Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА'

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2242
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ / ПРИЧИНЫ БУЛЛИНГА / ПОСЛЕДСТВИЯ БУЛЛИНГА / ПСИХОЛОГИЯ БУЛЛИНГА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Якунина Е.О.

Буллинг - достаточно распространенное явление, которое часто оказывает пагубное воздействие на личность подростка, семью и общество в целом. Актуальность исследований в области профилактики и предотвращения буллинга очень высока в силу проявления у участников травли тяжелых физических и психологических последствий, вплоть до суицидов. Поскольку ситуация «школьной травли» (буллинга), как длительного и систематического издевательства является достаточно стрессовой по своему характеру, то это приводит к значительным социальным и психологическим последствиям всех ее участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR SCHOOL BULLING

Bullying is a fairly common phenomenon that often has a detrimental effect on the personality of a teenager, family and society as a whole. The relevance of research in the field of bullying prevention and prevention is very high due to the manifestation of severe physical and psychological consequences, including suicides, in the bullying participants. Since the situation of “school bullying” (bullying), as a prolonged and systematic bullying, is quite stressful in nature, this leads to significant social and psychological consequences for all its participants.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА»

УДК 1

Якунина Е.О.

магистр, 3 курс Факультет психологии Российский Государственный Социальный Университет

(г. Москва, Россия)

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА

Аннотация: буллинг - достаточно распространенное явление, которое часто оказывает пагубное воздействие на личность подростка, семью и общество в целом. Актуальность исследований в области профилактики и предотвращения буллинга очень высока в силу проявления у участников травли тяжелых физических и психологических последствий, вплоть до суицидов. Поскольку ситуация «школьной травли» (буллинга), как длительного и систематического издевательства является достаточно стрессовой по своему характеру, то это приводит к значительным социальным и психологическим последствиям всех ее участников.

Ключевые слова: школьный буллинг, причины буллинга, последствия буллинга, психология буллинга, социальные основы буллинга.

Жертвы длительного третирования более подвержены нервно-психическим расстройствам и депрессии, чем их сверстники. Также ученые отмечают, что лица, пострадавших от буллинга в раннем возрасте, имеют больше шансов стать жертвами других видов насилия позже, независимо от изменения их окружения.

Нарушения, возникающие вследствие насилия, как непосредственные, так и отсроченные, затрагивают все уровни функционирования личности. Они приводят к стойким личностным изменениям, препятствующим самореализации человека в будущем. Школьные издевательства и унижения со стороны обучающихся негативно сказываются на атмосфере в школе, а страх, депрессия

и жалобы подростков на здоровье влияют на посещаемость ими школы, концентрацию на занятиях и успеваемость. [4, с. 16]

Травля является серьезной проблемой среди детей школьного возраста и подростков - она имеет краткосрочные и долгосрочные последствия для всех участников данного процесса, жертвы, наблюдателя и самого преследователя.

Буллинг наносит серьезные травмы жертве. Отрицательные последствия буллинга имеют разный характер: от неуважения и недоверия к себе (не только в области достижений в учебе) до плохого сна и концентрации внимания. Социальная изоляция и чувство одиночества приводят к развитию депрессивных состояний. Сильно снижается учебная мотивация вплоть до нежелания ходить в школу. Буллинг является одной из частых причин суицидов. Также буллинг может иметь долгосрочные физические и психологические последствия. Некоторые из них включают в себя: бегство из дома, отстраненность от школьной жизни, школьных мероприятий, желание остаться в одиночестве, застенчивость, боли в животе, головные боли, приступы паники, бессонница, кошмары. [2, с. 12]

В современном образовании, как отмечают эксперты, все чаще наблюдается жестокость во взаимоотношениях детей, унижение и насмешки, которые становятся причиной личностных деструкций, депрессивных состояний, попыток суицида.

Издевательства (травля) являются одним из важных показателей нарушения психического здоровья подростков (детей). Этот факт признается в различных международных докладах, которые включают травлю среди показателей нарушения благополучия детей и подростков. Издевательства среди сверстников связаны с различными эмоциональными симптомами, такими, как тревога, депрессия, деструктивное поведение (злоупотребление наркотиками и алкоголем) и даже последующего неосторожного поведения за рулем и т.п.

Суицидальные мысли и их реализация остаются самым серьезным риском в ситуации травли и самым шокирующим и травмирующим последствием

буллинга для общества. Наиболее заметной в науке работой о долгосрочной перспективе влияния буллинга на здоровье является лонгитюдное исследование, проведенное английскими учеными на большой выборке взрослых (около 1500 человек), вовлеченных в период их детства в школьные годы в процесс травли в качестве жертв, а также агрессоров.

Взрослые, которые были жертвами издевательств в детстве, или те, которые поочередно ведут себя то как жертвы, то как агрессоры, демонстрируют во взрослом возрасте наличие различных психических расстройств: они имеют суицидальные мысли (в основном мужчины), агорафобию (женщины), а также депрессию, панические расстройства и генерализованное тревожное расстройство (встречается у обоих полов).

Антисоциальный тип развития личности доминирует у тех субъектов, кто в школе был буллером. Психологические последствия буллинга очень серьезны и, порой, имеют трагический исход. Выявлено, что жертвы буллинга перестают ходить в школы, ненавидят уроки и своих одноклассников, хуже начинают учиться и т.п. Также виктимизация после буллинга может быть связана с тяжелыми эмоциональными переживаниями, страданиями, депрессией, тревогой и с появлением суицидальных мыслей и намерений у детей-жертв буллинга.

Подростки, которые стали жертвами виктимизации, могут также проявлять нежелательные поведенческие симптомы. Например, если раньше подросток не вел себя агрессивно по отношению к другим, то впоследствии может повторять в отношении других людей акты агрессии и унижения, которые испытывал на себе сам. Опыт травматизации в школьные годы может привести к депрессивным состояниям подростка. Депрессия может быть связана с множеством форм виктимизации, в том числе и сексуальной виктимизацией, преступлениями насильственного характера, виктимизацией со стороны сверстников и насилия в семье. [5, с. 21]

Издевательства (травля) влечет за собой эмоциональные расстройства -подростки могут чувствовать себя одинокими, несчастными и запуганными. Это

может заставить их чувствовать себя дискомфортно и думать, что с ними что-то не так. Дети могут потерять уверенность и не захотеть больше ходить в школу. Издевательства сами по себе очень унизительны и болезненны для подростков, у которых только формируется мироощущение. Также негативно издевательства отражаются и на свидетелях травли. Свидетели боятся, что они могут стать следующей жертвой. Даже если они не подходят на роль жертвы, они избегают участия в травле, чтобы защитить себя, так как не знают, что делать в таких случаях.

У агрессоров, по результатам исследований, больше шансов быть вовлеченными в агрессию, сексуальное домогательство и преступное поведение во взрослой жизни.

Стресс и беспокойство, вызванные буллингом, может затруднить обучение детей. Это проявляется в трудностях концентрации внимания и уменьшает их ресурсы фокусироваться на предмете и учебе, что влияет на их способность запоминать вещи, которые они узнают в школе. Дети- жертвы буллинга часто чувствуют себя нежелательными, беспомощными, уязвимыми и запуганными (когда физически слабее агрессора). Заметным долгосрочным эффектом буллинга является эмоциональный ущерб.

Жертвам свойственна отрешенность, чувствительность, замкнутость, склонность уклоняться от конфликтов, различные проявления психосоматических симптомов, повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе. У них снижена учебная мотивация, развиваются различные проблемы с общением.

В последствии могут проявляться в дальнейшем взрослении такие симптомы и качества, как: низкая самооценка, сокращение возможностей трудоустройства, остаточные чувства враждебности и / или склонности к мести, недоверие к другим людям, избегание или страхи вступления в новые социальные группы, социальная изоляция, алкоголизм и / или наркомания, проблемы с законом, бытовое насилие. [1, с. 61]

Если ребенок постоянно вынужден испытывать болезненные или травматические события, то он не может контролировать свои чувства и поведение, что приводит их к ощущению собственной беспомощности и даже может привести к поведению, которое называется «выученная беспомощность». Дети, страдающие от «выученной беспомощности», твердо верят в то, что нет ничего, что можно было бы сделать, чтобы изменить их страшную ситуацию, даже если представляется возможность исправить эту ситуацию, уйти от нее. Выученная беспомощность может привести к нескольким психологическим расстройствам, включая тревожные расстройства, депрессию и фобии. Существует прямое влияние общей виктимизации на негативное настроение у подростков.

Буллинг нельзя рассматривать как безобидное явление, неизбежную часть взросления подростка, так как приведенные выше исследования показывают, что помимо краткосрочных последствий, травля имеет пролонгированное воздействие на личность человека. Жертвы буллинга подвергаются риску нарушения физического и психического здоровья. В результате этого опыта у подростков может быть снижен уровень психологического благополучия и социальной успешности в зрелые годы. [3, с. 21]

Для агрессоров тоже последствия очевидны, особенно если их агрессия осталась безнаказанной, так как это рождает ощущение вседозволенности.

Свидетели и нейтральные наблюдатели претерпевают процесс вторичной травматизации - их эмоциональная сфера и устойчивость страдает, так как они постоянно опасаются стать «жертвой», виктимизируясь и живя в страхе и тревоге.

Таким образом, необходимо учитывать весь спектр предикторов и последствий, связанных с виктимизацией подростка в ситуации буллинга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Беринская И.В. Социально-психологический тренинг как средство профилактики школьного буллинга среди подростков // КПЖ. 2019. №3 (134). -С. 61.

Власова М.А., Буллинг в современной образовательной среде // Скиф. 2019. №3 (31). - С. 12. Дашук Н.В., Дашук И.Н. Принципы социально-педагогической организации групп поддержки жертв школьного буллинга // Наука и школа. 2019. №2. - С. 21.

Новикова М.А., Реан А.А., Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. 2019. №2. - С. 16. Утемисова Г.У,, Васягина Н.Н. Актуальность исследования проблемы буллинга: современное состояние проблемы // Педагогическое образование в России. 2020. №4. - С. 21.

Yakunina E.O.

Master's degree, 3 course Psychology faculty Russian State Social University (Moscow, Russia)

REASONS FOR SCHOOL BULLING

Abstract: bullying is a fairly common phenomenon that often has a detrimental effect on the personality of a teenager, family and society as a whole. The relevance of research in the field of bullying prevention and prevention is very high due to the manifestation of severe physical and psychological consequences, including suicides, in the bullying participants. Since the situation of "school bullying" (bullying), as a prolonged and systematic bullying, is quite stressful in nature, this leads to significant social and psychological consequences for all its participants.

Keywords: school bullying, reasons for bullying, consequences of bullying, psychology of bullying, social foundations of bullying.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.