Научная статья на тему 'Приемы преобразования городской застройки в исторической среде крупного города'

Приемы преобразования городской застройки в исторической среде крупного города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
203
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческая застройка / городская и архитектурная среда / композиционная целостность города / реконструкция / гармонизация жизненной среды / ансамбль / городская застройка / обновление / архитектурное наследие

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Тагуш Хачатрян, Лианна Агаджанян, Григор Бабаджанян

Изучен опыт преобразования городской застройки в пределах исторического центра в разных странах преимущественно Западной Европы, а также приведены некоторые примеры синтеза старой и новой архитектуры в свете ее адаптации к новым градостроительным, как и социально экономическим условиям. Выявлены основные методы реконструкции отдельных зданий и ансамблей методы надсторойки, пристройки, вставки, скрытой реконструкции. Анализировано существующее состояние исторической застройки г. Еревана с точки зрения ее обновления в соответствии с новыми потребностями развивающегося общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приемы преобразования городской застройки в исторической среде крупного города»

DOI: https://doi.org/10.54338/18294200-2023.2-05 АРХИТЕКТУРА

ПРИЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

КРУПНОГО ГОРОДА

Тагуш Цилвановна Хачатрян, Лианна Вигеновна Агаджанян, Григор Каренович Бабаджанян*

Национальный университет архитектуры и строительства Армении, РА, г. Ереван

*g. style. c@gmail. com

Изучен опыт преобразования городской застройки в пределах исторического центра в разных странах - преимущественно Западной Европы, а также приведены некоторые примеры синтеза старой и новой архитектуры в свете ее адаптации к новым градостроительным, как и социально экономическим условиям. Выявлены основные методы реконструкции отдельных зданий и ансамблей - методы надсторойки, пристройки, вставки, скрытой реконструкции. Анализировано существующее состояние исторической застройки г. Еревана с точки зрения ее обновления в соответствии с новыми потребностями развивающегося общества.

Ключевые слова: историческая застройка, городская и архитектурная среда, композиционная целостность города, реконструкция, гармонизация жизненной среды, ансамбль, городская застройка, обновление, архитектурное наследие

Введение

Город - это растущий, сложный, полифункциональный организм, постоянно меняющийся во времени, приобретающий новые свойства, включающий элементы прошлого и настоящего, сосуществующие в едином пространстве, зачастую дополняющие друг-друга или выступающие в контрасте [1]. Долгое время в мировой практике развития городов преобладал единственный принцип - это охрана сформированной в течение многих веков городской застройки, как всей его планировочной структуры с установившейся сеткой улиц, доминант, общим силуэтом городского ландшафта, так и отдельных сооружений, которые подвергались только реставрации. Город воспринимался как статичный, монументальный, неизменяемый организм, где созданные столетиями архитектурные сооружения было принято считать памятниками культурного наследия, которые необходимо сохранять, реставрировать и бережно охранять для передачи их будущему поколению. Данный постулат бесспорен -традиции прошлого надо сохранять, чтобы на ее основе строить новое будущее. Для этого разрабатываются специальные приемы по охране и реставрации объектов архитектурного наследия [2]. Тем временем городское пространство развивается вширь и по высоте, каждая формация оставляет свой след в виде новых сооружений, создавая слоистость среды, и формирует тот самобытный образ, которым отличаются друг от друга все исторические города. В то же время музеефикация исторических городов приводит к омертвению и разрушению ее структуры, уничтожению временем памятников культуры, несмотря на все попытки их сохранения путем различных приемов реставрации. Однако только охраной отдельных объектов или фрагментов застройки старины трудно сохранить своеобразный колорит города, так как городская среда постоянно меняется, обновляется, преобразуется, старые здания или сносятся, или приобретают новые функции, современные сооружения

активно внедряются в историческую застройку, разрушают ее планировочную и композиционную целостность, картину восприятия, и чтобы сохранить ее, необходимо разработать новые способы их использования, определить методы включения новых зданий в сложившуюся среду города на основе изучения опыта многих стран [3, 4].

Целью проведенного исследования является анализ приемов и принципов синтеза современной и исторической застройки в аспекте гармонизации жизненной среды для внедрения в планировочную структуру города, в частности, г. Еревана с учетом особенностей его исторического развития, архитектурного наследия и национального уклада.

Материалы и методы

Изучению проблемы интеграции современных зданий в историческую среду посвящено достаточно много теоретических и практических работ, так как данная тема одна из актуальных и сложных проблем современной архитектуры. В процессе анализа осуществленных проектов выработались основные методы взаимодействия исторической и новой архитектуры. Теоретическим базисом исследования явились научные и проектные разработки таких мастеров архитектуры как Бархин М.Г., Иконников В.А., Глазычев А.Е. Гуляницкий Н.Ф. и др., а также такие мастера архитектуры мирового значения как Заха Хадид, Даниэль Либескнид, Норман Фостер, Рем Кулхас и др. На современном этапе данная проблема приобрела острую актуальность, в связи с чем число публикаций возросло: Мигас Ю., Дагданова И.Б., Чистяков С.В., Козлова Г.С., Глушкова Е.С. и др. В Армении проблеме метаморфозы городской застройки посвящены работы Рашидяна Г.Г., Сафаряна Ю.А, Сардаряна С., Погосяна Г.Г., Гаспарян М.А., Рашидянца К.Г., Саркисяна Н.А., Варданяна Л., Енгоян А.Р. и др. На рубеже 20-21-го вв. преобразования в городской застройке ограничивались преимущественно в направлении совершенствования и усиления конструктивных систем существующих жилых и общественных зданий (замена деревянных перекрытий на железобетонные, изменение стройматериала оконных проемов и кровель, в некоторых случаях устройством малозаметных мансардных этажей), что существенно не повлияло на изменение облика городов. Следующим этапом преобразования городской среды стало освоение подвальных, цокольных и первых этажей большинства зданий городов, что было связано с ростом числа учреждений сферы управления, обслуживания, торговли, а также расширением площадей и функций уже существующих общественных зданий. Для начального периода освоения пространства первых ярусов городской застройки характерно глубокое размещение объектов общественных функций в подвальных и цокольных этажах отдельно существующих зданий, затем в проходах, проездах, входных зонах, разрывах между зданиями, но элементы этих изменений (крутые лестницы, полупрозрачные своды над входами в офисы, незаметные вывески, рекламы, небольшие цветники и т.д.) не оказали значительного влияния на восприятие городской среды.

После 2000 г. началось интенсивное строительство точечных элитных многоэтажных жилых домов преимущественно с первыми нежилыми этажами, острая нехватка свободных пространств для размещения постоянно увеличивающегося числа объектов общественного назначения потребовало расширения их площади, в результате чего пространство первых этажей увеличилось не только по горизонтали в сторону тротуаров и внутриквартальных территорий, но и по вертикали, занимая первые, вторые и вышележащие этажи. Усложнились композиционные решения фасадов зданий: их первые ярусы объединились в сплошной фронт по магистральным улицам, во внутриквартальных

участках разместились разнообразные торговые точки, павильоны обслуживания, мастерские и т.д. В то же время фасады зданий заполнились множеством лестниц разных размеров - от парадных, оформленных дорогими стройматериалами, до скромных входов в офисы; размещение элементов озеленения, освещения, цветового решения, шрифты надписей отличались хаотичностью и многообразием. Однако, несмотря на разнообразие композиционных решений, зачастую не очень удачных, сформированная после 2000 г. до настоящего периода городская застройка претерпела значительные изменения путем использования ряда приемов организации ее нижних ярусов, как например, устройство открытых аркад и галерей в первых этажах зданий, пристройки к ним глубиной от 1-го до 5.. .6 м в один или два этажа; грамотное размещение визуальной информации, элементов озеленения и малых форм архитектуры [5].

Параллельно с преобразованием первых ярусов зданий городской застройки наметились масштабные изменения в объемно-пространственной композиции существующих зданий, которые осуществлялись в виде надстроек, пристроек, вставок, вначале преимущественно к жилым, а затем - общественным зданиям. Это было вызвано рядом причин, из которых основными являлись дефицит и высокая стоимость земельных ресурсов, стремление жителей увеличить небольшие, лишенные элементарных удобств площади квартир типовой застройки, а также повышение энергоемкости жилого фонда, состоявшего из домов с узким корпусом, отличающихся низкой энергоэффективностью [6].

Надстройки осуществлялись в основном на 5-и этажных жилых зданиях по всей площади дома с общественной функцией (мастерские художников, архитекторов, офисные помещения, рекреационные площадки, бассейны и т.д.) или на его отдельных отрезках, которые выделялись жителям верхних этажей для увеличения площади квартир. Вначале надстройка домов носила экстенсивный характер, их композиционное решение отличалось повторением форм и деталей существующего здания и мало влияло на его общий архитектурный замысел, но с усилением строительной деятельности стали появляться примеры контрастных решений, значительно отличающихся от архитектуры сформировавшейся прежде застройки. В зависимости от места строительства, окружающего городского ландшафта, желания заказчика и архитектурного замысла архитектора надстройки осуществлялись методом нюансного или контрастного решения форм и деталей старой и новой архитектуры [4]. Примеры обоих методов довольно распространены в современной архитектурной практике различных стран: бутик отель в Лондоне, столярная мастерская в Таллине и др. Оригинальным примером контрастного приема надстройки является здание пожарной станции в Амстердаме, построенной архитектурным бюро Заха Хадид [7]. Надстройка решена в виде алмаза, поскольку Амстердам известен как алмазный город, где проводилась огранка алмазов. Надстроенная часть здания поставлена на кирпичном основании старого, имеет форму сверкающего алмаза, вмещает различные функции: библиотека, конференц-зал, рестораны, офисы, смотровая площадка на крыше. Подобные здания с оригинальным решением надстроек осуществлены в Германии: филармония в Гамбурге над старым зданием склада и др. Примером нюансного решения надстройки может служить бывший отель в Фрайбурге-Freiburger Hof (сейчас коммерческое бюро). Во время войны здание сильно пострадало, была разрушена двускатная крыша. Целью реконструкции явилась необходимость расширения площади под офисы и коммерческие помещения, но при условии сохранения здания, как объекта исторического наследия. Для этого был спроектирован мансардный этаж, повторяющий стиль позднего ренессанса, элементы из песчаника отреставрировались [8].

Одним из распространенных приемов преобразования городской застройки является вставка современного сооружения в существующее здание, иначе - вписывание нового объекта в плотный ряд исторической застройки. Большей частью этот прием используется при разрушении и невозможности реставрации какой-либо части здания. При этом замена поврежденного отрезка может быть осуществлена при помощи решения вставки сомасштабными исторической среде формами и деталями с использованием традиционных материалов или нестандартными, неожиданными решениями не соответствующими структуре и масштабу исторических зданий. В этом отношении интересно решение реконструкции 16 полицейских, судебных, тюремных зданий в центр искусства Та1 К^ип в Гонконге, к которым прибавлены выставочный зал и крытая лестница для проведения лекций, кинопоказов и концертов. Широкая лестница служит связующим звеном между двумя зданиями.

Дом Хаас в Вене представляется интересным решением вписывания современного здания в историческую застройку методом контрастного решения (арх. Ганс Холляйн). Здание, выполненное из бетона и стекла, в авангардном стиле размещено на соборной площади напротив собора Святого Стефана, что вызвало бурю спорных мнений. Однако эффектное отражение окружающего городского ландшафта с собором на зеркальной поверхности фасада здания привлекло множество туристов, тем самым данная ситуация стала важным вкладом в создании нового облика города. Одним из известных примеров такого подхода является вставка королевского музея Онтарио, в Торонто, Канада (арх. Даниэль Либескнид). Прообразом современного здания в виде кристалла стали природные кристаллы, выставленные в залах старинной части. Нетривиальность решения архитектуры современного здания способствовало увеличению потока посетителей в реставрированный музей. Вставки современных зданий в историческую среду города осуществлялись не только методом контраста, но и в контексте обеспечения "духа эпохи", т.е. соответствовали и отражали эпоху застройки, в которой строились старинные здания [9]. Одним из таких примеров может служить дом в исторической среде г.Утрехт в Нидерландах. Новое здание гармонично вписалось в историческую среду, повторяя элементы силуэта, составляющих застройку старых домов. В нюансном приеме решена вставка комплекса Апартаментов Та! Rezidence в Риге (арх. Ингурдс Лаздиныш), которая посвящена памяти шахматиста Михаила Таля. В решении фасадов здания использованы шахматные фигуры разных размеров, мощные колонны первых этажей с капителями устремлены вверх. Силуэт здания динамичный, однако органично сливается с общим ансамблем исторического квартала. Преобразование городской среды при вписывании в историческую застройку реализовывалось как на контрасте, так и нюансе и характерно для большинства стран Западной Европы, России, Азии и других стран. Примеры архитектурных решений при интеграции новой архитектуры в историческую среду достаточно многочисленны: Хрустальный дворец в Амстердаме, факультет радио и телевидения Силезского университета в Польше и многие другие сооружения, отличающиеся оригинальностью, в то время, как пример, имитации средневековой архитектуры в историческом центре г. Франкфурта, созданные по принципу подчинения, не оправдали себя и не были приняты населением, считающим, что псевдоархитектура компрометирует исторические здания, оказывая негативное восприятие исторической среды.

Другим из часто используемых методов преобразования городской застройки являются приставки, цель реализации которых состоит в необходимости расширить полезные площади существующих исторических зданий. Здание приставка должна подчеркивать роль исторического памятника и органически с ним сосуществовать. Приставка молитвенного дома к Апостольской церкви в Ганновере,

Германия, хотя и решена в современном стиле, но по цветовому решению дополнила церковь и гармонично вписалась в городскую среду. Галерия Лш Kupfergraben расположена в Берлине с видом на музейный остров, является пристройкой к двум соседним зданиям и заполняет пробел в городском фасаде [9]. Приставка выполнена с современными формами элементов, широкими стеклянными окнами, в контрасте с существующими зданиями, в то же время согласуясь с ними. Другим примером полного контраста с историческим зданием решена музыкальная школа в Лувье, Франция. Старинное каменное здание дополнено концертным залом со стеклянным потолком и музыкальной библиотекой.

Включение современного здания в структуру архитектурного ансамбля также довольно распространенный прием при интеграции современной архитектуры в историческую среду. Композиционное решение архитектурного ансамбля прошлых времен создавалось в течение многих веков. Большей частью ансамбли имели осевую или периметральную композицию с главной доминантой в центре площади, что и диктовало соподчинение нового объекта общему объемно- пространственному решению. Примерами такого решения явились стеклянная пирамида на площади Лувра в Париже и купол павильона на Театральной площади в Москве. Другим примером может служить здание военно-исторического музея в Дрездене (арх. Даниэль Либескинд) [2]. Здание было построено в 70-х годах 19-го в., и преобразовано в 2011 г. в стиле деконструктивизма. Новое здание, дополняющее старый комплекс, спроектировано треугольной формой и поставлено под углом на участке, на котором ориентировщики подавали сигналы бомбардировки. Современное здание удачно вмонтировано в комплекс старого музея, и несмотря на то, что его формы, детали, материал полностью противопоставлены стариной части, принятое решение придает ансамблю новый, неповторимый облик. Интересным примером может служить реконструкция фабричной застройки 19-го в. сохранение старой постройки в Милане, на месте которого, разместился музейно-выставочный комплекс Фонда Прада (арх. Рем Кулхас). Фабрика дополнена новыми современными зданиями, при этом достигнуто их гармоничное сочетание, т. е. использован принцип тождества современной и исторической архитектуры. Принцип тождества был применен в реконструкции фабричного комплекса 19-го века в Москве ныне Бизнесцентр Фабрика Станиславского, спроектированное английской фирмой. В проекте старые постройки реставрированы с сохранением кирпичной кладки, деревянных потолков, арочных переходов, комплекс дополнен современными зданиями и внутренним двориком, с включением различных функциональных зон, объединенных единым стилем.

Анализ приведенных примеров показал, что преобразования в городской застройке реализуются большей частью или в отдельных зданиях, или группах рядом стоящих домов, составляющих фронт улиц или площадей с помощью внедрения современных зданий в историческую зону, используя при этом наиболее распространенные методы реконструкции - надстройки, вставки, приставки и в некоторых случаях отдельного сооружения в уже сложившихся комплексах. Однако не менее эффективные результаты в решении проблемы синтеза старого и нового в структуре города достигаются при методе скрытой реконструкции. Метод скрытой реконструкции предполагает преобразование городского пространства, находящегося вне поля зрения восприятия и функциональной активности людей, наполняющих центр города, т.е. дворовые пространства, пустыри, заброшенные и малоиспользуемые участки городской среды.

Метод скрытой реконструкции широко используется в практике реконструкции городов Германии и отличается оригинальными решениями при включении новых сооружений в их историческую среду. Одним из удавшихся примеров обновления городской среды считается район Шпондаунское

предместье в Берлине, который известен текстильной промышленностью, Хакские дворы, созданные в 1906 г. (арх. Курт Бернт) и представляли собой комплекс, состоящий из 40 промышленных корпусов, 80 жилых домов, общественных, культурных зданий, магазинов, объединенных вокруг 8 внутренних дворов. Комплекс в течение многих лет был предан забвению и отреставрирован в период 1972-1997 гг. со значительными функциональными изменениями его частей: первый двор, имеющий функцию торжественных церемоний, сейчас включает кинотеатр, большой театр, рестораны, бары, несколько офисов, второй двор с промышленными зданиями переоборудован в офисы и сдан в аренду творческим профессиям - архитекторам, дизайнерам, художникам, остальные дворы, закрывающиеся на ночь, заняты жилыми домами. Весь комплекс насыщен магазинами, бутиками, галереями с выставкой и продажей дизайнерской продукции местного изготовления, небольшими кафе, ресторанами, барами, развлекательными объектами, отличается высоким уровнем озеленения. После реставрации район стал дорогостоящей недвижимостью и пользуется большой популярностью [10].

Не менее интересна реконструкция квартала в пешеходной зоне исторического центра г. Мюнхена, основанная на идее архитектора Рема Кулхаса, предлагавшего трансформацию обычной застройки в многофункциональный комплекс. По условиям конкурса на строительство торгового центра, объявленного в 1997 г., требовалось сохранить структуру зданий 1895 г., их фасады 50-х годов, изменению подлежит только 35% внутреннего пространства. Это удалось осуществить в 2003 г. на самом высоком уровне архитекторами Ж. Герцогом и П. де Мироном, предложивших концепцию лабиринта, состоявшего из пяти дворов, связанных друг с другом системой пассажей, переходов, представляющего новый тип решения городского пространства. Центральный двор решен спускающимися с потолка 10-метровыми плетями живого плюща, двор Peruse полностью открытый, оформлен современными фасадами с перфорированными ставнями, следующий двор самый темный в виде коридора с серыми стенами и стеклянными осколками, затем двор с водопадом, последний двор декорирован огромной металлической люстрой, придающей ему особое измерение. Все пространство комплекса объединяется зонами с разными функциями: офисы, банки, галерея искусств, зал собраний, жилье, размещенное по периметру комплекса, представляет собой динамичную композицию массивных и открытых пространств с использованием элементов природы, простых материалов: бетона, стекла и металла [8, 11].

Метод скрытой реконструкции используется также и при обновлении отдельных построек, как например, покрытие руин исторического здания стеклянной оболочкой (церковь Святой Марии в Мюнхберге, церковь памяти кайзера Вильгельма и др.), слоистый прием, при котором за фасадами исторического здания создается суперсовременная среда (здание Рейхстага, Пинотека в Мюнхене, городской центр в Берлине и др.), дом в доме и другие приемы сочетания нового и старого, применение которых в структуре многих городов может стать основой для сохранения архитектурного наследия и самобытности любого городского образования [10].

В Армении метаморфозы городской среды начали происходить еще в начале 20-го века преимущественно в столице республики, г. Ереване, с использованием методов надстройки и пристройки. Одним из положительных моментов планировки Еревана было четкое зонирование города [12]. Надстройки и пристройки к существующим зданиям реализовывались в Советской Армении в основном стилистическим повтором материала, формы старых построек, временный разрыв между ними был мало заметен, однако имелись и некоторые отличия (жилой дом Ф. Тадевосяна, 1910 г., банковское здание, 1902 г, здание Ереванского Медицинского университета, 1938 г., надстройка в виде

купола, школа им. А. Пушкина, здание 4-й поликлиники, Дворец Пионеров и другие). Строительство надстроек имело цель расширить площади старых зданий в основном общественных, в жилых зданиях площади надстроек использовались для размещения различного вида мастерских и также решались в упрощенной форме. Однако во второй половине 20-го в. надстройки в один и несколько этажей стали осуществляться и в многоэтажных жилых домах средней этажности на отдельных участках жилого дома в объеме двухскатных крыш или на всей площади верхнего этажа дома [13]. Размещение мансардного этажа в один этаж в объеме крыши не оказало значимого влияния в изменении облика здания, так как оно не воспринимается с нижних отметок застройки, в то время как повторение разных и нескольких объемов в мансардном этаже не вписалось в композицию здания, вызывая дискомфорт в его восприятии - жилой дом на перекрестке улиц Абовяна и Исаакяна. Для архитектуры г. Еревана вписывание надстроек в существующее здание средней этажности удачно реализуются при использовании идентичных старой застройке, естественных по цвету и фактуре материалов- камня, повторения форм и размеров оконных проемов, хотя имеются и удачные примеры контрастных сочетаний старого и нового - жилой дом по ул. Абовян. Надстройка в несколько этажей, в основном два этажа, в многоэтажных зданиях города осуществляется не часто, большей частью они воспринимаются как отдельные здания, поставленные друг на друга, лишены целостности, негативно влияют на силуэт окружающей застройки, не вписываются в нее (16-этажное здание по ул. Баграмян, надстроенный комплекс по Цицернакабердском шоссе, 14-этажное здание по ул.Айгедзор и др.). Пристройки в г. Ереване отличаются однотипностью и самостроем, низким качеством архитектурного решения, большей частью преобразованиям подвергаются дворовые фасады многосекционных и точечных типовых жилых домов средней этажности или обычная пристройка к торцу зданий. Интересные примеры пристроек и вставок предлагаются при реконструкции общественных зданий: здание городской Думы и Управы, где старое здание было дополнено пристройкой из стекла, здание гостиницы Холидей Инн по ул. Амирян со вставкой из черного туфа на фоне светлого главного фасада, т.е. использован прием контраста; здание банка «ВТБ» по улице Налбандяна, где новый корпус здания решен при помощи современных архитектурных объемов, сохраняя черную цветовую гамму, здание Генеральной Прокуратуры, где дополнительный этаж решен в виде стеклянного объема с отступом от границы основного здания, в результате чего обеспечено нейтральное решение связи старого и нового; здание отеля Мариот, где дополнительный объем является продолжением плоскости старого фасада; здание по ул. Абовян, в котором старый объем черного цвета обрамлен розовой поверхностью фасада нового здания, чем обеспечен контраст за счет цветовой гаммы. Таким образом, в застройке г. Еревана синтез новой и старой архитектуры обеспечивается в общественных и жилых зданиях с помощью использования наиболее распространенных в мировой практике приемов реконструкции зданий: надстройка, вставка и пристройка. Метод скрытой реконструкции был заложен в проекте пешеходной улицы Северного проспекта в историческом центре г. Ереван.

Результаты и обсуждения

Ниже показаны примеры преобразования городской застройки в пределах исторического центра в разных странах - преимущественно Западной Европы. Также приведены некоторые примеры синтеза старой и новой архитектуры в свете ее адаптации к новым градостроительным и социально экономическим условиям (таблица).

Примеры симбиоза современной и исторической архитектуры

Включение в среду и скрытая реконструкция

Вставка

Пристройка

Надстройка

Преобразования

тз к п

ч и р

ь р

>73

н н

м р

о

К

н

о

м

Заключение

Преобразования, происходящие в застройке крупных городов, сильно влияют на формирование их нового облика и являются одной из главных задач современной архитектуры, которая достаточно успешно решается рядом приемов, разработанных ведущими архитекторами различных стран. Основными из них считаются методы надстройки, пристройки, вставки в объем отдельных зданий или групп зданий, ансамблей, даже кварталов и целых районов, предлагаются также такие приемы как методы скрытой; критической, деликатной, выборочной, комплексной или полной реконструкция и другие методы с различной терминологией, использованные в конкретных ситуациях застройки городов. Ознакомление и исследование особенностей их реализации может помочь решить ряд проблем, связанных с сохранением самобытности и колорита современных городов. В равной мере эта проблема актуальна и для городов Армении, особенно ее столицы г. Еревана, которая быстрыми темпами теряет свою целостность и национальную особенность, в то время как большинство зданий города, построенных из туфа различных оттенков, многовековые традиции строительства и особые климатические условия обеспечивали неповторимость и колорит сложившегося облика столицы.

Список литературы

[ 1] https ://j aer.nuaca.am/index.php/j aer/article/view/106/60

[2] А.В. Иконников, Н.Ф. Гуляницкий, Памятники архитектуры в структуре городов СССР. ЦНИИТИА, Стройиздат, 1978, с. 7- 43.

[3] Г.Г. Рашидян, Главная площадь Еревана во времени и пространстве. Ереванский Государственный университет архитектуры и градостроительства, Ереван, 2007, с . 91-12.

[4] К.Р. Азатян, А.Р. Енгоян, Проблемы интеграции старого и нового в процессе развития городского пространства. Вестник МГСУ 6 (2014) 7-16.

[5] Т.Ц. Хачатрян, Л.В. Агаджанян, Ц.Д. Мгерян, Современные тенденции преобразования пространства городской застройки. Известия НУАСА 2(55) (Ереван, 2017) 20-24.

[6] С.В. Чистяков, Способы размещения современных построек в исторической среде Архитектон: Известия вузов 2 (14) (2006) 57 - 64.

[7] Е.С. Глушкова, Синтез современной и исторической среды города. Интеллектуальный потенциал. Ступени познания. ООО «Центр развития научного сотрудничества» 10 - 1 (2012) 10 -17.

[8] И.Б. Дагданова, Проблема архитектурного ансамбля на примере городов Германии. Известия вузов. Инвестиция. Строительство. Недвижимость 2 (2013) 131- 144.

[9] Дух эпохи: 10 современных архитектурных сооружений. - Режим доступа: https://mind.ua/ru/publications/20182777-duh-epohi-10-sovremennyh-arhitekturnyh-sooruzhenij -sohranivshih-istoricheskij-kontekst.

[10] Г.С. Козлова, Компромисс между сохранением и развитием архитектурно-исторических ансамблей (опыт Германии). Известия вузов. Инвестиция. Строительство. Недвижимость 2(5) (2013) 171 - 180.

[11] Торговый центр по - европейски. - Режим доступа: https: // arch.ru> word. torgovyin centr po evropejski.

[12] А. Г. Григорян, Современная архитектура Армении. Ереван, Айастан, 1983, с. 8.

[13] Г.К. Бабаджанян, Преобразование облика жилых зданий при реконструкции с учетом надстройки жилых этажей. Сборник научных трудов ЕГУАС 3(50). (Ереван, 2013) 31-36.

£UT.U£U3F, TOMhSU^USUU, ^br^UOn^UUL bWbU^bbPC ^ncnr ^UTURLb^

^USUUWL OTauHusrnra

^mqnL2 U^i^^^h ^m^mmpjmh, L^mUm H^qhU^ UqmgmUjmU, O^pqnp ^rnphU^ PmpmgmUjmU'

dhupiniupunqhinnLpjiuh h2pliupiupnLpjiuh mqqtujjih hmiimiupmpmh, p. bphiuh, ZZ

"g.style. c@gmail. com

HLunLllmuJipilmb t piuqmpmjjil ¡¡mniiLgmiqminilml ljhpiqiupnJunLllhpp pnpAp hjiillm-liulml Uphifmjiul bipniqtujp miupphp ptuqiuplhpp ¡^lumifiuljiul lhlmpnllhpp uiuhifiullhpml, pl^iqhu liuh phpiliub hl hpl h lnp A"iupinuipimqhinnLpjiiil hiuihuqpihul npn2 oppliuljlhp lnp pwriwpw2pliuliul, pfyiqhu liuh ungpiui-mlmhuiuljiul iwjifwllhppl hiupihupihim inijup Ihppn: Pwgwhwjirnlwb hl mwlApl2hlphpp h hiuifiuliunnLjglhpp ihpiuliunmgifiul hpifliuljiul ihpnq-lhpp ilhpliuliunnLjgp, IgiuliunnLjgp, lhpqppp, piupliliub ihpiuljiunnLgiliul: Hhpinibiliub t p. bphiulp iiumifiuljiul liunnLgiuiyiumifiul qnjnLpjnLl mlhgnr ppwiipAwlp qpi piuphpnjuiliul inhurnllunilpg qiupqiugnr hiuuiupiuljnipjiul lnp iiuhiulplhppl hiuihuiqunniuujuiul:

PwUiu[ppwnbp. iiumifiuljiul liunnLgiuiyiuinml,piuriupiujpl h Aiupiniupiuiqhiniuljiul itppiu-iip, piuriupp hnppliiubpp mlJpnr2lul¡wlnLpJnLl, ihpiuljiurmLgml, Ihluiuljiul iSppiuiiujpp Ihp-i}iu2liuljnipjnil, hiuifiuipp, piuriupiujpl liunmgiuiqiuinnLif, piuphpnjuniil, Aiupiniupiuiqhiniuljiul diuniulqnipjnil

TECHNIQUES FOR TRANSFORMING URBAN DEVELOPMENT IN THE HISTORICAL

ENVIRONMENT OF MAJOR CITY

Tagush Khachatryan, Liana Aghajanyan, Grigor Babajanyan*

National University of Architecture and Construction of Armenia, Yerevan, RA

* g.style. c@gmail. com

The experience of transforming urban development within the historical center in different countries-mostly of Western Europe, as well as some examples of the synthesis of old and new architecture have been considered, in the light of its adaptation to new urban as well as socio-economic conditions. The main methods of reconstruction of individual buildings and ensembles have been identified - superstructure methods, extensions, inserts, hidden reconstruction, the existing state of development of Yerevan from the point of view of its renewal in accordance with the new needs of emerging society has been analyzed.

Keywords: historical buildings, urban and architectural environment, integrity compositions of the city, reconstruction, harmonization of the living environment, ensemble, urban development, renovation, architectural heritage

^n^mwppnh 0шцп1.2 Ор^шЬр, ¿£. р., щрпфЬипр (ZZ, р. bphtuh) - &CZUZ, &шр1пшршщЪшшЦшЬ htujutuqbiituh h iSJiptultujpli iJiqtujhJi wiipjrnh, (+374)9956836, tagush.khachatryan@mail.ru, ицшршЦшЬ [ршЬЬш ^JiqbhJi, £. р., ipigbhin (ZZ, f. bphtuh) - (+374)94308661, lianna_a@mail.ru, Ршрш2шЬ]шЬ. Qpfiqnp ЪшрЪЬр (ZZ, bphtuh) - &CZU.Z, &шр1пшршщЪ1пшЦшЬ htujutuqbiituh h itjiptultujpli iJiqtujhJi tuiipjrnh, mujiuinbhin, (+374)55710360, G.Style.C@gmail.com

Хачатрян Тагуш Цилвановна, канд. арх., профессор (РА. Ереван) - НУАСА, Kафедра архитектурного проектирования и дизайнa архитектурной среды, (+374)99568361, tagush.khachatryan@mail.ru, Агаджанян Лианна Вигеновна, канд. арх., доцент (РА, г. Ереван) - (+374)94308661, lianna_a@mail.r, Бабаджанян Григор Каренович (РА, г. Ереван) - НУАСА, Kафедрa архитектурного проектирования и дизайнa архитектурной среды, ассистент, (+374)55710360, G.Style.C@gmail.com

Khachatryan Tagush, doctor of Philosophy (Ph.D) in Architecture, Professor (RA, Yerevan) - NUACA, Chair of architectural design and design of architectural environment, (+374)99568361, tagush.khachatryan@mail.ru, Aghadjanyan Lianna, doctor of Philosophy (Ph.D) in Architecture, Associate Professor (RA, Yerevan) -(+374)94308661, lianna_a@mail.ru, Babajanyan Grigor (RA, Yerevan) - NUACA, Chair of architectural design and design of architectural environment, assistant, (+374)55710360, G.Style.C@gmail.com

hbpljmjmgtlbi t' 23.06.2023р. O-ptuJunuilbi t' 03.07.2023р. Chi}mhi[bi t mщшqpnLрJшh 30.08.2023р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.