Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
№ 4 (9) (апрель), 2015
УДК: 378.375(075.8)
Омельченко Л. В.
Преподаватель кафедры ВМ И ЕНД МФПУ «Синергия»
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ В КОЛЛЕДЖЕ
В статье рассмотрен дифференцированный подход в обучении студентов колледжа биологии, обеспечивающий студенту возможность индивидуальной образовательной траектории. Также в работе рассматривается категория «дифференциация обучение» по отношению к современному учебному процессу в системе среднего специального образования.
Ключевые слова: дифференцированное обучение, разноуровневое обучение, образовательная траектория, образовательный потенциал, образовательный процесс.
В современных условиях все больше повышается необходимость повышения эффективности обучения за счет его дифференциации, учета возможностей и потребностей каждого обучающегося.
Однако в современной научной литературе методология, предполагающая наличие различных подходов к обучению учащихся составляющих одну группу или класс развивается преимущественно на уровне школьного образования. Так, данные идеи заложены в Концепции образования одаренных учащихся. Между там на более высоких ступенях образования — как высшего, так и среднеспециального данные идеи фактически не развиваются. Данная работа посвящена поиску концептуальных подходов к форме образовательного процесса, учитывающего индивидуальные особенности обучающихся в системе СПО.
Согласно самым общим позициям, понятие «дифференцированное обучение» подразумевает учет индивидуальных особенностей студентов при организации учебного процесса с целью максимально реализовать потенциал каждого студента за счет различного содержания и методов обучения.
Современная образовательная парадигма предполагает внимание к индивидуальности учащегося, ориентационная личность обучающегося как субъекта образовательного процесса, создание условий для формирования индивидуальной образовательной траектории, которая по мнению ученых, представляет собой персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании [1].
Традиционно в современной литературе эта проблема рассматривается с точки зрения управляющей роли преподавателя в организации учебного процесса. Однако с разработкой личностно ориентированного подхода появляются новые аспекты в проблеме дифференцированного обучения, которые связаны с необходимостью максимально создать условия для того, чтобы учащийся являлся субъектом образовательного процесса.
В словаре иностранных слов «дифференциация» определяется как «разделение, расчленение целого на различные части, формы, ступени» [2].
Рассмотрим, каким образом данная категория определяется по отношению к системе образования. Согласно российской педагогической энциклопедии «дифференциация учебного процесса» — это форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности.
Таким образом, в педагогической литературе дифференцированное обучение предусматривает «особый подход учителя к различным группам учеников или отдельным ученикам, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам». Дифференцированное обучение мы рассматриваем
Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
№ 4 (9) (апрель), 2015
сейчас как целостную систему, которая обеспечивает студенту возможность индивидуальной образовательной траектории, адаптации в постоянно меняющихся жизненных условиях, создает условия для развития и саморазвития личности.
По мнению автора, такое понимание дифференцированного обучения согласуется с современной направленностью на демократизацию и гуманизацию образования, и может слушить основой концепции построения эффективной образовательной системы.
Дифференцированное обучение преследует общие цели в соответствии с образовательными стандартами.
Вместе с тем, создание условий для дифференцированного обучения позволяет по-новому обозначить эти цели, особенно в колледже.
В качестве организационно-педагогических условий дифференцированного обучения биологии студентов гуманитарных специальностей колледжа можно определить следующие:
- разноуровневое введение новых биологических понятий;
- сохранение целостности сконструированной «окрестности» биологического понятия, организация процесса обучения биологии на основе выбранной модели индивидуализации обучения;
- превалирование самостоятельной работы студентов над фронтальной при освоении ими теоретического материала и определение профессионального смысла в изучаемом содержании
- возможность выбора студентом способа организации собственной самостоятельной работы с разноуровневыми обучающимися заданиями. представленными в виде комплекса вопросов и заданий.
Литература
1. Российская педагогическая энциклопедия /под редакцией В. Г. Панова, М. ; Научное издательство «Большая российская энциклопедия»,1993.
2. Дидактика и методика: учебное пособие для студентов ВУЗов /В. В. Краевский, А. В. Хуторской, М. : Издательский центр «Академия», 2007. 2 — Современный словарь иностранных слов М. : Русский язык, 2000
3. Абасов З. Дифференциация обучения: сущность и формы //Директор школы. — 1999. — №. 8. — С. 61-66.
4. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом //Эйдос: электронный научный журнал. — 2007. — №. 1. — С. 0115-9.
5. Асмолов А. Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе //М.: Просвещение. — 2008. — Т. 1.
6. Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии //Высшее образование в России. — 2001. — №. 4.
7. Батурина С. Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках как способ реализации принципа деятельности // Реализация ФГОС в системе общего образования Кондинского района. — 1988. — С. 34.
8. Берденникова Н. Г., Меденцев В. И., Панов Н. И. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе // СПб.: ДАРК. — 2006. — Т. 208.
9. Дмитренко Т. А. Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования //Сибирский педагогический журнал. — 2005. — №. 1.
10. Рыжова В. Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьников //Завуч. — 2003. — №. 8. — С. 58-63.
11. Якиманская И. С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы //Директор школы. — 1995. — №. 3. — С. 39-45.