Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСА И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ'

ПРИЧИНЫ НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСА И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
955
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ОХРАНА ЛЕСА / FOREST PROTECTION / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ОБОРОТ ДРЕВЕСИНЫ / TIMBER TRADE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дерюга А.Н.

В статье дается анализ кризисной ситуации, сложившейся в сфере охраны леса и борьбы с незаконными порубками. Автор ставит задачу комплексного обнаружения факторов, порождающих и (или) способствующих совершению административных правонарушений и преступлений в сфере охраны леса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES OF ILLEGAL LOGGING AND HOW TO OVERCOME THEM

The article provides an analysis of the crisis situation in the area of forests and combat illegal felling. The author poses the problem of detection of complex factors leading to and (or) to the commission of administrative offenses and crimes in the area of forest protection.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСА И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ»

УДК 343.773

ДЕРЮГА А.Н.

ПРИЧИНЫ НЕЗАКОННОЙ РУБКИ ЛЕСА И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Ключевые слова: экология, охрана леса, административная ответственность, оборот древесины

В статье дается анализ кризисной ситуации, сложившейся в сфере охраны леса и борьбы с незаконными порубками. Автор ставит задачу комплексного обнаружения факторов, порождающих и (или) способствующих совершению административных правонарушений и преступлений в сфере охраны леса.

DERYUGA, A.N.

CAUSES OF ILLEGAL LOGGING AND HOW TO OVERCOME THEM

Keywords: ecology, forest protection, administrative responsibility, timber trade

The article provides an analysis of the crisis situation in the area of forests and combat illegal felling. The author poses the problem of detection of complex factors leading to and (or) to the commission of administrative offenses and crimes in the area of forest protection.

Сообщения о незаконной вырубке леса в российских регионах давно стали повседневной реальностью. Поступающая информация напоминает криминальные сводки - масштабы явления и сопутствующий ему ущерб превратились в общенациональную проблему. В стране уже сложились полумафиозные сообщества «черных лесорубов», представляющие собой не просто шайки приятелей-браконьеров, а настоящие преступные кланы, со всеми сопутствующими атрибутами. В них задействованы десятки тысяч людей, дорогостоящая техника, а доходы, которые получают курирующие незаконные вырубки криминальные структуры, исчисляются миллиардами рублей, что эквивалентно незаконному предпринимательству и экономическому ущербу государства в этой сфере [1].

За прошедшее десятилетие (2000-2009гг.) объемы незаконных рубок в Российской Федерации выросли почти в 2 раза. Только в 2009 году, по официальным данным, незаконно заготовлено 1,4 млн.куб.м древесины, ущерб составил 13,2 млрд. рублей [2].

Проблема защиты леса от незаконной рубки занимала умы многих государственных деятелей и ученых еще с Петровских времен. Однако несмотря на длительную историю этого вопроса, задача сохранения леса остается одной из актуальных. Острота ситуации порождается сразу нескольким основаниями. С одной стороны, лес, как специфичный объект природы, считается элементом экологической стабильности, источником жизни

для многих растений и животных, полезных с точки зрения потребления человеком. С другой стороны, лес выступает экономической основой жизни целых районов, порой выступая градообразующим фактором. Наконец, с третьей стороны, лес - это элемент механизма международных взаимоотношений, при помощи которого налаживались или обострялись внешние политические связи.

Необходимость разрешения кризисной ситуации в рассматриваемой сфере, ставит задачу комплексного обнаружения факторов, порождающих и (или) способствующих совершению административных правонарушений и преступлений в сфере охраны леса.

Количество и разнообразие таких факторов позволяет классифицировать их на экономические, организационные и правовые.

К экономическим причинам можно отнести:

- дефицит рабочих мест в отдельных районах края, в результате чего основным источником доходов населения становятся полузаконный или незаконный промысел, среди которых вырубка, транспортировка использование для собственных нужд или продажа леса [3];

- халатное отношение должностных лиц местных органов самоуправления отдельных районов к вопросу о выделении леса на нужды местного населения, главным образом связанного с печным отоплением, предпочитая продавать лес по коммерческим ценам [4];

- постоянный рост на мировом рынке и как следствие внутри государства цены на древесину;

- доступность сбыта незаконно полученной древесины.

К организационным относят:

- отсутствие четкой методической базы, устанавливающей механизм подсчета объема и качества древесины на лесозаготовительных участках, обоснований необходимости проведения различных видов рубок (проходные, санитарная, реконструкция, прореживание). Это порождает необоснованные, а подчас умышленно-лоббированные решения о проведении рубок леса;

- низкое качество инвентаризации леса, редкое ее проведение, отсутствие открытых данных о количестве и качестве лесного фонда, закрепленных за лесхозами. Зачастую это приводит к сверхнормативному объему рубки на разрешенном участке леса;

- отсутствие полноценного контроля лесничеств за отпуском заготовленной древесины и ее вывозом;

- отсутствие учета предприятий, занимающихся заготовкой, реализацией и переработкой древесины;

- отсутствие механизма подтверждения количества и качества леса, оцененное лесхозами;

- слабое техническое оснащение контрольно-надзорных органов и их оперативных групп (укомплектованность техникой, средствами связи и охраны);

- большое количество мелких заготовительных предприятий и арендаторов территории лесов;

- неэффективность охранительного действия лесорубочного билета и других документов, подтверждающих законность вырубки части леса и происхождения древесины;

- слабая профессионально-правовая готовность должностных лиц, контрольно-надзорных органов лесничеств;

- слабая согласованность или полное ее отсутствие в действиях должностных лиц лесничеств, органов внутренних дел, таможенных органов;

- отсутствие эффективного документального обеспечения, подтверждающее неоспоримость законности перемещаемой древесины за рубеж;

- отсутствие обоснованных требований по количественному составу правоохранительных органов, непосредственно работающих в лесных зонах и близлежащих территорий и площади охраняемых ими лесных территорий;

- отсутствие антикоррупционной политики в рассматриваемой сфере [5].

Во многом, указанные выше причины основаны на коллизиях или

пробелах права. Однако еще хуже, когда закон усиливает действия факторов, влияющих на незаконную рубку леса.

Действие Лесного кодекса и проведение основанных на нем реформ в лесной отрасли привело к существенному росту безработицы, бедности и нищеты в лесных деревнях и поселков. Факторов негативного влияния нового лесного законодательства на социально-экономическое положение лесных деревень и поселков несколько:

- сокращение занятости в государственных органах лесного хозяйства и образованных на их основе лесохозяйственных предприятиях (бывших лесхозах) за счет значительного перераспределения финансов в пользу бюрократических структур в региональных центрах и сокращения внебюджетных доходов лесохозяйственных предприятий;

- подавления малого и среднего лесного бизнеса (основного работодателя в лесных деревнях и поселках) за счет административного перераспределения лесных ресурсов в пользу приоритетных инвестиционных проектов, резкого роста бумагооборота (отраслевой планово-отчетной документации), коррупционной нагрузки и других отрицательных явлений, особенно пагубных именно для небольших предприятий;

- перехода от конкурсной к аукционной системе распределения лесных ресурсов и заказов на работы по охране, защите и воспроизводству лесов (аукционная система не позволяет учитывать социальную значимость предприятий при принятии решения о предоставлении лесных участков или размещении заказа на работы и услуги) [6].

Таким образом, к правовым факторам можно отнести:

- неэффективную правовую базу, не учитывающая специфику «мелкой» добычи лесных ресурсов, определяющая контроль за деятельностью лесничеств

в сфере определения, распределения и учета леса, предназначенного для законной вырубки;

- отсутствие официальных актов толкования права механизма применения уголовного и административного законодательства по вопросам незаконной вырубки, переработке и использования леса;

- отсутствие контрольно-надзорных (государственно-властных) полномочий у большинства должностных лиц лесхозов (лесничеств);

- неопределенность в отношении технических средств, применяемых для незаконной вырубки и вывоза древесины, в случаях использования такой техники не ее собственниками.

На наш взгляд, решение выше указанных проблем можно подразделить по видам на регулятивные и правоохранительные.

К первостепенным регулятивным нужно отнести:

- разработку понятия охраны и защиты леса от незаконной рубки, внесение его официального определения в Лесной кодекс Российской Федерации;

- внести в Лесной кодекс Российской Федерации, подзаконные ему нормативные правовые акты изменения, предусматривающие полномочия по охране и защите лесов, государственному лесному надзору;

- разработка антикоррупционной политики в органах регулирования и охраны леса. В этом направлении необходимо издать нормативные правовые акты, устанавливающие более открытые формы принятия управленческих решений со стороны лесничеств и вышестоящих контрольно-регулятивных органов;

- совершенствование системы контроля за деятельностью лесничеств, в рамках деятельности по определению количества и качества леса (древесины), площадей, передаваемых для различных видов вырубок. Для этого необходимо принять нормативные акты, устанавливающие обязательность дублирования выше указанной деятельности, независимыми экспертами. В целях более точной информации о качестве и количестве леса, периодичность проведения соответствующего мониторинга должна быть чаще.

К важнейшим правоохранительным решениям профилактики незаконной вырубки леса можно отнести:

- внести изменения и дополнения в УК РФ (ст.260), предусматривающую ответственность за скупку (приобретение) или продажу древесины, добытой заведомо преступным путем;

- внести изменения и дополнения в КоАП РФ (ст.8.28), предусматривающие ответственность за скупку (приобретение), транспортировку или продажу древесины без документов, подтверждающих законность происхождения древесины;

- внести дополнение в КоАП РФ (например, ст.8.28.1), предусматривающие ответственность за незаконное использование орудий незаконной рубки леса, принадлежащих на праве хозяйственного ведения другим лицам;

- правовое урегулирование вопроса перемещения и дальнейшего хранения древесины в качестве вещественного доказательства свершения преступления и административного правонарушения;

- создание специализированных оперативных отделов, структура которых должна состоять из специалистов в разных областях, связанных с профессиональными знаниями технологии определения качества и количества леса, проведения криминалистических экспертиз, с учетом специфики лесозаготовительной деятельности, правоприменения (уголовного и уголовно-процессуального, административного и административно-процессуального), в случаи выявления фактов нарушения лесного законодательства, с возможным использованием ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Разумеется, такие отделы должны находиться под непосредственным оперативным управлением и контролем со стороны органов государственной власти субъектов России. Качество деятельности указанных подразделений зависит от полноценности предварительной специальной подготовки в рассматриваемой сфере, которая, на наш взгляд, должна проводиться в других регионах с похожей спецификой проблем.

Количественный и качественный состав оперативных групп должна определяться как минимум на основе следующих принципов:

- соответствия количественного состава оперативного отдела площади охраны леса;

- удаленность места жительства членов группы оперативного отдела от охраняемой территории леса;

- по необходимости, вахтовый метод работы;

- достаточная квалификация членов группы для выполнения любых административно-предупредительных, пресекательных и обеспечительных мер, связанных с профилактикой и борьбой с нарушений в сфере охраны леса.

Оценивая вышеприведенный комплекс мер для защиты леса от незаконной рубки можно сделать вывод о том, что качество этой работы зависит в большей степени не от того, насколько эффективно законодательство, а от того, насколько готовы к его применению конкретные должностные лица. Это означает поиск путей охраны леса таким способом, при котором роль человеческого фактора была бы сведена к минимуму.

В этой связи, важнейшим является вопрос о разработке методики единого общероссийского учета отпуска древесины на корню, основанный на современных технологиях, предусматривающий, например, электронный способ оборота древесины и его контроля. При нем любое решение, начиная от предоставления права на рубку леса до его непосредственной переработки в России или вывоза за границу, должно проводиться путем фиксации соответствующих действий на электронном носителе (электронном лесорубочном билете для заготовителей древесины, электронном складе древесины, для покупателей), сохраняющего всю информацию о происхождении древесины, включая объем, место, время и лицо, которому

предоставлено право рубки на корню, а также передачу всего его объема или части покупателю.

Сама процедура перехода осуществима путем предварительной выдачи заготовителю, перевозчику, покупателю именного электронного документа (чип-карты), куда записывается информация о соответствующем действии ее хозяина и вообще вся история предмета купли-продажи. Если законодательно признать только такой механизм законной добычи и оборота древесины, то единственным подтверждением законности происхождения леса будет тот его объем, который числиться на именном электронном носителе проверяемого лица. Наибольший эффект такого оборота леса можно достигнуть при вывозе древесины за границу. Оборудованный терминалом таможенный пост, даст возможность таможенной службе без труда выяснить легальность происхождения леса, лицо-заготовителя, продавца и покупателя. Очевидно, объем вывезенного за пределы Российской Федерации леса также фиксируется на электронном носителе.

Очевидно, что разработка и внедрение такого механизма контроля оборота древесины потребует создания стационарных и мобильных электронных ресурсов записи-считывания информации. Все это потребует вложения немалых материальных средств. Более того, необходимо внести изменения и дополнения в Лесной кодекс Российской Федерации и регламент выдачи разрешений на рубку леса на корню, его транспортировку, куплю-продажу.

Однако гарантированная возможность проверки законности происхождения леса на всем его пути (особенно при его экспорте) может существенно помочь в защите леса от незаконной рубки, а значит многократно окупить затраты.

Литература и источники

1. Бешуков А.Г. Криминологическая характеристика и уголовно-правовые меры противодействия незаконному предпринимательству // Современная научная мысль. 2012. №1. С.75-81.

2. Власть готовит для «черных лесорубов» УК// http://leshos. гu/news/newsone.php?id=140094

3. Турицын А.В. Отдельные проблемы принудительного прекращения права собственности на земельные участки // Современная научная мысль. 2013. №2. С.133-140.

4. Павловская В.Ю. Местный бюджет в экономической системе муниципального образования и его законодательное регулирование // Современная научная мысль. 2013. №1. С.71-73.

5. См.: Эртель А.Г. Институты регионального развития // Бизнес в законе. Экономико--юридический журнал. 2010. №3. С.316-317.

6. См.: Ярошенко А.Ю. О причинах незаконных рубок и организационно-правовых мерах по обеспечению борьбы с ними // Материалы «круглого стола»

в Совете Федерации на тему «Правовое обеспечение борьбы с незаконными рубками леса», 27 ноября 2008г.

Дерюга А.Н. - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД Дальневосточного юридического института МВД России, доцент (derjuga@mail.ru)

Deryuga, A.N. - PhD in Law, assistant professor of administrative law and administrative performance ATS Far Eastern Law Institute MVD of Russia, associate professor (derjuga@mail.ru)

УДК 342.924

АСАДОВ А.М., МОЧАЛОВ А.Н. К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЕ И РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: административное право, административная реформа, кодификация административного законодательства, административный произвол

Статья посвящена анализу проблем проведения административной реформы, призванной обеспечить сокращение факторов формализма, схематизма в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, защиту прав граждан, общественных организаций, бизнес-структур.

ASADOV, A.M., MOCHALOV A.N. ON THE ADMINISTRATIVE REFORM AND DEVELOPMENT OF THE

CONCEPT OF ITS DEVELOPMENT

Keywords: administrative law, administrative reform, the codification of administrative law, administrative arbitrariness

This article analyzes the problems of administrative reform, designed to ensure the reduction factors formalism, schematics in the bodies of state power and local self-government, state and local government agencies, protecting the rights of citizens, public organizations, business structures.

Главной целью административной реформы и кодификации административного законодательства и одновременно их центральным звеном, представляется, должен стать конституционный принцип высшей ценности человека, его прав и свобод [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.