Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
цифровая компетентность / педагог / современный образовательный процесс / digital competence / teacher / modern educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Е.С.

В работе дано определение цифровой компетентности, по средствам опроса выявлены важные причины низкой цифровой компетентности, сделаны выводы и варианты решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR LOWDIGITAL COMPETENCE OF TEACHERS OF GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The paper defines digital competence, identifies important reasons for low digital competence by means of a survey, and draws conclusions and solutions to the identified problems.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 37.02

Кравченко Е.С.

магистрант кафедры информатики и информационных технологий Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого (г. Тула, Россия)

ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация: в работе дано определение цифровой компетентности, по средствам опроса выявлены важные причины низкой цифровой компетентности, сделаны выводы и варианты решения выявленных проблем.

Ключевые слова: цифровая компетентность, педагог, современный образовательный процесс.

С высокими темпами развития информационных технологий современный образовательный процесс претерпевает множество изменений, в него внедряются новые способы донесения информации до учеников. Отсюда возникают проблемы своевременного перестроения педагога под данные тенденции. А всегда ли педагоги школ успевают адаптироваться к современным трендам и новым образовательных технологиям? Однозначного ответа на данный вопрос нет.

Цель данного исследования: выяснить уровень цифровой компетентности среди учителей школ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Дать понятие цифровой компетентности,

2. Определить уровень цифровой компетентности учителей,

3. Выявить причины низкой или высокой цифровой компетентности,

4. Сформулировать способы дальнейшего повышения цифровой компетентности и выводы по исследованию.

Для доступного понимания дадим определение цифровой компетентности. Цифровая компетентность (ЦК) - это комплекс компетенций по работе в цифровой среде и с цифровыми продуктами, включая активность по созданию и сбору данных, их обработке и анализу, а также по автоматизации процессов с помощью компьютерных технологий[1, с. 8]. Также дадим определение ЦК педагога - умение преподавателей использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональном контексте в сочетании с хорошим педагогическим (дидактическим) пониманием и осознанием его значения для стратегий обучения и цифровой базы обучающихся[2, с. 20].

Для определения уровня ЦК педагога был проведен опрос, педагогам из 3 учебных заведений предлагалось заполнить анкету, где указывался возраст педагога и ряд уточняющих вопросов. Всего в опросе приняли участие порядка 100 педагогов разных возрастов. Изначально результаты были неутешительные. Поскольку один из вопросов был связан с возрастом, результаты были сразу проранжированы по возрасту. Были определены 3 возрастные категории: I -педагоги до 35 лет, II - педагоги 35-50, III - педагоги 50 + лет.

Первая проблема низкой ЦК учителей, как бы это не звучало категорично, это возраст (I - 79%, II - 52%, III - 19%). Начиная со второй возрастной группы процент ЦК стремительно падает. Учителя мотивируют данное явление тем, что современные технологии «не проверены временем», поэтому они стараются использовать устарелые, но надежные методы донесения информации. Хотя первая возрастная категория, наоборот, стремится больше, на сколько это возможно, внедрять «ноу-хау» в свою работу объясняя это тем, что это позволяет экономить время на подготовку и проверку заданий.

Также во всех возрастных группах была выявлена проблема ненадлежащей материальной базы в области ИКТ и ограниченное время использования интерактивных досок по требованиям СанПин.

Стоит также отметить, что во второй и третьей возрастных группа отмечается тенденция низкого уровня владения персональным компьютерам. Что в свою очередь влечет каскад проблем - это и организация удаленных занятий, и раздача материала для самостоятельной работы, и использование цифровых образовательных ресурсов. В совокупности все вышеперечисленное сильно увеличивает время на подготовку и проверку заданий, что негативно сказывается на работе педагога и его эмоциональном состоянии.

Исходя из результатов исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, возраст педагога напрямую влияет на его способность адаптироваться под современные тренды образования. Во-вторых, необходимо разрабатывать перечень проверенных цифровых ресурсов, которым смогут доверять возрастные педагоги. В-третьих, современные технологии - это не панацея, а всего лишь инструмент для комфортной работы педагога. Желательно, конечно, при внедрении новых технологий в образование, не забывать и про соответствующее обучение педагогов для работы новыми технологиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Картукова, А. А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога / А. А. Картукова // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сборник материалов участников конференции. Санкт-Петербург: Международные образовательные проекты, 2019. - С. 8- 11;

2. The transition from distance to online education: Perspectives from the educational management horizon/ European Journal of Open, Distance and E-Learning. Söderström / T. Söderström, F. Jörgen, J. Löfqvist, A. Törnkvist // From,

Lôvqvist, & Tôrnquist. 2012. URL:

https://www.researchgate.net/publication/279443430_The_transition_from_distance_ to_online_education_Perspectives_from_the_educational_management_horizon; 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» /Постановление Роспотребнадзора от 28.09.2020 г. №28. https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf

Kravchenko E.S.

Tula State Pedagogical University (Tula, Russia)

REASONS FOR LOW DIGITAL COMPETENCE OF TEACHERS OF GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract: the paper defines digital competence, identifies important reasons for low digital competence by means of a survey, and draws conclusions and solutions to the identified problems.

Keywords: digital competence, teacher, modern educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.