Научная статья на тему 'Причины сдерживания развития российского малого бизнеса'

Причины сдерживания развития российского малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
639
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА / КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА / КАТЕГОРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Наталья Викторовна, Кахриманова Диана Габибулаевна, Ксенофонтов Андрей Александрович

Статья посвящена исследованию причин, по которым малый и средний бизнес в Российской Федерации развивается крайне медленно. Чтобы понять истинные причины этого процесса, рассматривается ретроспектива становления бизнеса в России, определяются факторы негативного воздействия на малый бизнес, приводится выступление на заседании Государственного совета страны президента РФ В.В. Путина, в котором он призывает представителей всех уровней власти способствовать тому, чтобы малый бизнес в России стал привлекательным, доступным и престижным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REASONS OF CONTROL OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN SMALL BUSINESS

The article is devoted to research of the reasons, which small and average business in Russian Federation develops extremely slowly. To understand the true reasons of this process the retrospective of formation of business of Russia is considered, factors of negative impact are defined on small business, to be given performance on a meeting of the state council of the country of the president V.V. Putin, in which it urges representatives of all levels of the power to promote that small business in Russia would become attractive, available and prestigious.

Текст научной работы на тему «Причины сдерживания развития российского малого бизнеса»

ПРИЧИНЫ СДЕРЖИВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация. Статья посвящена исследованию причин, по которым малый и средний бизнес в Российской Федерации развивается крайне медленно. Чтобы понять истинные причины этого процесса, рассматривается ретроспектива становления бизнеса в России, определяются факторы негативного воздействия на малый бизнес, приводится выступление на заседании Государственного совета страны президента РФ В.В. Путина, в котором он призывает представителей всех уровней власти способствовать тому, чтобы малый бизнес в России стал привлекательным, доступным и престижным. Ключевые слова: малый бизнес, развитие малого бизнеса, критерии малого бизнеса, категории малого бизнеса.

THE REASONS OF CONTROL OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN SMALL BUSINESS

Annotation. The article is devoted to research of the reasons, which small and average business in Russian Federation develops extremely slowly. To understand the true reasons of this process the retrospective offormation of business of Russia is considered, factors of negative impact are defined on small business, to be given performance on a meeting of the state council of the country of the president V. V. Putin, in which it urges representatives of all levels of the power to promote that small business in Russia would become attractive, available and prestigious. Keywords: small business, development of a small business, criteria of a small business, categories of a small business.

О проблемах развития малого и среднего бизнеса в России говорится давно и много. Если посчитать, сколько статей опубликовано в российской прессе, то станет ясно, что тема эта чрезвычайно важная и крайне популярная. А если это действительно так, то российским малым бизнесом нужно серьезно кому-то заниматься. Однако, как показывает отечественная практика, в существующих условиях кардинально изменить ситуацию, в которой оказался российский малый и средний бизнес, невозможно.

Стоит начать с ретроспективы - рождения и становления бизнеса в России. Это далекие с точки зрения сегодняшнего дня 1980-1990-е гг., а точнее, их рубеж, когда Советский Союз с его плановой экономикой перестал существовать как государство в прежнем виде, и тогда с политической карты мира исчезла большая страна - крупнейший мировой хозяйствующий субъект с населением почти с 300 млн чел. и огромным производственным и военным потенциалом. В те дни история зафиксировала беспрецедентное мировое событие - окончание идеологической войны между двумя супердержавами - СССР и США. Появившимся в результате этой профессионально спланированной акции полутора десятку новых независимых государств, включая новую Россию, нужно было выбирать - оставаться в командной экономике или трансформировать ее в рыночную. Тогда многим казалось, что именно рынок приведет эти страны к сиюминутному благополучию. Практически все вновь созданные государства предпочли новый неведомый для своих народов путь - путь к рынку. Так в современной истории в бывших советских республиках очень быстро и без особых на то размышлений была осуществлена смена одной экономической формации на другую.

Сравнивать командную и рыночную экономики не вполне корректно, да и невозможно. Специфика механизма рыночных отношений такова, что каждый из участников рынка преследует субъективную цель, но объединение этих целей создает объективные закономерности для развития прочных экономических отношений в обществе. В этих условиях, по словам известнейшего английского экономиста Адама Смита, появляется «невидимая рука» рынка, которая позволяет каждому предпри-

УДК 658.15(075.8) Н.В. Романова Д.Г. Кахриманова А.А. Ксенофонтов

Natalya Romanova Diana Kahrimanova Andrei Кsenofontov

© Романова Н.В., Кахриманова Д.Г., Ксенофонтов А.А., 2015

141

нимателю, действовавшему исключительно в собственных интересах, получать непредсказуемые результаты. Рынок и отношения на нем его участников не приемлет вмешательства в эти отношения государства, а значит, оно не может посягать на формирование свободного рыночного ценообразования. В условиях рыночных отношений только закон спроса и только закон предложения формируют взаимодействия покупателей и продавцов, создают свободу предпринимательства, обеспечивают конкурентное взаимодействие участников рынка [3, с. 60].

Ничего общего с этим не имеет командная экономика, в которой Советский Союз просуществовал более 70 лет. Экономической основой хозяйственной деятельности государства командно-административной системы является общественная собственность на средства производства, здесь государственное предпринимательство является доминирующим, а значит, оно управляет ценами на энергоносители, общественный транспорт, товары, услуги, а также на землю, находящуюся в собственности государства. Принимая это во внимание, можно констатировать: в условиях командной экономики основные вопросы - что, как и для кого производить, - совершенно не касаются одних -общество, но зато всеобъемлюще решаются другими - государством. Объяснением тому является отсутствие рынка как такового, а значит, невозможность появления в принципе закона спроса и закона предложения.

При командной экономике не может создаваться объем благ, который, как правило, определяется целями самостоятельно существующих субъектов - компаниями, и затратами производства, которые напрямую зависят от технологии изготовления продукции и цен факторов производства. Отсюда - исключительно государственное ценообразование и распределение общественных благ через устойчивый централизованный механизм.

Как известно, произведение объема проданной продукции на ее цену называется общей выручкой, а разность между общей выручкой и общими затратами - прибылью. В рыночных условиях цель конкурентной фирмы - получить максимум прибыли. Главной задачей фирмы, стремящейся производить продукцию с минимальными затратами в длительном периоде, является поиск соответствующей капиталовооруженности труда, которая зависит от множества факторов: от применяемых технологий, экономической конъюнктуры, представленных ценами факторов производства и т.д.

Соответствует ли все это плановой экономике? Конечно, нет. И в первую очередь потому, что у предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в командной среде, нет цели быть конкурентоспособными. С кем конкурировать, если рынок как таковой отсутствует? Формулируя этот вопрос, невольно задаешься другим - но неужели у таких предприятий вообще не было цели получения прибыли в условиях отсутствия ближайших и тем более крупных (главных) конкурентов? Цель, конечно, была, и прибыль планировалась, но не самими предприятиями, а вышестоящими организациями - трестами, объединениями, т.е. головными структурами, в состав которых входили советские предприятия (т.е. можно сказать, что тогда отсутствовала наиболее типичная для рынка форма организации планирования «цели вниз, планы - вверх»). Да и использование полученной прибыли не всегда было самостоятельным решением коллектива, поскольку головными структурами «спускались» нормативы на создание и использование фондов развития производства и фондов потребления. Ни для кого не секрет, что в отдельные годы прибыль предприятий просто изымалась аппаратами головных управлений частично, либо в полном объеме. Так можно ли в условиях командной экономики увидеть функцию предложения капитала, т.е. представить процесс первоначального его накопления, что является основой формирования рыночных отношений? Разумеется, нет!

Из-за перечисленных обстоятельств предпринимательство (бизнес), появившееся в 1990-е гг. в российской экономике с выбранными рыночными приоритетами было просто неготовым понять и принять новый механизм под названием «рынок». Крупные компании как-то смогли обеспечить себе

конкурентные преимущества и определиться с конкурентным пространством, а вот малый и средний бизнес по сей день остается слабым звеном в российской рыночной цепи.

Цели и задачи функционирования малого и среднего бизнеса не были определены, защитной системы тоже не было создано, а значит, не мог в принципе появиться фундамент для становления и развития этих важных категорий бизнеса. Даже критерии, по которым можно было бы определить категории малого и среднего бизнеса, никто не утверждал. Если вспомнить, сколько лет, точнее, столетий рос и развивался малый бизнес, например, в Великобритании или США, то тогда можно понять, почему за два десятилетия в России так и не появилось хорошо развитое с большим потенциалом малое предпринимательство.

Учитывая все это, можно предположить, что новая Россия, получив от СССР в наследство статус правоприемника и вместе с этим «вирус» гигантофобии, еще долго будет оставаться страной крупных компаний и фирм с внушительной долей государства в их уставном капитале. Вот показатели, которые это подтверждают: в странах ЕС на 100 тыс. чел. приходится более 3 тыс. компаний, относящихся к малому бизнесу, а в России до сих пор этот показатель, к примеру, в пять раз меньше. И если в Евросоюзе численность занятых в малом бизнесе составляет от 55 до 65 % от общего количества работающего населения, то в России этот показатель примерно в четыре раза меньше. На съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, проходившем 22 апреля 2015 г. президент РФ ВВ. Путин отметил, что «доля малого и среднего бизнеса в ВВП, например США -50 %, в Италии - 60 %, во Франции - 62 %, в России - лишь 20 %» [2].

Нет необходимости сравнивать вышеупомянутый показатель по России (20 %) с такими странами, как США, Япония, Сингапур и др. Хотя, здесь нельзя обойти стороной Японию - страну, в которой предпринимательство составляет основу национальной экономики. Здесь мельчайшие (по-нашему микропредприятия), малые и средние предприятия занимают особое место и играют важнейшую роль: на их долю приходится более 99 % общего числа японских компаний, порядка 55 % всей реализованной продукции и около 80 % численности, занятых в промышленности. Сегодня в Японии на один автогигант работают сотни тысяч небольших, но мобильных компаний, от деятельности которых зависит будущее японского автопрома. Стоит ли удивляться, что острейшей проблемой Японии вот уже много лет остается перепроизводство. Конечно, перепроизводство - это огромная проблема для страны, но это все-таки гораздо лучше, чем отсутствие или недостаток в стране собственного производства, и вынужденное его замещение импортом.

Не потому ли сегодня, в разгар санкций против России российскому правительству приходится решать вопросы сокращения объемов импортной продукции за счет активизации собственных (российских) производств? На наш взгляд, все это - результат неэффективной политики России в отношении становления и развития малого и среднего бизнеса.

В мае 2015 г. на заседании Государственного совета Российской Федерации президент В.В. Путин в своем выступлении остановился на вопросах развития малого и среднего бизнеса. «Все уровни власти должны сделать все, чтобы занятие бизнесом стало привлекательным, доступным и престижным», - указал президент. «Должны быть равными условия, стабильные и понятные правила и законы, честная конкуренция. Чтобы никто не мешал работать, не было взяток, поборов, навязанных услуг» - пояснил он [1]. Конечно, опасения президента страны не случайны. Недавние опросы, проведенные в странах Европы, включая Россию, показали, что если в европейских странах желали бы открыть (создать) свой бизнес от 18 до 24 % опрошенного населения, то в России этот показатель в несколько раз меньше. Такой пессимизм граждан России объясним: статистика подтверждает, что, к примеру, с 2013 г. цена аренды помещений в Москве увеличилась с 5,2 тыс. руб. до 15 тыс. руб. за 1 кв. м. в месяц, т.е. в три раза. Ежегодно от неоправданных действий чиновников в малом и среднем бизнесе теряются сотни тысяч рабочих мест.

Правда, в последние несколько лет Россия улучшила свои позиции в рейтинге стран, удобных для организации бизнеса. Еще несколько лет назад мы занимали 105-е место в списке, а к 2014 г. -уже 91-е место из 145. Попаданию в топ-100 рейтинга Doing Business страна обязана прогрессу в сфере налогового администрирования и регистрации собственности.

Итак, если за главную проблему сдерживания развития российского малого и среднего бизнеса принять отсутствие прочной базы, условий, практики, опыта и т.д., о чем было сказано в начале статьи, то теперь к этому можно добавить целый ряд факторов, негативно влияющих на этот процесс:

1) инфляционные процессы в стране (в январе-марте 2015 года уровень инфляции в стране в годовом исчислении составил 16 %);

2) неадекватная неэффективная политика государства по поддержке малого и среднего бизнеса;

3) большие проблемы при получении кредитов;

4) непомерно высокие ставки по кредитам (государственная программа в этом смысле не решает проблему полностью);

5) криминалистическая составляющая;

6) неспособность самих предприятий к активному внедрению и использованию новейших систем управления, таких как прогнозирование, планирование и бюджетирование;

7) нежелание чиновников на территориальном уровне активно сотрудничать с представителями малого и среднего бизнеса;

8) невозможность иметь внушительный инновационный и инвестиционный потенциал для обеспечения развития и роста предприятий и др.

Принимая во внимание вышесказанное, стоит только помечтать: а что если вдруг все получится с импортозамещением в стране? Неслучайно на днях в правительстве произошла перестановка - на должность министра сельского хозяйства назначен теперь уже бывший губернатор А. Ткачев - именно ему поручено довести до логического завершения программу импортозамещения в сельском хозяйстве. А что если после выступления президента В.В. Путина губернаторы на местах по-другому посмотрят на малый и средний бизнес, существующий в их регионах? А что, если чиновники, наконец-то, поймут, что, развивая малый и средний бизнес, можно получить экономику нового типа, как в том же Сингапуре, где на создание (открытие) бизнеса тратится не более двух часов, где при нулевой коррупции действует жесточайшее судебное законодательство, нет места взятничеству и поборам. Вот если бы в России создать что-либо подобное, то, возможно, тогда доля малого и среднего бизнеса в ВВП будет составлять не 20 % как сегодня, а в три раза больше, как, например, в Германии и Франции.

Библиографический список

1. В. В. Путин провел заседание Государственного совета Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://kremlin.ru/events/President/transckripts/49214/work. (дата обращения : 20.05. 2015).

2. В. В. Путин выступил на съезде Рспп с вопросом о дальнейшем расширении свободы для бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://youtu.be/cVS4Nie6iKY. (дата обращения : 22.05.2015).

3. Михайлушкин, А. И. Основы экономики : учеб. / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко. - М. : Дрофа, 2003. -60 с. - ISBN 5-7107-6228-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.