Таврический научный обозреватель
--^ауг^шепсе № 6(11) — июнь 2016
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 378.4
Заблоцкая О. А.
канд. пед. наук, доцент, Южный федеральный университет
ПРИЕМ И СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ВО ФРАНЦУЗСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
В статье анализируется опыт французских университетов в создании условий для получения высшего образования студентами с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Определены участники и этапы процесса сопровождения данной категории студентов.
Ключевые слова: высшее инклюзивное образование, французский университет, сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение условий для получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее студенты с ОВЗ) является одной из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [1].
Решению данной задачи может способствовать изучение и использование передового зарубежного опыта в этой области. Цель нашего исследования — проанализировать и обобщить опыт организации процесса сопровождения студентов с ОВЗ во французских университетах.
Выбор в качестве объекта изучения университетов Франции обусловлен тем, что за последние 15 лет французские университеты достигли значительных успехов в создании условий для получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Подтверждением тому является постоянный рост количества студентов университетов с особыми образовательными потребностями [2].
Рисунок 1 — Диаграмма зависимости численности студентов с ОВЗ в университетах Франции от года
Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
Данная диаграмма наглядно демонстрирует увеличение количества студентов французских университетов с ОВЗ. Отчасти этот рост обусловлен развитием инклюзивного образования в средней школе, но в большей степени — политикой французских университетов, нацеленной на обеспечение равных шансов на успех для всех студентов. Для достижения этой цели в университетах Франции планируется и организуется процесс приема и сопровождения студентов с ОВЗ [3].
В рамках данной статьи мы обозначим участников процесса сопровождения студентов с ОВЗ и их роли в этом процессе. Мы также рассмотрим этапы процесса сопровождения студентов с ОВЗ.
Участников процесса сопровождения студентов с ОВЗ можно разделить на внутренних, то есть являющихся частью системы университетского образования, и внешних. К внутренним участникам относятся:
1. Президент университета. Президент университета является гарантом соблюдения прав и свобод всех участников образовательного процесса в университете. Он определяет политику университета в области сопровождения студентов с ОВЗ и контролирует осуществление этой политики.
Президент несет ответственность за валидность всех видов контроля знаний в университете. На основании медицинского заключения и рекомендаций рабочей группы принимает решения об изменении сроков и формы проведения контроля знаний для студентов с ОВЗ.
2. Отдел по приему и сопровождению студентов с ОВЗ. Отдел имеет свой офис и фиксированные рабочие часы. Сотрудники отдела входят в состав рабочей группы и принимают участие в оценке потребностей студентов с ОВЗ, в разработке плана сопровождения, следят за реализацией мер, компенсирующих ограничения возможностей здоровья. Отдел обеспечивает взаимодействие между всеми участниками процесса сопровождения студентов с ОВЗ.
3. Рабочая группа. Рабочая группа (РГ) является ключевым звеном университетской системы сопровождения студентов с ОВЗ. Основная миссия РГ — консультировать и сопровождать студентов.
В состав РГ входят профессионалы в различных областях, способные разработать релевантные меры, компенсирующие ограничения возможностей здоровья. Оперативность — важная составляющая деятельности РГ.
4. Профессорско-преподавательский состав. ППС играет определяющую роль в процессе сопровождения студентов с ОВЗ, так как находится в непосредственном контакте со студентами. Понимание преподавателями особых образовательных потребностей — залог академической успешности студентов с ОВЗ.
5. Студенты. Участие студентов в процессе сопровождения лиц с ОВЗ может принимать следующие формы:
- некоторые французские университеты предлагают студентам специальный учебный модуль по выбору, трудоёмкость которого составляет 3 кредита ЕСТ8. В рамках этого модуля студенты изучают теоретические вопросы, касающиеся понимания инвалидности, учатся оказывать помощь лицам с ОВЗ, принимают непосредственное участие в процессе сопровождения студентов с ОВЗ.
- французские студенты могут заключить трудовой договор с университетом. Существует перечень работ, на которые могут быть наняты студенты. Сопровождение лиц с ОВЗ входит в данный перечень.
- студенческие ассоциации, деятельность которых направлена на работу с лицами с
ОВЗ.
- студенческая солидарность, дружеские взаимоотношения, готовность прийти на помощь друг другу способствуют академической успешности студентов с ОВЗ.
Таврический научный обозреватель ——^ауг^шепсе
6. Университетская служба превентивной медицины и охраны здоровья. Врач данной службы входит в РГ и формулирует рекомендации о форме и сроках проведения текущего контроля знаний, итоговой аттестации.
7. Отдел производственной практики, профориентации и трудоустройства выпускников. В особо сложных случаях специалисты данного отдела сотрудничают с внешними структурами, занимающимися трудоустройством инвалидов и лиц с ОВЗ.
8. Отдел документооборота. Обеспечение доступа к документам, в том числе при помощи специального оборудования и программного обеспечения (терминалы со шрифтом Брайля, синтезаторы речи и т. п.).
9. Отдел международных отношений. Во французских университетах развита академическая мобильность студентов. Некоторые программы подразумевают обязательное обучение в течение года в зарубежном высшем учебном заведении. Французские университеты также принимают большое количество иностранных студентов. Задача сотрудников отдела международных отношений — обеспечить возможность академической мобильности для студентов с ОВЗ.
10. Отдел капитального строительства, гигиены и безопасности. Одно из направлений деятельности данного отдела — обеспечение надлежащих условий жизнедеятельности персонала и обучающихся. Отдел принимает участие в создании необходимой инфраструктуры.
К внешним участникам процесса сопровождения студентов с ОВЗ можно отнести региональные центры по делам университетов и школ, департаментские дома инвалидов, ассоциации трудоустройства инвалидов, медико-социальные службы и т. п.
Мы выделяем следующие этапы процесса сопровождения студентов с ОВЗ во французских университетах:
1. Оценка потребностей студента. Проводится анализ сложностей, с которыми может столкнуться студент в процессе обучения в университете. Этот анализ принимает во внимание способности студента, ограничения возможностей здоровья, специфику выбранной образовательной траектории, план профессионального развития студента, человеческие и материальные ресурсы университета.
2. Разработка плана сопровождения студента. После проведения оценки потребностей студента, составляется индивидуальный план сопровождения. План разрабатывается студентом совместно с рабочей группой университета. Необходимо отметить, что определяющую роль в разработке и осуществлении плана играет сам студент. Он не только является объектом внимания соответствующих служб университета, но инициирует процесс сопровождения.
План содержит меры по организации процесса обучения, сдаче экзаменов, прохождению практики (индивидуальный темп изучения дисциплин, помощь тьютора, помощь в видении записей, необходимость в технических средствах обучения и т. п.). Проживание, досуг, спортивная и культурная жизнь также учитываются в плане сопровождения.
3. Реализация плана.
4. Контроль, анализ и корректировка. Контроль подразумевает встречи студентов с ОВЗ и рабочей группы с целью оценить релевантность выбранных мер и внести необходимые корректировки в план сопровождения.
Для вновь поступивших студентов с ОВЗ такие встречи обязательно проводятся в начале семестра, т. к. не все трудности могут быть спрогнозированы до начала обучения в университете.
Следующая встреча проводится, когда имеются результаты текущего контроля. Результаты текущего контроля являются показателем релевантности разработанного плана сопровождения. Своевременный анализ этих результатов помогает избежать неудач во время промежуточной аттестации [3].
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
При необходимости встречи могут быть инициированы самими студентами.
При разработке плана сопровождения студента с ОВЗ необходимо помнить о том, что университет готовит к взрослой жизни. Следовательно, его задача — помочь студентам с ОВЗ достичь автономии, независимости, социально адаптироваться.
Опыт Франции в создании условий для получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья является положительным и может быть заимствован и адаптирован к особенностям российской системы высшего образования.
Литература
1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы [Текст]: постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. — № 497.
2. L'état de l'Enseignement supérieur et de la Recherche en France [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.enseignementsup-recherche.gouv.fr/eesr/9/EESR9_ES_25-les_etudiants_handicapes_dans_l_enseignement_superieur.php — 5.06.2016.
3. Guide de l'accompagnement de l'étudiant handicapé à l'université [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cache.media.enseignementsup-recherche.gouv.fr/file/Lutte_contre_les_discriminations/90/2/121671_guide-handicap-2012_275902.pdf — 5.06.2016.
4. Заблоцкая, О. А. Структурные и организационные особенности университетского образования во Франции [Текст] / О. А. Заблоцкая // Известия ЮФУ. Технические науки. — 2013. — № 10 (147). — С. 176-183.