Научная статья на тему 'ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ'

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1134
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВЛЯ / БУЛЛИНГ / ШКОЛЫ / МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / BULLYING / SCHOOLS / PUBLIC HEALTH / MENTAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цыганенко К. М.

Травля в школе - давняя проблема, и до недавнего времени многие относились к этой проблеме снисходительно. Но сейчас травля (буллинг) по-прежнему является существенной проблемой, но уже вызывают озабоченность в школах во всем мире. Травля - это агрессивное поведение, которое является повторяющимся и преднамеренным, когда между жертвой и хулиганом существует разница в силе. Негативные последствия травли для психического и физического здоровья человека существенны, как и при любом другом жестоком обращения с детьми. В данной статье обобщены результаты ряда исследований и мета анализов, для четкой демонстрации возможных причин и проявлений травли, а также собраны самые частые последствия, наблюдаемые у взрослых, в детстве переживших травлю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LONG-TERM EFFECTS OF BULLYING AT SCHOOL

Bullying at school is a long-standing problem, and until recently, many people treated this problem leniently. But now bullying is still a significant problem, but it is already a concern in schools around the world. Bullying is aggressive behavior that is repetitive and intentional when there is a difference in strength between the victim and the bully. The negative effects of bullying on a person's mental and physical health are significant, as with any other child abuse. This article summarizes the results of a number of studies and meta-analyses to clearly demonstrate the possible causes and manifestations of bullying, and also collects the most common consequences observed in adults who experienced bullying in childhood.

Текст научной работы на тему «ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ»

Долгосрочные последствия школьной травли Long-term effects of bullying at school

Цыганенко К.М.

Студентка 4 курса, Гуманитарный факультет,

Тобольский педагогический институт (филиал) Тюменский государственный университет,

РФ, г.Тобольск e-mail: [email protected]

Tsyganenko K.

4th year student, School of Humanities,

Tobolsk pedagogical Institute (branch) of Tyumen state University,

Russia, Tobolsk e-mail: [email protected]

Аннотация.

Травля в школе - давняя проблема, и до недавнего времени многие относились к этой проблеме снисходительно. Но сейчас травля (буллинг) по-прежнему является существенной проблемой, но уже вызывают озабоченность в школах во всем мире. Травля - это агрессивное поведение, которое является повторяющимся и преднамеренным, когда между жертвой и хулиганом существует разница в силе. Негативные последствия травли для психического и физического здоровья человека существенны, как и при любом другом жестоком обращения с детьми. В данной статье обобщены результаты ряда исследований и мета анализов, для четкой демонстрации возможных причин и проявлений травли, а также собраны самые частые последствия, наблюдаемые у взрослых, в детстве переживших травлю.

Annotation.

Bullying at school is a long-standing problem, and until recently, many people treated this problem leniently. But now bullying is still a significant problem, but it is already a concern in schools around the world. Bullying is aggressive behavior that is repetitive and intentional when there is a difference in strength between the victim and the bully. The negative effects of bullying on a person's mental and physical health are significant, as with any other child abuse. This article summarizes the results of a number of studies and meta-analyses to clearly demonstrate the possible causes and manifestations of bullying, and also collects the most common consequences observed in adults who experienced bullying in childhood.

Ключевые слова: травля, буллинг, школы, ментальное здоровье

Key words: bullying, schools, public health, mental health

"Мы все либо буллеры, либо жертвы, либо наблюдатели " - Р. Грос

Разговоры о насилии сейчас звучат все громче и чаще, выявляя слабости системы образования. Травля случается везде, не зависимо от привилегированности учебного заведения и она вредит всем: жертве, свидетелям травли и даже сам провокаторам.

Результаты исследования агентства «Михайлов и партнеры. Аналитика» показывают, что "более половины (52%) участников опроса, который провело среди российских подростков, заявили, что сталкиваются с агрессией в школах.

Треть респондентов заявили о психологической агрессии со стороны сверстников, а 26,6% о ее физических проявлениях - толчках и побоях. 22% рассказали, что сталкивались с агрессией со стороны учителей. При этом 65% опрошенных назвали атмосферу в собственной школе дружелюбной.

О случаях агрессии, следует из полученных в ходе опроса данных, подростки чаще всего рассказывают родителям (63,8%) и друзьям (29,2%). 15,2% опрошенных заявили, что никому не сказали, и лишь 0,5% обратились в полицию. Отвечая на этот вопрос подростки могли выбрать более одного варианта" [4].

К сожалению, случаи травли в российских школах в последние годы становятся беспощаднее и приобретают криминальный характер, что требует отдельного внимания не только школы и психологов, но и правоохранительных органов. Например, фильм "Сами разберутся: истории буллинга и его жертв" от медиапроекта "Настоящее время" демонстрирует истории жертв буллинга, одна из которых закончилась суицидом. Или к примеру, ситуации в школе №40 Новошахтинска Ростовской области подростки жестоко избили нового ученика и сняли все на видео [6], или случай из Ивантеевки, где двое девятиклассниц избили сверстницу, сломав ей ребра [2].

Становится очевидным - травля имеет не только тяжелые физические и психологические последствия для жертвы, но и оказывает пролонгированное негативное влияние на всю оставшуюся жизнь. Такими последствиями могут стать развитие у школьников посттравматического синдрома (ПТСР), других нервных расстройств, злоупотреблению алкоголем, психоактивных веществ, депрессии, а также влияют на социальную приспособленность, физических и социальный статус [8].

Мы можем дать определение буллингу (травле) как повторяющемуся применению силы или влияния для запугивания и нанесения физического и/ или эмоционального вреда более слабому. В травле (буллинге) существует 3 роли: жертва, агрессор (буллер) и наблюдатель. Эти роли могут переходить от одного человека к другому, и тот кто был наблюдателем, может стать жертвой и т.д. Роль детей в издевательствах может меняться в зависимости от социальной роли и от времени. Школьник может быть жертвой в школе, но при этом издеваться над братом или сестрой дома; или быть агрессором в школе и жертвой за ее пределами. Травля - это сложная форма межличностной агрессии, которая может быть как процессом один на один, так и групповым явлением. Это негативно сказывается не только на жертве, но и на хулигане и свидетелях.

Главными вещами, отличающими травлю от простого конфликта между сверстниками, являются: намеренное причинение вреда, повторяющиеся случаи причинения вреда и неравенство сил между преступником и жертвой. Некоторыми примерами дисбаланса сил являются физически более сильная группа, выбирающая более слабых сверстников, старшие ученики, преследующие младших учеников, или члены группы численного большинства, высмеивающие членов численного меньшинства.

Основные проявления травли:

1. Социальная изоляция

2. Словесная травля

3. Слухи

4. Запугивание, угрозы

5. Интернет травля (кибер буллинг)

6. Психологическое насилие

7. Манипуляция

8. Кража или намеренная поломка личных вещей

То, как травят девочки и мальчики может различаться: из-за гендерной социализации "у мальчиков в ситуациях травли преимущественно наблюдалась физическая агрессия. Девочки, в отличие от мальчиков, гораздо чаще использовали в целях травли вербальную и непрямую агрессию, а именно словесные оскорбления и унижения, злостную клевету и сплетни" [7,10,11].

Независимо от того, в каком формате проявляется травля, она оказывает реальное влияние на жизнь подростков, причем последствия часто настигают во взрослом возрасте. При вмешательстве и борьбе с травлей в моменте ее зарождения, у нас появляется больше возможностей уменьшить пагубное влияние на жизнь как отдельного человека, так и благополучие общества в целом. Буллинг, как и любая другая травма, всегда будет

иметь последствия, просто мы не можем точно предсказать, как и где может проявиться последствия и насколько сильное будет влияние.

Социальная и академическая жизнь школьников идут рука об руку, независимо от того, есть ли у них друзья, принимаются или отвергаются их сверстники, являются ли они жертвами или виновниками агрессии. При отсутствии вмешательства в школьную травлю и ее прекращения, в подростковом возрасте могут проявиться такие последствия как: тревожность, депрессия, суицидальные мысли, самоповреждение (self-harm), прогулы (а следствие и ухудшения оценок, знаний), развивает антисоциальное поведение, может являться толчком к развитию расстройство пищевого поведения, попытке самоубийства, побегу из дома, злоупотреблению алкоголем и/или наркотиками, рискованному сексуальному поведению.

Жертвами травли может быть любой, но дети которые "отличаются" от коллектива, подвергаются большему риску. Внимание агрессора может быть обращено на:

- полноту или худобу, слишком высокий или низкий рост

- если они популярны

- если они трудолюбивые, отличники, или наоборот двоечники

- если они другой религии, цвета кожи или другой культуры

- если у них дислексия или диспраксия

- из-за их внешности

- из-за цвета их волос

- если у них есть инвалидность

- если они носят очки или слуховой аппарат

- если они не учились из-за болезни

- если есть отличающие от других детей события в семье, уровень дохода в семье

- и др.

Но самое главное, жертвы, чаще всего не способны проявлять ответную защитную агрессию и противостоять травле.

Никто не рождается с "маркировкой" агрессора, это выученное поведение, а не врожденная характеристика. Буллеры (агрессоры) начинают травлю, например (но не обязательно), чтобы самоутвердиться за счет насилия из-за наличия в их жизни вещей, которые их травмировали (травмируют), это может быть:

1. Стресс и травма, такие как развод, смерть близкого родственника;

2. Общественное поощрение агрессии мальчиков. Мы воспитываем мальчиков с вредными представлениями о маскулинности, обязываем демонстрировать маскулинность с помощью иерархичности, конкуренции и доминировании: проявляет агрессию, когда что-то угрожает, справляться самому с проблемами и не просить помощи, не показывать эмоции, чтобы не выглядеть уязвимым. Именно эти проявления являются вредными для современной маскулинности;

3. Низкая самооценка;

4. Они сами были жертвами травли. Травля порождает травлю, невозможность справиться с давлением провоцирует самую простую реакцию - агрессию, которая направляется на более уязвимых, чем сам агрессор;

5. Проблемы в семье и дома;

6. Проблемы с доверием;

Кроме того, причинами агрессии может быть низкий доступ к образованию и отсутствие эмпатии.

Почему дети (подростки) присоединяются к травле:

- страх стать следующей мишенью для травли, если они не присоединятся;

- низкая самооценка;

- попытка получить восхищение и внимание от друзей;

- отсутствие эмпатии;

- культура агрессии и запугивания;

- уже сами были жертвами травли;

- не могут справиться с собственной агрессией;

Для жертвы, буллинг - стресс, который запускает выработку адреналина, а вследствии определенные процессы: учащение сердцебиения, блокировка пищеварительных процессов, помутнение сознания, нарушение работы иммунной системы и др., они приводят к конкретным проявлениям стресса:

- нарушение аппетита и работы ЖКТ, головные боли и боли в животе, проблемы со сном;

- подавленность, депрессивность, суицидальные мысли;

- нарушение памяти и когнитивных способностей.

Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, более склонны к депрессии и обладают более низким уровнем самооценки, а также имеют проблемы из-за социальной изоляции, дополняется все страданием от социальной тревожности, беспокойства и одиночества, иногда проявляются признаки антисоциального поведения [5].

В то время как для жертвы последствия буллинга в большей степени оказывают влияние на психологическое состояние, то для агрессоров это многосторонние последствия: от плохой учебы в школьное время до правонарушений и тюремного заключения во взрослом возрасте. Также не стоит забывать, что агрессоры, очень часто сами были жертвами травли, что увеличивает количество долговременных влияний на их взрослую жизнь. Во взрослой жизни агрессорам сложнее выстраивать комфортные отношения и найти работу, чаще чем другие оказывались безработными, чаще употребляли психоактивные вещества, у них было больше проблем со здоровьем [1].

Травля в школе - это серьезная социальная проблема, которая влияет на благополучие всех участников. Травля превращает жизнь детей и подростков в страдание, и это должно быть наказано, как можно раньше, чтобы предотвратить как краткосрочные, так и долгосрочные последствия для всех участников травли.

Список используемой литературы:

1. Вечный булли: Меняются ли с возрастом те, кто травил других. - Текст : электронный // Wonderzine : [сайт]. - URL: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/238299-bully (дата обращения: 09.01.2021).

2. В Ивантеевке сверстницы избили восьмиклассницу. — Текст : электронный // Москва 24 : [сайт]. — URL: https://www.m24.ru/videos/kriminal/11112014/66775 (дата обращения: 03.02.2021).

3. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15-18.

4. Опрос «Михайлов и партнеры. Аналитика»: каждый второй подросток сталкивается с агрессией в школе - Текст : электронный // Meduza : [сайт]. - URL: https://meduza.io/news/2019/10/30/opros-mihaylov-i-partnery-analitika-kazhdyy-vtoroy-podrostok-stalkivaetsya-s-agressiey-v-shkole (дата обращения: 09.01.2021).

5. Рудакова, А., Бурневская О. и др. Руководство. Просто о сложном. Как говорить с детьми об инклюзии. / Текст : непосредственный.

6. Школьника в Новошахтинске жестоко избили из-за небрендовой одежды. - Текст : электронный // РИА Новости : [сайт]. URL: https://ria.ru/20181211/1547766611.html (дата обращения: 03.02.2021).

7. Crick R., Gropter K. Relational aggression, gender, and social-psychological adjustment // Children Development. 1995. № 67. Р. 710-722.

8. Hyman I., Snook P. What we can do about the physical and emotional abuse of our children. San Francisko: Jossey-Bass, 1999.

9. Olweus D. Understanding and researching bullying // Handbook of school bullying: an international perspective / Ed. S. Jimerson, D. Espelage. N.Y.: Routledge, 2009. P. 9-31.

10. Tapper K., Boulton M. 1994. Sex difference on level of physical, verbal, and their associations with beliefs about aggression // Aggressive Behavior. 1994. № 30. P. 123-145

11. Underwood M. Social aggression among girls. N.Y.: Guilford Press, 2003. Voss, Mulligan 2000 - Voss L.D., Mulligan J. Bullying in school: are short pupils at risk? Questionnaire study in a cohort // British Medical Journal. 2000. № 4. P. 612-613.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.