Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДЫ МОЛОДЕЖНОГО ДИСКУРСА'

ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДЫ МОЛОДЕЖНОГО ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
блогинг / контент / дискурс / социальные сети / монетизация / аккаунт / аудитория / реклама / СМИ.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Затонских Ольга Михайловна

В статье приведены результаты исследований по возросшим показателям популярности блогосферы и определению масштабного роста блогов как информационных каналов современной системы массовых коммуникаций. Также рассмотрены особенности формирования виртуальной среды по контенту популярных российских блогеров как пространства молодежного дискурса. Отсутствие государственной цензуры, ориентация на запросы аудитории и высокая степень интерактивности, многообразие мнений и позиций – все это делает блоги привлекательными для зрителей, их число быстро увеличивается. Сегодня становится очевидным, что роль блогов как источников информации в медийном пространстве возросла настолько, что превысила значимость центральных СМИ, особенно среди молодежи. В борьбе за внимание подписчиков лидеры мнений используют много инструментов, один из которых — особый, узнаваемый, отличный от других стиль общения. Именно он помогает продвижению блога, утверждению в массовом сознании молодежи новых идей. Изучение авторского стиля популярных блогеров позволит выявить особенности привлечения аудитории, факторы успешной стратегии ведения СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДЫ МОЛОДЕЖНОГО ДИСКУРСА»

УДК 070

ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДЫ МОЛОДЕЖНОГО ДИСКУРСА

ЗАТОНСКИХ ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

Российская Федерация, Москва, Студент 3 курса, филологический факультет, направление подготовки «Журналистика», Российский университет дружбы народов им. Патриса

Лумумбы

Аннотация. В статье приведены результаты исследований по возросшим показателям популярности блогосферы и определению масштабного роста блогов как информационных каналов современной системы массовых коммуникаций. Также рассмотрены особенности формирования виртуальной среды по контенту популярных российских блогеров как пространства молодежного дискурса. Отсутствие государственной цензуры, ориентация на запросы аудитории и высокая степень интерактивности, многообразие мнений и позиций - все это делает блоги привлекательными для зрителей, их число быстро увеличивается. Сегодня становится очевидным, что роль блогов как источников информации в медийном пространстве возросла настолько, что превысила значимость центральных СМИ, особенно среди молодежи. В борьбе за внимание подписчиков лидеры мнений используют много инструментов, один из которых — особый, узнаваемый, отличный от других стиль общения. Именно он помогает продвижению блога, утверждению в массовом сознании молодежи новых идей. Изучение авторского стиля популярных блогеров позволит выявить особенности привлечения аудитории, факторы успешной стратегии ведения СМИ.

Ключевые слова: блогинг, контент, дискурс, социальные сети, монетизация, аккаунт, аудитория, реклама, СМИ.

Рассмотрим определения понятия «дискурс». Дискурс - это текст, погруженный в ситуацию общения или, по Н.Д. Арутюновой, в жизненные декорации. Такое понимание сориентировано на анализ информации, выводимой из коммуникативной ситуации и соотнесенной с информацией, выраженной в тексте. Коммуникативная ситуация есть элемент культуры, поэтому анализ дискурса, выявление и объяснение скрытых смыслов неизбежно выходит на культурно маркированные обстоятельства и формульные модели поведения, имеющие социально-групповую либо этнокультурную значимость [1. С. 30-39].

Молодежный дискурс в современном российском обществе формируется во многом в виртуальном пространстве, поскольку значительная часть коммуникации подростков и молодых людей происходит в Интернете. На интернет-площадках изначально большое значение уделялось интерактивности, равным возможностям высказываться для каждого, и относительной анонимности коммуникаторов. Такой свободный стиль общения, отсутствие цензуры и социально-культурных ограничений, безопасность и отсутствие наказания за не вовремя и не в нужной форме высказанное мнение, безусловно, привлекали молодую аудиторию. Таким образом, общение в виртуальном пространстве быстро набирало популярность, и сегодня оно вполне может составить конкуренцию реальной коммуникации по своим объемам и масштабам.

В Россию социальные сети пришли из Европы, США и Израиля. Еще в 90-е появилась знаменитая «Аська» (русское название израильской ICQ), чуть позже, в 2006 г., создали сеть «Одноклассники» (копия аналогичного американского проекта). LiveJournal был создан в США в 1999 г., вскоре сеть стала доступна российским пользователям. Эта блог-платформа дала возможность пользователям публиковать собственные онлайн-дневники и создавать группы. Официальным стартом бума соцсетей принято считать 2003-2004 гг., когда были запущены три кита этой индустрии: LinkedIn, MySpace и Facebook (признана экстремистской социальной сетью и запрещена на территории РФ). Позже были созданы платформы для

визуалов, самыми популярными из которых сегодня остаются Instagram (признана экстремистской социальной сетью и запрещена на территории РФ) и Pinterest. Самая известная в странах СНГ сеть «Вконтакте» была запущена в 2006 году, аудиторией стали выпускники вузов. На сегодняшний день ежедневная посещаемость этой сети близится к 42 млн пользователей, и площадка станет вскоре самой популярной у россиян, в связи с государственной цензурой в отношении западных платформ. Активно развиваются мессенджеры, в числе российских лидеров - Viber, WhatsApp, Telegram.

Настоящей революцией стало создание Youtube - видеохостинга, который сегодня является вторым по посещению сайтом и уступает в популярности только Google. На старте никто не делал больших ставок на видеохостинг, однако упорная работа над доступностью для пользователей, удобством интерфейса и дизайна, умными алгоритмами сети сделали свое дело - платформа завоевала популярность и у блогеров, которым удобно публиковать видео, и у пользователей сети. Возможность монетизации за счет контента привлекала и авторов контента, и потенциальных рекламодателей, ориентация на запросы аудитории позволяла формировать интересный контент и собирать многочисленную аудиторию. Youtube стал основной платформой для развития блогинга на долгие годы.

Первые российские блогеры создавали каналы на Youtube еще в 2008-2010 гг. Среди самых популярных среди молодежной аудитории следует отметить:

1. Катя Клэп (зарегистрировала канал в 2008 г.) - автор скетчей и пародий, ведущая бьюти-блога.

2. Ивангай (2013 г.) - публиковал ролики на темы, интересные для подростков-школьников, юмористические видео, челленджи, музыкальные клипы, обзоры.

3. Рома Желудь (2010 г.) - музыкант, ведущий онлайн-дневника, публиковал ролики о личной жизни и творческие зарисовки, имеет несколько проектов в фэшн-индустрии, занимается актерской деятельностью.

4. Фирамир (2012 г.) - тематика сюжетов основана на популярной игре Minecraft, блогер создавал летсплеи, стримы и музыкальные ролики, посвященные игре, и быстро завоевал признание у многочисленной аудитории фанатов.

5. Марьяна Ро (2014 г.) - определенной тематики у сюжетов не было, Марьяна снимала и выкладывала видео о сериалах, путешествиях, отношениях, макияже. Популярность девушки в интернете возросла благодаря отношениям с блогером Ивангаем. В итоге самый популярным роликом стал клип на песню «Мега-звезда», он набрал 39 млн просмотров.

В данный период возрастает популярность музыкальных коллективов и сольных исполнителей. Если ранее певцам необходимо было пройти жесткий кастинг, чтобы попасть в ротацию радио и музыкальных каналов, то сегодня для представления своих творений широкой аудитории достаточно иметь онлайн-платформу вещания. Музыкальная карьера стала частью профессиональной деятельности Ольги Бузовой, Иды Галич, Инстасамки, Клавы Коки и др. Даже не обладая выдающимися вокальными данными, эти блогеры дают концерты по всей стране, поскольку имеют огромную армию лояльных фанатов в своих соцсетях.

Доступ к соцсетям имеет и позитивный эффект для многих талантливых музыкантов. Не имея средств для продвижения через популярные СМИ, они публиковали ролики на открытых площадках и добивались народной известности и последующего коммерческого успеха. В качестве примера таких музыкантов мировой величины можно назвать Джастина Бибера, Тессу Вайолет, PSY, Доди Кларк, BTS, 5 Seconds of Summer, Кристину Гримми; в числе российских исполнителей - Лизу Гырдымову («Монеточка»), Юрия Каплана («Валентин Стрыкало»), Юрия Николаенко (КЮ) и др.

В эти же годы активно развивается жанр stand up как творческое направление деятельности блогеров. Прежде всего, стоит отметить родоначальников жанра -резидентов Comedy Club: Павла Волю, Руслана Белого, Юлию Ахмедову, Василия Медведева, многие из которых публикуют контент «без цензуры» в своих профилях в соцсетях. В стендап

жанре выступают и многие блогеры в Youtube и Twitter - Данила Поперечный, Артур Чапарян, Денис Чужой и др.

Эти люди стали первыми лидерами среди молодежной аудитории, площадкой для общения которых стало виртуальное пространство. На начальном периоде деятельность блогеров, стендаперов и музыкантов имела целью самовыражение, поиск лояльной аудитории, прежде всего, для реализации своих творческих идей и проектов.

Рассмотрим индустрию становления онлайн-площадок как эффективных пространств для монетизации различных проектов, на примере популярного видеохостинга Youtube.

Первоначально блогеры имели только творческие мотивы для выкладывания видео, первые авторы каналов и представить не могли, что стримы, челленджи, видеодневники, уроки макияжа и обзоры на «трешовые» кинокартины могут стать источником неплохого заработка.

Ситуация изменилась с появлением в России первых партнерских сетей - «Спасибо, Ева!» и CarambaTV. Обе площадки пытались объединить самых популярных видеоблогеров, а заодно взрастить новые таланты. CarambaTV изначально ставила целью монетизацию за счет контента.

Обе компании заманивали к себе топовых блогеров за счет комфортных условий. Площадки сотрудничали с Google, чтобы авторы роликов могли официально монетизировать свой контент и получать зарплату напрямую от партнерской программы YouTube — речь идет о встроенной рекламе, которая прокручивается во время видео. Раньше такие привилегии были только у зарубежных каналов. К тому же «Спасибо, Ева!» держала хедлайнеров площадки на зарплате — в среднем они получали по 50.000 - 60.000 рублей за ролик [3. c. 179183].

Проект просуществовал недолго, поскольку популярные блогеры часто отказывались от сотрудничества. Однако они стали знакомы с работающей стратегией, позволяющей самим зарабатывать за счет коллабораций, интервью с успешными и начинающими талантливыми коллегами, непосредственного взаимодействия с рекламодателями.

В этот же период многие блогеры тестировали стратегию монетизации за счет пожертвований зрителей на непосредственный личный счет. Юрий Хованский запустил краудфандинговую кампанию с целью собрать 400 000 рублей на «съемку и производство третьего сезона его юмористического шоу Russian Stand-Up» и собрал нужные средства. Проект с треском провалился, контент был наихудшего качества, и подписчики были возмущены. После Руслан Усачев решил собрать 300 000 рублей для записи шоу «Оскорбление чувств верующих», на оплату потенциальных штрафов за острые шутки. Этот проект также оказался безуспешным, ролик вышел лояльным, и штрафов не было; автор канала обещал потратить деньги на его последующее развитие.

После этих провалов блогеры отказались от краундфаундинговых роликов и мероприятий. Однако донаты на помощь ютуберам или на реализацию их проектов, в том числе благотворительных, до настоящего времени остаются стабильным источником дохода для многих из них.

Сегодня большинство русскоязычных популярных блогеров пользуются услугами агентств по продаже рекламы - за определенный процент менеджеры решают все бюрократические вопросы по нативным интеграциям, включая поиск рекламодателей, составление условий и ТЗ.

Первые агенты появились после того, как в российский сегмент YouTube стали постепенно заходить крупные рекламодатели. Предприниматели начали строить на блогерах собственный бизнес. Один из самых показательных примеров - Александр Балковский, отец видеоблогера Саши Спилберг. Сначала он помогал своей несовершеннолетней дочери с решением финансовых вопросов, а позже основал компанию вместе с режиссером Тимуром Бекмамбетовым.

В 2016 г. появилось рекламное агентство Z Agency. Первыми в него вступили блогеры Юлия Пушман, Карина Гаспарянц и Лена Шейдлина. Еще одно популярное агентство - Players - было основано в 2014 г. Василием Ящуком и Константином Волгаповым. Именно это агентство первое в России поставило производство рекламных кампаний со звездами YouTube на поток. Так менеджеры Players только за первый год успели поработать с многими крупнейшими блогерами того времени, включая Стаса Давыдова, Машу Вэй, Катю Клэп, Павла Микуса и др [6. c. 792-806].

Большинство YouTube-каналов живет за счет рекламных интеграций, потому что официальная монетизация от YouTube приносит на порядок меньше денег, по крайней мере в России. Небольшая часть блогеров старательно выбирает нативные размещения (не без помощи рекламных агентств), зато остальные соглашаются рекламировать самые сомнительные товары и услуги. Например, площадку заполонила реклама нелегальных букмекерских контор.

Примечательно, что правила хостинга запрещают размещать объявления о вещах, которые «могут причинить вред здоровью и нанести материальный или иной ущерб». На российском YouTube уже было несколько случаев, когда модераторы полностью блокировали каналы-миллионники. Бан получали популярные аккаунты Versus Battle, AcademeG, «Гараж54», AuRuM TV и «ДА НИЛ» [2. c. 55-60] (их относительно быстро разблокировали, но предупреждение было понятным, и блогеры стали осторожнее).

Таким образом, рунет недолго оставался пространством, свободным от влияния коммерциализации и ее последствий. Возможности для заработка существенно оказали влияние на публикуемый контент, сделав его, в основной массе, менее ориентированным на интересы аудитории, а позиция авторов стала менее субъективной.

Тем не менее, это явление стало важным для формирования нового пласта блогеров -независимых, эпатажных, выражающих общественный протест и говорящих на темы, интересующие большинство подписчиков. Всеобщая коммерциализация контента сделала их заметными в общей массе молодежных блогеров, возвысила их авторитет как независимых источников информации.

Впервые термин «лидер мнений» в 50-х годах прошлого века предложил американский социолог Пол Лазарсфельд. Он занимался исследованием влияния СМИ на предвыборную кампанию. Автор выделил две категории избирателей:

1. определившиеся - имели четкую политическую позицию, анализировали информацию в СМИ и находили ей подтверждение;

2. сомневающиеся - не имели явных предпочтений и не могли определиться, опираясь на публикации и трансляции, зато мнение и советы уверенных людей из первой группы воспринималось ими как четкое руководство к выбору на голосовании.

В первой группе оказались «лидеры», чья позиция была ориентиром для формирования мнения окружающих людей. Они могли анализировать информацию из внешних источников, делать выводы и транслировать свои идеи в массы.

Сегодня «лидерами мнений» считают популярных блогеров, позиция которых является авторитетной для их многочисленных аудиторий.

В начале XXI века блоги как в нашей стране, так и во всем мире становятся все более устойчивыми лидерами мнений и остро соперничают в этом с профессиональными и официальными СМИ. Они оказывают прямое влияние на общественное мнение и общественное сознание, играют все большую роль в его репрезентации, расширяя имеющиеся в данной области коммуникативные возможности и используя для этого различные методические инструменты. На основании анализа эволюции блогосферы, исследования текущих определений понятия «блог» в современной науке автором осуществлено его уточнение как специфического средства массовой коммуникации, использование которого за счет применения новейших информационных технологий позволяет обогатить коммуникацию и расширить ее пространство, придав более социально ответственный, многосторонний,

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

многоканальный, интерактивный, оперативный характер, повысить ее чувствительность к запросам аудитории, а также социальную значимость (т.к. блогокоммуникация позволяет более эффективного добиваться решения поставленных автором или аудиторией целей, превращая их в «коллективное самосознание» в результате совместного размышления и дискуссий между участниками общения). В проведенном исследовании автор аргументирует тот факт, что блог не является жанром журналистики, а также СМИ. Различие блогов и СМИ в современных условиях обусловлено их целевой доминантой, функциональными характеристиками и задачами. Блоги ведутся по инициативе и в интересах самих авторов (преобладает функция самопрезентации), а деятельность СМИ направлена на удовлетворение общественного интереса (информационная функция) [4. c. 34].

Многие эксперты отмечают, что российские СМИ всегда отличались политизированностью. Так исторически сложилось, во времена СССР телевидение, радио и периодика были важнейшими инструментами насаждения идеологии массам, даже в относительно «свободные» 90-е власть над СМИ в значительной степени принадлежала правящей элите, а также они служили интересам крупных корпораций, также выступавшим на стороне политической элиты страны. Сегодня центральные каналы массовой коммуникации также выступают как инструмент правительственной пропаганды, но отношение населения, особенно молодежи, к данному факту поменялось. Аудитория стала более образованной и просвещенной, в том числе, благодаря появлению вертикальных СМИ, и стал очевидным запрос на появление лидеров мнений, которые могли бы освещать общественно-политические события максимально объективно, затрагивать вопросы, которые волнуют обычных граждан.

Очень скоро этот запрос был удовлетворен. В 1996 г. в кемеровской газете «С тобой» появилась молодежная рубрика «Бродвей с тобой», которая позже переросла в отдельное издание. По сути, она стала первым интерактивным печатным СМИ в России, где школьники и студенты могли публиковать все то, что волновало их: о своих увлечениях, политике и общественных проблемах, о личном. На тот момент «С тобой» была единственной газетой, которая публиковала практически все «входящие». Цензура была, негативные сообщения в адрес властей просто не публиковались, а вместо ругательств ставили многоточие. При этом ни одно сообщение не было пропущено редакторами, если текст нельзя было публиковать, в газете просто писали «Здесь могла быть бродъява такого-то» [5. c. 153]. Такие рубрики отдельной колонкой выходили в местных газетах и в других регионах страны (Волгоградская газета «Все для вас», рубрика «P.S.» и др.), но газеты не собирали нужного количества молодежной аудитории, и это направление не развивалось. Позже, с появлением «Вконтакте» и других соцсетей, «Бродвей с тобой» прекратил издаваться.

Независимыми источниками информации в новой истории нашей страны стали такие СМИ, как «Новая газета», «РБК», телеканал «Дождь», радио «Эхо Москвы», Русская служба ВВС и др. Однако они не привлекали молодежную аудиторию, поскольку блогеры стали сильными конкурентами и победили в борьбе за аудиторию.

Сегодня на Youtube можно выделить несколько каналов, которые регулярно публикуют новостные выпуски, собственный отклик на важнейшие социально-политические события, интервью с экспертами (не учитывая их про- или антиправительственную позицию); при этом они не стремятся к правительственной пропаганде, освещают вопросы, наиболее интересующие аудиторию. Выделим некоторые популярные:

1. Канал «Осторожно, Собчак!», где Ксения Собчак публикует интервью с независимыми экспертами по различным вопросам, шоуменами, деятелями науки и искусства, а также новостные выпуски, в которых дается обзор на события, вызвавшие большой общественный резонанс.

2. Канал «ВДудь», на котором Юрий Дудь выпускает интервью с известными персонами. Канал прославился смелой стратегией интервьюера, автор интересуется вопросами, которые традиционно оставались под запретом, считались неэтичными. Также Дудь снял несколько документальных фильмов на острые социальные темы.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

3. Канал varlamov изначально создавался как тревел-блог, постепенно фокус сместился на освещение проблем жителей российских регионов, сейчас Илья Варламов делает новостные выпуски «Че Происходит?», дает еженедельную объективную оценку важнейшим событиям, произошедшим в стране и мире.

4. Рубрики с обзорами на острые социально-политические темы на каналах популярных блогеров, в качестве примера может выступить Данила Поперечный, в рубрике «18+» он дает оценку событиям в стране и мире, вызвавшие широкий общественный резонанс в молодежной среде.

Таким образом, лидеры мнений появились в ответ на запрос молодежи, которой требуются независимые источники информации в качестве авторитетных журналистских проектов. Блогинг дал доступные каждому площадки публикации, что спровоцировало интенсивное развитие свободных СМИ.

Виртуальное общение занимает значительную часть молодежных коммуникаций, поэтому изучение виртуального дискурса может дать исчерпывающую информацию о том, какие темы актуальны, какими средствами достигаются цели коммуникаторов, какие особенности лингвистики и поведения молодых людей формируют современные тенденции. Блогосфера представляет собой то интернет-пространство, которое на сегодняшний день удерживает первенство в рейтинге СМИ молодой аудитории.

Блогинг - относительно молодое явление в российской медиасфере. Это связано с тем, что в нашей стране позже появились социальные сети и другие блогинг-платформы. Этим же обусловлен высокий запрос на независимые источники информации среди молодежной аудитории, у которой слишком долго не было альтернатив центральному телевидению, радио и прессе.

В настоящее время среди блогеров появилось много лидеров мнений, которые вещают на острые социально-политические темы, они и отражают актуальные воззрения молодежи, и одновременно формируют его, особенно у подписчиков младшего возраста. Востребованность творчества блогеров у аудитории определяется такими факторами, как обозрение острых, социально значимых тем, относительная объективность сообщений, отсутствие политической цензуры, смелые и интересные формы подачи информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Заложных, В.В. Структура, организация и содержание понятия «Дискурс» в лингвистике / Вестник ВУиТ. - 2017. - №2. - С. 30-39.

2. Иванько, А.Ф. Блоги в системе сетевых коммуникаций / М.А. Иванько, К.А. Гомзелева // Символ науки. - 2017. - №2. - С. 55-60.

3. Малышев, В.К. Оценка эффективности способов продвижения Youtube-канала «Редакция» с помощью средств массовой коммуникации / Символ науки. - 2021. - №4. - С. 179-183.

4. Савенков, В.Д. Место и роль блогосферы в системе массовой коммуникации (на примере России и США): дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / В.Д. Савенков. - М., 2019. - 237 с.

5. Чабаненко, М.Г. Конфликтный дискурс участника молодежной коммуникации / Юрислингвистика. - 2010. - №10. - С. 150-156.

6. Щепилова, Г.Г. Рекламные возможности блогосферы на платформе Youtube / Вопросы теории и практики журналистики. - 2021. - №4. - С. 792-806.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.