. Отметим, что в других епархиях Российской Церкви приходское летописание возникло значительно позже, став повсеместным явлением только в 1890-х гг.2 Первая запись в исследуемом документе датируется 11 мая 1848 г., что свидетельствует о том, насколько необычным было распоряжение правящего архиерея для епархиальных причтов, и насколько непростым было внедрение в жизнь летописания, необходимого для отечественной церковной истории3.

В рамках настоящей статьи будет уместным дать краткое описание крепостной церкви апостолов Петра и Павла г. Петропавловска. Указом Сената 12 июля 1752 г. на берегу реки Ишим основана военная крепость святых апостолов Петра и Павла — главное укрепление новой Ишимской оборонительной линии и центр проведения имперской политики в северной части казахских степей4. В 1766 г. на территории крепости была заложена первая деревянная церковь, посвященная первовер-ховным апостолам. Храм был небольшим, поскольку был рассчитан на ограниченный военный контингент (составляющий в год постройки не более 900 человек), с развитием же крепости как городского центра (статус города укрепление обрело уже к 1804 г.) потребовались более вместительные сооружения. В 1836 г. старый храм был разобран, а на его месте средствами прихожан заложена новая каменная церковь. Строительство завершилось к 1841 г., и, чтобы сохранить преемственность, храм при освящении также был назван в честь апостолов Петра и Павла5. С утратой военного значения крепости храм сделался обычной приходской церковью.

К крепостной церкви также было приписано с. Ново-Никольское, где у прихода имелась церковно-приходская школа (впоследствии село будет выделено в самостоятельный приход, о чем имеется соответствующая запись в летописи). Штат храма составляли священник, диакон и псаломщик6.

Характеризуя непосредственно приходскую летопись, необходимо отметить следующую особенность: крайне неравномерное ведение записей. Так, вторая запись в источнике появляется только через 8 лет после первой; третья и четвертая — в 1891 и 1892 гг. соответственно. Анализ документа показывает, что большой временной

1 Сулоцкий А. И. Сочинения: в 3 т. Тюмень, 2000. Т.1: О церковных древностях Сибири. С. 409.

2 Спичак А.В. Документы приходских церквей Тобольской епархии XVIII — начала XIX вв.: основные разновидности и эволюция форм. Нижневартовск, 2017. С. 102.

3 ЦГА РК. Ф. 589. Оп. 2. Д. 9. Л. 35.

4 Семенов А.И. Город Петропавловск за 200 лет (1752-1952 гг.). Исторический очерк. Петропавловск, 2010. С. 17.

5 Справочная книга Омской епархии / Сост. свящ. Иоанн Голошубин. Омск, 1914. С. 94.

6 Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии / Сост. свящ. Климент Скальский. Омск, 1900. С. 78-79.

Первый лист летописи. ЦГА РК. Ф. 589. Оп. 2. Д. 9. Л. 35.

промежуток между записями 1855 и 1891 гг. вызван нежеланием причта регулярно вести летопись. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что записи под названными датами сделаны с двух сторон одного и того же листа. С другой стороны, заметки, датированные 1892 г., обрываются на полуслове вследствие утери части листов документа. Этот разрыв хронологически продолжается до 1901 г., после чего записи становятся регулярными и продолжаются до 1922 г.7 Не будет преувеличением сказать, что большая часть рукописи была безвозвратно утеряна. Так, отсутствуют листы, посвященные причту церкви, листы материального дохода прихода, сведения о религиозности прихода и проч. Сохранившиеся листы представляют собой только часть хроники, посвященную «выдающимся событиям»8.

7 ЦГА РК. Ф. 589. Оп. 2. Д. 9. Л. 35-39.

8 Спичак А.В. Документы приходских церквей... С. 105.

На страницах документа отображаются различные исторические факты из жизни уездного города Петропавловска с 1848 по 1922 гг., зачастую перекликающиеся со значимыми общероссийскими событиями, имеющими гражданское и церковное измерение. В рамках настоящей статьи уместно остановиться на тех из них, которые представляют наибольший интерес для региональной светской и церковной истории. Так, первая же запись в летописи говорит о важном и одновременно трагическом событии в жизни г. Петропавловска. Большой пожар, случившийся 11 мая 1848 г., уничтожил большую часть города: начавшись с нижнего посада, где была сосредоточена большая часть населения и городских построек, он перекинулся на верхний посад, расположенный на крутых берегах Ишима. Убытки города и жителей были огромны и составили более 700.000 рублей. После этого пожара началось масштабное заселение окружающих холмов, в результате чего «нижняя» часть города, расположенная в пойме реки Ишим, стала окраиной городского поселения, слободой, каковой является до настоящего времени9. В краеведческой литературе, посвященной истории г. Петропавловска, произошедший пожар датируется неверно — 1849-м годом, — что опровергается найденной летописью крепостной церкви10.

Не менее разрушительными были для «нижнего» посада города Петропавловска регулярные паводки и наводнения, происходившие из-за близости к реке Ишим: они зафиксированы на страницах летописи в 1892, 1908, 1912 и 1916 гг.11 Например, мы встречаем описание стихийного бедствия в 1912 г.: «18 апреля река Ишим заливала все низменные места, поднималась с уровня на 19 аршин (13,5 метра. — свящ. М. Б.). Жителям низменных мест причинены большие убытки»12.

Имеется в документе и описание патриотической деятельности духовенства и прихожан крепостной церкви. Так, указом Тобольской духовной консистории от 20 мая 1855 г. «с прописаним таковаго указа Святейшего Синода, за сделанное церковью Св. Петра пожертвования 75 р. серебром на военныя издержки объявлена была местному причту со Старостою Высочайшая благодарность»13. Для сравнения, стоимость провизии для одного проходящего военное обучение ратника-призывника (имеются данные применительно к Орловской губернии), составляла 50 копеек в месяц14.

Впрочем, главным событием в жизни г. Петропавловска до революции, по мнению автора приходской летописи, стал визит наследника престола цесаревича Николая Александровича 18 июля 1891 г. Стоит привести соответствующий отрывок

9 ЦГА РК. Ф. 589. Оп. 2. Д. 9. Л. 35.

10 Семенов А.И. Город Петропавловск ... С.71; МорозовМ.А. Петропавловск — северные ворота Казахстана. Омск, 1993. С. 21.

11 ЦГА РК. Ф. 589. Оп. 2. Д. 9. Л. 36 об., 39 об., 40, 41.

12 Там же. Л. 40.

13 Там же. Л. 35.

14 Мраморное А. И., Тотфалушин В.П. Формирование Саратовского ополчения в годы Крымской войны // Военно-исторические исследование в Поволжье: сборник научных трудов Саратов, 2005. Вып. 6. С. 250.

Крепостная церковь апостолов Петра

и Павла г. Петропавловска. 1929 г. Фото взято из открытых источников в сети Интернет

из летописи: «1891 год для г. Петропавловска, как и всей Сибири, останется в памяти. В этот год посетил Петропавловск 18 июля его Императорское Высочество Государь Цесаревич Наследник Николай Александрович. Встреча насколько возможно была пышною. Его Высочество прибыв в ППк (Петропавловск. — свящ. М. Б.) около полуночи и проследовал в Собор, где был встречен местным духовенством. Из Собора Его Высочество проследовал в квартиру, приготовленную в дому курганского купца Дмитрия Смолина. Переодевшись, Его Высочество отправился на освящение Петр. (Петропавловского. — свящ. М. Б.) Училища. По приезде из училища в доме Смолина был завтрак, после которого Его Высочество отбыл из Петропавловска по дороге к г. Оренбургу. При встрече и проводах была масса народу, как русских, так и киргиз, последние в большинстве на лошадях»15.

Интересно, что автор летописи, подразумевая сакральное значение визита будущего самодержца, подчеркивает, что перед этим событием в продолжение первой половины лета не было осадков, вследствие чего растительность находилась в самом плачевном состоянии. После же приезда цесаревича в уезде прошли обильные дожди.

Впрочем, это мало помогло сельскому хозяйству региона: этот год отмечен нашествием саранчи («кобылки», в терминологии автора летописи), повышением цен на хлеб и иные продукты, тяжелым состоянием кормовой базы, болезнями и падежом скота16.

Окончание рассказа о гражданских событиях региона хронологически приходятся на 1917 и 1919 гг. Необходимо отметить, что автор летописи очень краток. Даже события Февральской и Октябрьской революций отозвались скупой фразой: «Великая Российская революция»17. События кровопролитной Гражданской войны в регионе, восстание Чехословацкого корпуса, вхождение в состав колчаковского государственного образования, захват г. Петропавловска Красной армией тоже отражены одним предложением: «Сибирь занята Советскими войсками»18. Как можно предположить, автор документа пребывал в растерянности от произошедших в стране масштабных изменений, от ломки привычного уклада жизни и неопределенности будущего Родины и народа, и, очевидно, не придавал сколько-нибудь существенного значения своим записям.

Впрочем, начало и события кровопролитной Первой Мировой войны тоже не нашли в документе никакого отражения. Весьма вероятно, хроникёр не счел необходимым описывать гражданские события, сконцентрировав свое внимание на жизни прихода. Об этом свидетельствует сам характер записей. Так, начиная с 1902 г., взгляд автора сосредоточен исключительно на благоукрашении храма, сопутствующих материальных расходах, визитах на приход правящего архиерея и проч. Однако заметим, что и церковная сторона региональной истории представлена в летописи неравномерно и во многом односторонне.

Многие записи, касающиеся религиозной жизни города и прихода, относятся к благотворительной деятельности приходского старосты и жертвователя Григория Васильевича Королева, который на протяжении полутора десятилетий вносил большой вклад в благоукрашение крепостной церкви апостолов Петра и Павла. С его помощью были покрыты золотом кресты на куполе храма, поновлена храмовая роспись, сделан ремонт паперти, проведены многие другие работы19.

Большое внимание уделяется визитам на приход правящих архиереев Омской епархии — преосвященных Сергия (Петрова), Михаила (Ермакова), Гавриила (Голосо-ва), Владимира (Путяты), Андроника (Никольского), Сильвестра (Ольшевского). Всего за период с 1902 по 1916 гг. правящие архиереи посещали крепостную петропавловскую

15 ЦГА РК. Ф. 589. Оп. 2. Д. 9. Л. 35 об.

16 Там же. Л. 36.

17 Там же. Л. 41 об.

18 Там же.

19 Там же. Л. 39-41 об.

ъ ¿/¿-иль, /м?

и¿4 1т л ^ I л^-ш^и? /^ру ¿ур I

1м-му е^^и^ь. ¿/¿м ^

НЛл— /^¿¿¿л У) I ¿^И &£? ¿Л^м ¿Оы

UjU.i i е^Д? ^-илн^ъ

ЧгГ'ЖЛ Шт 1 ^ ^

иМгь

У ¿¿¿и/Кг

гы-Лг 14 ^/¿¿С/^-и ¿-л . /'/¿¿лл&г

— ну/Ц?

Л/7г.

• ^Сл. I иКаЛ * с-с-ссг с/СсО-Ъ 1 ни.^ гь I

Тух/ Щ, ^иб^ЩЩ^ЩЩ^Ц«^^7

Фщ

Лист летописи со сведениями о гибели сщмч. Мефодия (Красноперова), епископа Петропавловского. ЦГА РК. Ф. 589. Оп. 2. Д. 9. Л. 41 об.

церковь 7 раз20. Последнее говорит о достаточно интенсивной пастырской деятельности Омских преосвященных, поскольку только на территории Петропавловского уезда имелось более 180-ти церквей и молитвенных домов. Из Омских архиереев приход не посещали только епископы Григорий (Полетав) и Арсений (Тимофеев), причем последний по причине кратковременного (менее года) пребывания на кафедре.

Стоит упоминания настоятель церкви Петра и Павла и благочинный городских церквей протоиерей Иоанн Павлович Лепехин. Имя этого священнослужителя единожды встречается на страницах летописи в контексте посещения прихода правящим

20 Там же.

архиереем Омской епархии преосвященным Владимиром (Путятой). Между тем протоиерей Иоанн Лепехин был одним из самых уважаемых священников Петропавловского уезда, служившим в крепостной церкви с 1894 г. и, как минимум, до 1931 г.21

Деятельность священномученика Мефодия (Красноперова), викарного епископа г. Петропавловска, совсем не получает освещения, ограничиваясь сообщением о его назначении на кафедру: «В сем году в город Петропавловск определен 2-й вика-риный Преосвященный Мефодий, Епископ Акмолинский. Переименован в Епископа Петропавловского. В город Петропавловск прибыл 21-го декабря»22. Однако преосвященный Мефодий был известен как яркий антираскольничий миссионер, поборник и организатор трезвенного движения в регионе23.

Второе упоминание о епископе Мефодии носит намного более трагичный характер и повествует о его гибели в ходе подавления Западно-Сибирского крестьянского восстания советскими войсками. Запись в приходской летописи косвенно подтверждает недавно открытые документы об убийстве этого иерарха по приговору чрезвычайного военно-полевого трибунала под председательством Н. Корицкого в ночь на 17 февраля 1921г. (до настоящего времени в церковной публицистике широко распространена версия о спонтанном убийстве архиерея)24. Так, неизвестный автор пишет: «1921 г. Епископ Мефодий убит 17 февраля. Великий голод со множеством человеческих жертв»25.

Летопись оканчивается событиями начала обновленческого раскола в Петропавловском уезде: «1922 г. Открыта самостоятельная Петропавловская епархия. Назначен из белого духовенства Епископ Алексий Кононов с титулом Архиепископ»26. Стоит упоминания контекст назначения обновленческого иерарха в г. Петропавловск. После гибели упоминаемого выше Преосвященного Мефодия (Красноперова) на кафедру был назначен епископ Гавриил (Воеводин), который не пожелал прибыть к месту нового служения27. В этих условиях центр управления викариатством несмотря на большую географическую отдаленность (более 900 километров) был сформирован в г. Новони-колаевске (современный Новосибирск). Управление возглавил находящийся в ссылке епископ Софроний (Арефьев). В сентябре 1923 г. на Петропавловскую кафедру был возведен епископ Григорий (Козырев), который так и не вступил в управление епархией. Лишь в марте 1924 г. в г. Петропавловск прибыл назначенный патриархом канонический епископ Алексий (Буй)28. Такое ненормальное положение во многом способствовало укреплению обновленческого архиепископа Алексия (Кононова).

Необходимо отметить, что упоминание титула «архиепископа» по отношению к Алексию (Кононову) свидетельствует о времени этой записи — не ранее января 1923 г. (исходя из даты присвоения указанному лицу титула — 10 января)29. Этим же периодом можно условно обозначить прекращение летописания в пределах Петропавловского уезда: по всей видимости, приходские документы были изъяты советской властью и переданы в местные территориальные архивы.

Во время обновленческого раскола крепостная церковь первоначально признала власть архиепископа Алексия. Однако под давлением властей в 1927 г. обновленцы вынуждены были передать приход патриаршей Церкви. Передача была осуществлена

21 Справочная книга Омской епархии... С. 1147; СКГА. Ф. 2376. Оп. 1. Д. 2. Л. 84.

22 ЦГА РК. Ф. 589. Оп. 2. Д. 9. Л. 40 об.

23 Мефодий (Красноперов), священномученик. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.» Житие и мученический подвиг за веру епископа Мефодия (Красноперова). М., 2020. С. 42, 50, 58-59.

24 РГВА Ф. 1393. Оп. 1. Д. 94. Л. 2; См. напр.: Дамаскин (Орловский), архим. Жития новомучени-ков и исповедников Российских XX века. Февраль. Тверь, 2005. С. 54.

25 ЦГА РК. Ф. 589. Оп. 2. Д. 9. Л. 41 об.

26 Там же.

27 Следственное дело Патриарха Тихона: Сборник документов. М., 2000. С. 669

28 Шкаровский М.В. Алексий (Буй) // Православная энциклопедия. Т. I. 2001. С. 661.

29 Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 86.

в рамках проводимой властями Казахской АССР политики равномерного распределения культовых сооружений между «тихоновской» и «обновленческой» юрисдикци-ями во избежание чрезмерного усиления каждой из них30. 31 мая 1931г. Президиум Петропавловского Горсовета постановил ликвидировать крепостную церковь и передать ее «под культурно-просветительские надобности»31. Решение властей вызвало активное сопротивление со стороны верующих, которые смогли добиться пересмотра постановления Горсовета и возвращения церкви в свое пользование32. Тем не менее, крепостная церковь апостолов Петра и Павла была ликвидирована в начале Великой Отечественной войны: в марте 1942 г. в помещениях церкви начали размещаться корпуса эвакуированных в город трех заводов наркомата электротехнической промышленности Московского региона. При этом непосредственно в церкви установили оборудование миканитного и лакокрасочного цехов (которые находятся там до настоящего времени)33. Таким образом, использование приходских летописей для изучения и построения целостной картины региональной светской и церковной истории носит перспективный характер. Этот тип исторических документов, несмотря на неравномерную подачу материала и некоторую односторонность, может более полно освятить жизнь такой важной общности, как православный приход Российской империи второй половины XIX — начала XX вв., показать повседневный быт города, а также особо значимые события церковной жизни того или иного региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источники и литература

Источники

1. РГВА Ф. 1393. Оп. 1. Д. 94.

2. СКГА. Ф. 1189. Оп. 1. Д. 1042.

3. СКГА. Ф. 2376. Оп. 1. Д.2.

4. ЦГА РК. Ф. 589. Оп. 2. Д. 9.

Литература

5. Дамаскин (Орловский), архим. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Февраль. Тверь, 2005. 504 с.

6. Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. 736 с.

30 СКГА. Ф. 2376. Оп. 1. Д. 2. Л. 43.

31 Там же. Л. 37.

32 Там же. Л. 63.

33 СКГА. Ф. 1189. Оп. 1. Д. 1042. Л. 33.

Крепостная церковь апостолов Петра и Павла г. Петропавловска. 2022 г. Фото автора

7. Мефодий (Красноперов), священномученик. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.» Житие и мученический подвиг за веру епископа Мефодия (Краснопе-рова). М., 2020. 448 с.

8. Морозов М.А. Петропавловск — северные ворота Казахстана. Омск, 1993. 198 с.

9. Мраморнов А. И., Тотфалушин В. П. Формирование Саратовского ополчения в годы Крымской войны // Военно-исторические исследование в Поволжье: сборник научных трудов Саратов, 2005. Вып. 6. С. 247-251.

10. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. / Сост. свящ. Климент Скальский. Омск, 1900. 422 с.

11. СеменовА.И. Город Петропавловск за 200 лет (1752-1952 гг.). Исторический очерк. Петропавловск, 2010. 195 с.

12. Следственное дело Патриарха Тихона: Сборник документов. М., 2000. 1016 с.

13. Спичак А.В. Документы приходских церквей Тобольской епархии XVIII — начала XIX вв.: основные разновидности и эволюция форм. Нижневартовск, 2017. 205 с.

14. Справочная книга Омской епархии. / Сост. свящ. Иоанн Голошубин. Омск, 1914. 1250 с.

15. Сулоцкий А. И. Сочинения: в 3 т. Тюмень, 2000. Т.1: О церковных древностях Сибири. 480 с.

16. Шкаровский М.В. Алексий (Буй) // Православная энциклопедия. Т. I. 2001. С. 661.

Приложение

Летопись крепостной церкви апостолов Петра и Павла г. Петропавловска

(л. 35)

Статья 17-я

о разных замечательных событиях по церкви и по самому городу.

1848 года 11 мая случился в городе страшный пожар, жертвой коего сделалась большая половина города. В следствие чего, по распоряжению Начальства, было положено начало заселению нагорной части города, где в настоящее время находится уже лучшая часть строений.

Указом Тобольской Духовной Консистории от 20 мая 1855 года за № 3277 с пропи-саним таковаго указа Святейшего Синода, за сделанное церковью Св. [ятого] Петра пожертвования 75 р.[ублей] серебром на военныя издержки объявлена была местному причту со Старостою Высочайшая благодарность.

|| (л. 35 об.)

1891 год для г. Петропавловска как и всей Сибири останется в памяти. В этот год посетил Петропавловск 18 июля его Императорское Высочество Государь Цесаревич Наследник Николай Александрович. Встреча на сколько возможно была пышною. Его Высочество прибыв в ППк [Петропавловск] около полуночи и проследовал в Собор, где был встречен местным духовенством. Из Собора Его Высочество проследовал в квартиру, приготовленную в дому курганского купца Дмитрия Смолина. Переодевшись, Его Высочество отправился на освящение Петр.[опавловского] Училища. По приезде из училища в доме Смолина был завтрак, после которого Его Высочество отбыл из Петропавловска по дороге к.г. Оренбургу. При встрече и проводах была масса народу как русских так и киргиз, последние в большинстве на лошадях.

Замечательно, до приезда Цесаревича Наследника в Петропавловск весь май июнь и до 18-го июля не было дождя. 18-го же июля за час до отъезда пошел очень сильный дождь, после котораго оставшаяся растительность зна- || (л. 36) -чительно оживилась. 1891 год очень неблагоприятно отозвался в экономическом отношении на жителей г. Петропавловска. Появившаяся в мае кобылка уничтожила весь хлеб, превратив засеянные посевы в неразб. Трав по случаю засухи не было. Воз сена зимою доходил до 10-ти рублей. Цена на хлеб была высокая — пшеничная мука за пуд доходил до 2-х руб. [лей] ржаная до 1 р.[убля] 60 к.[опеек] овес до 1 р.[убля] 60 к.[опеек] за пуд. Народу жить было очень трудно. Много пособила столовая, открытая 1-го ноября. Зима наступила рано в октябре месяце выпал снег и не стаял, что особенно благоприятствовало дороговизне сена. В прежние года, как передают сторожили, санный путь в Петропавловск начинался в декабре месяце, и до этого месяца скот выгоняли на степь, где он находил себе достаточно корма. В настоящем же году, по милости г.г. [господ] ветеринаров, делающих из мухи слона, скот перестал выходить в конце августа, таким образом каждый домохозяин-скотовод, должен был кормить свой скот сеном, запасенным для зимних месяцев, Петропавловцы не помнят такого года! Надежда на 1892-й год, не дай Бог, если и следующий год будет таким же!

|| (л. 36 об.)

Зима до 1 января 1892 года стояла лютая. 8-го ноября в начале зимы был мороз 30 * — реом.[юра] — Бураны часто были, снегу много.

1892-й год.

Зима в начале января морозная, доходит мороз до 35 * R февраль был в общем теплее марта. Весною сильный разлив воды. Потопило всю Ишимскую низменность. Сена — много. В мае появилась кобылка и к концу июля съела 3/5 всего посева. Цены на хлеб дешевле 1891-го г.[ода]. Пшеничная мука 1 р.[убль] 10 к.[опеек] — 1 р.[убль] 30 к.[опеек] ржаная 80 к.[опеек] — 1 р.[убль] — овес 90 коп. [еек] 1 р. [убль] и 1 р.[убль] 10 коп.[еек] Дрова зимой доходили до 5 р.[ублей] сажень. Жить многим трудно. 4-го июля заложена постройка железной дороги в 8-ми верстах от города, недалеко от п. Кривозерского. Рабочих на дороге много. Только говорят, обмана и мошеничества.

|| (л. 39)

1901 год.

В этом году особозначительных событий не было.

1902 год.

В этом году храм был посещен Его Преосвященством, Преосвященнейшим Сергием, епископом Омским и Семипалатинским. Хор девиц заслужил одобрение Его Преосвященства.

1903 год.

В сем году усердием мещанина Лазаря Ветрова и на его средства приобретена икона преподобного Серафима, писанная в Дивеевском монастыре и освященная на мощах преподобного. Стоимость иконы — 90 рублей. Семи святому служится много молебнов. Религиознонравственное чувство прихожан заметно возросло. В сем году 14 ноября через станцию «Петропавловск» проследовал на Омскую кафедру вновь назначенный Преосвященнейший Михаил, бывший викарий Ковенской епархии.

1904 год.

В сем году храм внутри и снаружи ремонтирован; стоимость работ — до 450 рублей. Августа 5 дня храм и квартира приходского священника посещены Его Преосвященством Михаилом, епископом Омским и Семипалатинским в сопровождении Благочинного протоиерея Михайловского и члена Консистории священника о.[тца] Димитрия Алексинского.

В сем же году мещанином Лазарем Ветровым сооружен кивот для иконы преподобного Серафима стоимостью в 130 рублей.

1909 год.

В сем году выкрашена крыша храма и церковная ограда церковным старостой Даниилом Ручкиным стоимостью 180 р.[ублей].

|| (39 об.)

1910 год.

В сем году позолочены кресты на храме усердием церковного старосты Григорием Васильевичем Королевым стоимостью в 150 р.[ублей]. Золота 8-ми золотникового достоинства употреблено 32 книжки.

Все сем же году неразб. старостой отштукатурен и выбелен с наружи храм стоимостью в 240 р.[ублей].

1906 году в мае месяце церковь была посещена Его Преосвященством, Преосвя-щеннейшим Гавриилом епископом Омским и Семипалатинским.

1907 году усилиями петропавловского мещанина Григория Васильевича Королева выкрашен внутри храм стоимостью в 800 р.[ублей]. За что награжден грамотой Святейшего Синода.

1908 года река Ишим заливала всю подгорную часть до мечети поднималась с уровня на 18 1/2 Аршин.

1911 год.

Река Ишим заливала все низменные места поднималась с уровня 14 Аршин.

В деревни Ново-Никольской открыт самостоятельный Приход с назначением Священника и Псаломщика. Жалование положено Священнику 450 р.[убля] Псаломщику 150 р.[убля] с 11 января 1911 года. С 11 ноября 1896 года принадлежала к Крепостной градо-Петропавловской церкви.

|| (л. 40)

1911 год.

1911 года мая 22 дня в 4 % часа пополудни церковь была посещена Его Преосвященством Преосвященнейшим Владимиром Епископом Омским и Семипалатинским.

1912-й год.

18 Апреля река Ишим заливала все низменный места поднималась с уровня на 19 Аршин. Жителям низменных мест причинены большие убытки.

В сем году усердием петропавловского мещанина и церковного старосты Григория Васильева Королева устроены новые церковные рамы неразб. и наружные. Отдано подрядчику петропавловскому мещанину Стефану Михайлову Шестакову за работу неразб. внутри церкви 220 р.[ублей]. Куплено материалы неразб. 1 % вершковые 30-ти по 2 р.[убля] 60 к.[опеек] на 78 р. [ублей]. Стекла 240 листов по 41 коп.[еек]. за лист на 98 р.[ублей] 40 к.[опеек]. Куплено цемента на 15 р. [ублей], отдано кузнецу на винты и неразб. 12 р[убля]. За винты и неразб. 5 р.[ублей] всего израсходовано 448 р.[убля] 40 к.[опеек]. На выше означенный расход пожертвовано отставным чиновником Николаем Михайловым Поповым 70 р.[убля].

В сем году пожертвовано купцами Василием Евстафиевым Кислициным 100 р. Василием Тимофеевым Цвет.

|| (. 40 об.)

1912 год.

.синским 25 р.[ублей] и Константином Королевым 50 р.[ублей], на эти пожертвованные деньги устроена у церковного дома причта прислуга для скота стоимостью 238 р.[убля] ледник у протоиерея Иоанна Лепехина 39 р.[ублей] 70 к.[опеек] всего израсходовано 277 р.[ублей] 70 к.[опеек], 102 р.[убля] 70 к.[опеек] пожертвовано церковным старостой Григорием Васильевым Королевым.

В сем же году посетил квартиру протоиерея Иоанна Лепехина Преосвященный Владимир, с протоиереями Богоявленским и Александровым.

1913 год

В сем году соурудили новые боковые двери Южные и Северные. Окрашены масляной краской внутри церковная паперть и помещение для сторожей старанием церковного старосты Григорием Васильевым Королевым. Стоимость всего 120 р.[ублей].

Июня 13 дня храм был посещен и квартира местного протоиерея Его Преосвященством Преосвященнейшим Андроником Епископом Омским и Павлодарским в сопровождении ключаря протоиерея Димитрия Александрова.

13-го дня июня в 5 часов по полудни был посещен тюремный Покровский храм Преосвященнейшим Андроником.

1914 год.

В сем году в город Петропавловск определен 2-й викариный Преосвященный Ме-фодий, Епископ Акмолинский. Перемено- || (л. 41) -ван в Епископа Петропавловского. В город Петропавловск прибыл 21-го декабря.

1915 год.

В сем году церковный староста Григорий Васильев Королев на свои средства снаружи храм отштукатурил и выбелил. Стоимость работы 300 р.[ублей]. Им же церковным старостой внутри храма произведена живопись стоимость ея 110 рублей. Работал мещанин Симеон Васильев Мякишев.

В сем же году произведена живопись при входе в храм Тайная вечеря ниже седя-щий во славе Господь с престоящими Божией Матери и Иоанна Крестителя. Живопись сделана Симеоном Васильевым Мякишевым, на средства церковного старосты Григория Васильева Королева. Стоимость 75 рублей.

1916 год.

В сем году тем же мещанином Мякишевым написан Спаситель седящий во славе на горнем месте стоимостью 28 рублей /28 р./. Четырех евангелистов в храме выше карниза стоимостью 60 р.[ублей]. На иконостасе первоверховных Апостолов Петра и Павла за 20 р.[ублей]. На средства церковного Старосты Григория Королева.

|| (л. 41 об.)

1916 год.

7-го мая 1915 года храм был посещен и квартира местного протоиерея Его Преосвященством Преосвященнейшим Сильвестром Епископом Омским и Павлодарским. После чего была посещена тюремная церковь.

В сем году произведена живопись в церковной паперти во входе в храм Господь Саваоф, на стенах Крещение Спасителя и Благовещение Матери Божией. Живописцем Симеоном Васильевым Мякишевым за 55 рублей. На пожертвованные деньги прихожанином Крепостной Церкви петропавловским мещанином Даниилом Куки-ным Арнаутовым. Река Ишим заливала все низменныя места. Поднялась с уровня 14 % Аршин.

В сем году внутри храма иконостас промыт и выкрашен. Также неразб. и откосы промыты и выкрашены. За работу мастеру уплачено 550 рублей церковным старостой Григорием Васильевым Королевым.

1917 г.

Великая Российская революция.

1919 г.

Сибирь занята Советскими войсками. 78 Вестник Исторического общества № 1 (13), 2023

1921 г. Епископ Мефодий убит 3 февраля. Великий голод со множеством человеческих жертв. || (л. 42)

1922 г. Открыта самостоятельная Петропавловская епархия. Назначен из белаго духовенства Епископ Алексий Кононов с титулом Архиепископ.

ЦГА РК. Ф. 589. Оп. 2. Д. 9. Л. 35-36 об., 39-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.