КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 351.74.08:328185(470)
ФАКТОРЫ И ПРИЧИНЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ИГБАЕВА Гузель Римовна
кандидат юридических наук, доцент доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГКОУВО «Уфимский юридический институт МВД России», г. Уфа, Россия. E-mail: guzelig@yandex.ru
ШАКИРОВА Зульфия Римовна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России», г. Уфа, Россия. E-mail: guzelig@yandex.ru
ХАФИЗОВ Энгель Диньярович
кандидат исторических наук, доцент, г. Уфа, Россия. E-mail: guzelig@yandex.ru
В российских реалиях коррупция приобретает системный характер. Коррупционные проявления охватывают управленческие структуры общества, усиливая дисфункцию институтов власти. Происходит расширение коррупционных практик, создается необходимый социально-психологический фон для оформления и проявления новых форм коррупции, их проникновение в «силовые структуры», в т.ч. в органы внутренних дел. В деятельности «силовых» структур наиболее ярко проявляется коррупционный патернализм. Оформлению коррупционных деяний и отношений среди стражей правопорядка способствуют факторы, обусловленные спецификой, целями, задачами и средой функционирования органов внутренних дел. Авторы определяют причину низкой реализации антикоррупционных мероприятий, приводят примеры зарубежного опыта апробации институциональных форм, методов и механизмов предупреждения, противодействия и борьбы с коррупцией. Делается вывод, что противодействие и предупреждение коррупции в органах внутренних дел неразрывно связано с реализацией мероприятий, проводимых на общесоциальном, институциональном, организационном и личностном уровнях.
FACTORS AND REASONS SUPPORTING CORRUPTION IN INTERNAL AFFAIRS
BODIES
IGBAEVA Guzel Rimovna
Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the FSGEI HE "Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Ufa, Russia.
E-mail: guzelig@yandex.ru
SHAKIROVA Zulfia Rimovna
Candidate of Sciences (Law), SeniorInstructor of the Department of Civil Law Disciplines of the FSGEI HE "Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Ufa, Russia.
E-mail: guzelig@yandex.ru
KHAFIZOV Engel Diniyarovich
Candidate of Sciences (History), Associate Professor. E-mail: guzelig@yandex. ru
In Russia, corruption is becoming systemic. Corruption is covering administration structures of the society, increasing dysfunction of government institutions. Corrupt practices are developing; the necessary socio-psychological background is created for forming and manifesting of new forms of corruption, their penetration in "security agencies", including internal affairs bodies. Corrupt paternalism is most pronounced in "security agencies" activities. The factors caused by specifics, goals, objectives and operating environment of internal affairs bodies support the forming of corruption acts and relations among law enforcement officers. The authors determine the reason of low implementation of anticorruption measures, they cite examples of foreign experience in testing of institutional forms, methods and mechanisms for preventing, countering and combating corruption. The authors conclude that combating corruption and corruption prevention in internal affairs bodies is inextricably linked to the implementation of activities undertaken on social, institutional, organizational, and personal levels.
Ключевые слова: коррупция, общественное явление, противодействие, органы внутренних дел, деформация личности, противоправные действия.
Key words: corruption, social phenomenon, opposition, internal affairs bodies, deformation of a personality, unlawful acts.
Современные условия общественного развития, совокупность социальных проблем в условиях глобализирующегося мира, вопросы сущности и бытия человека в экономическом, политическом, социальном, информационном и иных пространствах актуализируют анализ совокупности противоречий, опосредованных деятельностью человека, порождающих асоциальные деяния. Среди совокупности социальных явлений, проявляющихся с разной степенью интенсивности, имеющих негативный характер, принято рассматривать коррупцию, которая весьма многолика и разнообразна [2, с. 3]. Если ранее под коррупционным деянием понималось получение лицом, обладающим властными ресурсами, выгоды с использованием служебного положения, а в качестве коррупционера выступал чиновник, то сейчас коррупция рассматривается как многофакторное общественное явление, все более представляющее угрозу на национальном и на международном уровнях. Противодействие и борьба с коррупцией является насущной социальной проблемой. Затраты на проведение антикоррупционных мероприятий компенсируются высоким уровнем возврата. Так, согласно существующим оценкам, затрата одной денежной единицы (доллара, фунта стерлингов, рубля...) на противодействие коррупции приносит в среднем 23 единицы при борьбе с коррупцией на уровне отдельной страны и около 250 при борьбе с нею на международном уровне [1, с. 36].
Непосредственное и опосредованное влияние фактов коррупции как на отдельного индивида, так и общество в целом, весьма деструктивные последствия их воздействия на весь спектр социальной реальности обуславливают сложность анализа коррупции, приобретающей в условиях российской действительности системный характер.
Коррупционные действия являются непременным источником возникновения и развития организованной преступности. В условиях усиления тенденции сращивания коррупции с криминальным миром, расширения сотрудничества с преступными сообществами и организованной преступностью с неизбежностью усложняется проблема обеспечения правопорядка.
Коррупция все более предстает в виде своеобразных общественных отношений, поддерживаемых, образующих и воспроизводящих систему коррупционных связей и каналов коррупционного взаимодействия, признаваемых на самых разных уровнях общества, в т. ч. на бытовом уровне. Системный характер современной коррупции проявляется в том, что её качество и размеры не определяются лишь количеством индивидов, участвующих в коррупционных интеракциях, чем и объясняется устойчивость коррупционной системы. При исключении из нее одного из участников система не перестает функционировать, а находит и использует старые, сохранившиеся связи или устанавливает новые отношения. Постепенно охватывая управленческие структуры общества, коррупция в различных ее модификациях начинает определять уже стандарты социального поведения. Коррупционные проявления значительно усиливают дисфункцию институтов власти, перестающих выполнять полностью или частично свою социально полезную роль, переориентирующихся в большей степени на обеспечение интересов участников коррупционных отношений, воспринимая наличие доступа к материальным и финансовым ресурсам как средство реализации собственных интересов.
Сложность и неупорядоченность структур властных институтов, наличие громадного количества административных процедур, отсутствие действенных механизмов внешнего и внутреннего контроля, недостаточно четкое распределение компетенций между служащими, а также менталитет граждан и отсутствие системы стимулирования антикоррупционного поведения в обществе детерминируют возникновение и распространение коррупции в сфере государственной службы. С расширением коррупционных практик создается необходимый социально-психологический фон для оформления и проявления новых форм коррупции, их проникновение в «силовые структуры», в т.ч. в органы внутренних дел.
Коррупция в правоохранительной сфере представляет собой повышенную общественную опасность. Её проявление в полифункциональном органе, каковым являются органы внутренних дел, чревато существенными последствиями. Например, в Германии экономический ущерб от коррупционной деятельности полицейских оценивается минимум в 600 млн евро [4, с. 15]. В общем виде коррупцию в органах внутренних дел можно рассматривать как негативное социальное явление, проявляющееся в злоупотреблениях властными ресурсами и служебными полномочиями, авторитета и статуса службы в интересах физических и юридических лиц с целью получения выгод материального или нематериального характера для себя лично либо в корпоративных интересах. Следует отметить, что в деятельности «силовых» структур, представителей которых, вымогая и принимая взятки, не препятствуя противоправной деятельности различных криминальных групп, осуществляющих грабежи, сбыт наркотических средств, карманные кражи, похищение автомобилей и т. д., наиболее ярко проявляется коррупционный патернализм. Коррупционные связи побуждают сотрудников полиции оберегать «курируемых» правонарушителей от разоблачения гражданами или другими работниками правоохранительных органов, способствовать уклонению их от уголовной и административной ответственности. В результате сговора сотрудник за финансовые вознаграждения укрывает противоправные действия своих подопечных. Причины, обуславливающие проявления коррупционных практик в органах внутренних дел, условно различаются на объективные и субъективные, на институциональные и организационные и т.п.
Противодействие и предупреждение коррупции в органах внутренних дел неразрывно связано с реализацией мероприятий, проводимых на общесоциальном, институциональном, организационном и личностном уровнях. Под мерами общесоциального воздействия понимается совокупность мер, осуществляемых государством в экономической, политической, духовной и иных сферах. Важнейшими являются институциональные основы и правовая база противодействия коррупции, повышение социального статуса и престижа профессии сотрудника полиции. На институциональном уровне происходит совершенствование правового положения и социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел и членов их семей. Оформлению коррупционных деяний и отношений среди стражей правопорядка способствуют факторы, обусловленные спецификой, целями, задачами и средой функционирования органов внутренних дел. Объективной причиной, предопределяющей негативные проявления, является бюрократизация правоохранительных органов, особенно ее низовых звеньев. Иерархизированные отношения способствуют реализации принципа строгой соподчиненности, абсолютизация которого способствует формированию стереотипного поведения. Профессиональная деятельность в служебных коллективах осуществляется посредством регулирования отношений, требующих обязательного, точного и в определенный срок исполнения всех требований руководителя и строгого подчинения. Не случайно, определенная часть сотрудников нарушает законность в силу собственного малодушия, проявления трусости или стремления угодить руководству.
Среда функционирования органов внутренних дел во многом детерминирует взаимоотношения между сотрудниками и их отношение к служебным обязанностям. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, объединяются на основе профессиональной солидарности и вырабатывают специфические традиции, обычаи и нормы, направленные на поддержание репутации своей социальной группы. Замкнутость профессиональной группы способствует оформлению «корпоративной морали», способствующей проявлению профессионально-группового эгоизма и утверждению «благородного» мотива в борьбе с преступностью, оправдывающих нарушения норм права.
Из совокупности организационных детерминант коррупционных деяний в органах внутренних дел следует особо выделить следующие факторы: отсутствие прозрачности в исполнении служебных обязанностей сотрудниками, создающая реальные предпосылки для использования должностных полномочий в корыстных целях; проявление у значительной части сотрудников правового нигилизма; неудовлетворенность исполнением служебных обязанностей; высокая текучесть кадров, размывание «профессионального ядра», кумовство и протек-
ционизм и т. п., способствующие профессиональной некомпетентности руководителей, особенно среднего звена; недостаточно качественный профессиональный отбор кандидатов при приеме на службу; отсутствие действенной системы социальной и правовой защищенности; неэффективное психологическое обеспечение и осуществление воспитательной работы; достаточно продолжительная работа на одном месте.
Наряду с объективными предпосылками существенную, а в ряде случаев ключевую роль, играют субъективные факторы. Нравственная составляющая социальной практики образует основание предметно-преобразующей деятельности человека. Не случайно, что в зарубежных странах особое внимание придается нравственной стороне противодействия коррупции. В Декларации «О полиции», принятой парламентской ассамблеей Совета Европы (Страсбург, 8 мая 1978 г.) подчеркивается, что полицейский должен действовать честно, беспристрастно, с чувством собственного достоинства, воздерживаться от всех проявлений коррупции и решительно противодействовать им. Следует подчеркнуть, что этические неформальные кодексы полицейских зарубежных стран предъявляют повышенные требования не только к поведению и образу жизни в служебное и внеслужебное время, но и к занятиям их друзей и родственников. Например, в США близким родственниками полицейских не рекомендуется содержать заведения, где продаются табак, вино, имеются игральные автоматы и т. д. Поощряется выполнение полицейским вида деятельности, выступающий продолжением его профессиональных навыков и умений.
На личность сотрудника органов внутренних дел как члена общества не могут не влиять отрицательные проявления в социально-экономической, политической и иных сферах общества. Нравственная деформация личности во многом обуславливается сложившейся ситуацией в духовно-нравственной сфере современного российского общества, характеризующаяся кризисом целевых социальных установок в массовом сознании, гипертрофированно-стью силовых методов в решении правовых проблем, скептицизмом в отношении традиционных нравственных идеалов и ценностей и т.д. Кроме того, в каждом элементе социальной структуры и социальных институтах присутствует криминальное ядро, которое неуклонно культивирует коррупционные действия в поведении людей. Подношения и взятки в виде подарков в образовании, здравоохранении, жилищно-коммунальной и иных сферах способствуют разрастанию фактов коррупции и делают их всеохватывающими.
Злоупотребления служебным положением и функциональными полномочиями носителей власти самым непосредственным образом связаны с нравственным аспектом деформации личности. В коллективе сотрудник полиции в большей или меньшей степени, невольно или сознательно интериоризирует как позитивные нормы, ценности, установки поведения, систему взаимоотношений по «горизонтали» и по «вертикали», так и негативные. Отрицательно влияет на нравственные установки сотрудников безнаказанность за совершение должностных преступлений, круговая порука, система втягивания неустойчивых сотрудников в противоправную деятельность. Нередко коррумпированные сотрудники стремятся создать окружение из себя подобных. Следует особо отметить, что как нравственная составляющая проявления личностных характеристик влияет на уровень профессиональной деятельности, так и наоборот, исполнение служебных обязанностей опосредует искажения в структуре личности сотрудника органов внутренних дел. Согласие со стороны сотрудника бесплатно выпить чашку кофе, получить скидку при оплате товара и т.п. по существу предстает сигналом к готовности быть коррумпированным. Если объективные факторы в совершении коррупционных деяний предстают необходимыми условиями, то субъективные составляющие образуют определяющие начала в выборе личностью собственного варианта действия.
В современной практике апробированы институциональные формы, методы и механизмы предупреждения, противодействия и борьбы с коррупцией на национальных уровнях. Основу антикоррупционного поведения составляет комплекс мер по минимизации проявлений корыстных мотивов в поведении лиц, обладающих властными полномочиями и доступом в распределении ценностей. Примером является успешная реализация антикоррупционной
стратегии на государственном уровне в скандинавских странах, Исландии, Сингапуре, в государствах Бенилюкса, Швейцарии, Израиля и ряда других странах. Разнообразие и оперативность мер реагирования на виды и формы коррупции отличают зарубежные антикоррупционные стратегии. Однако в России только происходит оформление институциональных основ противодействия коррупции. По-прежнему отсутствует реально действующий механизм борьбы с коррупцией [3, с. 195]. Доминирующим направлением предстает противоборство с коррупционными проявлениями, тогда как причины остаются в тени.
Органы внутренних дел обладают полномочиями по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений коррупционной направленности. На организационном уровне накоплен определенный опыт в противодействии коррупции. Так, примерно 80 % фактов получения взятки сотрудниками выявляются подразделениями собственной безопасности МВД России [5, с. 4]. Однако, в условиях проникновения коррупционных явлений во все стороны общественной практики, реализация антикоррупционных мероприятий только организационными и управленческими методами без должной поддержки социальных институтов и механизмов гражданского общественного контроля представляется неэффективным. Проблема коррупции в органах внутренних дел, предстающих в качестве социальной организации, разрешаема только в общей совокупности проводимых мероприятий и кардинальных изменений в общественном, групповом и индивидуальном сознании.
Динамично меняющиеся условия требуют совершенствования традиционных практик и механизмов противодействия коррупционным явлениям. Противодействие современной коррупции должно выступать как целенаправленный процесс по разрешению его противоречий и направленный на предупреждение и предотвращение фактов коррупции. Антикоррупционная практика способна быть эффективной при наличии «политической воли» руководства страны по осуществлению антикоррупционной политики при ситуации, когда коррупционные деяния станут невыгодными в материальном, финансовом, социальном, духовно-нравственном и иных отношениях.
Библиографические ссылки
1. Бондаренко И.А. Коррупция: экономический анализ на региональном уровне. СПб. : Петрополис, 2001.
2. Качкина Т.Б., Качкин А.В. Коррупция и основные стратегии противодействия ей : учебное пособие. Ульяновск : Печатный двор, 2010.
3. Кузнецова О.А. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией: проблемы и эффективность // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 195-197.
4. Моднов И.С., Васина Е.С., Шинкаренко Н.И., Шурыгин П.А. Борьба с коррупцией в полицейских ведомствах Европы и США : учебное пособие. М. : ВНИИ МВД России, 2005.
5. Фадеев А.В. Антикоррупционное законодательство России и зарубежных стран: криминологическое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
References
1. Bondarenko I.A. Korruptia: economicheski analys na regionalnom urovne (Corruption: economic analysis at the regional level). St.Petersburg, Petropolis, 2001.
2. Kachkina T.B., Kachkin A. V. Korruptia I osnovniye strategii protivodeistvia (Corruption and basic strategies of response), uchebnoe posobie. Ulyanovsk, Pechatnyi dvor, 2010.
3. Kuznetsova O.A. Zarubeznyi opit borbi s Korruptziei: problem i effekivnost (The foreign experience of combating corruption: issues and efficiency), Bulletin of Tambov University. Humanities, 2014, No. 2, pp. 195-197.
4. Modnew I.S., Vasin E.S., Shinkarenko N.I., Shurygin P.A. Borba s korruptziei v policeiskih vedomstvah Europi i SSHA (Combating corruption in police departments of Europe and the United States), uchebnoe posobie. M., VNII MVD Rossii, 2005.
5. Fadeev A.V. Antikorrupcionnoe zakonodatel'stvo Rossii i zarubezhnyh stran: kriminologicheskoe issledovanie (Anticorruption législation of Russia and foreign countries: criminological research), avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk, M., 2012.
Дата поступления: 20.09.2016 Received: 20.09.2016