Научная статья на тему 'ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ'

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественное мнение / технологии / манипулирование / демократия / public opinion / technology / manipulation / democracy

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Р.А. Рубан, С.А. Киселева, С.Ю. Пискорская

В статье дается определение технологий формирования общественного мнения, раскрываются основные их положения. Отмечается, что последовательное применение технологий формирования общественного мнения может изменять массовое сознание и окружающую действительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR FORMING PUBLIC OPINION

The article defines the technologies for forming public opinion, reveals their main provisions. It is noted that the consistent application of technologies for forming public opinion can change the mass consciousness and the surrounding reality.

Текст научной работы на тему «ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ»

УДК 316.4.066

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Р.А. Рубан*, С.А. Киселева Научный руководитель - С.Ю. Пискорская

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: *ruban1097@mail.ru

В статье дается определение технологий формирования общественного мнения, раскрываются основные их положения. Отмечается, что последовательное применение технологий формирования общественного мнения может изменять массовое сознание и окружающую действительность.

Ключевые слова: общественное мнение, технологии, манипулирование, демократия. METHODS FOR FORMING PUBLIC OPINION

R.A. Ruban*, S.A. Kiseleva Scientific Supervisor - S.Yu. Piskorskaya

ReshetnevSiberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospect, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation,

E-mail: *ruban1097@mail.ru

The article defines the technologies for forming public opinion, reveals their main provisions. It is noted that the consistent application of technologies for forming public opinion can change the mass consciousness and the surrounding reality.

Keywords: public opinion, technology, manipulation, democracy.

На современном историческом этапе международное сообщество все большее внимание уделяет развитию демократии и гражданского общества. Это обусловливает повышение значимости общественного мнения в политической сфере и его влияния на политические процессы [1]. В демократических государствах на законодательном уровне закреплено включение общественного мнения в управленческий процесс.

Этап формирования и развития общественного мнения происходит как направленно, то есть в результате воздействия политических организаций и социальных институтов, учреждений на сознание общественных групп, так и стихийно - под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, социального опыта и традиций. К числу признаков конкретного общественного мнения можно отнести его распространённость, интенсивность. Авторитетная сила и уровень влияния на общественное мнение обусловлены опорой на большинство, что поднимает социальную значимость и практическую действенность общественного мнения. Оно действует практически во всех сферах жизни общества.

При этом этапы формирования и деятельность общественного мнения могут протекать стихийно, независимо от действий тех или иных социальных институтов, но чаще всего они выступают результатом целенаправленности разного рода государственных учреждений, политических организаций, средств массовой информации и других общественных институтов [2].

Секция «Фундаментальные; и прикладные проблемы гуманитарных наук»

Наиболее эффективными способами и каналами формирования общественного мнения являются:

1. Мероприятия - встречи с избирателями, политические митинги;

2. Печатная политическая реклама - афиши и плакаты, брошюры с программой кандидата или партии, персонализированные письма;

3. Радио - выступления на радиостанциях, слоган политического субъекта во время рекламной паузы или эфира;

4. Телевидение - интервью, рекламные видеоролики и другие материалы;

5.Интернет.

В наши дни Интернет можно назвать одним из главных атрибутов общественной жизни. Именно сегодня в большей степени видно воздействие на общественное мнение через блоги в социальных сетях. Для молодежи блог - это способ достижения желаемых результатов, средство для самовыражения и самореализации. Изменения, которые постоянно происходят в обществе, заставляют искать способы привыкания к ним. Поэтому блоги стали одними из самых важных каналов передачи ценностей и жизненных ориентиров.

Одним из эффективных инструментов формирования общественного мнения в рамках избирательных кампаний является технология лидеров мнений.

Лидеры мнений - люди, влияющие на: суждения, действия, а также оценку каких-либо событий, фактов или явлений, определенных групп людей, в сознании которых данный человек имеет статус лидера [3]. Такой человек отличается лучшей информативностью, более высоким социальным статусом, и возможностью влияния на людей.

В современных реалиях лидерами мнения молодежи могут считаться блогеры. Вопрос воздействия блогеров на массовую аудиторию интересует общество с начала появления блогинга как вида деятельности. Сегодня, когда окончательно сложились массовые средства передачи новостей, стало возможным и манипулирование сознанием общества. Блогеры стали новым транслятором новостной среды общества, а Интернет-контент -важнейшим и одним из главных политических инструментов влияния на сознание молодого поколения [4].

В России блогеры имеют весомое значение в В2С-сфере, так как они более располагают к себе, нежели большинство СМИ. Блогинг оказывает мощнейшее влияние на общественное сознание, что в свою очередь играет одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения и формулировании общественно-политических интересов граждан [5]. Существование общественного мнения практически во всех сферах и областях жизнедеятельности неоспоримо, однако сложно сказать, что его разглашают и высказывают по всякому вопросу, событию и поводу. В поле зрения общественного мнения попадают, как правило, лишь те проблемы, факты, события, которые актуальны, и в свою очередь вызывают общественный интерес и допускают многозначное толкование, а также возможность проводить дискуссии на затрагиваемые темы.

Существует некая классификация типов блогов: развлекательный, познавательный и информационный. К последнему типу можно отнести и видеоблог.Видеоблог помимо способности представления сетевого СМИ во Всемирной сети, выступает как инструмент политической борьбы, как средство манипулятивного воздействия.

Одним из примеров может служить медиаактивность российских блогеров в связи с выборами 2018 года. Ряд блогеров опубликовали видеоклипы направленные на популяризацию выборов среди молодежи. Клип видеоблогераЛиззка с названием «лиззку в президенты» с призывами голосовать на выборах собрал более 4,5 миллионов просмотров и более 240 тысяч лайков. Видео получило позитивный отклик аудитории, благодаря чему этот пример можно считать позитивным средством воздействия на аудиторию.

Таким образом, сегодня блогинг выступает как одна из главных форм виртуального политического участия. Благодаря особым свойствам Интернет-среды, в Сети имеют место

быть два важных источника политического влияния на пользователя - иллюзия моделирования новостного пространства и моментальная обратная связь с коммуникатором.

Библиографическиессылки

1. Бродовская Е. В., Лифанова В. А. Политические Интернет-мемы как инструмент формирования общественного мнения о политических лидерах и политических партиях (на примере пенсионной реформы в России) //Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2021. - №. 1.

2. Гудулова Г. О. Структура общественного мнения и основы его формирования //Международный научно-исследовательский журнал. - 2018. - №. 1-3 (67).

3. Шабанова А. Е., Торгованова О. Н., Иванова Т. А. Приемы формирования общественного мнения крупного политического лидера (на примере речи Президента России Владимира Путина 17 марта 2016 года) //European research. - 2016. - №. 4 (15). - С. 181-182.

4. Забиранко В. И. Блогеры как новые расследователи и лидеры мнений молодежи //Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2022. - №. 1.

5. Соломатин Д. С., Митрофанова О. Н. Блогеры как средство массовой информации xxi века //Проблемы развития современного общества. - 2021. - С. 105-110.

© Рубан Р. А, КиселеваС. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.