8. Alekseeva, A. P. Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020: advantages and disadvantages / A. P. Alekseeva // Society and Law. — 2012. — № 3 (40). — Pp. 271-273.
© Макарова Т.В., Носков В.Н., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2022
Для цитирования: Макарова Т.В., Носков В.Н. Стратегические аспекты развития деятельности регионального управления в сфере спорта высших достижений в Ямало-Ненецком округе// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2022
Научная статья Original article УДК 34
DOI 10.55186/27131424_2022_4_8_4
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
CAUSES OF CORRUPTION IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES
Слугина Ангелина Александровна, Студентка 1 курс, Юридический факультет им. М.М. Сперанского, Институт права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва
Slugina Angelina Aleksandrovna, gelya.slugina@mail.ru
4278
Аннотация: Статья посвящена исследованию и выявлению основных причин возникновения такого негативного явления для социума, как «коррупция» в органах внутренних дел Российской Федерации. В частности, в рамках данного исследования не только сформулированы наиболее существенные детерминанты коррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов, но и выделен ряд классификационных признаков причин такого поведения, по которым можно судить о появлении коррупции в органах внутренних дел на современном этапе развития российского общества.
Annotation: The article is devoted to the study and identification of the main causes of such a negative phenomenon for society as "corruption" in the internal affairs bodies of the Russian Federation. In particular, within the framework of this study, not only the most significant determinants of corrupt behavior of law enforcement officers are formulated, but also a number of classification signs of the causes of such behavior are identified, by which it is possible to judge the appearance of corruption in the internal affairs bodies at the present stage of development of Russian society.
Ключевые слова: причины, право, коррупция, законодательство, органы, проблемы, правоохранение.
Keywords: causes, law, corruption, legislation, authorities, problems, law enforcement.
1. Актуальность темы
Актуальность темы исследования обусловлена первостепенно важной ролью анализа и выявления детерминант коррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов, поскольку от своевременного и правильного выявления причин и факторов появления коррупции в органах внутренних дел во многом зависит эффективность их деятельности на благо общества. Коррупция в органах внутренних дел является крайне негативным,
4279
отрицательным явлением, не только подавляющим систему общественно -экономической и национальной безопасности страны изнутри и во внешнеполитическом взаимодействии, но и в комплексе, негативно сказывающемся на доверии российских граждан к такой системе.
2.1 Важность определения причин коррупции для борьбы с коррупционным поведением Отметим также, что о важности выявления причин коррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов, говорится в положениях норм абз. «а» п. 2 ст. 1 действующего российского федерального законодательства о противодействии коррупции [1], абз. 4 п. 1 ст. 12 законодательства о полиции [2], п. 1 ст. 52 действующего российского федерального законодательства о службе в органах внутренних дел [3].
Без выявления причин трудно представить, что послужило детерминантой появления антислужебного поведения в правоохранительной среде. Когда речь идет о причинах коррупции, то следует иметь в виду определенные мотивы, доводы, аргументы, которые привели к необходимости сотрудника правоохранительных органов дать или получить взятку. Важно понимать, что без возникновения причин не было бы и самой коррупции, поскольку факт взяточничества не может появиться и проявиться сам по себе, для этого нужны определенные основания.
Знания о причинах коррупции, их своевременное выявление, мониторинг причин, - все это помогает в борьбе с коррупционным поведением сотрудников правоохранительных органов. Появлению любого явления предшествуют определенные факторы. Устранение факторов, соответственно, препятствует возникновению данного явления. В связи с тем, что коррупция является явлением, а причины её появления выступают в данном случае факторами, логично полагать, что устранение причин будет способствовать устранению коррупции в органах внутренних дел.
4280
Выявление причин способно повлиять на снижение коррупции, а их устранение прямо детерминирует уровень коррупции в правоохранительных органах. Причины коррупции бывают самыми различными, и некоторые из них выявить достаточно просто, а для некоторых нужен глубинный анализ личности сотрудника органов внутренних дел, поскольку более сложному выявлению поддаются причины, скрытые в психологии личности. Так, даже при отсутствии внешних негативных детерминант, таких, например, как рост цен, недостаточность денежных средств на нужды семьи, санкции против страны и прочее, личность может быть склонна к коррупционному поведению сама по себе в связи с внутренними психологически особенностями. Данный факт, к сожалению, выявить достаточно сложно, но и эта причина поддается устранению, например, за счет общения сотрудника органов внутренних дел с психологом.
Следовательно, многие причины коррупции можно устранить, в частности можно работать с психологическими проблемами личности, можно повысить служебный оклад, можно следить за расходами и доходами сотрудников и так далее, но для их устранения, прежде всего, важно выявить эти причины коррупции.
2.2 Классификация видов причин коррупции
В научной среде принято выделять различные классификационные признаки причин появления коррупции в правоохранительных органах, что представлено на рисунке 1.
4281
в зависимости от институциональной основы:
- институциональные причины
гА
ч
Рисунок 1 - Классификация видов причин коррупции
С точки зрения кандидата юридических наук Г.Р. Игбаевой [4, с. 165], в зависимости от субъективности, причины, обуславливающие коррупционное поведение сотрудников правоохранительных органов, условно можно разделить на: объективные и субъективные; а в зависимости от институциональной основы на: институциональные и организационные.
Объективной причиной, предопределяющей негативные коррупционные проявления, является бюрократизация правоохранительных органов. В рамках бюрократизации реализуется процесс сложно подчиненности и наличие большого количества звеньев управления. В свою очередь, при согласовании определенных вопросов между этими звеньями растет человеческий фактор по решению тех или иных вопросов, зачастую решаемых посредством взяточничества. Если объективные факторы в совершении коррупционных деяний предстают необходимыми условиями, то субъективные составляющие образуют определяющие начала в выборе личностью собственного варианта действия, в том числе на основании нравственно-этического поведения [4, с. 166].
Важнейшими являются институциональные детерминанты, в том числе правовая база противодействия коррупции, повышение социального статуса и престижа профессии сотрудника органов внутренних дел. Соответственно,
в зависимости от воздействия:
- внутренне личностные причины
4282
слабая правовая база, недостаточность правовых гарантий, слабая защищенность со стороны государства и многое другое, становятся детерминантами решений сотрудников правоохранительных органов о принятии взяток, подарков, о даче взяток своим сослуживцам.
Из совокупности организационных детерминант коррупционных деяний в органах внутренних дел следует особо выделить: отсутствие прозрачности в исполнении служебных обязанностей (как результат, создаются реальные предпосылки для использования должностных полномочий в корыстных целях); проявление у сотрудников правового нигилизма; неудовлетворенность исполнением служебных обязанностей; высокая текучесть кадров, размывание «профессионального ядра», кумовство и протекционизм и т.п., способствующие профессиональной некомпетентности руководителей, особенно среднего звена; недостаточно качественный профессиональный отбор кандидатов при приеме на службу; неэффективное психологическое обеспечение и осуществление воспитательной работы; достаточно продолжительная работа на одном месте без возможностей служебного роста; некачественный подбор кадров и пр. [5, с. 264].
Классификационным признаком причин появления коррупции может также служить и источник появления коррупции.
Во-первых, причины могут быть внутренне личностными (психологическими, социальными, семейными и пр.), например: психологическая склонность сотрудника органов внутренних дел к даче взятке; недостаточный размер оплаты труда в сравнении с ростом цен на продукты, что вызывает нужду взять взятку, чтобы обеспечить семью или заплатить кредит, оплатить расходы на дорогое лечение, на обучение детей и пр.
Во-вторых, внутренне ведомственные, о которых уже было сказано выше, например, связанные с организацией взаимодействия между самими сотрудниками, между подчинёнными и руководством; связанные с
4283
формированием кадров (когда на должность набираются только знакомые и родственники, либо же повышение в должности происходит посредство дачи взятки и пр.); слабый контроль руководства за деятельностью подчинённых; недостатки в работе по воспитанию личного состава (слабая эффективность деятельности общественных формирований, слабая система мер обеспечения служебной дисциплины и др.) и пр. [6, с. 87].
В-третьих, внешние причины, то есть не зависящие не от личных характеристик сотрудников, не от работы ведомства, в котором он служит. К данным причинам относятся экономические (рост цен, инфляция и пр.), политические (санкции, положение страны в мире и пр.), экологические (дачи взяток могут зависеть от экологической обстановки на той или иной территории, например, дача взяток, связанных с экологическими преступлениями), социальные (резкое снижение уровня жизни основной массы населения, резкая поляризация граждан по уровню доходов, социальное расслоение и др.), технологические (недостаточное видео слежение за работой сотрудников и пр.).
3. Вывод
Таким образом, исследование причин возникновения коррупции в органах внутренних дел позволяет выделить следующие наиболее важные классификационные признаки коррупционных детерминант:
- в зависимости от субъективности: объективные причины (бюрократизация, иерархизированные отношения и пр.) и субъективные причины (личностно-нравственные ориентации сотрудников, личностный выбор, социально-этические, моральные нормы поведения и пр.) коррупции;
- в зависимости от институциональной основы: институциональные причины (несовершенство правовой базы, гарантий исполнения прав сотрудников органов внутренних дел, их защищённости и пр.) и организационные причины (текучесть кадров, продолжительная работа на одном месте без возможностей служебного роста и пр.);
4284
- в зависимости от воздействия: внутренне личностные причины (психологические, социальные, семейные и пр.), внутренне ведомственные причины (взаимодействие внутри органов внутренних дел, взаимодействие с руководством, подбор кадров и пр.) и внешние причины (экономические, политические, экологические, технологические и пр.).
Список использованной литературы
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ: в ред. от 06.03.2022 // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52. - Ст. 6228.
3. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ: в ред. от 21.12.2021 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ: в ред. от 01.09.2021 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 49. - Ст. 7020.
5. Игбаева Г.Р. Факторы и причины, способствующие коррупции в органах внутренних дел / Г.Р. Игбаева, З.Р. Шакирова, Э.Д. Хафизов // Правовое государство: теория и практика. - 2017. - № 2. - С. 163-167.
6. Сучков М.А. Системные недостатки, как основные причины проявления коррупции в органах внутренних дел / М.А. Сучков // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности: взаимодействие науки, нормотворчества и практики. - 2020. - С. 263-266.
7. Халеев А.В. Причинный комплекс коррупции в органах внутренних дел / А.В. Халеев // Студенческий вестник. - 2020. - № 28.- С. 85-88.
4285
8. Пантелеев В.Ю. Антикоррупционное право России: системный анализ: монография / В.Ю. Пантелеев. - Екатеринбург: Уральский филиал РАНХиГС, 2022. - 454 с.
9. Никонов П.В. Некоторые проблемы квалификации мелкого взяточничества / П.В. Никонов // Сибирский юридический вестник. -2018. - № 3. - С. 67-74.
10. Маркушин А.Г. Противодействие коррупции как одно из основных направлений совершенствования управления в органах внутренних дел Российской Федерации / А.Г. Маркушин, О.Л. Морозов // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. - 2021. - № 2. - С. 89-95.
List of used literature
1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on 12/12/1993 with changes approved during the all-Russian vote on 07/01/2020 // СЗ RF. - 2014. - No. 31. - Art. 4398.
2. On combating corruption: federal law of December 25, 2008 No. 273-FZ: as amended. dated 03/06/2022 // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2008. - No. 52. - Art. 6228.
3. On the police: federal law of February 7, 2011 No. 3-FZ: as amended. dated December 21, 2021 // Collection of legislation of the Russian Federation. -2011. - No. 7. - Art. 900.
4. On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: federal law of November 30, 2011 No. 342-FZ: as amended. dated 09/01/2021 // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2011. - No. 49. - Art. 7020.
5. Igbaeva G.R. Factors and causes contributing to corruption in internal affairs bodies / G.R. Igbaeva, Z.R. Shakirova, E.D. Khafizov // Legal state: theory and practice. - 2017. - No. 2. - Р. 163-167.
4286
6. Suchkov M.A. Systemic deficiencies as the main causes of corruption in the internal affairs bodies / M.A. Suchkov // Issues of improving law enforcement: the interaction of science, rule-making and practice. - 2020. - P. 263-266.
7. Khaleev A.V. Causal complex of corruption in internal affairs bodies / A.V. Khaleev // Student Bulletin. - 2020. - No. 28. - P. 85-88.
8. Panteleev V.Yu. Anti-corruption law of Russia: system analysis: monograph / V.Yu. Panteleev. - Yekaterinburg: Ural branch of the RANEPA, 2022. - 454 p.
9. Nikonov P.V. Some problems of qualifying petty bribery / P.V. Nikonov // Siberian Legal Bulletin. - 2018. - No. 3. - P. 67-74.
10. Markushin A.G. Countering corruption as one of the main directions for improving management in the internal affairs bodies of the Russian Federation / A.G. Markushin, O.L. Morozov // Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2021. - No. 2. - P. 89-95.
4287