Научная статья на тему '4. 3. Лесные богатства нашей страны требуют усиления их правовой охраны'

4. 3. Лесные богатства нашей страны требуют усиления их правовой охраны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕС / ЛЕСНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ / ПРА-ВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / FOREST / FOREST PLANTING / LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каплунов Виталий Николаевич

На основе анализа правоприменитель-ной практики выявлены проблемы, требующие изме-нений и дополнений действующего законодательст-ва в вопросах правовой охраны лесов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WOOD RESOURCES OF OUR COUNTRY REQUIRE THE LEGAL PROTECTION

Based on the analysis of law enforcement practice in this field the amount of problems was revealed. They require changes and additions in today's legislation concerning forest protection.

Текст научной работы на тему «4. 3. Лесные богатства нашей страны требуют усиления их правовой охраны»

4.3. ЛЕСНЫЕ БОГАТСТВА НАШЕЙ СТРАНЫ ТРЕБУЮТ УСИЛЕНИЯ ИХ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

Каплунов Виталий Николаевич. Должность: Прокурор. Место работы: Прокуратура Хабаровского края.

Аннотация: На основе анализа правоприменительной практики выявлены проблемы, требующие изменений и дополнений действующего законодательства в вопросах правовой охраны лесов.

Ключевые слова: лес, лесные насаждения, правоприменительная практика.

THE WOOD RESOURCES OF OUR COUNTRY REQUIRE THE LEGAL PROTECTION

Kaplunov Vitaly Nikolayevich. Position: Prosecutor. Place of employment: Khabarovsk Territory prosecutor’s office.

Annotation: Based on the analysis of law enforcement practice in this field the amount of problems was revealed. They require changes and additions in today’s legislation concerning forest protection.

Keywords: forest, forest planting, law enforcement.

В исследовании, посвященном запасам и состоянию лесных ресурсов в России, профессор С.А. Боголюбов отметил, что Россия обладает почти четвертью мировых запасов леса. Как же распоряжается этим колоссальным богатством Россия? Он отвечает, что расчетная лесосека используется менее чем на одну четверть. Лесной сектор дает России только 2,5% внутреннего валового продукта и 3,7% экспортной выручки. Это чрезвычайно малая экономическая выгода, получаемая Россией от распоряжения своим лесным хозяйством.

Самым крупным лесным регионом в России является Дальневосточный федеральный округ. Общая площадь лесного хозяйства округа составляет около 45 % лесного фонда России. Однако из всего эксплуатационного фонда осваивается не более 40% по ряду природных и других социально-экономических причин.

Доходность незаконной рубки леса и его последующей продажи оценили и криминальные структуры. Этому способствовала территориальная близость Японии, Китая и Кореи, где постоянно испытывается дефицит древесины. За последние шесть лет (20042009гг.) количество зарегистрированных незаконных рубок леса в Дальневосточном федеральном округе возросло с 1009 до 1774 или более чем на 17%. Эти цифры еще не отвечают действительному положению с незаконными рубками. В определенной степени рассматриваемые преступления порой носят латентный характер. В процессе расследования дел о лесонару-шениях были установлены случаи, когда работники лесхозов при выявлении лиц, ведущих незаконную рубку леса их не задерживают, документов о лесона-рушении не составляют и предлагают виновным уплатить работнику лесхоза определенную сумму. В правоохранительные органы о незаконной рубке леса они иногда сообщают как о выявленном ими правонарушении, совершенном неизвестными лицами. Имеют место другие злоупотребления: дают разрешение на рубку в лесах, выполняющих защитные функции на участках, которые не отведены лесопользователю по договору аренды или купли-продажи, деревьев более

ценных пород, чем указано в разрешительных документах и т.д.

В условиях экономического кризиса, падения спроса на древесину, как на внутреннем, так и зарубежном рынках, а так же явления инфляции вынудили и лесную отрасль находить более экономные способы расходования материальных средств необходимых для функционирования своих организаций и управленческих структур.

Одним из таких способов стало сокращение штатов лесничеств. К чему это привело можно проиллюстрировать на примере Лазовского участкового лесничества в пос. Долми Хабаровского края. До 2004 года в этом лесничестве работало 16 человек. Штатную численность сократили в три раза. Сегодня 400 тысяч гектаров лесной площади закрепленных за лесничеством охраняют пять человек: лесничий, два лесника, шофер и радист. Они должны проверять качество лесных делян и отводов, а также выполнение работ по лесовосстановлению арендаторами лесных участков, которые по договору аренды обязуются выполнять эти работы. Однако выполняют они свои обязанности крайне неохотно либо вообще не выполняют.

На лесничество возложена и другая не менее важная задача: выявление фактов незаконной рубки леса, задержание виновных и оформление на них первичных материалов для привлечения правоохранительными органами к уголовной или административной ответственности.

Сократилось финансирование лесничеств и обеспечение их транспортными средствами, другими машинами и расходными материалами.

Фактически сложилось такое положение, когда лесная охрана оказалась неспособной (по своему численному составу) выполнить все возложенные на них обязанности. К чему это приводит? Некоторые незаконные рубки леса выявляются слишком поздно, когда возможности к раскрытию преступления и изобличению виновных оказываются утраченными. Имеются недостатки в проведении доследственных проверок и расследовании дел рассматриваемой категории и все это, в конечном итоге, приводит к тому, что в некоторых регионах количество нераскрытых преступлений составляет около 50% от всех дел, возбуждаемых о незаконных рубках леса. Сложившееся положение свидетельствует о том, что примерно половина преступников, занимающихся этим видом незаконного бизнеса, никакой ответственности не понесли. Следует заметить, что в настоящее время некоторые криминальные структуры меняют свою тактику незаконных рубок леса. Они в светлое время дня находят участки, поросшие наиболее ценными породами деревьев, а их порубку и вывозку ведут с наступлением темноты. Так, мелкими партиями они накапливают большое количество дорогостоящей древесины для последующей ее продажи.

Лес, добытый в результате незаконных рубок, нужно сбыть. И здесь сложились определенные связи. Его можно продать перекупщикам, строительным фирмам, коммерческим организациям зарубежных стран.

Благоприятные условия для выноса незаконно заготовленной продукции (как ни странно) создает действующее федеральное законодательство.

С 1 января 2004г. вступил в действие новый Таможенный кодекс Российской Федерации, значительно упростивший процедуру таможенного оформления. В настоящее время, представляя декларацию, называть в ней законность получения перевозимого товара (в

данном случае леса) не требуется. Обязательными в декларации являются только сведения, необходимые для исчисления и взимания таможенных платежей (ст.124 Таможенного кодекса РФ).

Наиболее объективный способ досмотра леса и соответствие перевозимого леса сведениям, указанным в декларации, может быть произведен по месту его отгрузки.

Однако досмотр по месту отгрузки согласно таможенным правилам не обязателен. Его проводят на границе Российской Федерации. С учетом большого количества перевозимого леса досмотр его не всегда проводится, а если и проводится, то порой формально.

Декларанты не всегда указывают полное наименование вывозимых лесоматериалов и их количество с разбивкой по сортам, диаметру и породе леса, а это не позволяет установить фактическую стоимость леса и его соответствиям цене, названной в декларации. Такую возможность обмана таможни давно увидели экспортеры леса и пользуются ею без каких-либо опасений с целью «экономии средств, необходимых для оплаты таможенных расходов». Существующая организация контроля за перевозимым за рубеж товаров (в данном случае леса) не позволяет таможне выполнить свою главную задачу - правильное взимание таможенных платежей, в связи с отсутствием достаточно полных сведений о количестве и качестве перевозимых за рубеж товаров.

Возможность обмана таможни порождает и коррупционные настроения у лиц, участвующих в оформлении процесса перевозки леса за рубеж.

До внесения изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях федеральным законом от 20 августа 2004г. № 118-ФЗ ответственность за использование при декларировании недействительных документов о законности происхождения товаров, перевозимых за рубеж, была строгой и наказывалась вплоть до конфискации предметов правонарушения. В настоящее время такая ответственность за названное деяние исключена (ст. 16-1 главы 16 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Представляется, что таможенный досмотр такого громоздкого груза как лес по месту его отгрузки позволит если не избежать, то хотя бы сократить факты обмана о количестве и качестве перевозимой за рубеж древесины и повысить размеры платежей как одного из важных источников формирования государственного бюджета.

Анализ сложившейся практики борьбы с незаконными рубками леса позволяет сделать вывод о том, что в результате ослабления контроля за лесопользованием и либерализацией законодательства о сбыте незаконно добытой древесины создало обстановку безнаказанности, позволяет организаторам преступления хищническим путем получать большие барыши, да еще и сохранять некоторым из них репутацию «порядочного делового партнера».

Судебной практике известны случаи, когда лица, задержанные с поличным за незаконную рубку леса, считают более выгодным дать взятку работнику лесхоза, чем нести более высокие расходы по оплате незаконной рубки, а затем уголовную или административную ответственность. Так называемое взяточничество по инициативе взяткодателя. Нарушитель лесопользования предлагает лицу, которое его задерживает материальное вознаграждение и если работник лесхоза соглашается его принять, то сделка состоится.

В ней заинтересованы обе стороны и подобные преступления практически не раскрываются. Поэтому прогнозируемые специалистами в сфере лесопользования и криминологии цифры о том, что 40% порубок леса совершаются незаконно, могут оказаться не соответствующими действительности и существенно уменьшенными.

Не пугает браконьеров и возможность задержания их за незаконную порубку леса и привлечение их к уголовной ответственности. Если проследить карательную практику судов за последние шесть лет, то мы увидим, что около 2/3 лиц, признанных виновными в незаконной порубке леса (62,8%) осуждены к лишению свободы условно. Представляется необходимым заметить, что многие осужденные воспринимают условное осуждение как акт милосердия со стороны суда и достаточно серьезно не оценивают их условное осуждение как меру уголовного наказания.

Постановляя приговор, суд называет размер ущерба, который должен возместить осужденный лесному хозяйству. Некоторые осужденные умышленно уклоняются от погашения ущерба, некоторые нигде не работают и, исходя из образа их жизни, они ущерб не возмещали и не собираются возмещать. Они также фактически остаются безнаказанными за совершенное преступление.

В процессе расследования и при судебном рассмотрении уголовных дел установлены неединичные случаи, когда организаторы незаконной порубки леса нанимают лиц без оформления трудовых отношений, длительно не работающих и не имеющих средств к существованию, а порой и постоянного места жительства, которые за низкую оплату производят рубку деревьев. Используемая при рубках леса техника оформляется на праве аренды у владельцев этой техники, что лишает возможности наложения на нее ареста. Собственник транспортного средства знает, что ответственности за незаконную деятельность других лиц при эксплуатации его техники он не понесет. Представляется необходимым отметить порой недостаточную заинтересованность органов охраны леса в возмещении причиненного лесному хозяйству ущерба. Представители гражданского истца не всегда являются в судебное заседание, где должны рассматриваться их исковые требования, не всегда представляются доказательства их исковых требований, встречаются ошибки в расчете ущерба. Имеют место и такие случаи, когда гражданские иски по возбужденным уголовным делам о незаконной порубке леса не заявлялись вообще.

В средствах массовой информации, оправдывая либерализацию уголовно-правовой практики в отношении лиц, посягающих на элементы окружающей нас природной среды (в том числе и леса) объясняли это снижением уровня жизни части населения, безработицей, невозможностью трудоустройства (особенно в сельских местностях) и другими социальными факторами, которые нужно учитывать при назначении наказания. Среди части населения появилось иждивенство, выразившееся во взглядах о том, что поблажки для них должны оказываться постоянно. Они приходят к мысли о том, что подобный способ улучшения своего материального положения выгоден, серьезных уголовно-правовых последствий не повлечет и это толкает их на повторные незаконные порубки леса, причиняющие лесному хозяйству обычно более крупный ущерб. Следует отметить, что речь не идет о повсеместном ужесточении карательной практики по делам

рассматриваемой категории. Нужно, чтобы осужденный почувствовал, что он осужден. Это можно сделать, не прибегая к такому наказанию, как лишение свободы, путем назначения осужденному наказания в виде обязательных работ, которые он будет отбывать на работах по восстановлению леса.

Перечисленные факты ослабления контроля за законностью рубки лесных насаждений, недостатки при производстве дознания и предварительного следствия, либерализация законодательства в сфере оборота незаконно срубленной древесины, безответственность за факты обмана при торговле лесом с зарубежными странами и коррупция - это комплекс причин и условий, в своей совокупности способствующий безнаказанности расхищений национального богатства нашей страны.

В юридической литературе высказывалось мнение о необходимости создания экологической полиции. Поддерживая это мнение, представляется необходимым отметить, что такая необходимость назрела. На экологическую полицию может быть возложена обязанность по контролю за соблюдение законодательства в сфере охраны природной среды, оперативно-розыскная деятельность, дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления».

Следует внести изменения или дополнения в законодательные акты по вопросам ответственности за незаконную рубку леса и в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (с изменениями от 06.02.3007г.) по этому вопросу. Лесной кодекс РФ, вступивший в действие с 01.01.2007г. установил новый порядок для лесопользования (не по лесорубочным билетам и ордерам) путем заключения договоров аренды (на конкурсной основе) или путем купли-продажи этих участков для удовлетворения своих хозяйственных потребностей в лесоматериалах. Есть и другие изменения в порядке лесопользования, которые противоречат рекомендациям, даваемым Пленумом Верховного Суда РФ в 1998г. и поэтому в настоящее время пользоваться разъяснениями Пленума (в вопросах незаконного лесопользования) в судебной практике уже нельзя.

Представляется необходимым изменить часть 3 ст. 260 Уголовного кодекса РФ, предусматривающую ответственность за незаконную рубку в особо крупных размерах и организованной группой. В условиях экономического кризиса названной в примечании к ст. 260 Уголовного кодекса РФ ущерба в размере 150 тыс. рублей в качестве особо крупного потерял свое прежнее значение. В настоящее время незаконные рубки леса, осуществляемые с использованием современной лесозаготовительной техники, превышают в сотни раз ущерб, отнесенный законом к особо крупному. Сложилось ненормальное положение, когда за незаконную рубку леса, причинившую ущерб в размере 150 тыс. рублей максимальное наказание может быть назначено и тогда, когда ущерб составил 92,7 млн. рублей и превышает особо крупный более чем в 600 раз.

Представляется очевидным, что назначение одного максимального наказания за преступления, имеющие столь различную степень общественной опасности, не отвечает требованиям закона о восстановлении социальной справедливости (ст. 43 Уголовного кодекса РФ). В этой связи предложение о дополнении ст. 260

Уголовного кодекса РФ частью 4, в которой предлагается повысить срок наказания за незаконные рубки леса в особо крупных размерах, совершаемых организованными группами (обычно такие преступления совершаются организованными группами) до 9 лет лишения свободы. Изменить и примечание к ст. 260 Уголовного кодекса РФ путем увеличения особо крупного ущерба до 500 тыс. рублей.

Наряду с либерализацией в законодательном порядке ответственности за незаконную рубку леса лесное ведомство также упростило порядок и правила рубки лесных насаждений.

Низкая точность материалов лесоинвентаризаций, как правило, сопровождается ошибками в назначении вида и объема лесохозяйственных мероприятий. Несоблюдение периода повторяемости рубок, как отмечают специалисты в сфере лесопользования, приводит к интенсивной деградации и ухудшению качества лесов. Одной из причин деградации на Дальнем Востоке является повсеместное применение вместо выборочных сплошнолесосечной и условно-сплошной систем рубок, которая уже в настоящее время завышена в 3-5 раз и применяется в лесных насаждениях, где они крайне не желательны или совершенно не допустимы.

При становлении рыночной экономики ситуация в лесном комплексе меняется. Приоритет охранновосстановительной функции лесов заменяется сугубо потребительской и прежде всего лесозаготовительной. Чрезмерное добывание деловой древесины лучших пород ведет к ухудшению состояния лесов. В последние годы лесное хозяйство именно так и существовало, нарушая все правила лесоводства, которые они сами установили и сами же стали его нарушать.2

Обобщая изложенное представляется необходимым заметить, что повышение (в законодательном порядке) ответственности за незаконную рубку леса и усиление контроля лесным ведомством в части соблюдения порядка и правил лесопользования могут быть тем средством, которое позволит повысить ответственность за соблюдение закона о лесопользовании и станет более эффективным средством охраны лесных богатств нашей страны от незаконных посягательств.

Список литературы:

1. Боголюбов С.А. Комментарий к Лесному кодексу Российской федерации. М.,2008. с.4

2. Ковалев А.П., Ковалев С.А. Промышленные лесозаготовки. «В сборнике «Современное состояние лесов Российского Дальнего Востока и перспективы их использования». Хабаровск. 2009. с. 190-204

З.Челышев В.А., Ефимов Д.Ф., Проблемы и прогноз развития лесного хозяйства на востоке России « В сборнике « Современное состояние лесов Российского Дальнего Востока и перспективы их использования». Хабаровск. 2009. с. 425-435.

Рецензия

на статью В.Н. Каплунова «Лесные богатства нашей страны требуют усиления их правовой защиты»

1 Ковалев А.П., Ковалев С.А. Промышленные лесозаготовки // Современное состояние лесов Российского Дальнего Востока и перспективы их использования. Хабаровск. 2009г. с. 190-204.

Челышев В.А., Ефремов Д.Ф. Проблемы и пргноз развития лесного хозяйства на востоке России. // Современные состояния лесов Российского Дальнего Востока и перспективы их использования. Хабаровск. 2009г. с.425-435

Незаконная порубка леса относится к числу наиболее распространенных преступлений в сфере экологии. Причины и условия, создающие факторы противоправного деяния обусловлены во многом проблемами законодательного урегулирования вопросов заготовки и реализации древесины. Данные обстоятельства во многом подчеркивают актуальность представленной статьи. Более того, в юридической литературе и в периодических изданиях не часто можно увидеть работы по данной тематике.

Как видно из представленной статьи основное тематическое содержание затрагивает проблемы и перспективы, развития лесоохранного законодательства, правоприменительной практики, а также таможеннотарифного регулирования поставок незаконно добытой древесины на внешний рынок. При этом автором формулируется как проблема законодательного регулирования в части несовершенства и неопределенности правовых норм, так и пути ее решения.

Нельзя не согласиться с мнением автора, что незаконные порубки леса на сегодня представляют собой серьезную угрозу экологической безопасности. В свою очередь это требует принятия ряда адекватных и действенных мер направленных на модернизацию механизма государственного управления лесами, совершенствования лесоохранных мероприятий, усиления мер ответственности, а также процессуальных процедур выявления и расследования преступлений.

В статье объективно и достоверно отражены пути и способы уклонения от исполнения установленных норм и правил лесозаготовок и сбыта соответствующей продукции, проблемы организационного и правового характера в данной сфере, что в совокупности объясняет причины латентности преступлений в сфере добычи, переработки и реализации древесины. Таким образом содержание статьи отличает убедительность аргументации и логичность суждений, а по своей актуальности и практической значимости она соответствует подобного рода работам и может быть рекомендована к публикации в специальном юридическом издании.

Рецензент: Научный руководитель: кандидат юридических наук профессор, Заслуженный юрист РФ

Широков В.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.