Научная статья на тему 'Причины подросткового кризиса у детей, обучающихся в частной школе'

Причины подросткового кризиса у детей, обучающихся в частной школе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
461
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ЧАСТНАЯ ШКОЛА / ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС / ПРИЧИНЫ / ДОВЕРИЕ / CHILDREN / PRIVATE SCHOOL / TEENAGERS CRISIS / CAUSES / TRUST

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маслова Е.Э., Савченко У.В., Петухова К.С.

Статья посвящена нарушению эмоциональной сферы у детей 10-13 лет, обучающихся в частной школе, а именно в период подросткового кризиса, который отражается на их взаимоотношениях с родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Causes of teenagers crisis from children, who study in private school

The article is devoted to the violation of the emotional children’s sphere in aged of 10-13 years, who study in a private school, namely in the period of adolescent crisis, which affects their relationship with their parents.

Текст научной работы на тему «Причины подросткового кризиса у детей, обучающихся в частной школе»

УДК 316.6

Маслова Е.Э., Савченко У.В., Петухова К.С.

ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА У ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЧАСТНОЙ ШКОЛЕ4

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

goticchristmas@mail. ru

Аннотация

Статья посвящена нарушению эмоциональной сферы у детей 10-13 лет, обучающихся в частной школе, а именно в период подросткового кризиса, который отражается на их взаимоотношениях с родителями.

Ключевые слова: дети, частная школа, подростковый кризис, причины, доверие.

Abstract

The article is devoted to the violation of the emotional children's sphere in aged of 10-13 years, who study in a private school, namely in the period of adolescent crisis, which affects their relationship with their parents. Keywords: children, private school, teenagers crisis, causes, trust.

Актуальность рассматриваемой темы можно обозначить тем, что при хорошем доходе, родители пытаются дать своим детям «все лучшее», в том числе и образование, предпочитая частные школы обычным.

Из вышесказанного возникает проблема, которая все чаще становится на первое место в отношениях между родителями и детьми - это эмоциональный разрыв, а именно: недоверие, отчуждение детей от родителей, так как каждый занимается своей жизнью, не интересуясь друг другом, потеря мотивации.

Подростковый возраст традиционно характеризуется как критический, переходный, трудный в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием как причиной различных психологических и психических отношений. В ходе перестройки организма у подростков возни-

4 Maslova E.E., Savchenko U.V., Petuhova K.S. Causes of teenagers crisis from children, who study in private school / Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

кает чувство тревоги, повышенная возбудимость, снижается самооценка. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Подростковый возраст, по словам Л.С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов[2; 5].Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении [1]. Л.Р. Мадорский считает, что центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка чувства зрелости как субъективного переживания, отношения к самому себе как к взрослому. Тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что приводит к конфликту между подростками и взрослыми. В результате возникает кризис подросткового возраста [5].

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие "Я", осознание своей индивидуальности. На формирование идеального «Я» в подростковом возрасте влияет уже не семья, родители перестают быть моделью для его создания [5].

Исходя из описания особенностей вступления ребенка в подростковый возраст, можно сделать следующие выводы: основная ведущая деятельность -общение со сверстниками. Основная мотивация - признание в коллективе сверстников. Авторитет родителей и старших в данный период теряет свое значение, для подростка гораздо важнее, что о нем подумают друзья. Дети из обеспеченных семей часто противопоставляют себя своим родителям и всячески стремятся к самостоятельности и противопоставлению себя родителям.

Существуют личностно-ориентированные частные школы, в которых образовательный процесс напрямую связан с интеллектуальным и эмоциональным состоянием ребёнка. Данные школы взаимодействуют не только с детьми, но и с родителями.

Родители отдают детей в школу, надеясь, что учителя всё исправят, но при этом, как только ребёнок выходит из «исправительной школы», дома его ждут родители, которые снова балуют ребёнка и не хотят заниматься его вос-

питанием. По этой причине, как правило, дети не доверяют не только родителям, но и учителям, а точнее всем взрослым. Поскольку доход родителей позволяет дать детям почти всё, ученики таких школ не понимают, зачем учителя пытаются их научить чему-то, зачем хотят сделать из них какую-то личность и достают нравоучениями, если, как кажется ребёнку, у него уже всё есть, он полностью упакован, тем более что дома он получает всё, что хочет, даже если не заслуживает этого. Среди таких детей очень сильно страдают мальчики, которые воспитываются в основном мамами, поскольку отсутствует мужская рука при мягком отношении матерей к своим сыновьям.

Практика показывает, что успешное обучение может происходить в случае, когда в школе активно проводятся тренинги, в которых участвуют родители, учителя, ученики с целью их объединения.

В рассматриваемой частной школе был проведен тренинг на доверие между детьми и учителями, после чего дети действительно стали проще общаться с учителями. Так же был проведён тренинг на командообразование, в котором дети вместе со своими родителями выполняли разнообразные задания. Основная цель данного тренинга: научиться слушать и слышать, понимать друг друга. Ведь очень часто взрослые и дети слышать не то, что им говорят, а то, что они хотят услышать.

Во время тренинга было видно, как дети были счастливы от того, что родители вместе с ними работают, помогают им, дают им советы. К сожалению, некоторые родители были не очень счастливы от того, что им необходимо выполнять какие-то задания.

Возникает вопрос: что мы в таком случае хотим от детей?

Напрашивается только один вывод: вся проблема заключается исключительно в родителях. Что же делать в таком случае учителям? Общаться с родителями, придумывать разнообразные аргументы, чтобы родители, наконец, поняли одну простую вещь: устраивая свою жизнь, ни в коем случае нельзя забывать о жизни своего ребёнка.

Литература

1. Боброва В.Г., Вахрушев М. Общая характеристика развития личности подростка. Ростов н/Д, 1966.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №4 - С. 123-205.

3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования

личности. М.: Просвещение, 1979.

4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2013.

5. Хухлаева О.В., Зыков Е.В., Бубнова Г.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2016.

УДК.614.37

Марина Н. С.

ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ДЕТЕЙ5

ГБОУ СОШ №579 Приморского района Санкт-Петербурга, l uda777shap@yandex. ru

Мы живём в обществе, где не можем представить жизнь без телефона, компьютерных игр. Конечно человек понимает необходимость телефона. Едете в транспорте или идёте домой посмотрите вокруг, у каждого в руках телефон, планшет. Мы даже не задумываемся о том, к чему это может привести.

Сейчас многие семьи сталкиваются с проблемой зависимости компьютерных игр. И эта зависимость уже начинается с чуть ли не раннего возраста. Чаще всего родителям некогда поиграть с малышом. Телефон прекрасная вещь для того, чтобы отвлечь ребёнка. Когда ребёнок занят, то у родителей появляется свободное время. При этом считая, что ребёнку помогают развиваться. На самом же деле получается, что родители принимают участие в этой зависимости.

Родители покупают ребёнку телефон, компьютер. Чем раньше ребёнок начинает играть в компьютерные игры, тем самым есть все шансы стать зависимым от них. Родители должны понимать, что несут огромную ответственность за своего ребёнка. Это прежде всего здоровье, отношение к окружающему миру. Ребёнку надо помогать развиваться с помощью реальных предметов: кубики, пирамидки, карандаши, книги.

Родителям надо понимать куда может привести компьютерная зависи-

5Marina N.S. The experience of educational institutions computer addiction in children / State budget educational institution Secondary School №579 Primorsky district of St. Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.