гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
• В-третьих, продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.
• В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
В ходе работы создается положительная мотивация к обучению, развивается познавательный интерес и творческие способности учащихся. У учащихся развиваются аналитические способности, расширяется кругозор. Они овладевают навыками исследовательской работы. Главный результат, который остается после такой работы - формируются общеучебные умения:
• Организационные: - организация своей деятельности в процессе работы;
• Мыследеятельностные1 выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
• Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
• Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
• Пoucкoвыei находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
• Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
• Оценочныеделать выбор в мире ценностей и поступков
Результаты такой работы это успешные выступления учащихся:
• на научно-практических конференциях различного уровня;
• в проектах различного уровня
• публикации.
Сложившаяся система работы формирует образовательное пространство, в котором созданы условия для проявления и реализации интересов учащихся, их продуктивного сотворчества с педагогом, раскрытия творческого потенциала, что способствует повышению мотивации к обучению, осознанному профессиональному самоопределению и успешности учащихся.
Литература
1. Алексеева М.П. Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - №3.
2. Вербицкий A.A. Ермакова О.Б. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №4.
3. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельност-ный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - N° 1.
4. Гапоненко Т.В. Элективный курс «Основы социологии» в формировании социальной компетентности старшеклассников // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - N°3.
5. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: Материалы для опытно-экспери-ментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: НФПК, 2002.
6. Олешков М. Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования // Педагогика. -2004. -N б.
7. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н/Дону: Феникс. - 2007. -285 с.
8. Сиденко A.C. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения II Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. -№1.
Автор показывает значение рефлексии как важного момента развития мышления, сознания, учебной деятельности. Автор приводит примеры использования приемов рефлексии в своей работе.
Мохова Наталья Валерьевна
учитель географии Школа № 97 г. Ижевск
ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Как, используя приемы рефлексии в своей работе, повысить качество обучения?
т
Ключевые слова: интеллектуальная рефлексия, кластер, архивариус, мыслительный лист, «мозговой штурм», синквейн, интеллект-карта, пик взаимопонимания.
7. Интеллектуальная рефлексия
Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.
• В конце урока, или в ходе урока учащимся предлагается выбрать одно из утверждений:
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений:
3) Я только слушал предложения других:
4)Я выдвигал идеи...
• При разборе некоторых процессов, таких, например как круговорот воды в природе или строения реки и многих других детям предлагается моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.
• Паучок (солнышко, цветочек) - фиксация ассоциативных связей любого понятия особенно нравиться учащимся средних классов
• Кластер (гроздья) - фиксация системного понятия с взаимосвязями
Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).
• Пометки на полях (инсерт. маркировка ) - обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
• Архивариус - вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе). Например, детям предлагается не просто подготовить сообщение о том или ином путешественнике, а попытаться объяснить, почему он предпринял это путешествие, как оно проходило и какие принесло результаты.
• Написать сочинение «от имени... (путешественника, явления, человека с другого материка и т.д.)», можно в форме репортажа, интер вью. Можно разыграть написанное в виде сценки, монолога
• А вот прием шпаргалка (информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде) особенно любим у учащихся старших классов. Также детям можно предложить составление памяток, схем или текстов для справочников.
• Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии, по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения ... - т.е. различные виды рефлексии
• Мыслительный лист. Это обычный лист нелинованной бумаги не самого хорошего качества (парадоксально, но почему-то на белых тетрадных листах мысли рождаются гораздо хуже). На этих листах по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления. Ученик обязательно должен высказать любую версию (пусть даже неправильную и невероятную!). Все ответы обязательно проверяются и оцениваются следующим образом: + (плюс) - хорошая мысль; | (пол плюса) - идея есть, но недостаточно чётко сформулирована, не совсем правильное пояснение; +! означает «Блеск!» и приравнивается к полутора плюсам. Неверный ответ оценивается не минусом, а точкой (.), которая как бы предполагает дальнейшее развитие мысли. Все эти знаки выставляются на лист учёта знаний. Когда в сумме набирается пять плюсов, ученик получает заслуженную (и очень ценную!) мыслительную пятёрку. Кто-то заработает её достаточно быстро, кому-то потребуется значительно больше времени, но каждый обязательно эту отметку получит и начнёт «собирать плюсы» на следующую. Кажущаяся на первый взгляд сложной система учёта на самом
деле проста, проверка ответов обычно много времени не занимает, а удовольствие от процесса мышления всего класса стоит этих весьма незначительных дополнительных усилий. Количество заданий для работы на мыслительном листе может быть разным. Иногда это один-единственный вопрос: мыслительная разминка в начале урока или обобщающий вопрос в конце, иногда это довольно большой блок вопросов для осмысления изученного материала (и тогда учащиеся имеют возможность выбрать те вопросы, которые им «по зубам»). Иногда по ходу урока мы несколько раз обращаемся к мыслительному листу. Чаще всего учащимся предлагается ответить на проблемные вопросы, хотя бывают и другие задания: угадать, что лежит в таинственной шкатулке из другой страны, с другого материка; придумать вопрос (или угадать вопрос учителя); определить тему урока, исходя из интригующего вступления и. т.п. Изредка следует предлагать вопросы и задания, которые по силам даже самым слабым ученикам. Если урок начинается с «мыслительной разминки», то после того, как листы сданы, выслушиваются разные варианты ответов. Иногда правильный ответ на мыслительный вопрос мы находим в учебнике или он может прозвучать по ходу урока, а иногда бывает целесообразно вернуться к мыслительному вопросу после изучения нового материала. Если работа на мыслительных листах завершает урок, обсуждение ответов и награждение лучшего мыслителя обычно переносятся на следующий урок.
• «Мозговой штурм». Прием учебной работы, требующий высокого уровня управленчес ких навыков от учителя и достаточного уровня коммуникативных и ор ганизационных общеучебных навыков от учащихся. Наиболее эффек тивен при выдвижении гипотез и предположений. Обязателен «договор на берегу»: некий свод правил для предотвращения превращения урока в беспорядочную перепалку, а учителя - в смотрителя за порядком. Но, востребуя эти навыки, данный вид работы одновременно их развивает.
Правила участия в «мозговом штурме».
Памятка для учащихся
1. Формулируйте свои мысли точно, но кратко.
2. Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать свои знания.
3. Мозговая атака требует полного раскрепощения воображения.
4. Запрещаются критические замечания и промежуточные оцен ки - это мешает формулировать новые идеи.
5. Чем больше выдвинуто предположений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» действительно появятся новые, ценные идеи.
6. Приветствуются все дополнения и уточнения.
7. Разрешается задавать вопросы, если они не содержат оценки выс казываний предыдущих ораторов.
• Синквейн. Строгие правила синквейна заставляют анализировать и четко фор мулироватьсвои мысли, использовать емкие понятия, учат обобщать, выделять главное. По сути синквейн - это упражнение, замаски-
рован ное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. К тому же, упражнение интересное и увлекательное. «Cinq» по-французски значит пять. Классический синквейн - это пятистрочная строфа, составленная по таким правилам:
Первая строка содержит одно двуслоговое слово. Это может быть термин, фамилия, понятие.
Вторая строка содержит четыре слога, может быть из одного - двух слов - определения предмета, темы стихотворения.
Третья строка - шесть слогов - глагол (глаголы), определяющий возможности деятельности «героя» синквейна.
Четвертая строфа содержит восемь слогов (предложение, раскры вающее смысл главного слова синквейна).
Последняя строка - одно слово из двух слогов, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.
Однако, чаще всего в отечественной методической литературе описы ваются менее строгие правила составления дидактических синквейнов:
Первая строка содержит одно слово из любого количества ело гов - термин, фамилия, понятие.
Вторая строка содержит два слова - определения предмета, темы стихотворения.
Третья строка содержит три глагола, определяющие деятельность, функции «героя» синквейна.
Четвертая строфа содержит предложение из 4-х слов, раскрываю щее смысл главного слова синквейна.
Последняя строка - одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.
• Составить интеллект-карту темы и «прочитать» её. Интеллект-карта отличается от системы понятий тем, что при её создании проектирование начинается из центра - от главного обобща ющего понятия, и продолжается в разные стороны. Сама готовая карта, как правило, напоминает рисунок нейрона с множеством ветвящихся отростков, причем, в отличие от системы понятий сами линии могут быть разной толщины, символизируя важность, очередность или дру гую логику взаимоотношения понятий. В интеллект-карте могут присутствовать символы, рисунки и т. д.
Интеллект-карта - разработанный за рубежом способ представле ния больших объемов информации, позволяющий построить объемную модель изучения темы, ответа по теме, алгоритмов поиска решения проблем. Построение интеллект-карт похоже на создание системы понятий, но есть принципиальная разница. Система понятий одномерна. То есть, каждая стрелка в системе понятий читается одинаково - состоит из..., содержит...
В интеллект-картах создание системы понятий начинается из цент ра и может содержать стрелки и соединительные линии, которые читаются по-разному.
Теоретики психофизиологии утверждают, что такое визуальное представление информации отражает распространение информации в нашем мозгу - из каждого нейрона во все стороны. А стрелки
на интеллект-карте моделируют те связи, которые психофизиологии называют ассоциативными.
• Подведение итогов урока.
2. Образная рефлексия
• Дети сравнивают своё настроение с образом ка-кого-либо животного (растения, цветка).
• Рисование образа урока (мероприятия, игры).
• «Дерево творчества»
По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды - дело прошло полезно, плодотворно: Цветок - довольно неплохо;
Зелёный листик - не совсем удовлетворён днём:
Жёлтый листик - «пропащий день», неудовлетворённость.
• «Светофор»
Дети сигналят карточками: Зелёной - побольше таких дел, поучительно, Жёлтой - понравилось, но не всё, интересно, Красной - дело не понравилось, скучно.
• «Радуга»
Семь цветов радуги - семь оценок дела или учебного цикла.
Каждая группа или участники выставляют в цвете свои оценки - прикрепляют бумажные полоски на трафарет радуги.
• «Солнышко»
Моё настроение похоже на: солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку,
тучку с дождиком, тучку с молнией.
• «Ёлочка настроения»
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение.
• «Пик взаимопонимания» (понимания) Пик-вершина, предел, высшая точка. На вершине стоит ребёнок («понятие») По склону карабкается учитель (ученик). Насколько близко подобрался он сегодня к детям (к пониманию темы урока), как прошла работа, достигнуто ли понимание - это решают дети, помещая фигурку учителя (свою) у подножия, либо выше по склону.
• «Моё состояние»
Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно - Уверен в своих силах - Хорошо -Плохо - Крайне скверно
• «Мишень настроения»
День - это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок-попадание в одной из цветовых зон. Внутри - дата и мотивация. В конце недели вся мишень «прострелена».
• «Цветик-многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
• «Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.
• «Почта»
В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.
• Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.
Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать,
Мне больше всего удалось... А особенно удалось...
Что я получил от этого дня (урока, праздника)?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учителя?
Что думал?
Что чувствовал?
Что приобрел?
• Рисуем настроение.
Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
Красками на мокром листе нарисовать своё' настроение.
На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера: Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) -радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет - нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий - грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный - активность, (но при насыщенности цвета - это беззащитность);
жёлтый - приятное, спокойное настроение; фиолетовый - беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый - замкнутость, огорчение; чёрный - унылое настроение, отрицание, протест: коричневый - пассивность, беспокойство и неуверенность.
3. Способы коммуникации. «Огонёк общения»
Дети в кругу, обнявшись за плечи, поговаривают то, что было самым интересным.
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
- сегодня меня порадовало...
- сегодня меня огорчило...
Ребёнок дарит медальки (цветочки) из трёх разного цвета тем, кому посчитает нужным.
Например, голубой - самому вежливому в общении: зелёный - самому покладистому (уступчивому): оранжевый - самому скромному.
У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?
Литература
1. Казаковцева Т. С, Косолапова ТЛ. К вопросу здра вот вор-чес кой деятельности в образовательных учреждениях //«Начальная школа», 2006
2. Ладенко И.С. Феномен рефлексивного стиля мышления и генетическая логика // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. - Новосибирск, 1995.
3. Сальникова О.В. Использование различных видов рефлексии на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры и черчения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - №4.
4. Семенов И. Н., Степанов Ю.Н. Проблемапредм ета и м е-тода психологического изучения рефлексии // Исследование проблемы психологии творчества. - М.,1983. С.154
5. Советова £ В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
Статья посвящена проблеме взаимодействия школы с родителями. Автор предлагает ряд направлений организации данного взаимодействия.
Мухаметова Лариса Анатольевна
учитель начальных классов г. Нурлат Республика Татарстан
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Как эффективно организовать работу с родителями? -&
Ключевые слова: взаимодействие учителя с семьей, активная педагогическая активность, педагогические знания и умения родителей.
Семья - дети - родители -школа - учителя - общество
Любая проблема лежит сейчас на пересечении их интересов, поскольку семья является важнейшим институтом социализации подрастающих поколений. Именно семья занимает первое и главное место в воспитательном пространстве школы, и совершенно естественно, что школа находится в тесной связи с семьей. Семья - часть общешкольного коллектива.
Семья ещё и основа воспитания, все ценностные начала исходят от неё. Взаимоотношения детей с родителями и учителями, жизненные и духовные ценности, способствующие становлению личности, постоянно волнуют семью и школу. Об этом мне хотелось бы поговорить сегодня. Более подробно я остановлюсь на трех ведущих направлениях, по которым я организовываю это взаимодействие в своей педагогической практике.
Первое направление - формирование активной педагогической позиции родителей.
Целесообразно организованное взаимодействие учителя и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей, понимания ими своего гражданского долга и ответственности за воспитание детей.
В своей работе я опираюсь на положительный опыт семейного воспитания, использую его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного
взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения междуучителем и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и класса, в которых принимают участие родители.
Второе, не менее важное направление-вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. В классе практикуем проведение «Университета педагогических знаний» как одной из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, педагогические практикумы. Так, например, в этом учебном году проведены занятия по темам «Стили семейного воспитания», «Во что играют наши дети», «Психологические аспекты компьютерного образования», «Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников», «Роль семьи в формировании познавательной активности учащихся» и т.д.
Ещё до поступления ребенка в школу мы начинаем готовить родителей к их новой позиции по отношению к ребенку-будущему ученику
Третье направление - взаимодействие учителя с семьями. Для успешной организации образовательного процесса необходимые знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия с семьей предполагает ряд аспектов:
1. изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей, знакомство с бытовыми условиями учащихся;
2. группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;
3. составление программ совместных действий;
4. анализ результатов совместной воспитательной деятельности.
Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.
Работа в данном направлении набирает все большие обороты, но есть еще ряд проблем:
1. Рост числа разводов, увеличение числа неполных семей.
2. Страдает информационная сторона по данному вопросу (не методическая, а практическая - обмен опытом).
Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей. Доказано, что дети, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой.
Литература
1. Пеньевская H.H. Повышение психолого-педагогической, коммуникативной и правовой культуры родителей на заседаниях родительского клуба «Университет для родителей» // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. — №4
2. Петухова И.В. Популярная педагогика для не очень занятых родителей, у которых ещё осталось время читать журналы и думать. // Эксперимент и инновации в школе.-2009. - №2.
3. Ганичева Е.Ю. «Почта психологу» - новая форма взаимодействия с родителями
Автор статьи обращает внимание на проблему обучения детей с особыми образовательными потребностями, подробно рассматривая вопрос и предлагая свои подходы к его решению. Статья особенно будет интересна как родителям, так и учителям, непосредственно работающим с детьми с задержкой психического развития.
Ноговицина Людмила Петровна
учитель начальных специальных (коррекционных) классов VII вида МОУ«СОШ №63» г. Ижевск
Медики, физиологи и психологи обеспокоены тем, что более 70% детей сегодня имеют нейропсихо-логические проблемы из-за нарушений в подкорковых и стволовых отделах мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Мозг таких детей работает во многом за счет компенсаторных механизмов. Впоследствии эти нарушения могут проявляться в виде задержки психомоторного и речевого развития ребенка либо иных нарушений функций ЦНС.
Одной из актуальных проблем современной школы является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.(3)