Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ЛАКУН В ТКАНЬ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ'

ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ЛАКУН В ТКАНЬ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЛАКУНЫ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАСТРОЙКА / ДИССОНИРУЮЩАЯ ЗАСТРОЙКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Линник Н.В., Баулина Е.Н.

Интеграция градостроительных лакун в ткань городской исторически сложившейся застройки осуществляется благодаря самым разнообразным стилистическим и конструктивным методам. Развитие инфраструктуры города, увеличение вовлеченности исторического центра в современные условия жизни людей повышает привлекательность и спрос на строительство новых объектов, обеспечивающих растущие потребности населения. Наличие лакун в ткани городской застройке негативно сказывается на эстетической и культурной привлекательности, понижает качество градостроительной среды. Противоречия между процессами развития и процессами сохранения еще не позволили найти наиболее эффективные пути преобразования лакун и развития города. Анализ принципов регенерации градостроительных лакун позволит снизить ущерб исторической среде города, вызванный появлением диссонирующей застройки и поможет вдохнуть новую жизнь в неиспользуемые территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF INTEGRATION OF URBAN PLANNING LACUNAE INTO THE FABRIC OF URBAN DEVELOPMENT

The integration of urban planning lacunae into the fabric of urban historically developed buildings is carried out thanks to the most diverse stylistic and constructive methods. The development of the city's infrastructure, the increased involvement of the historical center in modern living conditions of people increases the attractiveness and demand for the construction of new facilities that meet the growing needs of the population. The presence of gaps in the fabric of urban development negatively affects the aesthetic and cultural attractiveness, lowers the quality of the urban environment. The contradictions between the processes of development and the processes of conservation have not yet allowed us to find the most effective ways to transform the gaps and develop the city. The analysis of the principles of regeneration of urban planning gaps will reduce the damage to the historical environment of the city caused by the appearance of dissonant buildings and will help breathe new life into unused territories.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ЛАКУН В ТКАНЬ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ»

Принципы интеграции градостроительных лакун в ткань городской застройки

Линник Наталья Владимировна,

магистрант, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, linnik_natasha@inbox.ru

Баулина Елена Николаевна,

доцент кафедры архитектурного и градостроительного наследия, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, arhi-lena@mail.ru

Интеграция градостроительных лакун в ткань городской исторически сложившейся застройки осуществляется благодаря самым разнообразным стилистическим и конструктивным методам. Развитие инфраструктуры города, увеличение вовлеченности исторического центра в современные условия жизни людей повышает привлекательность и спрос на строительство новых объектов, обеспечивающих растущие потребности населения. Наличие лакун в ткани городской застройке негативно сказывается на эстетической и культурной привлекательности, понижает качество градостроительной среды. Противоречия между процессами развития и процессами сохранения еще не позволили найти наиболее эффективные пути преобразования лакун и развития города. Анализ принципов регенерации градостроительных лакун позволит снизить ущерб исторической среде города, вызванный появлением диссонирующей застройки и поможет вдохнуть новую жизнь в неиспользуемые территории. Ключевые слова: Градостроительные лакуны, историческая застройка, диссонирующая застройка.

Город это живой организм, который подвержен постоянным изменениям. Результатом которых может стать возникновение "разрывов" в сложившейся ткани застройки. Это приводит к нарушению визуальных, смысловых связей, ухудшает качество архитектурно-градостроительной среды города, перспективные участки в историческом центре, которые так необходимы горожанам, не используются в полной мере. Данная проблема существует почти в каждом городе, как в России, так и за рубежом.

Цель текущего исследования понять, что же такое лакуны и каковы причины их появлений? Какие существуют методы их регенерации и как предотвратить негативные последствия, которые могут образоваться в результате их применения.

В словаре Ожегова С. И. термин "лакуна" трактуется как "пропуск, пробел, недостающее место в тексте" [1]. В нормативах Санкт-Петербурга можно найти более точное определение лакун, как незастроенных участков или участков с незавершенной застройкой в границах оОз, подлежащие активному градостроительному вмешательству [2].

В рамках работы были изучены причины образования лакун, существующие принципы регенерации градостроительных лакун и приемы интеграции современных зданий в историческую застройку.

Для выявления основных причин образования градостроительных лакун была собрана информация об истории появления участков и выполнен ее анализ. В результате был выделен ряд причин, из-за которых могут образовываться лакуны, характерный для большинства городов.

Изучение принципов регенерации лакун было проведено путем сбора данных об уже заполненных участках на примере отечественного и зарубежного опыта и анализа полученной информации. На основании этого были выявлены основные применяемые способы регенерации лакун.

В ходе анализа ряда работ таких авторов, как Е.М. Биленко, К.Н. Дахнюк, Б. Е. Сотников, Е.А. Сысоева, в которых приводятся существующие принципы интеграции современной архитектуры в историческую среду, а так же существующих образцов застройки зарубежного опыта были выделены основные приемы интеграции современных зданий в историческую застройку.

Выбор объектов образцов осуществлялся в совокупности нескольких факторов, а именно:

- участок можно отнести к лакуне,

- расположение в исторической застройке,

- используемые приемы размещения нового здания в исторической застройке.

О *

О X

о

3 *

8)

с т ■и о

5

т о а г

о т

09 8)

Анализ градостроительной ситуации исторической застройки различных городов позволяет выявить следующие основные причины появления лакун:

- В результате разрушения застройки, в ходе военных действий;

- Незастроенные участки, сложившиеся в ходе исторического межевания территории;

- В результате сноса ветхого здания;

- Стажирующие территории с незавершенной деградирующей средой.

При анализе примеров заполнения лакун, были выделены основные способы регенерации таких территорий:

- Благоустройство пустующих участков (обустройство зеленых «уголков», парков, скверов, спортивных площадок);

- Воссоздание застройки (воссоздание некогда располагавшегося на участке исторического здания);

- Застройка путем внедрения нового объекта (жилого, общественного назначения).

Исследования показали что, наиболее распространенным способом решения данной проблемы является регенерация лакун путем застройки таких территорий новыми объектами.

Можно выделить несколько основных приемов размещения нового здания в исторической застройке (рис. 1):

- Дом-вставка. Архитектурная целостность достигается за счет дополнения исторической застройки по ритму и массам. «Вписывание» современного здания в плотный ряд исторической за-стройки.[3]

- Стилизация. Прием, когда современное здание за счет общих композиционных приемов, традиционных материалов, формы дополняется и создает единый архитектурный ансамбль с исторической застройкой.^]

- Фоновая застройка (фасадизм). Создается контраст, за счет которого историческое здание выделяется из окружающей застройки.

- Контрастная вставка. За счет использования современных материалов и выбора архитектурной формы, контрастной по отношению к окружающим зданиям, новое здание противопоставляется исторической застройке. [5]

Рис. 1 Приемы размещения архитектурных объектов в исторической застройке:

N 1- Дом-вставка; 2- Стилизация; 3- Фоновая застройка; 4- Кон© траст

01

Помимо представленных приемов можно выделить дополнительные направления, сформировавшиеся в последнее время благодаря развитию новых технологий:

- Медиафасад. Благодаря развитию современных технологий, в том числе LED-технологий, теперь возможно создавать оболочку любой формы, реагирующую на окружение запрограммированным алгоритмом.

- Кинетические фасады. Это направление относят к направлению архитектуры будущего. Возможность подвижности структуры здания применяется для усиления эстетических свойств за счет мобильных и трансформирующихся элементов конструкции.

- «Зеленые» фасады. Интенсивное развитие городов сказывается не только на ритме жизни человека, но и на всем что его окружает, в том числе экологию. Актуальные проблемы экологии толкают людей на более взвешенное и осознанное потребление ресурсов. При строительстве объектов «зеленой» архитектуры в первую очередь учитывается его экологичность. Основой идеи является взаимосвязь жилища и природы. Жизнь в условиях постоянного стресса, в котором находятся городские жители, и отсутствие контакта с природой негативно сказывается на психическом и физическом здоровье человека. Данный прием направлен на восполнение нехватки контакта человека с природой и улучшение экологической обстановки города.

На проектах зарубежной архитектуры, можно проследить за используемыми архитектурно-образными средствами, применяемых при реализации конкретных приемов размещения нового здания в исторической застройке.

Образцом дома-вставки может служить OpusHouse, жилое и офисное здание в городе Дармштадте в Германии. Изначально двухэтажное старинное жилое здание было реконструировано и увеличено на один этаж в соответствии с пропорциями и архитектурным стилем существующей застройки. Располагающийся сбоку пустырь был закрыт современным остекленным домом-вставкой, пропорции которого также отражают окружающую среду. В «цокольном этаже» расположен гараж, высота которого равна высоте нижнего карниза соседних домов.

Жилая надстройка и офисная современная вставка спроектированы в соответствии со стандартами пассивного дома. Наклонные участки крыши покрыты солнечными панелями, которые также служат кровлей. Все подобрано таким образом, чтобы крыша как можно незаметнее сливалась с окружающим ландшафтом металлических и шиферных кровель.

Проект закрывает пробел в городской застройке и минимизирует затраты на потребляемые ресурсы экологически чистым образом (рис.2).

Рис. 2. Здание OpusHouse в Дармштадте. До и после застройки.

Примером метода стилизации является Многоквартирный дом с магазином в Лондоне, расположенный по адресу 168 Upper Street.

Пустующий угловой участок был образован в результате сноса части здания, которое сильно пострадало во время Второй мировой войны. В ряду исторического, изначально симметричного, комплекса, постройки конца 19 века, отсутствие угловой части здания было сильно заметно и бросалось в глаза. Территория долгие годы оставалась пустой, пока в 2012 году ее не купили.

Здание было воссоздано путем проведения архивного и цифрового исследования фотографий и лазерной съемки. В результате была создана виртуальная модель разбомбленного фрагмента здания.

Фасад сохранил архитектурный декор фасада, окна и дверные проемы разрушенного здания и даже внутреннюю отделку стен, но архитекторы не хотели, чтобы новое сооружение было идеальной визуальной копией исторического дома. Фасады были дополнены зеркальными блоками оконных проемов, размещенных в хаотичном порядке.

Архитекторы использовали цифровую модель для создания слепков из пенополистирола, которые использовались как опалубка для заливки бетонных блоков терракотового цвета и формирования оболочки здания.

Так был создан уникальный фасад, который лаконично вписался в окружающую застройку (рис.3).

Рис.3. Многоквартирный дом с магазином в Лондоне. До и после застройки

В качестве образца фоновой застройки можно выделить здание Факультета радио и телевидения Университета Силезии в городе Катовице в Польше.

Университету принадлежал пустующий участок, на котором вдоль линии застройки стояло заброшенное здание, которое планировали снести.

Благодаря архитекторам был разработан проект, который сохранил существующее здание и добавлял к нему пристройку, учитывая при этом характер

старого. В результате новая архитектура стала фоном, естественным образом завершающим уже существующее городское пространство.

Новый фасад выполнен из того же кирпича, что и существующий. Это дает визуальную связь с историческим зданием. Ажурная кирпичная кладка придает пространству неповторимый характер, а так же рассеивает свет, проникающий в здание, и создает в нем атмосферу тишины и концентрации. Главный вход в здание, кажется высеченным из основного объема.

Застекленный вестибюль соединяет улицу с существующим зданием, переоборудованным под библиотеку. Главный вход дает возможность хождения по атриуму и связи между этажами, улицей и внутренним двором (рис.4).

Рис.4. Здание Факультета радио и телевидения Университета Силезии в городе Катовице. До и после застройки.

Наглядным примером контрастной застройки может служить здание музея Кунстхаус в городе Грац, Австрия, выполненного в стиле блоб, расположенное в историческом центре на берегу реки Мур. Здание построили в 2003 году на пустыре, образовавшемся после сноса центрального универмага, воздвигнутого в середине 19 в., и с тех пор художественный музей стал архитектурной достопримечательностью Граца.

Кунстхаус резко контрастирует с архитектурой Старого города и его черепичными крышами. Музей сам по себе является произведением современного искусства. По задумке авторов проекта футуристичное здание в виде сияющего синего пузыря символизирует смену эпох: аналоговой на цифровую (рис.5.).

Основа здания выполнена из железобетона, внешняя оболочка — интерактивный фасад состоит из синих акриловых панелей со встроенными светящимися элементами, которые воспроизводят выведенную на них запрограммированное изображение. Днем на фасаде отображается силуэт исторической застройки, которая находится на противоположном берегу, а ночью здание используется в качестве световых инсталляций или афиши.

Рис.5. Музейный комплекс Кунстхаус. До и после застройки

Q *

О X

о г

s

*

0)

с т

■и

о

S

т

о а

Г

о т

и а

Как показывают приведенные примеры зарубежной архитектуры, каждый из приемов может быть использован для решения проблемы освоения лакун, расположенных в исторической застройке.

В зарубежном опыте можно встретить больше примеров контрастной архитектуры, в отличие от отечественного, где чаще наблюдается применение метода стилизации, при котором используются более традиционные материалы, такие как штукатурка, натуральный камень, а также акценты из остекленных элементов.

Выбор данного метода часто связан с нормативными требованиями, регламентирующими новую застройку в историческом центре, климатическими условиями, простотой и скоростью выполнения штукатурных и облицовочных работ. Данный способ может быть удачным решением проблемы освоения лакун, но только в том случае если архитектором будут соблюдены все требования и пропорции, предъявляемые к выбранному архитектурному стилю.

Помимо данного приема не менее удачным будет использование метода домов-вставок, которые бы стали лаконичным продолжением объема уже существующей застройки, выгодно подчеркивая архитектурное решение фасадов соседних домов. Такой метод позволит создавать застройку, которая не будет нарушать регламент, будет нейтральна и безобидна для окружающих ее домов и именно за счет своей простоты и лаконичности решений может внести разнообразие в застройку, освежить и гармонично дополнить ее.

Технологии, потребности людей, а с ними и архитектура неизбежно меняются. Новые современные направления и стили постепенно приходят и в Россию. Поэтому применение метода контрастной застройки в отечественном опыте как выражения нашего времени, прогресса и развития технологий имеет место быть, но только при условии, что данная территория не входит в состав ООЗ и не нарушает установленных нормативных требований.

Обучение грамотных специалистов и качественная реализация архитектурных проектов, сформирует положительный образ и повлияет на отношение людей к появлению новой застройки в исторической среде.

Литература

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.

2. ТСН 30-306-2002 Санкт-Петербург. «Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга»

3. Сотников Б. Е. Архитектурно-историческая среда. Учебное пособие. Ульяновск, 2010г.

4. Биленко Е.М. Проблема формообразования новейшей архитектуры в контексте исторической застройки // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»

5. Сысоева Е.А., Дахнюк К.Н. Принципы формирования общественных пространств для исторической части городов. Самарский государственный технический университет. Выпуск: Том 10, № 2 (2020).

6. Archi.ru. Архитектура России и мира. https://archi.ru/russia/87852/otkrytaya-struktura

7. Информация про OpusHouse: https://architizer.com/projects/opus-house/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Информация про OpusHouse: http://www.opus-architekten.de/inhalt/projekte25/14/projekt.html

9. Информация про Многоквартирный жилой дом с магазином 168 Upper Street: https://divisare.com/projects/383855-groupwork-amin-taha-timothy-soar-168-upper-street

10. Кунстхаус Грац. https://architectuul.com/architecture/kunsthaus-graz

Principles of integration of urban planning lacunae into the fabric of urban

development Linnik N.V., Baulina E.N.

St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering The integration of urban planning lacunae into the fabric of urban historically developed buildings is carried out thanks to the most diverse stylistic and constructive methods. The development of the city's infrastructure, the increased involvement of the historical center in modern living conditions of people increases the attractiveness and demand for the construction of new facilities that meet the growing needs of the population. The presence of gaps in the fabric of urban development negatively affects the aesthetic and cultural attractiveness, lowers the quality of the urban environment. The contradictions between the processes of development and the processes of conservation have not yet allowed us to find the most effective ways to transform the gaps and develop the city. The analysis of the principles of regeneration of urban planning gaps will reduce the damage to the historical environment of the city caused by the appearance of dissonant buildings and will help breathe new life into unused territories. Keywords: Urban planning gaps, historical buildings, dissonant buildings. References

1. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of the Russian

language: 80,000 words and phraseological expressions. - 4th ed., M., 1997. - 944 p.

2. TSN 30-306-2002 St. Petersburg. "Reconstruction and development of

historically established districts of St. Petersburg"

3. Sotnikov B. E. Architectural and historical environment. Tutorial. Ulyanovsk,

2010

4. Bilenko E.M. The problem of shaping the newest architecture in the context

of historical development // Proceedings of the VIII International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum"

5. Sysoeva E.A., Dakhnyuk K.N. Principles of formation of public spaces for the

historical part of cities. Samara State Technical University. Issue: Volume 10, No. 2 (2020).

6. Archi.ru. Architecture of Russia and the world. https://archi.ru/russia/87852/otkrytaya-struktura

7. Information about OpusHouse: https://architizer.com/projects/opus-house/

8. Information about OpusHouse: http://www.opus-architekten.de/inhalt/projekte25/14/projekt.html

9. Information about 168 Upper Street Apartment Building with Store:

https://divisare.com/projects/383855-groupwork-amin-taha-timothy-soar-168-upper-street

10. Kunsthaus Graz. https://architectuul.com/architecture/kunsthaus-graz

(0 СЧ

о

СЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.